-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC



Слово о евреях Вавилонии

Эстер Тахтерина




Недаром говорят, что история евреев в изгнании схожа с природным солнечным циклом - закат общественной и духовной жизни евреев в одном центре совпадает с появлением другого такого центра в другом месте. Так и говорят наши мудрецы: "В тот момент, когда солнце садится в одном месте, оно подымается в другом".

Вавилония была древнейшим центром диаспоры, где евреи жили с незапамятных времен - "бесчисленные десятки тысяч, и невозможно установить их число", - по словам Иосифа Флавия. Там находились большие города, где подавляющее большинство жителей были евреями. Названия этих городов звучат для нас как таинственная музыка - Негардея, Нисибина, Махуза. Вавилонские евреи вели свою родословную со времен "вавилонского пленения", когда сначала ассирийские, а затем вавилонские властители, завоевав сначала Северное царство (Израиль), а затом Южное (Иудею) увели на чужбину весь цвет еврейского народа. С тех пор, в бедственные для евреев в Палестине годы, множество беглецов и эмигрантов находило пристанище у своих вавилонских соплеменников. Среди беглецов было немало великих ученых Торы. Но и оставшиеся в Эрец-Исраэль всегда могли рассчитывать на помощь более богатых собратьев.

Главным занятием евреев Вавилонии всегда было земледелие: помещики, арендаторы, издольщики занимались всеми отраслями сельского хозяйства - финиковыми плантациями, зерновыми культурами, рыболовством и птицеводством. Широко распространены были также ремесла. Еврейская община пользовалась широкой внутренней автономией, главой ее был экзиларх ("рейш галута"). Экзилархи вели свою родословную от царей из династии Давида, приведенных в Вавилонию после разрушения Первого Храма. Согласно преданию, первым из них был царь-изгнанник Йехония. Экзиларх считался высоким государственным сановником. Ему были предоставлены широкие полномочия в административной сфере, в области гражданского и уголовного права. Дворы экзилархов походили на дворы восточных владык и выделялись своей пышностью. В еврейских городах Вавилонии находились Советы семерых, заведовавшие всеми городскими делами; высшим же муниципальным органом было общее собрание жителей.

Большой духовный подъем произошел в конце II века, когда вавилонские евреи, иногда целыми семьями, отправлялись в Палестину для изучения Торы. Большая часть из них осталась в Палестине. Среди возвратившихся был Абба Ариха, названный "Рав". Его возвращение является переломным моментом в истории изучения Торы, в культурной жизни, в законодательстве и судопроизводстве вавилонского еврейства. В 219 г. он поселился в Суре и основал там новую школу. Рав ввел в своей академии не только изучение Мишны, но и методы ее преподавания и изучения и целый ряд обычаев и традиций, привезенных им с родины. В академию Рава стекались массы учащихся - число только постоянных слушателей достигало тысячи двухсот. Тогда же установился обычай т.н. "месяцев собрания", продержавшийся в течение столетий. Два месяца в году, весной в адаре и осенью в элуле (сезоны затишья в вавилонском земледелии), в академиях собирались десятки тысяч для участия в занятиях. В 371-427 гг. талмудические лекции были собраны и отредактированы в сборнике, ставшем известным под названием "Вавилонский Талмуд".

Два века, последовавшие за завершением составления Талмуда, принесли евреям Вавилонии множество страданий: персидское правительство, побуждаемое религиозным фанатизмом, начало преследовать евреев. Были закрыты всемирно известные академии в Суре и Пумбадите, запрещено соблюдение субботы. В начале 6-го века евреи Вавилонии восстали. Под руководством выдающегося во всех отношениях и энергичного экзиларха Map Зутры сотни преданных ему воинов вытеснили персидские войска с территории еврейской Вавилонии и создали независимое государство с Махузой в качестве столицы. Маленькое государство сражалось за свою независимость семь лет, но в конце концов мятеж был подавлен и Map Зутра публично казнен на мосту Махозы. Страдания евреев возобновились. В середине седьмого века Вавилонию наводнила вновь возникшая молодая и мощная сила, жаждущая захвата новых земель и увеличения числа новообращенных в свою религию. Это были арабы. Коран, библия магометан, обещал вечное блаженство каждому солдату, павшему на поле боя. Ослабевшая империя пала под властью ислама...

К 1948 году, когда территории, носившие некогда название Персидской империи, давно разделились на несколько государств, на территории Ирака еще существовала община из 130 тысяч евреев. В период правления пробритански настроенного короля Фейсала Первого (20-е годы) эта община вновь пережила кратковременный расцвет - евреи играли ключевую роль в экономике, занимали государственные посты. В 30-е годы арабский национализм, подогреваемый нацистскими агентами, постепенно сделал жизнь евреев невыносимой. В 41-м году восставшие фанатики громили еврейские дома и магазины, убив и ранив сотни людей. Прогитлеровский режим снова сменили англичане, но евреи, поняв непрочность своего положения, начали эмиграцию в Эрец Исраэль. С провозглашением государства Израиль для евреев в Ираке настал черный час -
правительство Ирака начало организованное преследование. Еврейские дома "обыскивали" полицейские - на самом деле это был вооруженный грабеж. Сотни евреев были обвинены в государственной измене и брошены в тюрьмы. Евреев увольняли с работы, исключали из университетов... В Ираке евреи издавна занимались медициной. Теперь еврейские медики стали "врачами-отравителями". Но аналогия с СССР этим не ограничилась. Решив, что еврейские капиталы следует экспроприировать как можно быстрее, иракские власти пошли на хитрость. В марте 1950 года иракский парламент объявил, что евреи смогут свободно выехать в Израиль, если откажутся от иракского гражданства. При этом было заявлено, что выезжающие смогут получить компенсацию за оставляемое имущество. А 10 марта 1951 года, после окончания срока регистрации на выезд, власти объявили, что все имущество лиц, подавших прошение о разрешении на выезд, отныне является собственностью государства. За одну ночь прежде состоятельные люди стали нищими. В эту тяжелую для некогда процветавшей общины минуту Израиль, сам находившийся в непростой ситуации, протянул руку помощи. Воздушный мост, по которому Еврейское Агентство начало переброску беженцев, назвали "Али Баба". Спустя несколько месяцев почти 113 тысяч беженцев из Ирака наконец-то оказались в Эрец Израэль, небольшие группки еще несколько лет перебирались через иранскую границу.

Очаг еврейской культуры в Вавилонии погас навсегда. У очага еврейской культуры в Эрец-Израэль все еще впереди.

"Земля под ногами" №39

http://www.jewish.ru/994176610.asp







Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100