-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Эммануил Менделевич (Орел)

Магендавид: истоpия и легенды

Магендавид (щит Давида) - знак в виде шестиконечной звезды, состоящей из двух одинаковых равносторонних треугольников, - является одним из наиболее известных символов иудаизма. Его можно увидеть на зданиях синагог, предметах религиозного культа (парохесах, сидурах, кеарах и др.), еврейских надгробиях. В наше время магендавид стал одним из символов Государства Израиль, он изображен на его флаге.

К сожалению, о смысле символики магендавида многие сегодня практически ничего не знают и поэтому принимают всерьез самые нелепые выдумки, подчас восходящие к антисемитским кругам. Каковы же происхождение и смысл магендавида?

Гексаграмма (знак, состоящий из шести прямых линий) издревле употреблялась разными народами в качестве элемента орнамента. Дело в том, что по причинам чисто математического характера покрыть плоскость одинаковыми многоугольниками можно лишь в том случае, если они имеют по три, четыре или шесть сторон (т.е. - треугольниками, квадратами и шестиугольниками). Любой мыслимый орнамент может быть лишь вариацией и усложнением этих первоначальных форм. Первым и естественным усложнением шестиугольника и является шестиконечная звезда, поэтому она встречается в декоративном искусстве с древнейших времен. Известны, например, ее изображения в домах древних римлян, в мусульманском искусстве (а мусульмане ведь - искусные мастера орнамента), в начале XIV века ее чеканили на монетах и печатях Золотой Орды. Один из самых знаменитых архитектурных памятников Возрождения - францисканская церковь св. Креста (Санта Кроче) во Флоренции, выстроенная в ХIII веке, имеет в качестве главного украшения шестиконечную звезду на фасаде. Ее можно видеть на средневековых соборах в Бранденбурге и Ганновере. Не раз встречается она в старинных гербах русских городов (Харькова, Новгород-Северского, Городни и др.). Таких примеров можно привести множество. Из этого ясно, что в то время (вплоть до XVIII века, когда составлялись гербы русских городов) она не была специфически еврейским символом. Но и в более позднее время шестиконечная звезда применялась в нееврейской символике: в XIX веке ее можно было увидеть на флаге австралийского штата Виктория, причем здесь она явно изображает обычную небесную звезду, а уже в XX веке она была изображена на флаге повстанческой Республики Риф, провозглашенной в 1921 году восставшими против колонизаторов марокканцами.

Встречается этот символ (я намеренно пока не называю его “магендавидом”) и в синагогах средневековья. Очевидно, и здесь это - не больше, чем элемент орнамента. Это тем более очевидно, что, например, в знаменитой синагоге в Капернауме рядом с гексаграммой изображены и пентаграмма, и свастика.

Шестиугольная звезда становилась частым элементом орнамента еще и потому, что эту и только эту форму (с многочисленными усложнениями) по чисто природным причинам имеют снежинки. Так, в России шестиконечная звезда-снежинка применялась как украшение при святочных обрядах, причем такое применение никак не было религиозно регламентировано: просто в поисках символа для зимнего обряда внимание человека естественно обращалось к форме снежинок.

Уже в первые века нашей эры гексаграмма использовалась и в качестве магического знака. Остановимся на этом подробнее.

Согласно учению средневековых христианских алхимиков все существующее состоит из четырех первоэлементов (стихий): земли, воды, воздуха и огня. Причем эти элементы алхимики разделяли на две категории: легкие, светлые (огонь и воздух) и тяжелые, темные (земля и вода). В каждом реальном предмете или веществе эти стихии соединены попарно. Нетрудно убедиться (вычислением или простым перебором), что комбинаций из четырех элементов по два может быть только шесть. Эти шесть комбинаций вписывались в круг. А окружность по мнению средневековых мистиков - это самая совершенная фигура: только она при любом повороте совпадает сама с собой (поэтому, кстати, орбиты небесных тел мыслились не иначе как круговыми - этого не преодолел даже Коперник). Эти шесть точек, будучи соединены, и давали гексаграмму. Таким образом, гексаграмма - это символ мира, всего его богатства качеств. Легко видеть, что образующиеся пары стихий различны: в четырех из них легкий, светлый элемент соединен с тяжелым, темным, в одном соединены два светлых, и в одном - два темных. Последние символизировали абсолютное добро и абсолютное зло мира, поэтому они изображались: один в верхней вершине гексаграммы, а второй - в нижней. “Легкие” и “тяжелые” стихии в гексаграмме представлены поровну: по шесть.

