-->



На главную

    Интернет-журнал
    Истоки
    О духовном
    Богом избранный
    Земля обетованная
    613 Мицвот
    Время испытани
         История
         Современность
         Материалы ADL
    Персоналии
         ЖЗE
         Я - Еврей
         Чтобы помнили
    Книжная полка
    Еврейский треугольник
    Мужчина и женщина
    Наш календарь



-->
Поиск по сайту



Полезные ссылки:
История евреев Беларуси







       Еврейские извозчики обогатили русский язык

Мендель Крик, отец Бени, слыл среди коллег-бидюжников грубияном. Остальные, очевидно, были людьми благовоспитанными… Коль уж начали мы перечислять профессии, без которых не стояло ни одно еврейское местечко, не говоря уже о крупных центрах, вроде Бобруйска и Жмеринки, то нельзя не назвать (причем, назвать с должным почтением) профессию, весьма и весьма распространенную. Мы имеем в виду балагулу. На меднозвучащем иврите «баал-hаагала» означало «владельца колесницы» — этакого добра молодца в панцире и медных поножах. Сменились времена, сменились и понятия: «балагулу» (именно так зазвучал владелец колесницы на практичном идиш) уже никто не представлял себе в панцире. Ибо балагула был еврейским возницей, нанимаемым для поездки между деревнями и местечками черты оседлости.

       По следам десяти колен

Со времен Талмуда было принято считать, что десять колен все еще существуют и имеют свое грандиозное царство где-то там, за волшебной рекой Самбатион. Это мнение столетиями волновало и наполняло сердца евреев надеждой на воссоединение со своими потерянными братьями. Так, жители Кейруана, который в IX веке был крупным центром изучения Торы, обратились с письмом к гаону рабейну Цемаху: «Сообщаем нашему господину: гостил у нас один человек, имя которого Эльдад а-Дан из колена Дана, и рассказывал нам, что четыре колена (проживают) водном месте: Дан, Нафтали, Гад и Ашер... И живут в шатрах, и кочуют с места на место, и воюют с пятью кушскими царями...

       Учебы без порки не не бывает

Рассказывая о местечковой интеллигенции, просто невозможно пропустить одного из самых массовых ее представителей — учителя-меламеда. А слово «бедный», вынесенное в заголовок, показывает нам, что работники сферы народного образования были бедны не только в России постперестроечных времен. Нет, еврейский фольклор полон историй о меламедах, и все они начинаются словами: «Жил однажды бедный меламед…». Историй о меламеде богатом (хотя бы одном!) нам не известно.

       Капцн никогда не станет шнорером

В любой еврейской общине дело помощи нуждающимся было организовано превосходно…
Знаете ли вы, что означает еврейское слово «шнор»? Точнее, что оно означает на идиш, ибо иврит библейских времен такого слова ведать не ведал, а заимствовал его лет эдак сто назад из идиш. Так вот, «шнор» значит «попрошайничество», а «шнорер», соответственно, «попрошайка». Можно, конечно, перевести его и как «нищий», но это не будет стопроцентно правильно, поскольку как «нищий» переводится еще и слово «капцан» («капцн»). То есть в кармане пусто, семеро детей не кормлены, жена восьмым беременна, завтра шабес, а тут не то что гефилте фиш, а три куска селедки на девять частей не нарежешь, чтоб всем хватило, потому что и на три-то куска денег нет. Нищий? Конечно нищий! Но это не значит, что человек побежит на ближайший угол просить подаяния.


       Предков Гнесина свел умелый шадхен

В клезмерском ансамбле тон задавала скрипка, которой вторили цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта и барабан с тарелками. Но всему головой был, конечно, скрипач… Коль скоро разговор о типично еврейских профессиях привел нас на свадьбу (которая, как мы помним, являлась результатом деятельности шадхенов и проводилась под руководством бадхенов), то мы, вполне естественно, должны плавно перейти к клезморим. Можно было бы сказать «к музыкантам», но тогда потребовалось бы пояснить: еврейским народным музыкантам из бродячих капелл, состоявших из трех–пяти человек. Звучит почти научно, но к чему эти сложности, когда все определение укладывается в странноватое слово «клезмер» , во множественном числе звучащее как «клезморим» ?


       Благодарим Б-га за Амстердам

Жизнь евреев в христианской Европе в эпоху, предшествовавшую Просвещению, в основном, воспринимается нами как длинный и печальный каталог бед и страданий. Мы часто слышим уже знакомые повествования о запретах и преследованиях и постоянном сопротивлении евреев. Однако в то время, когда евреев поносили и высылали, голландские евреи в XVII веке сумели добиться такой степени свободы и терпимости, которая практически не имеет аналогов в истории христианско-еврейских отношений.


       У донских казаков были еврейские фамилии

Ростовчанин Евгений Мовшович - доктор геолого-минералогических наук, ведущий геолог Южного государственного геологического предприятия. В 1999 году Мовшович возглавлял комиссию общественной экологической экспертизы проекта строительства Ростовской АЭС (кстати, комиссия пришла к выводу о невозможности безопасной эксплуатации станции). Но это лишь одна из сторон деятельности Евгения Вениаминовича. Мовшович еще и единственный в Ростове исследователь, занимающийся историей еврейских общин на Дону. По крупицам в кагэбэшных, университетских и прочих архивах Ростова, Москвы, Петербурга он собрал уникальные сведения о жизни донских евреев.


