-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC



В еврейских домах Самарканда и Бухары теперь другие хозяева

Иосиф Шварцман



"А какие народы живут в вашем городе?" - спросили мы у самаркандского таксиста. "Многие живут, все живут - таджики, узбеки живут. Много кто. Русские, корейцы живут, даже цыгане". "А евреи?" - "Евреи раньше тут жили, да, но мало осталось. Все уехали, в Америку, в Израиль, в Германию".

Таксист достаточно точно обрисовал ситуацию. Евреи действительно раньше жили в Самарканде в большом количестве, до революции концентрировались в основном в "махалле" - еврейском квартале в старой части города, где было более 20 синагог.

Сейчас во всем Самарканде около 1000 евреев. Половина самаркандских евреев - "бухарские", половина - ашкеназы, оставшиеся в городе после эвакуации со времени войны. Непосредственно в махалле живет, по разным сведениям, от 30 до 40 еврейских семей. В Самарканде действуют 2 синагоги, и в обеих даже набирается миньян, по крайней мере в шаббат.

Председатель синагоги в махалле сейчас живет в США, но продолжает поддерживать синагогу и приезжает почти каждый месяц.

"Да, бухарцев и ашкеназов в нашем городе около тысячи, - говорит он. - Есть еще горские евреи. Ашкеназы более ассимилированы. Многие
самаркандские евреи уехали, но дом человека все равно там, где он родился. Я приезжаю каждый месяц. Моя семья соблюдает кашрут. Раз в неделю приезжает резник из Бухары и обеспечивает самаркандских евреев кошерным мясом. Раньше улицы махалли были запружены народом, и все это были евреи".

В конце июня в еврейской махалле в Самарканде опять появились толпы евреев на улицах - это были участники летней школы по иудаике.

Студенты и преподаватели из России, Узбекистана и Израиля после лекций по истории евреев Средней Азии и еврейско-исламским контактам реши<эли попытаться найти материальные следы изучаемой культуры.

Исчезновение происходит на глазах. В бывших еврейских домах теперь другие хозяева, которые после переезда успели сделать ремонт, если не перестроить дом. Участники семинара с помощью Маркиэла Фазылова, лидера самаркандской общины, нашли старый еврейский дом с сохранившимися орнаментальными росписями на стенах, надписями на иврите и видами Эрец-Исраэль. Во дворе - гора кирпичей. Таджик, который купил этот дом, делает ремонт. Говорит, что не будет закрашивать росписи, а будет реставрировать, потому что собирается сделать музей и построить напротив гостиницу.

Дом колонтара (старосты общины до революции) в европейской части города сохранился, и теперь в нем музей. Работница музея сказала, что дом был добровольно передан хозяином советской власти. Маркиэл Фазылов после объяснил, что эта акция была вынужденной - советская власть просто не оставила колонтару выбора.

В другом сохранившемся большом еврейском доме располагается чайхана.

В Самарканде работает йешива. Коля, один из ее студентов, рассказывает: "Моя мама из ашкеназов, папа - бухарский еврей, в семье соблюдают шаббат и праздники. У меня есть друзья среди узбеков и таджиков, но "русифицированных".

Еврейская молодежь не хочет оставаться в Самарканде. В качестве причины, однако, называется не антисемитизм ("Это у вас в Москве, говорят, антисемитизм, а у нас все спокойно"), а низкое качество образования (в еврейской среде по-прежнему популярно медицинское), низкий уровень жизни и отсутствие перспектив.

Работники молодежного отдела Еврейского агентства сказали, что с проявлениями антисемитизма сталкивались всего один раз, когда стояли на улице возле входа в здание Сохнута (на котором нет никакой вывески), и проходившая мимо русская старушка пробормотала "жиды проклятые".

В русском культурном центре, наоборот, жалуются на антирусские настроения и говорят, что хотят уехать в Россию. В Бухаре сейчас евреев еще меньше - около 500. Действует еврейская школа, где учатся 150 детей. Принимают туда не только "галахических" евреев. Во внутреннем дворике висит плакат с цитатой из высказывания Ислама Каримова.

Есть представительства большинства еврейских организаций, действует синагога. В еврейском квартале живут сейчас мусульмане, но есть и
несколько еврейских семей. В поисках сохранившихся интерьеров еврейских домов мы познакомились с еврейской семьей, у младшего члена которой на днях была бар-мицва. Еврейское кладбище в довольно хорошем состоянии. Последнее захоронение - 2000 года. На могилах людей, умерших при советской власти - плиты с портретами, что не соответствует еврейской традиции, но при этом - надписи на иврите.



JTA

http://www.rujen.org/ru/







Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100