Математическая символика была очень важна для средневекового человека и исследовалась им во всех подробностях. Алхимики обращали внимание на тот факт, что шестиконечная звезда - единственная из правильных (т.е. имеющих равные стороны) звезд, с суммой углов в 360 градусов, что совпадает с кругом, из чего следовал вывод, что она также символизирует весь мир. Более того - она состоит из двух треугольников, в каждом из которых преобладают либо светлые, либо темные элементы, а сумма углов треугольника равна 180 градусам, т.е. треугольник оказывался символом либо добра, либо зла, а гексаграмма, их объединение, - символом мира, где господствует гармония. Алхимики замечали, что из всех возможных звезд только в гексаграмме все составляющие ее отрезки равны между собой (так как она состоит из одинаковых равносторонних треугольников). Иными словами, гексаграмма для них была символом совершенства Божьего творения, знаком нашего восхищения мудростью Творца. Именно поэтому она стала магическим знаком, часто изображавшимся на амулетах.

Если из гексаграммы удалить одну из вершин (либо нижнюю, либо верхнюю), а оставшиеся точки соединить, то образуется пентаграмма - пятиконечная звезда с вершиной соответственно вверх или вниз. В пентаграмме гармония нарушена, стихии какого-либо одного вида в ней преобладают: в пентаграмме с вершиной вверх - светлые, в пентаграмме с вершиной вниз - темные, то есть каждая из них символизирует мир, в котором победило одно из начал: либо доброе, либо злое. Сумма углов пентаграммы равна 180 градусам, то есть она аналогична одному из треугольников, составляющих гексаграмму - либо доброму, либо злому. Мистики также замечали, что пентаграмма в отличие от гексаграммы едина, не может быть разложена на две фигуры; по их мнению, это символизировало то обстоятельство, что мир, где торжествует один из полюсов, более устойчив. Более того, все возможные правильные звезды кроме пяти- и шестиконечной могут быть изображены в нескольких вариантах - это было основанием для вывода, что именно эти два знака изображают действительное состояние мира. До сих пор в гербах многих стран изображается пентаграмма вершиной вверх - символ победы добра и правды. Пентаграмма же вершиной вниз в геральдике не употребляется (как курьез отметим, что на советском ордене “Красное Знамя” пятиконечная звезда изображена именно вершиной вниз: художнику было необходимо изобразить пятиконечную звезду, прикрытую сверху знаменем, но тогда оно закрывало три верхних луча звезды, т.е. скрывало ее почти полностью; и художник перевернул звезду - тогда знамя прикрывало только два луча; вот к чему приводит незнание традиций!).

Особо надо отметить, что эти геометрические толкования присущи только христианским, но вовсе не еврейским авторам.

Пентаграмма в античной цивилизации была также символом красоты мира. Ее самопересечения делят составляющие ее отрезки в отношении “золотого сечения” (1:0,618...), которое античные теоретики считали основой красоты пропорций в природе. Поэтому уже в античности пентаграмма применялась в качестве знака, охраняющего от злой силы.

Эти представления нашли отражение в популярных произведениях литературы. Так, в “Фаусте” Гете неправильно начертанная пентаграмма позволила Мефистофелю войти к магу. В стихотворении Максимилиана Волошина “Предвестия” персонаж, пытающийся предугадать будущее, “чертит круги и строит пентаграммы”, то есть занимается астрологией и вычерчивает по меньшей мере две пентаграммы: добрую и злую. Таких примеров можно привести немало.

В средние века оба знака назывались то “звездой Давида”, то “звездой Соломона”. Весьма популярна легенда, по которой царь Соломон считался великим магом, повелителем духов. Согласно этой легенде, он обладал кольцом (перстнем), которое давало ему власть над духами, позволяло понимать язык животных (не случайно знаменитый современный биолог Конрад Лоренц назвал свою известную книгу “Кольцо царя Соломона”, подчеркивая свое умение общаться с животными). На кольце была таинственная надпись (или знак), дававшая его владельцу магическую силу.