       Финляндия, Швеция, Норвегия... Наши северные евреи...

Вот уж где никогда не чаяли увидеть синагогу, так это в Хельсинки. Тысячу раз кружили мы вокруг автобусного вокзала, сотню раз ходили около гостиницы "Хелка" взад и вперед, десятки раз прогуливались мимо самого большого в городе фитнесс-центра, и никогда, ну никогда не видели хотя бы намека на еврейский молельный дом.


       Евреи Латинской Америки

Тысячи евреев из Латинской Америки в результате разразившегося в южной части американского континента экономического кризиса оказались сегодня в Майами (США)...


       Шолом-Алейхем и "Форвертс"

"Форвертс", начавший выходить в 1897 году и ставший самой массовой в Нью-Йорке газетой на идиш, не мог не быть связан с творчеством популярнейшего, любимого народом писателя Шолом-Алейхема. Изучая подшивки "Форвертса" буквально с начала его выхода в свет, я находил на газетных страницах тех лет рассказы Шолом-Алейхема, печатавшиеся с продолжением из номера в номер.


       Теодор Рузвельт и Россия

В апреле 1832г. американский президент Эндрю Джексон заключил с Россией договор о торговле и судоходстве, в 1-ом пункте которого говорилось: "страны имеют обоюдную свободу на торговлю и судоходство. Граждане обеих стран имеют право на въезд в порты, территории и реки, где разрешена торговля. У них есть право приезжать и находиться в любых частях упомянутых территорий для улаживания своих дел и они должны быть обеспечены такой же защитой, что и местные граждане."


       Развлекая Америку. Евреи на экране и в эфире

Если бы организаторы выставки, название которой стало заголовком этой статьи, кроме кино, телевидения и радио охватили еще и музыку, то экспозиция не уместилась бы в стенах Нью-Йоркского Еврейского музея на Пятой авеню.


       Двести лет врозь

Вышел из печати второй том исследования Солженицына "Двести лет вместе". Я шел по Новому Арбату, а продавцы выкладывали стопки книг на прилавки. "Купите, вам эта книга необходима", - крикнул мне вслед продавец. Я остановился и полюбопытствовал: "А почему она именно мне необходима?" - "Как же, вы ведь еврей", - последовал ответ. "Да, - сказал я. - Но наш срок в России кончился, двести лет истекли, стоит ли вспоминать?" Сказал - и ужаснулся: это ведь как в Египте. Всего десять лет разницы. Десять лет недодержали нас здесь в рабстве, зато кирпичей мы им больше налепили и крови они нашей больше пролили.


       Дорогами Ружинских хасидов

Рав Исроэль из Ружина (известный как Ружинский Ребе - основатель "Ружинского" хасидизма и один из самых выдающихся цадиков своего времени) родился в местечке Погребище (ныне пос. Погребище Винницкой области, находится неподалеку от границы Житомирской области, примерно в 60 км от Бердичева) в семье Рава Шолома - "Ребе из Погребища", внука Маггида из Межирича, - на следующий день после Рош ха-Шана в 1797 году.


       В еврейских домах Самарканда и Бухары теперь другие хозяева

"А какие народы живут в вашем городе?" - спросили мы у самаркандского таксиста. "Многие живут, все живут - таджики, узбеки живут. Много кто. Русские, корейцы живут, даже цыгане". "А евреи?" - "Евреи раньше тут жили, да, но мало осталось. Все уехали, в Америку, в Израиль, в Германию".


       Евреи Ольстера ходят по тонкой черте, разделяющей враждующие стороны

В Северной Ирландии популярен анекдот про человека, которого останавливает бандит и первым делом требует назвать свое вероисповедание. Желая избежать неприятностей, человек отвечает: "Я -- еврей". Не моргнув глазом бандюга говорит: "Отлично. Католический еврей или протестантский?"


       Ищите японцев среди евреев

Первую из наших заметок по японо-еврейской теме мы озаглавили "Не ищите евреев среди японцев". А завершаем мы ее призывом как бы противоположным. Но это только на первый взгляд. Нет евреев, ставших японцами, обогативших японскую литературу и науку. Даже на японской эстраде - ни одного еврея-конферансье. Как в это ни трудно поверить, но это факт.


       Не ищите в Японии евреев

Эту фразу следовало сказать гораздо раньше. Дело в том, что именно евреев искали в Японии века с 17-го, когда миссионеры-христиане стали проникать в страну.
Во-первых, они везде искали утерянные десять колен Израилевых, а, во-вторых, многие из европейцев заметили антропологическую разницу между японцами разных сословий.


