--> |
|
Царь, спасший евреев
В феврале 1940 года к власти в Болгарии пришло правительство Богдана Филева,стремившееся к союзу с нацистской Германией. 1 марта 1941 года Болгария присоединилась к Тройственному пакту - 'военно-политическому союзу Германии, Италии и Японии. Еще в декабре 1940 года парламент Болгарии (Народное собрание) принял ряд антиеврейских декретов. Все еврейские организации запрещались; евреи лишались политических прав, отстранялись от участия в общественной и экономической жизни. В Министерстве внутренних дел был создан комиссариат по еврейским делам во главе с антисемитом Александром Беловым. Сторонники нацистской Германии возглавили в Болгарии антиеврейскую кампанию. 20 января 1942 года в Берлине прошло совещание представителей правительства, администрации оккупированных стран, высших офицеров СС. На нем обсуждались меры по реализации указаний Гитлера "Об окончательном решении еврейского вопроса". Был принят Ванзейский протокол (по названию улицы, где проходило совещание), который предусматривал физическое уничтожение 11 миллионов евреев в 31 европейской стране. К протоколу прилагалась статистическая карта, в которой указывалось точное число евреев, подлежавших депортации в лагеря смерти из каждой страны. Так, из Болгарии следовало депортировать 48 тысяч человек. Всего же до начала Второй мировой войны там проживало 49 тысяч евреев. Для реализации болгарской части Ванзейского протокола в феврале 1943 года в страну прибыла специальная миссия, возглавляемая гауптштурмфюрером Теодором Даннекером. Германский посол в Болгарии предупреждал, что абсолютное большинство жителей государства не видит оправдания любым выпадам против евреев. Немцы решили поэтапно добиваться ликвидации еврейской общины. Прибывшая в Болгарию миссия настаивала на выдаче более 8,5 тысяч евреев. Секретарь германского посла Лилиана Панина предупредила об этом главу еврейской общины. Сообщение о попытке властей послать соотечественников на гибель взбудоражило всю Болгарию. Тысячи людей вышли на демонстрации протеста. В защиту евреев включились многие политические деятели, видные представители интеллигенции. 43 депутата Народного собрания во главе с вице-председателем Димитром Пекевым выступили с петицией, призывавшей не допустить депортации евреев. Протест большинства членов депутатского корпуса сыграл значительную роль в срыве намерений немецких властей. С аналогичным заявлением выступил и Синод православной церкви. Митрополиты Софийский Стефан и Пловдивский Кирилл обратились к царю Борису III (Болгария в то время была монархией) с просьбой о заступничестве. Царь пригласил германского посла и твердо заявил: "Евреи моей страны -мои подданные, и всякое посягательство на их свободу мы воспримем как оскорбление Болгарии". В мае 1943 года Гиммлер по личному указанию фюрера потребовал изгнания евреев из Болгарии и, в частности, высылки 25 тысяч софийских евреев в лагеря принудительного труда. Но осуществить это не удавалось благодаря твердой позиции царя. В августе 1943 года, на следующий день после возвращения из поездки к Гитлеру в Германию, Борис III внезапно скончался, оставив наследника, трехлетнего Симеона. Нашлись документы, свидетельствующие о том, что смерть царя была следствием отравления. До ликвидации Народным собранием монархии страной управлял регентский совет, состоявший из трех человек. В ходе войны, особенно после Курской битвы и капитуляции Италии, регентский совет и новое правительство Д.Божилова вынуждены были изменить внешнеполитический курс. Болгарские власти, решив проводить более независимую политику, вплоть до выхода из войны, установили контакты с США и Великобританией. Это сказалось и на положении евреев: в конце 1943 года вопрос об их депортации окончательно был снят с повестки дня. 29 августа 1944 года правительство отменило все антисемитские законы и постановления. Болгарский народ отстоял евреев своей страны. ... После войны большинство болгарских евреев покинули родину. В 1948-1951 годах 37.260 человек прибыли в Израиль. Нынешний президент республики Желю Желев сказал: "Наш исторический опыт пятидесятилетней давности дает замечательный пример того, что сила гражданского общества, мораль и этика сопричастия и согласия могут воспрепятствовать любому злодеянию, встав на защиту человеческой личности - наивысшей ценности цивилизации. Именно поэтому болгарский народ имеет все основания гордиться этой смелой акцией, спасшей от уничтожения 49 тысяч болгарских евреев". А.Туровецкий "АМИ" |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|