-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC



Еврейские торговцы купили Аляску

Мария Лифшиц


В 1728 году датский исследователь Витус Беринг возглавил российскую экспедицию, которая пересекла Беренгово море и добралась до Аляски. В результате Россия постепенно завладела территорией, находящейся на самом севере Америки. Главным богатством Аляски была пушнина, и Беринга сопровождали еврейские охотники за пушным зверем. Позже они стали членами Российско-американской компании. Одним из управляющих компании (с 1850 по 1853) был Николай И. Розенберг. В 1867 году Россия продала Аляску Америке за 7,2 миллиона долларов, т. е. меньше, чем 2 цента за акр. На самом деле эта покупка явилась результатом упорного лоббирования во властных структурах США и напряженных переговоров с царским правительством, которые субсидировали еврейские купцы из Сан-Франциско, ранее установившие торговые отношения с русской Аляской. Многие американцы сочли это дорогостоящей глупостью. Тогда никто еще не знал, как необычайно богата Аляска полезными ископаемыми - золотом, серебром, медью, цинком, углем и нефтью.
В 1885 году в Джуно поселились первые евреи. Это были члены семьи Голдштейн, организовавшие пушную факторию и скупавшие меха соболя, бобра, куницы и норки. Город Доусон был местом первых еврейских б-гослужений на Аляске, которые начались в 1898 году. На эти службы собиралось для молитвы около 40 человек. В 1901 году евреи Нома создали первую еврейскую организацию на Аляске. Члены этой организации занимались, главным образом, доставкой и продажей товаров. В Джуно евреи появились в конце 1800-х годов. Сюда приезжали торговцы и купцы, отправившиеся в дальний путь на поиски счастья и новой жизни для себя и своих семей. Первым мэром Джуно был еврей. Театральная сеть Аляски также основана евреем, а в 1914 году еврейским купцом было построено здание Голдштейна на Сьюард-стрит. В этом здании временно размещались административные структуры области.
Из 20 000 золотоискателей, приехавших на Юкон в 1898 году, около 200 евреев жили в Доусоне. Время от времени они старались найти друг друга, чтобы отпраздновать еврейские религиозные праздники. Осенью 1898 года, когда приближался еврейский Новый Год, около 36 человек встретились в лавке Чарльза Розенера, чтобы провести первые вечерние б-гослужения праздника Рош-Хашана. Когда об этом узнали другие евреи, пришлось арендовать у общества Пионеры Юкона зал большего размера, где могли бы поместиться все желающие. Тогда на Юконе впервые был отпразднован еврейский праздник, после чего образовалась еврейская религиозная община Доусона. Четыре года спустя, когда утонул молодой старатель из Нью-Йорка, чья лодка с грузом опрокинулась на порогах реки Фортимайл, возникло еврейское кладбище, Поскольку у него не было ни друзей, ни родственников, еврейская община взяла на себя расходы и подала прошение в Оттаву о выделении участка на краю кладбища. Оно получило название кладбище Бейт Хаим.
В конце столетия в Номе находился салун, носивший название Декстер. Им управлял легендарный стрелок Виат Иэрп. Его любимая жена Джозефина Сара Маркус, была дочерью евреев - выходцев из Германии, строго придерживавшихся предписаний еврейской традиции. Семья жила в Бруклине (Нью-Йорк) и переехала в Сан-Франциско, когда Джозефине было шесть лет. Ее захватила царившая тогда в городе романтическая атмосфера эпохи золотой лихорадки. В 1879 году ее сердце было завоевано Виатом Иэрпом, в то время сотрудником службы судебных приставов. Они поженились и прожили в любви и согласии 50 лет. Жизнь Джозефины описана в книге "Евреи-пионеры" Харриэт и Фреда Рочлин. Джози и Виат вели беспокойную жизнь, переезжая с места на место, туда, где рядом с золотыми, серебряными и медными приисками стремительно возникали новые города, Они вкладывали деньги в прииски и недвижимость и управляли салуном Декстер в Номе, пока не переехали в штат Айдахо, затем они вернулись в Сан-Франциско, и, в конце концов, осели в Южной Калифорнии. Когда в 1929 году Виат умер в возрасте 81 года, он был похоронен на еврейском кладбище в Колме, Калифорния. Его жену похоронили рядом с ним в 1944 году.
Ном был одним из больших городов, стремительно возникших во время золотой лихорадки. В начале 1900х на Аляску хлынули золотоискатели с выработанных золотых приисков, надеясь, что стоит лишь заложить еще один шурф, и это вознаградит их за годы непосильного труда. Они были столь бедны, что не имели ни запасов провизии, ни денег, необходимых для разработки прииска. Одни приезжали, другие уезжали, но все новые и новые толпы преисполненных надежд людей устремлялись в Доусон, Ном, Анкоридж и Фэрбэнкс. Евреев среди них было особенно много. Их привлекали перспективы развития бизнеса. Эти закаленные невзгодами опытные пионеры вместо того, чтобы отправиться на юг, когда исчерпались золотые приииски Клондайка, предпочли поселиться на севере.