       Египетские военные выжили евреев

Горстка оставшихся в Египте евреев является частью богатой и сложной истории этой страны. Пятиэтажное офисное здание в Каире. Скрипучий лифт. В кабинете за дверью, на которой все еще висит табличка с именем их отца, основавшего фирму, прокуроры Магда и Надя Харун вспоминают о своем детстве, о визитах в синагогу и семейных седерах…


       Турки хотели переселить евреев на Кипр

Евреи в богиню Афродиту не верили, но остров им нравился: чудный климат, близко от Эреца, дивные возможности для коммерции, а в древние времена и для сельского хозяйства, особенно же - виноградарства и овцеводства, привычных для древних евреев. И было их на острове очень много. По-еврейски остров называется Кафрисин, и кафрисинское вино служило одним из ингридиентов фимиама, воскуряемого в Храме.


       Глава курдов защищал евреев

Незабвенный генерал Александр Лебедь, когда хотел привести пример чего-нибудь совершенно невозможного и нелепого, пользовался выражением "еврей-оленевод".
Генерал антисемитом не был - достаточно прочитать его книги, чтобы в этом убедиться, во всяком случае, выражение "еврей-десантник" ему в таком качестве в голову не приходило.


       Из истории еврейской общины Тобольска

Еврейская община Тобольска сформировалась в начале XIX века. В отличие от большинства аналогичных общин Сибири и Урала, которые сложились раньше, чем появились их структурные органы, в Тобольске, при незначительном еврейском населении уже существовала Хевра кадиша* (еврейское кладбище открылось ранее) - в 1813 г. и еврейский молельный дом - в 1818 г. Впрочем, не будем подробно описывать Тобольскую общину, обратимся только к одному весьма яркому эпизоду из ее истории, относящемуся ко второй половине XIX века.

       Слово о евреях Вавилонии

Недаром говорят, что история евреев в изгнании схожа с природным солнечным циклом - закат общественной и духовной жизни евреев в одном центре совпадает с появлением другого такого центра в другом месте. Так и говорят наши мудрецы: "В тот момент, когда солнце садится в одном месте, оно подымается в другом".

       Евреи пришли в Китай по Шелковому пути

Китайский ученый представляет малоизвестную историю дальневосточной диаспоры. Интересно, почему именно уроженец Китая, ученый Шу Шин стал экспертом по иудаике? Интерес к данной тематике появился у ученого в 1988 году, когда он гостил у "особенной еврейской семьи" в Чикаго.

       Еврейская княгиня разгромила арабов

Евреи в Атласских горах (Марокко, Алжир) занимались кузнечным ремеслом Исследователи - этнографы давно столкнулись с феноменом в Северной Африке, в странах вокруг Сахары: кузнецы в этих странах - у берберов, у туарегов, у других исламизированных племен - занимали весьма низкое место в социальной иерархии.

       Индийские евреи становятся вегетарианцами

Кочинские евреи предпочитали себя считать потомками выходцев из Иерусалима, перебравшихся в Индию после разрушения города в 70 г. нашей эры Лет пятнадцать тому назад автор этих строк был в командировке в Индии, и из них - полтора дня в Кочине, крупном городе в штате Керала.

       Индийских евреев проверили рыбой

Во II веке до нашей эры, когда на территории Эрец-Исраэль бесчинствовал сирийский правитель Антиох Эпифан несколько семей галилеян нагрузили верблюдов и пошли на юг к порту Эцион-Гебер

       Евреи в Финляндии

Территория современной Финляндии более 500 лет - до 1809 г. была частью Шведского королевства. По шведским законам в этот период евреям разрешалось селиться только в трех городах - и все они были за пределами Финляндии.

       Расцвет еврейского центра в США;
евреи западноевропейских стран после первой мировой войны

Борьба за права национального меньшинства, являвшаяся одной из центральных проблем еврейской жизни в Восточной Европе, почти совсем не коснулась евреев в США, в Западной Европе и в некоторых странах Центральной Европы, как, например, в Германии и Италии.

       ОТКУДА ПРОИСХОДЯТ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ ЕВРЕИ?
Еврейская диаспора, в том виде, в котором она сложилась к началу ХХ века, подразделяется на несколько ветвей, крупных и мелких. К крупным можно отнести общины евреев-ашкеназов (говоривших на идише потомков германских евреев); потомков испанских и португальских изгнанников сефардов, живших в основном в странах средиземноморья, в Голландии и ее колониях; персидских евреев, живших в Персии (к этой группе примыкают афганские и бухарские евреи, горские евреи и евреи Китая); йеменских евреев.

       ИСТОРИЯ ФИНСКОГО ЕВРЕЙСТВА
История финского еврейства началась в первой половине 19 столетия, когда российские власти разрешили солдатам-евреям, оставаться там после увольнения.

       ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В конце прошлого века небесный маятник, качающийся столь же медленно, но верно, как вращаются жернова небесной мельницы, завершил свой очередной ход, и началось возвратное движение евреев по земной поверхности. Автору всегда казалось, что его предки по пути на Украину прошли через Германию и Польшу, а ему, или его потомкам, предстоит обратный путь.

       ЕВРЕЙСКИЕ ТОРГОВЦЫ КУПИЛИ АЛЯСКУ
В 1728 году датский исследователь Витус Беринг возглавил российскую экспедицию, которая пересекла Беренгово море и добралась до Аляски. В результате Россия постепенно завладела территорией, находящейся на самом севере Америки. Главным богатством Аляски была пушнина, и Беринга сопровождали еврейские охотники за пушным зверем. Позже они стали членами Российско-американской компании. Одним из управляющих компании (с 1850 по 1853) был Николай И. Розенберг.

