-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Поселение евреев на территории Беларуси

Александр ФРИДМАН

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) полагает, что народ, проживший на определённой территории пятьсот лет, считается коренным. Приняв эту точку зрения, мы можем обозначить евреев, как коренных жителей Беларуси.

Высказываются различные точки зрения касательно даты появления евреев на территории Беларуси, однако бесспорным фактом является куда более чем пятисотлетнее их проживание на этих землях. Нет согласия среди исследователей и по вопросу происхождения евреев, поселившихся на территории Беларуси.

Не имея возможности углубляться в подробный разбор всех гипотез и предположений касательно этих важнейших вопросов, мы обозначим источники, в которых все желающие смогут отыскать необходимую информацию. Множество довольно любопытных гипотез содержат следующие работы: - касательно даты поселения: (работы Э.Г. Иоффе "Страницы истории евреев Беларуси", Минск, 1996 и "Литовские евреи" С.А. Бершадского, СПб., 1883.) - касательно происхождения: т.н. "хазарская концепция" изложена в следующих работах: Dr. Ignacy Schipper. "Studya nad stosunkami gospodarczymi zydow w Polsce podczas sredniowiecza" (Lwow, 1911) и А. Кестлера "Тринадцатое колено" в сборнике "Открытие Хазарии" (М., 1996).

Для описания первых лет жизни евреев в Великом княжестве Литовском (Беларусь являлась частью это государства) необходимо, прежде всего, обратиться к письменам источникам, первым из которых является грамота (привилей) князя гродненского, Трокского Витовта брестским евреям. Привилей был выдан Витовтом 24 июня 1388 года в Луцке.

Выдача грамот, которые регулировали положение евреев на определенной территории, не являлась исключительным явлением (достаточно вспомнить грамоты герцога Фридриха евреям Вены (1244), князя Болеслава Калишского (1264) и короля казимира Великого евреям Польши). Тем не менее, мы не можем не подчеркнуть особенностей привилея Витовта, отметив его сходство с грамотой Болеслава Калишского. Литовский историк Стасис Лазутка в своём исследовании "Привилегия-судебник 1388 года евреям великого князя Литовского Витаутаса" говорит о привилее Витовта, как о начале литовского права, отмечает данный документ как уникальный источник ранней восточно-европейской истории еврейского народа, расселившегося в это время (XIV век) на территории от Чёрного до Балтийского моря. Лазутка отмечает, что привилей Витовта брестским евреям как о единственном для этих территорий правовом акте, в котором речь идёт о евреях, как о едином народе.

В грамоте Витовта были заложены те основные принципы проживания евреев в Великом княжестве Литовском (дело в том, что до конца XV столетия этой грамотой пользовалось большинство евреев государства). Так, христианин за убийство еврея нёс наказание, как за убийство шляхтича. Необходимо отметить, что употребляемое в разных статьях привилея "яко шляхтичу" (т.е. распространение одних норм права и на евреев, и на шляхтичей) вызывало острые споры. Многие исследователи пытались доказать, что знаменитое "яко шляхтичу" является позднейшей вставкой. Привилей Витовта гарантировал неприкосновенность личности еврея, свободу богослужения и выполнения обрядов, руководствуясь декретами римских пап, запрещал обвинять евреев в употреблении христианской крови, закладывал основы знаменитой "автономии" еврейской общины, регулировал вопросы суда, обеспечивал широкую свободу хозяйственной деятельности и т.д. Как отмечает Э.Г. Иоффе "таким образом, по законам, изданным Витовтом, евреи составляли в Великом княжестве Литовском класс свободных жителей, находившихся под непосредственным покровительством великого князя и местных высших властей.

Предполагая, в следующих статьях более подробно остановиться на вопросах еврейской автономии, суда и т.д., в данном материале хотелось бы уделить внимание свободам хозяйственной деятельности евреев. Привилеем евреям разрешалось приобретать движимое и недвижимое имущество, особенно много внимания уделялось залоговым операциям. Под залог разрешалось брать любые вещи, исключение составляли лишь церковные и окровавленные. Если вещь, взятая евреем под залог, являлась краденной, то первый обязан был принести присягу о том, что он не знал о её происхождении. В таком случае еврей не нёс ответственности. 18 июня 1389 года Витовт выдал привилей гродненским евреям. Данный привилей определили границы поселений еврейской общины, синагога же и кладбище были освобождены от обложения налогами. Лазутка отмечает значительную узость данного документа по сравнению с брестским. Гродненский привилей регулирует только торговые отношения в одном городе.

Итак, в 1388-89 годах появились документы, определившие условия жизни евреев в ВКЛ. Своими привилеями Витовт стремился не только обеспечить спокойное существование уже проживавших на территории государства евреев, но и привлечь новых еврейских подданных, способных пополнить очень и очень слаборазвитый торговый класс государства, направить свои капиталы во благо Великого княжества. Витовт - великий и мудрый правитель руководствовался не религиозным фанатизмом и нетерпимостью, его куда более заботило процветание его государства. Жили ли евреи на территории ВКЛ до времени правления Витовта? На этот вопрос с определенной долей уверенности можно ответить утвердительно. Так, в авторитетнейшей "Еврейской энциклопедии" издательства "Брокгауз-Ефрон" (1908-13) упоминается о том, что в Бресте евреи жили со времён отца Витовта Кейстута (умер в 1382 году). Из каких стран прибыли евреи в Великое княжество Литовское? Большинство историков придерживается точки зрения о том, что евреи прибыли на земли Великого княжества Литовского из Западной Европы, где против них в XIV веке были учинены жесточайшие репрессии. Тяжёлым было положение евреев в Богемии, а ещё более в Германии, которую захлестнули страшнейшие эпидемии чумы, в распространении которых были обвинены евреи. Евреи вынуждены были покидать насиженные места и отправляться на Восток. Многие оседали на территории Польского королевства, другие переселялись в Великое княжество Литовское. Переселение евреев из Польши в ВКЛ усилилось после Кревской унии 1385 года, в результате которой Великий князь Литовский Ягайло стал польским королём, вступив в брак с Польской королевой Ядвигой.

Таким образом, по меньшей мере, со второй половины XIV века проживают евреи на территории Беларуси. Тогда, в далёком XIV столетии не было здесь ещё крупных общин, не было знаменитых духовных лидеров и т.д. Всё это появится совсем скоро - через какие-то два-два с половиной столетия. Эта еврейская община (вместе с общиной Польского королевства) прославится на весь мир.

Александр ФРИДМАН

http://beljewhist.virtualave.net/




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100