В Доусоне среди купцов было немало евреев, в большинстве своем - выходцев из Восточной Европы. Им помогали еврейские купцы, приехавшие сюда с побережья Тихого океана. Не желая переезжать в другое место, американские евреи, поселившиеся здесь ранее, во времена золотой лихорадки в Калифорнии и Британской Колумбии, стали давать кредиты своим вновь прибывшим cоплеменникам, которые хотели начать новое дело.
В новых городах на Аляске строились церкви и синагоги, прокладывались и получали названия улицы, и подрастало новое поколение. К осени 1903 года Фэрбэнкс состоял из 500 коттеджей, в которых проживали 1200 человек. 10 ноября 1903 года они проголосовали за регистрацию города. В декабре на собрании недавно избранного муниципального совета было принято постановление №1 о прокладке телефонной сети. Первый юконский раввин Роберт Блум приехал в Доусон в 1897 году и помог заложить там синагогу. Затем он переехал в Сиэтл, потом, в 1904 году, вновь вернулся на Аляску, обосновался в Фэрбэнксе и открыл лавку скобяных изделий и универсальный магазин. Он был привилегированным членом общества Пионеры Аляски и, кроме того, членом совета, который участвовал в организации базы военно-воздушных сил на Аляске. Будучи членом Совета попечителей Сельскохозяйственного колледжа Аляски и Высшей горной школы с 1921 по 1925 год, на базе этих учебных заведений он участвовал в создании нового, из которого позже образовался Университет Аляски.
Приехавшие в Фэрбэнкс женщины, происходившие из разных слоев общества и обладавшие разным жизненным опытом, поначалу погрузились в создание семейных очагов, а затем стали участвовать в разнообразных прибыльных предприятиях. Быстро удовлетворив свои основные нужды, они начали заниматься проблемами общины через благотворительные общества, а также культурной, социальной и политической деятельностью, которая сильно влияла на жизнь нового города. Одной из таких женщин была Джесси Спиро Блум, жена Роберта. Впервые они встретились в Дублине, где Роберт проводил отпуск. Полная юношеских надежд и воодушевления, Джесси покинула Ирландию со своим новоиспеченным мужем в 1912 году, чтобы обосноваться в Фэрбэнксе, где она собиралась в духе традиций, которых придерживается европейское еврейство, обзавестись семьей и детьми. Джесси Блум с удовольствием погрузилась в ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, а также участвовала в деятельности молодежных и женских организаций. В Лондоне она когда-то занималась отстаиванием избирательных прав для женщин. Поэтому, когда женщины Фэрбэнкса создали организацию, чтобы выиграть голосование 1913 года, она прекрасно подошла на роль руководителя. Пока Джесси растила своих четырех дочерей, она стала воспитательницей детского сада и в 1918 году создала в Фэрбэнксе первый детский сад. Позже она основала первый на Аляске скаутский отряд для девочек. Кроме того, Джесси вместе с мужем участвовала в создании Воздухоплавательной компании Фэрбэнкса, и в 1925 году она стала одной из первых женщин на Аляске, отважившихся летать на аэроплане. Кроме того, Роберт и Джесси занимались природоохранной деятельностью, пытаясь добиться выделения земли под заповедники. Также активно Блумы занимались организацией и развитием еврейской общины на Аляске. Роберт был председателем Еврейского Благотворительного Совета Аляски, и вместе они неофициально служили капелланами для военнослужащих-евреев, базировавшихся на Аляске во время Второй Мировой Войны.
Евреи сыграли значительную роль в истории Аляски, Помимо тех, кто сопровождал Витуса Беринга в первой русской экспедиции на Аляску, в истории времен золотой лихорадки можно встретить немало еврейских имен. К примеру, золотоискатели плыли 3000 км по реке Юкон на пароходах, которые управлялись пароходством Льюиса Герстля. Провиант они покупали на складах Дж. Б. Готтштейна. Первым мэром Анкораджа был Дэвид Леопольд, которому через несколько лет наследовал в этой должности другой еврей, Захария Луссак. Бывший правитель области Эрнст Грюнинг был избран одним из двух сенаторов Аляски, когда она стала штатом в 1959 году. Даже некоторые горы на Аляске (Рипински, Ньюбергер, Аппельбаум) названы в честь пионеров-евреев.