       СУРИНАМСКИЕ ЕВРЕИ СПАСЛИ ОСТРОВ ОТ ЛИХОРАДКИ
Вначале территория, на которой расположен современный Суринам, называлась "Объединенная Гайана". Согласно сохранившимся документальным источникам, так называемая "Португальская еврейская община Суринама" была основана в 5422 году по еврейскому летоисчислению (1661-1662 гг.) Таким образом, она имеет более чем 300-летнюю историю.

       ЕВРЕИ ЯМАЙКИ ПОЛУЧИЛИ СВОБОДУ
В 1663 году на Ямайку приехали евреи из Англии.

       ДРАГОЦЕННЫЕ РОССЫПИ ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ КЮРАСАО
Остров Кюрасао был открыт в 1499 году испанским мореплавателем Де Овьедой, путешественником и современником Колумба. Первым евреем, прибывшим на Кюрасао, был Самуэль Кохэно. Это произошло в 1634 году в составе первой экспедиции датской "Вест-Индской компании". В 1651 году Джоао Ильхайо, еврей из Португалии, создал первое агрономическое предприятие на Кюрасао и навсегда вошел в экономическую историю острова.

       КОРОЛЬ АНГЛИИ РАЗРЕШИЛ ЕВРЕЯМ ЖИТЬ НА ОСТРОВАХ
Барбадос - остров в бывшей Британской Вест-Индии, колонизированный в 1625. Евреи на острове появились в начальный период его колонизации. Первые евреи прибывают на остров в 1628 году.

       ЕВРЕИ В РОД-АЙЛЭНДЕ XVIII ВЕКА. БОРЬБА ЗА РАВНОПРАВИЕ.
Уже в XVI веке среди прибывших на американский континент из Испании первых поселенцев, было немало крещенных евреев. Однако открыто исповедовать иудаизм евреи Испании и Португалии не могли. Первые организованные еврейские общины в Новом Свете появились в начале XVII века в голландских колониях…

       О ЕВРЕЯХ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ.
Армения является одной из немногих стран, о присутствии евреев в которой почти не известно, несмотря на то, что практически все соседние страны (Грузия, Азербайджан, Турция, Курдистан, Персия, северный Кавказ) имеют заметные еврейские общины. Существуют легенды о том, что в I в. н.э. царь Тигран переселил из Иудеи в Армению несколько тысяч евреев. Есть также версия о еврейском происхождении царского рода Багратидов (правили с VIII в. н.э.), но никаких материальных подтверждений у подобных легенд нет. Византийский летописец Фауст сообщает о том, что персидский уарь Сапор II (310-380) увел в плен из городов Армении тысячи евреев [1]. В Талмуде упоминается мудрец Яков из Армении (Гиттин 48а), в трактате Йевамот 45а говорится о выкупе из Армении еврейских пленников. В средневековой еврейской литературе есть отдельные упоминания о евреях в этой стране, однако, следует учитывать, что исторически под Арменией могла понималась территория, включающая весь Кавказ и Курдистан.

       ПО ВЕЛИКОМУ ШЁЛКОВОМУ ПУТИ: ПЕРСИДСКИЕ ЕВРЕИ В СТРАНАХ АЗИИ
Всем известно, что еврейский народ делится на две основные ветви: ашкеназов (евреев центральной и восточной Европы) и сефардов (потомков испанских евреев, расселившихся по странам средиземноморья). Менее известны две другие ветви еврейства, чей вклад в развитие еврейской культуры, пожалуй, не менее значителен: йеменская еврейская община и евреи Ирана. Именно об этой последней группе и пойдет речь.

       Брачные отношения: исторический взгляд
По массовости уход евреев из стран Северной Африки можно сравнить с изгнанием в 15-16 веках испанских и португальских евреев с Иберийского полуострова. Они не подвергались систематическим преследованиям, не пережили ни инквизицию, ни нацистские лагеря смерти. Основной мотив их эмиграции - создание государства Израиль. В последние годы появился ряд публикаций, посвященных традициям этой группы евреев. Среди них - книга опубликованная издательством имени Ицхака Бен-Цви "Источники истории евреев в мусульманских странах", ктубот, изданные и аннотированные Аврамом Аттали и Йосефом Арири. Об этих ктубот (брачных контрактах) и пойдет речь в этой статье...

       Еврейский памятник VIII-IX века из Тамани
Спор о подлинности иудейских древностей, обнаруженных караимским ученым, общественным деятелем и собирателем А.С. Фирковичем (1786 - 1874) в Крыму, без преувеличения, является одной из центральных проблем русскоязычной гебраистики. В опубликованной им книге "Авней Зиккарон" ("Памятные камни" на иврите) он утверждал, что караимские памятники из Чуфут-Кале в Крыму датируются периодом начиная с 1 века н.э.

       Евреи-мусульмане в Средней Азии
"Бухарскими" изначально называли только евреев, живших в Бухарском эмирате, однако со временем это название стало применяться ко всем коренным еврейским жителям Средней Азии, говорившим на диалекте таджикского языка. Появление евреев в Середней Азии относится еще к доисламскому периоду.