Представление о мифическом “щите Давида” возникло в эпоху гаонов. Считалось, что на нем было выбито сокровенное 72-буквенное имя Божье, что давало его обладателю победы во всех сражениях. Этот щит, гласит легенда, передавался в поколениях и так дошел до Иегуды Маккаби. Эта легенда в обыденном сознании соединилась с давним магическим смыслом гексаграммы, отсюда и пошли многочисленные еврейские амулеты с именами Бога, часто сопровождавшиеся изображением гексаграммы или пентаграммы. В “Сефер ха-гвул”, каббалистическом сочинении XIV века, гексаграмма уже называется “магендавидом”. Еще ранее (в середине XII века) “знак магендавида” упоминается у караимского автора Иегуды Гадасси, хотя не вполне ясно, о каком именно знаке у него идет речь.

В XV веке знаменитый испанский раввин Ицхак Арама (автор популярного труда “Акеда Ицхак”) утверждал, что на щите Давида был выгравирован 67-ой псалом в форме меноры. На некоторое время даже распространился обычай писать этот псалом именно в таком виде, появилось это изображение и на еврейских амулетах.

Представление о магической силе гексаграммы и пентаграммы было общим для многих народов - для евреев в том числе. Но это представление находилось на периферии сознания, не более. Шестиконечная звезда, вопреки утверждениям несведущих авторов, отсутствует в основополагающем труде Каббалы - “Зогаре”. Эти утверждения доказывают лишь то, что эти авторы никогда не читали “Зогар”. Столь же ошибочно утверждение, будто великий каббалист Исаак Лурия (XVI век) способствовал популяризации шестиконечной звезды тем, что предлагал располагать в этой форме предметы пасхального седера на кеаре. Согласно Исааку Лурия, шесть кушаний седера соответствуют шести “сефирот”, которые в традиционном “каббалистическом дереве” изображались в виде двух треугольников один над другим. Понятно, что пересечься и образовать “звезду” они никак не могут.

В конце концов название “звезда Давида” закрепилось за гексаграммой, а “звезда Соломона” - за пентаграммой. Это соответствовало внутренней логике образов: как Соломон - сын Давида, так пентаграмма происходит из гексаграммы; если Давид - это совершенный царь, то Соломон - символ великолепия и власти над миром.

В 1354 году германский император Карл IV даровал еврейской общине Праги право иметь свой флаг: красное полотнище с изображением и гексаграммы, и пентаграммы. Известно, что венгерские евреи встречали короля Матиаша (начало XVII века) с флагом, имевшим две пентаграммы и две гексаграммы. В XV-XVI веках гексаграмма используется в качестве типографского знака на книгах, изданных семьей Фоа в Чехии, Италии и Нидерландах. До самого конца XVIII века гексаграмма практически не встречается на еврейских надгробиях (единственное исключение - могила в Бордо, относящаяся к началу XVIII века, единичность этого надгробия заставляет нас говорить лишь об орнаменте). Характерно также, что отличительный знак, который средневековые власти вводили для евреев, никогда не имел формы шестиконечной звезды. Из этих фактов явствует, что гексаграмма еще не мыслилась символом иудаизма.

В конце XVIII века магендавид уже нередко встречается в трудах каббалистов, особенно - в кругах, близких к саббатианству. Хорошо известна шумная история с талисманами Ионатана Эйбешюца, одного из крупнейших талмудистов того времени. Он раздавал людям амулеты с изображением шестиконечной звезды и надписями, в которых современники усмотрели тайное саббатианство. Эйбешюц отрицал это, утверждая, что амулеты были чисто магическими. Эпизод этот до сих пор вызывает споры, но независимо от их исхода ясно, что евреи XVIII века не считали шестиконечную звезду символом иудаизма. Известно, что из кругов, близких к саббатианству, часто выходили люди, стремившиеся к обновлению иудаизма. Именно они и определили дальнейшую судьбу магендавида.

В начале XIX века европейские евреи начинают осознавать себя нацией, подобной другим нациям, а потому появляется потребность в простом и легко узнаваемом религиозном символе, наподобие христианского креста. В это время и происходит распространение магендавида. Он теперь мыслится как знак династии Давида, иначе говоря - знак Мессии, знак будущего освобождения от галута, изгнания.

Вначале магендавид становится популярным в Западной Европе, а затем - и Восточной. Распространяется обычай изображать его на кеарах (до того на кеарах изображались знаки Зодиака или символы двенадцати колен). Его можно увидеть в синагогах, на печатях общин и светских еврейских организаций. В 1822 году при получении Ротшильдами дворянского титула магендавид вошел в их фамильный герб. Несколько позже Генрих Гейне ставит магендавид вместо подписи под статьями.