Когда в 1930 году началась повальная эмиграция евреев из окуппированных нацистами Германии и Австрии, группа официальных лиц в Вашингтоне, включая Гарольда Икеса, министра внутренних дел при президенте Теодоре Рузвельте, попыталась найти способ обойти строгие американские законы об иммиграции, чтобы сколько-нибудь беженецев смогло поселиться на малонаселенной Аляске. Впервые это предложил Чарльз Бакли через несколько дней после "Хрустальной ночи", весть о которой потрясла мир. Рузвельт быстро отклонил его предложение, опасаясь, что на Аляску хлынут еврейские беженцы. Икес, один из ближайших советников Рузвельта, получил всемирную известность, когда объявил, что хочет каким-то образом оказать помощь. Но его предложение встретило сильное сопротивление со стороны как евреев, так и неевреев. Американцам не понравилось, что иностранцы во время Великой Депрессии будут конкурировать с ними за рабочие места.
Жители Аляски в основном были резко против иммиграции евреев. Главным образом это было связано с провинциальным страхом перед большим притоком иностранцев. Пока Америка обсуждала проблему, лидер еврейской общины города Нейштадт в центральной Германии обратился в 1939 году в Вашингтон с настоятельной просьбой разрешить иммиграцию на Аляску. Через день после того, как его письмо прибыло в Министерство внутренних дел, Германия вторглась в Польшу и началась Вторая Мировая Война. В марте 1940 года Рузвельт ответил на письмо, указывая, что вопрос иммиграции на Аляску все еще находится в стадии обсуждения. Пока Конгресс обдумывал, стоит ли разрешать немцам въезд на Аляску в мае 1940, германская армия оккупировала Францию. Билль об Аляске встретил сильное противодействие со стороны анти-иммигрантского лобби и местной законодательной власти. Билль был похоронен в подкомиссиях, а евреи Нейштадта стали жертвами провозглашенного нацистами "окончательного решения еврейского вопроса". Письма из Нейштадта сохранились среди документов Национального Архива, связанных с вопросами иммиграции на Аляску. Это был один из наиболее мрачных моментов в истории евреев в Америке.
Приблизительно до середины семидесятых годов в этом огромном штате проживало менее 200 евреев. С тех пор численность евреев значительно выросла, главным образом за счет приезжающих из Калифорнии, Орегона и Вашингтона. Перепись 1995 года показывает, что еврейское население штата насчитывает приблизительно 3000 человек, это составляет 0,6% от всего населения штата. Другие, более поздние исследования указывают, что численность евреев равна приблизительно 6000, т. е. около 1% от всего населения штата. Восемьдесят один процент еврейского населения Аляски сосредоточен в трех наиболее крупных городах - Анкоридже, Фэрбэнксе и Джуно, причем по меньшей мере половина проживает в Анкоридже. Все больше и больше молодых семей и одиноких евреев перебираются на Аляску. Многие делают это в поисках приключений после окончания колледжа или школы. Большинство, прожив в этом штате около года, понимают что это место, где можно прокормить семью, где хорошо жить и работать. Какова бы ни была численность евреев, и где бы они ни жили, у них всегда присутствует желание поддерживать духовные, этические и общинные ценности еврейской традиции и создать сильную общину. В отдаленных районах приходится затрачивать значительно больше усилий, чтобы обеспечить детям еврейское образование, включающее в себя религиозные знания и знания общееврейского характера, но искреннее желание сделать это позволяют этим общинам расти и процветать.
Исследование Бернарда Рейсмана показывает, что за последние 20 лет еще больше евреев переехало в Вайоминг, Монтану, на Аляску и в другие сельские районы. Никто не ожидал, что они захотят жить там. Около 50% вступили в брак с людьми других национальностей, а некоторые утратили еврейскую идентичность. Но большая часть продолжает придерживаться иудаизма и ведет жизнь правоверных евреев в окружении христиан. Евреи Аляски говорят, что им не нужно жить среди других евреев, чтобы чувствовать себя в безопасности; они создали себе собственный уголок, в котором обеспечены всем необходимым, включая синагоги и кошерное питание. Возможно, их желание селиться в столь отдаленных районах - это демонстрация способности адаптироваться практически к любой ситуации. Евреи Аляски чувствуют себя здесь не хуже, чем евреи в других районах. Они заявляют, что воспитывать детей в духе еврейских традиций в такой отдаленной местности нелегко, но испытываемые трудности лишь укрепляют их в вере.

http://www.jewish.ru/994160366.asp







Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100