       Еврейская община на Карибских островах
В общей сложности, на Карибских островах проживают 1000-1500 евреев. Приблизительно 300 евреев - на островах Виржиния, 300 - на Багамских островах, а также немногочисленные общины - на островах Курасао, Аруба, Барбадос и т.д. Настоящая ситуация с численностью общин в корни отличается от той, которая была в 17, 18-ых веках, когда общины Карибских островов были известны своей состоятельностью и многочисленным составом.

       Сказки евреев Восточной Европы
Ни одна литература не полна без своего фольклора. Ни один народ невозможно понять, не заглянув в его сказки. До сих пор на уроках литературы в еврейской школе редко звучал голос "майсес". Мы надеемся, что эта публикация заинтересует учителей и поможет обогатить учебные программы.

       Из сказок евреев Восточной Европы
Удивительная история о двух братьях, которых унесло на корабле в ледовитое море, и об их чудесном спасении

       Бразильская Еврейская Община
У Бразильской Еврейской Общины, второй наиболее многочис-ленной общины в Латинской Америке, богатая 500-летняя история существования. В Бразилии было множество иммиграционных волн, в результате, община состоит из ашкеназских евреев Восточной Ев-ропы, немецких евреев из Центральной Европы и сефардских евреев из Турции, Греции, Северной Африки и Ближнего Востока. Среди членов общины есть потомки эпохи Инквизиции, которые решили вернуться к своим корням...

       Еврейская Община Болгарии
На территории Болгарии проживают около 3.000 евреев (общее население - 8,4 млн.). Практически все евреи - сефарды, практически все - живут в Софии. 90% болгарских евреев уехали из страны сразу же после войны. Примечательно, что евреи в Болгарии спаслись от депортации только благодаря активной интервенции различных элементов в болгарское общество (евреев на греческих и югославских территориях, оккупированных Болгарией, депортировали в немецкие гетто, почти все погибли).

       Белорусская Еврейская Община
Еврейская Белорусская Община объединяет около 70.000 евреев (это в соответствии с критерием Израильского Закона о Возвращении). По официальным данным (перепись населения 1999-го года), в Белоруссии проживает не более 28.000 евреев. Наибольшее количество евреев живут в столице Белоруссии, Минске. Остальные существующие общины находятся в Бресте, Витебске, Гомеле, Могилёве, Гродно, Бобруйске, Полотске, Моцире, Барановиче и Писке.

       Еврейская Община Боснии-Герцеговины
В Боснии-Герцеговине проживают 400 евреев (из всего населения 3,5 млн.). Большинство из 14.000 евреев, которые жили в Боснии, погибли во времена Холокоста. Многие из тех, кто пережил Холокост, покинули страну во время Гражданской войны.

       Еврейская Община Боливии
В Боливии проживают 500 евреев (общее население Боливии - 7,5 млн.). Большинство евреев - выходцы из Центральной и Восточной Европы, на сегодняшний момент - это 5% той сильной общины, которая была здесь в 1940-м году и объединяла 10 000 человек.

       Бельгийская Еврейская Община
Общины Брюсселя и Антверпа - центральные ответвления Бельгийской Еврейской Общины, которая составляет 33.000 человек из общего населения Бельгии 10 млн. человек. Главная организация общины - Комитет Координирования Еврейских Организаций Бельгии (ККЕОБ). Община Антверпа достаточно консервативна, её члены тесно связаны друг с другом, в религии придерживаются ультра ортодоксального течения. Многие евреи этой общины занимаются хорошо развитой в Антверпе торговлей бриллиантами. Брюссель является столицей Европейского союза, поэтому Бельгийская община активно интересуется вопросами европейской политики.

       Американская Еврейская Община
Ни в одной статье, написанной после 11 сентября, не могут не отразиться события того дня, которые потрясли весь мир. В тот момент, когда исламские террористы наносили удар в самое "сердце" Манхэттена и Пентагон, многое менялось в США навсегда. Таким образом, любой разговор об Американской Еврейской Общине должен вестись в свете этих последних событий.

       Азербайджанская Еврейская Община
Общее население Азербайджана составляет 7,5 млн. человек. В на-стоящее время на территории страны существуют три еврейских общины: горские евреи (таты), ашкенази и грузинские евреи. Азербайджанская Еврейская Община

      Австралийская Еврейская Община
Община Австралии непрерывно растёт. По официальным данным, на территории Австралии проживает приблизительно 110.000 евреев. Эта цифра включает выходцев из бывших СССР и Южной Африки, которые до сих пор пополняют австралийские еврейские общины.

      Армянская Еврейская Община
В Армении проживают около 100 евреев (население составляет около 3,6млн.). Большая часть евреев - это ашкенази, которые приехали в страну во времена СССР. Также в Армении есть несколько грузинских еврейских семей.

      Аргентинская Еврейская Община
Еврейское население Аргентины в настоящий момент насчитывает примерно 200.000 человек, (всё население Аргентины - 35 млн.) За последние 40 лет численность еврейского населения снизилась: с четырёхсот до трёхсот тысяч евреев. Наибольшее число евреев(80%) проживает в Буэнос-Айресе, но также есть общины в Кордобе, Розарио, Тукамане и Ла Плате.