В XIX веке магендавид уже часто используется в антисемитских карикатурах. Распространяется нелепая выдумка, что евреи заимствовали его от тамплиеров, к которым новейшая мифология возводила и масонов. В масонской символике и в самом деле встречается шестиконечная звезда, что вполне естественно: масоны многое позаимствовали из магических учений средневековья. След этого мы видим в государственной символике США, многие основатели которых были масонами: на флаге и на гербе США штаты, объединившиеся в союз, символизируются пятиконечными звездами, причем на гербе тринадцать таких звезд (число первоначальных штатов) расположены в форме шестиконечной звезды. Выдумка об общности еврейской и масонской символики - неотъемлемый элемент антисемитских бредней о “мировом заговоре евреев и масонов”. Но не будем задерживаться на глупостях.

С возникновением сионизма магендавид естественно стал его символом - ведь Давид был основателем еврейского государства, создание которого было целью сионизма. Магендавид был изображен и на флаге подмандатной Палестины (сегодня уже немногие помнят, что этот флаг имел верхнюю половину - голубую, а нижнюю - белую, с соответственно бело-голубым магендавидом в центре полотнища). Таким образом, этот флаг свидетельствовал, что целью мандатного управления является создание еврейского государства. В 1930 году группа энтузиастов-медиков создала “Магендавид адом” (“Красный Магендавид”) - организацию, аналогичную Красному Кресту и Красному Полумесяцу.

С возникновением Государства Израиль магендавид вместе с талитом и менорой стал его символом. В этом проявилась не только историческая преемственность. Чем стала шестиконечная звезда в годы нацистского режима - напоминать не стоит... Принятие ее в качестве государственного символа всего через три года после войны, в стране, где значительную часть населения составляли те самые люди, которые недавно должны были носить магендавид как знак позора и унижения, - такое решение было свидетельством того, что еврейский народ принимает свою историю такой, как она есть, не закрывая на нее глаза, не мифологизируя ее. Магендавид оказался знаком исторической правоты, знаком победы добра над злом, безоружного Давида над наглым Голиафом.

В ХХ веке магендавид стал предметом нового осмысления. Замечательный еврейский философ Франц Розенцвейг в 1921 году выпустил книгу “Звезда избавления”, где использовал магендавид для иллюстрации своих идей (несколько ранее подобные идеи о символике креста высказывал известный русский философ Е. Трубецкой, однако его идеи весьма уступают идеям Розенцвейга по глубине и красоте). Согласно иудейской традиции история имеет три узловых события: Сотворение, Откровение и Избавление, причем Избавление возвратит грешный мир к его нормальному состоянию. Розенцвейг, обращая внимание на это возвращение, предлагает изобразить историю не в виде прямой, а в виде замкнутой фигуры, треугольника, причем события или явления предшествующие он располагает графически выше последующих. Таким образом, Сотворение и Откровение оказываются расположенными рядом, на одной линии, подчеркивая, что и то, и другое являются основаниями истории, которая находит свое разрешение в Избавлении. Это можно назвать ЕВРЕЙСКОЙ ТРИАДОЙ. От нее неотделима ТРИАДА УНИВЕРСАЛЬНАЯ: Бог, Мироздание и Человек. Бог создает Мироздание, часть которого - Человек - познает Бога. Магендавид для Розенцвейга символизирует соединение двух путей: еврейского и общечеловеческого. Наложив одну триаду на другую, мы увидим соотношение всех этих категорий: Бог проявляет свое бытие в двух главных актах, которые и являются важнейшими моментами истории мира - Сотворении и Откровении. Далее - в Сотворении осуществляется связь Бога и Мироздания, как в Откровении - связь Бога и Человека, а в Избавлении - примирение Человека и Мироздания. Если Мироздание исходит из Сотворения и стремится к Избавлению, то Человек исходит из Откровения и стремится к тому же самому. Цель бытия, по Розенцвейгу, только одна, и нет противоречия между движением природы и стремлениями человека. И еще одна важнейшая мысль: цель еврейской истории - не только внутренне-еврейская, но и общечеловеческая: приведение мира в нормальное состояние, такое, в каком он был при его сотворении. Залогом того, что это возможно, является Суббота, соблюдая которую, евреи провозглашают эту возможность перед всем миром. Для Розенцвейга еврейская история - это экзистенциальная суть бытия.

Такова история магендавида - от случайного орнаментального рисунка до символа важнейших понятий истории.

январь 1997

Cатья напечатана в Вестнике Народного университета Центральной России и Поволжья "Корни", номер 12 за 1999 год.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100