-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC



Евреи Ольстера ходят по тонкой черте, разделяющей враждующие стороны

Эндрю Моррис



В Северной Ирландии популярен анекдот про человека, которого останавливает бандит и первым делом требует назвать свое вероисповедание.
Желая избежать неприятностей, человек отвечает: "Я -- еврей".
Не моргнув глазом бандюга говорит: "Отлично. Католический еврей или протестантский?"
Не всякая расхожая шутка так точно отражает реальность, как эта. Северная Ирландия - глубоко религиозная страна, что большая редкость для современной Западной Европы. В этой стране тебя характеризует твоя церковь, даже если это синагога, мечеть или буддийский храм.
Об Ольстере, как традиционно называют Северную Ирландию, мировые СМИ сообщают достаточно часто. Упор при этом делается на межконфессиональный конфликт между пролондонскими протестантами и продублинскими католиками. Однако мало кто задумывается о том, как этот конфликт отражается на представителях других религий и этнических групп, проживающих в этой стране.
Для ольстерских евреев очень важно сохранять добрые отношения как с протестантским большинством, так и католическим меньшинством. "И те, и другие думают, что мы ближе им, чем их противникам, -- говорит Шошана Эпплтон, уроженка Израиля, член местной общины и активная участница межрелигиозного диалога, жена президента еврейской общины Северной Ирландии. -- Католики говорят: ваша религия такая же древняя, как наша, а протестанты -- свое: вы избавились от всех этих догм, с которыми никак не могут расстаться католики, и этим вы очень похожи на нас".
Но когда оказываешься в такой ситуации, какая сложилась в Северной Ирландии, то ты "либо с нами, либо против нас". И потому еврейская община в любую минуту может оказаться в весьма затруднительном положении.
"Мы всегда придерживались той позиции, что у нас нет определенной позиции", - пояснил Ронни Эпплтон, который помимо своего президентского поста в еврейской общине занимает также должность вице-президента местного отделения международного Совета христиан и евреев.
Ушедший недавно на пенсию с должности главного прокурора Эпплтон хорошо понимает, как важно поддерживать дух справедливости.
В еврейской общине, говорит он, "человек может заявлять все, что ему заблагорассудится, о том, кого он поддерживает, но, естественно, любые свои заявления он может делать только от себя лично, и ни в коем случае не от имени общины".
Евреи живут в Ольстере дольше других нехристианских групп, и все эти годы ждут-не дождутся, когда же наконец христиане договорятся между собой.
Первые евреи появились здесь в 17 веке. Селились они в основном в Северном Белфасте, здесь же и построили первую синагогу -- в 1860-х годах. Несмотря на свою малочисленность, местная еврейская община пользуется большим уважением. Ее членами были такие выдающиеся личности, как бывший лорд-мэр Белфаста сэр Отто Джаффе или шестой президент Израиля Хаим Херцог, родившийся в Ольстере.
Наибольшей численности еврейская община достигла в 1960-е годы: тогда она насчитывала 16 тысяч человек. С тех пор большинство евреев эмигрировали в другие районы Великобритании, в Америку или Израиль, как правило, из-за "неприятностей" -- этим эвфемизмом обозначается здешний межконфессиональный конфликт.
Сегодня в Ольстере живут 600 евреев, 160 из них -- члены единственной здешней синагоги.
"Забавно, но люди считают, что нас в Белфасте никак не меньше 3 тысяч, -- рассказала Шошана Эпплтон. -- Может быть, это оттого, что мы производим много шума".
Официальная позиция общины в давнем конфликте -- нейтралитет, однако, по словам супругов Эпплтон и других ирландских евреев, они чувствуют себя спокойней при про-лондонском, или унионистском, статусе кво.
В Ольстере обе стороны конфликта опознаются по цвету: голубой -- цвет протестантов, пролондонских унионистов, а зеленый -- цвет продублинских католических республиканцев.
Местный бизнесмен Сирил Розенберг говорит: "Я поистине "голубой" ольстерец. И дело не в том, что у меня проблемы с республиканцами. Просто евреи традиционно стараются держаться истэблишмента".
С ним соглашается Норман Ричардсон, секретарь северо-ирландского межрелигиозного форума. "Еврейские общины всегда хотят, чтобы их связывали с мейнстримом общества. Так они подчеркивают, что когда-то были пришельцами, иммигрантами, но те времена давно ушли в прошлое. Таково положение вещей, а потому бытует представление, что евреи ближе к большинству -- то есть к протестантской общине".
Для некоторых протестантов альянс с евреями - в большей степени религиозная идеология, нежели политическая позиция. Они рассматривают свои связи с евреями в контексте собственной религии и истории.
"В протестантстве есть течение, которое исповедует отношение к еврейскому народу как к интегральной части христианского спасения. Они верят в то, что второе пришествие невозможно раньше того, как все евреи соберутся в Израиле", -- сказал Ричардсон.
Многие протестанты являются христианскими сионистами, членами произраильских христианских организаций.
"Эти люди более произраильски настроены, чем мы", -- саркастически заметила Эпплтон.
Подобно многим, она несколько обеспокоена христианским фундаменталистским брендом сионизма, который нередко связан с мессианскими воззрениями, включающими крещение евреев. Правда, многие протестанты отрицают, что на них лежит евангельская миссия обращать евреев в
христианство.
Билли Логан, известный унионист, возглавляет протестантскую организацию под названием Королевский черный институт, твердо стоящий на буквальной интерпретации Библии.
Он говорит: "Я верю в то, что с древних времен еврейский народ имеет право на свою землю. Я страстный сторонник Израиля, мы считаем себя истинными друзьями еврейских соседей".
Иное дело католики. Будучи меньшинством, которое борется за воссоединение с католической Ирландской Республикой, они часто проводят параллели между их борьбой и борьбой палестинцев.
В стране, где цвет наделен самостоятельным смыслом, указывающим на принадлежность к одной из враждующих сторон, знамена унионистов и республиканцев напоминает флаги участников палестино-израильского конфликта. В Белфасте каждая из сторон размахивает флагом того, кому симпатизирует в ближневосточном противостоянии.
Белфастских евреев умиляет неуместность вывешивания израильского флага по соседству с Union Jack и другими верноподданническими знаменами, или зеленого палестинского флага рядом с ирландским триколором.
Раввин Авраам Ситрон, коренной американец, который совсем недавно приехал работать в Белфаст, говорит, что вид израильского флага в этом городе вызывает у него смешанные чувства.
"Сначала, глядя на этот флаг, меня охватывает чувство гордости, потом включается логика, и я думаю: зачем мне дополнительная головная боль по поводу чужого конфликта?"
Регина О'Каллахан, председатель межрелигиозного форума, говорит: "Я сомневаюсь, что люди, вывешивающие эти флаги, представляют себе, где находится Израиль или Палестина".
В последнее время флаги стали исчезать: одни -- по приказу парламентского руководства, другие - из-за истрепанности под воздействием ветров и дождей, которым подвержен этот город на берегу Ирландского моря. Но они могут вернуться с приближением "сезона демонстраций", когда протестанты и католики выйдут на улицы, чтобы продемонстрировать свою гордость, или, как считают многие, силу.
И тогда евреи Белфаста, как обычно, постараются не вставать ни у кого на пути.


JTA







Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100