      Мексиканская Еврейская Община
Мексиканская Еврейская Община насчитывает около 41.000 человек (население Мексики составляет 93 млн.), большинство проживают в Мехико. Среди групп, официально зарегистрированных как «израильтяне» есть и протестантские секты, и метисы (мексиканцы с индейскими и европейскими корнями), претендующие на еврейское происхождение (такие группы, как «Иглесиа де Диос» и «Каса де Диос»).

      Канадская Еврейская Община.
В Канаде проживают приблизительно 365.000 евреев. Наиболее многочисленная и постоянно увеличивающаяся община находится в Торонто, где живут около 200.000 евреев, далее по численности еврейского населения следует Монреаль (100.000 евреев), Ванкувер, Виннипег, Оттава и Гамильтон.

      Генотип сильнее фенотипа, или кто мы и откуда
Если вы хотите составить представление о жителях какой-либо страны, познакомьтесь с ее евреями. Английский еврей будет квинтэссенцией англичанина, а французский еврей - более француз, чем сами французы. Почему? Ответ прост, хоть и не утешителен: потому что надо выжить. А чтобы выжить, надо быть незаметным. Вот урок, который усваивает тот, кого часто бьют.

      А существуют ли евреи? - Спрашивает Фаина Гримберг
Фаина ГРИМБЕРГ (Гаврилина) - ав­тор книг по рус­ской истории, вы­зывающих раз­ную реакцию - от самой восторжен­ной до предельно возмущенной. Ее книга «Две дина­стии», вышедшая в 2000 году, «ра­зоблачила» всю классическую русскую историю, известную нам со времен Карамзи­на, как «пиар-акцию дома Рома­новых».

      Кого считают евреем в Израиле и в Америке
У двух еврейских отцов родились дочери, и отцы хотели, чтобы их дочери выросли "еврейками". Я взял слово "еврейки" в кавычки, потому что отцы родились и выросли в разных странах, где сам термин "еврей" понимается по-разному. Было, однако, у обоих отцов кое-что общее: во-первых, оба женились на нееврейках, во-вторых, они оба считали себя евреями и, в-третьих, их понимание того, кого считать евреем, отличалось от "галахического", поддерживаемого ортодоксальным иудаизмом определения, кто есть еврей.

      История еврейской благотворительности в Самаре
В Самаре были созданы специальные добровольные организации "Хаварот". Наиболее важными из них являлись: "Хевра Кадиша", занимавшаяся захоронением мертвых, "Хеврат бикур холим", отвечавшая за посещение больных людей, уход за ними и оказание им поддержки в трудное для них время, "Бейт лехем", занимавшаяся в будни сбором хлеба и хал в богатых домах с тем, чтобы пожертвовать их нуждающимся людям в Шаббат и праздники.

      Еврейской новогодней открытке - 100 лет!
Благословение "Лешана това тикатву" ("Да будет вам предначертан благополучный год"), которое часто слышится в еврейский новогодний праздник Рош Хашана, стало традиционным в поздравительных посланиях с XIV века и за прошедшие столетия этот обычай прочно укоренился. В первой половине XIX века появились печатные карточки с этим пожеланием.

      Магендавид: истоpия и легенды
К сожалению, о смысле символики магендавида многие сегодня практически ничего не знают и поэтому принимают всерьез самые нелепые выдумки, подчас восходящие к антисемитским кругам. Каковы же происхождение и смысл магендавида?

      Первые евреи на территории Беларуси
По меньшей мере, со второй половины XIV века проживают евреи на территории Беларуси

      Ортодоксальный иудаизм: сегодня как вчера?
Уравнение евреев в правах с неевреями, просветительство, эмиграция в Америку, сионизм, нацизм, основание государства Израиль - эти эпохальные события взвихрили и переворошили все еврейство. Между разными группами евреев возникли трения Но внушительное количество евреев все-таки придерживается Закона.

      Религиозная жизнь сибирских евреев В XIX столетии.
(по материалам Томской губернии)

К началу ХХ столетия в большинстве своем сибирские евреи, действительно, не соблюдали уже субботу, как, впрочем, и многие другие заповеди. Мало кто из них знал иврит и идиш. Почти не отличались сибирские евреи от местного населения в одежде, архитектуре своих домов. Считали ли они сами себя иудеями? Можно ли вообще говорить об иудаизме сибирских евреев?

      Одесские истории
Одесса... Морской бриз, неповторимо прозрачная весенняя слякоть в ярких лучах солнца на старых мощеных улицах, где каждый дом не похож на соседний. Великолепная архитектура старого центра. Я иду, любуясь ею, и под моей ногой исчезает, бесследно растворяясь, очередной искрящийся мокрый комок снега,

      Memento Mori - Помни о смерти. Еврейский погребальный обряд.
Гробы древних евреев, как и других восточных народов, были устроены в пещерах или гротах, осеняемых тенистыми деревьями. Эти пещеры были или естественные, или искусственные, нарочно высеченные в скале. У древних евреев только цари и пророки были погребаемы в городах; все же прочие обычно за городом.

      Прямая, как волос, дорога
Более трех веков назад миссионер-испанец Матео Ричи, путешествуя по Китаю, обнаружил в одной из бывших столиц империи - в городе Кайфын, в провинции Хэнань - еврейскую колонию. Весь мир был потрясен. Ученые немедленно "сделали стойку", в надежде обнаружить предания, и, возможно, даже древние книги, которые обогатят мир сведениями о жизни народов Востока в дохристианскую эпоху.

      Цензоры и цензура еврейских религиозных книг в России
Упорная борьба властей с еврейскими религиозными книгами была отнюдь не случайной. Высшие российские должностные лица, опираясь на соответствующие пояснения евреев-маскилим, услужливых выкрестов, стремившихся опорочить всё еврейское, а также на православных богословов, считали, что еврейские религиозные книги глубоко порочны, безнравственны и содержат положения, направленные против христиан и христианства.

      Счастливые люди из гетто
Недалеко от Нью-Йорка в районе Orange Country имеется небольшой городок под названием Монро. Здесь нет никаких исторических или архитектурных достопримечательностей, экзотики, привлекающих экскурсантов. И все же, город необычен - образец современного еврейского гетто.

      Каждый человек нам дорог, каждый человек нам интересен
Очень далеко от Луганска, в республике Башкортостан, в городе Уфа живет интересная женщина, еврейка, наша современница, Эмма Александровна Шкурко. Она - автор научно-популярной, уникальной в своем роде книги "Очерки истории евреев Башкортостана".

      В.Ведерников . СТАТЬИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Еврейский вопрос в политике самодержавия (1860-1870 гг.)

Что мешало уравнению евреев в правах с коренными жителями России?

      Новосельцев Анатолий Петрович. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа


      Царь, спасший евреев
      В феврале 1940 года к власти в Болгарии пришло правительство Богдана Филева,стремившееся к союзу с нацистской Германией. 1 марта 1941 года Болгария присоединилась к Тройственному пакту - 'военно-политическому союзу Германии, Италии и Японии.

      ВЕНГРИЯ: поиск своих корней
      "В то утро, когда мы приехали в Наджикалло, в этой деревне умер последний еврей. И сразу же многие вещи, в которых был еще какой-то "прикладной" смысл, стали вдруг только лишь воспоминаниями".

      В. И. ЛЕНИН. СИОНИЗМ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА В ПАЛЕСТИНЕ
      Статья Ленина "Сионизм и классовая борьба в Палестине" написана после встречи Ленина с лидерами движения "Поалей Цион" 31 апреля 1921 г. Эта статья вошла в первое собрание сочинений Ленина, изданное в 1921-1925 г. под общей редакцией Бухарина.

      МЕССИАНСКИЙ ИУДАИЗМ
      Мессианский Иудаизм - очень молодая еврейско-христианская секта, возникшая в США в 60х годах 20ого века. Однако, вскоре ее последователи появились по всему миру. В разных странах сейчас существует более 200 еврейско-христианских организаций, имеющих разные названия.

      ТАК ЭТО БЫЛО
      О дна из русскоязычных газет, выходящих в Германии, переслала мне письмо своей читательницы. В нем говорилось: "...Мне попалась недавно интересная книга (по-видимому, библиографическая редкость) - сборник статей "Россия и евреи", вышедший в Берлине в 1923 году.

      УРАВНЕНИЕ ГОСЕТА: ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО ТЕАТРА В СССР
      Московский еврейский театр,обычно именуемый по звучной аббревиатуре своего полного названия - ГОСЕТ, до сих пор стоит особняком и как явление в искусстве, и как исторический феномен.

      ОБЩЕСТВО "ЕВРЕЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ "
      Знаток архивных документов, автор статьи рассказывает о неизвестных или малоизвестных фактах октябрьских погромов 1905 года

      ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. К истории Казанской синагоги
      История старой и новой жизни, а точнее, возрождения Казанской синагоги. Ремонт помещения еще не закончен, но уже сегодня ясно, что одного здания синагоги для развития еврейской жизни Казани недостаточно…

      Зоя Копельман. Еврейские этнические общины.
      Ирак, Йемен, Иран, Эфиопия, Марокко, Индия, США - всюду жили и живут евреи. Какие они, как говорят и одеваются, откуда появились в разных странах мира…

      Рав Авраам Вайнгорт. Причины смертельной угрозы, нависшей над евреями в дни Пурима
      Пуримская история лишь отсрочка беды, но не её полное устранение. Возвращение к Богу было неполным. Даже во время 2-го Храма большая часть евреев осталась в рассеянии. Жаль, что то что могло стать счастливым концом, осталось маской, и эта маска остаётся и до сегодняшнего дня. Ведь и в стране Израиля можно продолжать оставаться в маске как преклоняясь перед мировым общественным мнением называя части Страны Израиля территориями, так и считая что можно жить на этой святой земле без связи с Творцом.

      Крымчаки (происхождение, вероисповедание, история, культура, традиции)
      "Крымчаки" ("кърымчах") - это самоназвание представителей небольшого по численности народа (по данным переписи 1989 г., на территории бывшего СССР их насчитывалось 1448 человек, из которых 604 проживали в Крыму), который сформировался в средневековый период на территории Крымского полуострова как этноконфессиональная общность из разноэтничных почитателей реформированного иудейского ритуала.

      Выпечка мацы в Сибири в 1943 году
      Суровая сибирская зима. Люди тяжело работают, недоедают, мерзнут. Глаза всех прикованы к фронтам, на которых развернулись невиданные по масштабам кровопролитные сражения. У польских евреев, а также у множества эвакуированных евреев Украины и Белоруссии остались за линией фронта самые близкие люди - родители, жены, сестры, об ужасной участи которых тогда еще никто не знал.

      ДЕКЛАРАЦИЯ БАЛЬФУРА
      Если спросить рядового еврея, советского гражданина, "Какое важное для еврейского народа событие произошло 7-го ноября (по новому стилю) 1917 года?" - он неизбежно ответит: свершилась Великая Октябрьская революция (или: произошел большевистский переворот - в зависимости от мировоззрения). И ошибется. 7-го ноября 1917 года была провозглашена Декларация Бальфура.

      “САМОЛЕТНОЕ ДЕЛО”
      Тридцать лет назад состоялся судебный процесс, вошедший в анналы правосудия как ''Ленинградское самолетное дело". Оно относится к категории событий, которые навсегда остаются в памяти не только непосредственных участников, но и всех причастных к нему лиц. Дело имело широкий международный резонанс. С заявлением о нем выступила Великая Голда - премьер-министр Израиля.

      ЕВРЕЙСКИЕ ИМЕНА: ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ
      Основным источником по еврейской ономастике древнейшего периода является Библия, в которой приводятся около 2,8 тысячи личных имен. Внебиблейские источники периода Первого храма, а это, главным образом, надписи на черепках и печатях, содержат примерно 900 личных имен, из которых приблизительно 200 не встречаются в Библии.

      ЭЛЛИНЫ И ИУДЕИ
      Неоплатонизм, как и античная греческая философия вообще, - это, пожалуй, единственное значительное явление духовной жизни человече­ства, которую иудаизм не возводит к Аврааму! Греческая философия - неотъемлемая составляющая ев­ропейской культуры, в сущности, единственное сопоставимое по сво­ей мощи с иудаизмом явление ду­ха, - согласно библейской генеалогии, восходит к Яфету.

      К ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
      Данный очерк охватывает небольшой исторический период (I-Х вв.) из жизни еврейского народа, переселившегося на территорию Северного Кавказа. Находясь в изгнании, но соблюдая законы Торы они смогли сохранить свою веру, культуру и традиции.

      СИНАГОГА В ТУЛЕ
      Фаина Саневич, директор тульского Благотворительного центра «Хасдей нешама», с гордостью открыла передо мной добротную новенькую дверь: «Вот посмотрите, какой стала наша синагога!» Я вошла и просто поразилась: столь невероятны были происшедшие здесь изменения… В прошлом году перед Песахом, мы пришли сюда, чтобы получить мацу. Маленький дом среди других, таких же, барачного типа, построенных на рубеже 40-х-50-х годов в качестве временного жилья для работников «Тулугля».

      БЫЛА В АСТРАХАНИ ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА...
      Мечты оставались мечтами, а здание в центре города ждало своей участи. Власти не торопились передать его евреям. Желающих на это место было предостаточно - в центральный район города так и рвутся новые русские , занимая его своими особняками и офисами. Здание мешало.Формально проведенное следствие злоумышленников не выявило, как и после погрома на еврейском кладбище в 1993 году.

      "КОРНИ": НОВЫЙ ВЫПУСК ВЕСТНИКА НАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ И ПОВОЛЖЬЕ
      С 1994 года выходит "Вестник Народного университета еврейской культуры в Центральной России и Поволжье. Это, как известно, трибуна для лекторов городских еврейских лекториев. Особое внимание "Вестник" уделяет аналитическим работам из области прошлого и настоящего еврееев диаспоры.

      "ЕВРЕЙСКИЙ ДОМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ", ИЛИ "ПОСЛЕ ПОГРОМА ВЫ МОЖЕТЕ ЗАНЯТЬ ЭТУ КОМНАТУ"
      История многих домов всегда любопытна и захватывающа, особенно, когда на ее страницах можно прочитать судьбу еврейского народа в Санкт-Петербурге.

      МОСКВА. СПАСОГЛИНИЩЕВСКИЙ ПЕРЕУЛОК. ЕВРЕЙСКИЕ МЕСТА СТАРОЙ МОСКВЫ.
      “ Он отворил двери дома Господня”

      ИЗ ИСТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ОБЩИНЫ
      История еврейской общины Нижегородского Поволжья сравнительно коротка - чуть больше полутора веков. Причина в том, что вся Центральная Россия не была регионом традиционного проживания евреев. С конца XVIII века, после присоединения к России белорусских, украинских, литовских и восточно-польских земель с многочисленным еврейским населением, иудеи-купцы 1-ой и 2-ой гильдии, высококвалифицированные ремесленники, временно посещали и торговали на Нижегородской ярмарке. Постоянное еврейское население появилось в регионе с 1840-ых годов в результате призыва рекрутов-иудеев на военную службу по указу Николая I.



© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки