-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Владимир Ведерников (Волгоград)

Еврейский вопрос в политике самодержавия

(1860-1870 гг.)

В эпоху “великих реформ” тема еврейского равноправия не приобрела особой злободневности как в глазах общественных кругов, так и в правительственных сферах. Она была оттеснена проблемами отмены крепостного права, а несколько позже и проблемами русско-польских отношений. Однако модернизация и европеизация страны, представлявшие главный стержень правительственной политики в 60-е гг. XIX в., требовали прежде всего равенства прав, свободы передвижения, признания веротерпимости и т.д., а значит и разрешения еврейского вопроса, ключом к которому должна была стать отмена черты оседлости, уравнение евреев в правах с коренным великорусским населением. Но именно в этом пункте еврейский и крестьянский вопросы парадоксальным образом переплетались. В самом деле, более 80% великорусского населения составляло крестьянство, значительно ограниченное в своих гражданских и политических правах. Оно, как и еврейское население, было ограничено в праве передвижения паспортной системой, неотчуждаемость наделов ограничивала право свободного распоряжения имуществом, крестьяне не пользовались религиозной свободой, так как правительство с особым рвением преследовало старообрядцев и сектантов; наконец, в ряде случаев крестьяне были поставлены вне созданной судебными уставами судебно-правовой системы, поскольку сохранялись подсудность волостным судам и телесные наказания. Иными словами, и евреи, и русские крестьяне были равны в своем бесправии, лишь частично затронутом великими реформами, и разрешение как крестьянского, так и еврейского вопросов могло идти только рука об руку с разрушением системы административно-полицейского гнета Российской империи.

Одинаковыми были и мотивы действий правительства в крестьянском и еврейском вопросах. В первом случае — это создание условий для постепенного превращения крепостного крестьянина в крестьянина-собственника, во втором - “уравнение евреев в правах с другими сословиями, с тем лишь, чтобы уравнение совершалось постепенно” [I]. Как видим, и в том, и в другом случае речь шла о ряде мероприятий, рассчитанных на чрезвычайно долгий срок.

В соответствии с законодательством, евреи (или, точнее, лица иудейского вероисповедания) относились наряду с калмыками, коренными народами Сибири и ордынцами Закаспийской области к сословной категории инородцев -но, в отличие от упомянутых народов, евреи, даже вступая в иные сословные группы, приобретали их права только в том случае, если о них не было особенных правил [2]. Это характерный мотив русского законодательства о евреях: разрешенное законом для всех требовало для них специальных оговорок вроде следующей: “Нижние чины из евреев... остающиеся в своем вероисповедании, могут быть представлены за военные подвиги к наградам” [З].

Евреи были ограничены дореформенным законодательством в праве жительства чертой еврейской оседлости, охватывавшей 16 западных губерний России, были обложены дополнительными налогами, такими как свечной и коробочный сборы, сборы с еврейских типографий. Евреи несли воинскую повинность, превышавшую рекрутские наборы с коренного населения и совершенно не принимались на государственную службу. Евреи подвергались и религиозным гонениям. Так, например, Уложение о наказаниях 1845 года

приравнивало публичные богомоления евреев к бесчинствам и беспорядкам.

Роль представительства евреев при правительстве должна была играть созданная 18 мая 1848 года раввинская комиссия. Она функционировала при Департаменте духовных дел и иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. В ее состав входили назначенные министром представители еврейского населения. Вопросы на ее рассмотрение вносились министром, а сама она собиралась от случая к случаю, не играя какой-либо значительной роли.

Другим органом, занимавшимся в дореформенное время пересмотром законодательства о евреях, был Еврейский комитет, созданный в 1840 г. под председательством П.Д.Киселева.

На местах представительство евреев перед администрацией осуществляли так называемые ученые евреи, состоявшие при попечителях учебных округов и генерал-губернаторах. Они назначались из лиц с образованием не ниже среднего “для исполнения поручений по предметам, требующим особого знания всех правил и обрядов еврейского закона” [4]. В 1844 г. была упразднена кагальная организация, но так как сохранялись обязательства евреев по уплате особых сборов и выполнению воинской повинности, то фактически еврейская община сохраняла свою обособленность.

В царствование Николая 1 принимались меры для того, чтобы, с одной стороны, ускорить процессы ассимиляции, понимаемой как разрыв с иудаизмом и присоединение к православию, а, с другой, оградить коренное население от воздействия иудейства. Эти разнонаправленные меры, ухудшая положение евреев, тем не менее, не дали желаемый правительству результат.

Новый император Александр II разделял предубеждения своего отца в отношении евреев. Характерна его резолюция на докладе киевского генерал-губернатора Дондукова-Корсакова, указывавшего, что для борьбы с “вредным влиянием евреев” необходимо принять решительные меры. “Мнение, которое я вполне разделяю”, - начертал царь на этом докладе [5]. Характерными были и такие меры начала царствования, как запрещение евреям приобретать недвижимую собственность в Харьковской и Черниговской губерниях (1855 г.), запрещение евреям служить во флоте (1855 г.) [б].

Но после поражения в Крымской войне власть уже не могла отстаивать статус кво, не считаясь с общественным мнением. Общественность России однозначно высказалась за проведение реформ. Был затронут и еврейский вопрос. Так, в известном произведении программного характера “Письмо издателю” К.Д.Кавелина и Б.Н.Чичерина было сформулировано требование свободы совести. Несколько позже Чичерин, конкретизируя либеральную программу, прямо призвал правительство, “чтобы и с евреев сняты были те притеснительные ограничения, которым они подвержены в настоящее время, ибо свобода совести есть право, из которого не должен быть исключен ни один подданный русской империи” [7]. Сочувствие бесправному положению евреев высказывал и попечитель Одесского учебного округа Н.И.Пирогов. Статьи в защиту гражданских прав евреев помещали на своих страницах либеральные журналы “Русский вестник” и “Атеней”. В 1859 г. М.Н.Катков опубликовал в “Русском вестнике” повесть О.А.Рабиновича “Штрафной”, где изображалась тяжелая участь оторванного от своей семьи солдата-еврея , взятого по дополнительному набору. Протест более 150 литераторов и ученых вызвала антисемитская выходка И.П.Шпилевского, помещенная в журнале “Иллюстрация” [8]. Самое влиятельное в этот период вольное русское издание “Колокол” опубликовало анонимную статью “Положение евреев в России”, которую А.И.Герцен назвал “дельной”. Ее автор предлагал в качестве первоочередной меры представление повсеместного жительства отставным военнослужащим и лицам, получившим высшее образование [9].

В бюрократической среде одним из первых высказался за пересмотр всех ограничений, наложенных на евреев, П.Д.Киселев. 31 марта 1856 г. он предложил пересмотреть весь законодательный материал для “соглашения... с общими видами слияния сего народа с коренными жителями, поколику нравственное состояние евреев сие дозволяет”[10]. Для этого предлагалось министрам, участвовавшим в работе Еврейского комитета, внести соответствующие предложения. Александр II одобрил это предложение.

Это решение знаменовало поворот в правительственной политике по отношению к евреям, так как теперь речь шла, во-первых, не о сужении, а о постепенном расширении их прав, а, во-вторых, стеснения предусматривалось отменить для всего еврейского населения, а не для отдельных групп “полезных” евреев, на чем настаивал Комитет в царствование Николая I. По мнению Ю.Гессена, Киселев “рассчитывал на инициативу отдельных министров, надеясь, что они... внесут в Комитет более широко разработанные проекты реформ” [II]. Но уже 11 июля 1856 г. Киселев был сменен Д.Н.Блудовым, который противился резкому разрыву с традициями предыдущего царствования.

Либеральную позицию в еврейском вопросе занимал министр внутренних дел С.С.Ланской. Ссылаясь на мнение генерал-губернатора Новороссийского края А.Г.Строганова, Ланской высказал в Еврейском комитете мысль, что “сближение еврейского народа с коренным населением... можно достигнуть только уравнением евреев в правах с прочими жителями империи” [12]. Комитет, однако, отверг эту мысль, высказавшись, что уравнение евреев в правах с коренными жителями “не может иначе последовать как постепенно, по мере распространения между ними истинного просвещения, изменения их внутренней жизни и обращения их деятельности на полезные занятия”. 28 марта 1859 г. это решение Комитета было утверждено царем. Так, отказавшись от идеи коренной эмансипации, правительство вновь вернулось к идее николаевского царствования об отделении “полезных” и “просвещенных” евреев от “вредных” и “фанатично настроенных”. Линия эта в целом соответствовала правительственному курсу эпохи реформ, во многом сохранившему преемственность с предыдущим царствованием.

В политике Александра II по отношению к еврейскому вопросу можно выделить три периода: 1856-1859, когда в основном отменяется ряд ограничений, наложенных на еврейство в предыдущий период, 1859 - конец 1860-х гг., когда были проведены основные великие реформы, а права евреев несколько расширены, конец 1860-х - 1881 г., характеризующийся противоречивыми тенденциями, когда наряду с частичным расширением прав вводятся новые ограничения, затрагивающие и уже проведенные реформы.

Еще в 1812 г. по повелению Александра 1 евреи должны были быть выселены из пределов 50-верстной пограничной полосы в Волынской губернии. Позже это повеление было распространено и на другие приграничные области. 27 октября 1858 г. по инициативе Ланского это решение было пересмотрено. Евреям, жившим в приграничной полосе, отныне не угрожало выселение. Они могли также владеть недвижимым имуществом, однако запрещалось водворение в этих местах новых поселенцев, а за администрацией сохранено право удалять из пограничной полосы евреев вследствие их “неблагонадежности” [13].

В годы реформ постепенно были расширены права отдельных категорий еврейского населения. К числу таких категорий относились лица с высшим (преимущественно медицинским) образованием. Подобно Николаю I, Александр II и его администрация полагали, что образование позволяет преодолеть “фанатизм” и “вредные предрассудки” иудейской религии. Медики же получали дополнительные преимущества из-за хронического недостатка отечественных медицинских кадров.

В царствование Николая I право жительства евреев постоянно стеснялось. В частности, в течение 1820-1830-х годов они были лишены права жительства в Киеве, Севастополе и Николаеве, что негативно сказалось на торгово-промышленных оборотах этих городов, снабжении армии и флота. Не случайно губернатор Новороссии М.С.Воронцов резко высказывался против этих ограничительных мер. В царствование Александра II права отдельных категорий торгово-промышленного населения расширяются.

В начале 1857 г. киевский генерал-губернатор И.И.Васильчиков высказал пожелание о расширении прав почетных граждан и купцов первой гильдии из евреев. Предложение это было поддержано министром финансов П.Ф.Борком. 8 августа 1858 г. министр внутренних дел С.С.Ланской и новый министр финансов А.М.Княжевич внесли соответствующий законопроект в Государственный совет. Утвержденное 16 марта 1859 г. мнение Государственного совета стало законом [14]. Согласно этому закону купцы-евреи первой гильдии получали права повсеместного жительства при условии уплаты гильдейского налога в течение 10 лет. После этого, даже выбыв из гильдии, они и их дети сохраняли право жительства вне черты оседлости. Позже по закону от 11 января 1863 г. евреи, пробывшие не менее 10 лет в первой гильдии и не менее 20 лет во второй, получали права на потомственное почетное гражданство.

При проживании вне черты оседлости купцы могли брать с собой приказчика, конторщика и “четырех обоего пола служителей на каждое семейство” из числа единоверцев. В столицах проживание означенных лиц дополнительно требовало специального разрешения генерал-губернатора. В соответствии с этим же законом евреям-иностранцам с санкции министра внутренних дел и финансов позволялось записываться в I гильдию с разрешением заниматься торговлей и открывать банкирские конторы.

Видимо, закон этот не распространялся на те части Империи, где существовали дополнительные ограничения прав евреев. Так, евреи-купцы не получили права жительства в Финляндии. В последующем евреи-купцы всех гильдий и ремесленники получили право жительства в Севастополе и Николаеве, в Киеве было разрешено проживание купцам I и II гильдии [16]. Эти льготы касались очень незначительной части еврейского населения: к началу 1859 г. в России насчитывалось всего 108 евреев-купцов I гильдии, а из них к началу 1860-х гг. льготой воспользовалось не более 20 человек [17]. Более многочисленной категорией были отставные солдаты-евреи, служившие по рекрутским наборам. В 1867 г. они получили право повсеместного проживания.

Льготы получили и евреи-ремесленники. Модернизация страны безусловно требовала оживления торгово-промышленной деятельности. Еврейское население черты оседлости издавна занималось мелкой торговлей и ремеслом. Скученность населения порождала здесь жесткую конкуренцию, переизбыток предложения услуг над спросом, что, в конечном счете, отрицательно сказывалось и на платежеспособности населения. Между тем коренные великорусские губернии испытывали недостаток в специалистах-ремесленниках, а ряд отраслей торговли (прежде всего зерновой) страдали от монополии нескольких крупных торговцев-перекупщиков. Орган Министерства внутренних дел газета “Северная почта” приводила следующие факты: в Киевской губернии (без г.Киева), входившей в черту еврейской оседлости, насчитывалось около 5 тысяч ремесленников, только записанных в цехи, а в промышленной Ярославской - 800, в Курской же и того меньше — всего 500 человек [18].

Еще в 1855 г. С.С.Ланской запрашивал отзывы местных властей о ремесленной деятельности евреев. Позже министр финансов М.Х.Рейтерн подал в Еврейский комитет записку, где предложил предоставить право повсеместного жительства “всем евреям, занимающимся торговлей, промыслами и ремеслами”. В записке, которую известный предприниматель Е.Г.Гинцбург в августе 1862 г. направил тогдашнему главе Еврейского комитета М.А.Корфу, предлагалось пересмотреть ограничительные законы о евреях. Гинцбург ходатайствовал о “дозволении евреям-ремесленникам, имеющим одобрительные свидетельства от начальства, производить ремесло в великорусских губерниях” [19]. Рассмотрев записку, Александр II велел внести ее с заключением министра внутренних дел П.А.Валуева в Еврейский комитет. Валуев, бывший сторонником постепенного уравнения евреев в павах, присоединился к ходатайству Гин-цбурга о расширении прав жительства ремесленников (что, конечно, уже предложений Рейтерна). 28 июня 1865 г. предложение Валуева получило силу закона. Закон позволял евреям-ремесленникам с семьями, а также лицам моложе 18 лет, желающим получить ремесленную специальность, жить по всему пространству Российской империи [20]. По данным Еврейского колонизационного общества число ремесленников, воспользовавшихся этой льготой, составило около 70 тысяч человек из числа 500 тысяч, проживавших на территории России в 1897 г. [21]. Для поощрения ремесленников в 1862 г. было открыто Житомирское ремесленное училище, в котором до его упразднения в 1884 г. прошло обучение до 1500 человек.

Гораздо меньше, чем в царствование Николая I, правительство интересуется приобщением еврейского населения к земледелию. Так, законом от 30 мая 1866 г. было прекращено переселение евреев в земледельческие колонии и отчисление денег на эти цели из сумм коробочного сбора [21]. Правительство также принимает меры к частичному расширению прав евреев - земледельцев и землевладельцев. Так, в соответствии с законом от 12 февраля

1865 г. евреи-земледельцы западных губерний получили право перехода в другие сословия, несколько позже такое право получили все евреи-земледельцы [23].

В связи с тем, что крестьянская реформа ликвидировала дворянскую монополию на владение землей, закон от 26 апреля 1862 г. разрешал евреям приобретение тех земель, где крестьяне были переведены на выкуп [24]. Закон этот, однако, не распространялся не губернии Западного края, где после подавления польского восстания 1863 г. правительство предпринимает ряд энергичных мер для насаждения русского землевладения. Однако и здесь евреям разрешалась аренда винокурен, мельниц и постоялых дворов, так как новые собственники польских земель, как правило, не имели хозяйственного опыта [25].

С 1866 г. евреям было разрешено на общих основаниях заниматься оптовой и розничной питейной торговлей в городских поселениях черты оседлости, а в деревнях - лишь там, “где живут одни евреи” [26].

Продолжая политику Николая I, правительство принимает меры к распространению в среде евреев просвещения. В 1861 г. Еврейский комитет обсуждал вопрос о распространении права повсеместного жительства на лиц, имеющих образование не ниже гимназического. С этим предложением обратились министр внутренних дел С.С.Ланской, генерал-губернатор Северо-Западного края Н.А.Назимов и министр народного просвещения. Комитет, однако, отклонил это предложение, считая, что лица, не получившие звание кандидата, магистра или доктора, “не могут считаться свободными от тех предрассудков, которые всегда считались вредными” [27]. Но лица, имевшие высшее образование, получили ряд льгот. Закон от 27 ноября 1861 г. распространял право проживания по всей территории империи на лиц, имевших степень не ниже кандидата университета и докторов медицины. Гимназисты, окончившие курс с медалью, могли ходатайствовать о причислении в личное почетное гражданство [28]. 11 января 1863 г. императором было утверждено положение Еврейского комитета об отчислении из сумм свечного сбора 24 тысяч рублей а ежегодные стипендии евреям, обучавшимся в университетах. Закон 19 января 1879 г. распространил право повсеместного жительства на всех евреев, окончивших высшие учебные заведения, а также на лиц

среднего медицинского персонала: аптекарских помощников, дантистов, фельдшеров, повивальных бабок, а также лиц, изучающих фармацию и фельдшерское искусство.

Лица, имеющие высшее образование, также получили право на государственную службу вне черты оседлости. Тем самым отменялся запрет Николая 1 о недопущении евреев к государственной службе. Первоначально в соответствии с законом 27 ноября 1861 г. на службу принимались только те евреи, которые имели степень не ниже кандидата университета и доктора медицины. Закон от 1 апреля 1862 г. распространил право на службу и на тех евреев, которые имели ступень не ниже действительного студента, а также на лиц, получивших известность учеными трудами и на провизоров и лекарей. В 1865-1867 гг. это право было распространено и на медиков, даже не имевших звания доктора медицины (за исключением Петербурга и Москвы).

Относительно традиционного еврейского образования правительство продолжало следовать прежним курсом, стремясь поставить подготовку раввинов и меламедов под свой контроль, усилить светские элементы в образовании, а раввинов сделать проводниками правительственной политики. Закон 3 мая 1855 г. установил, что раввином может быть только окончивший курс казенного раввинского училища или имеющий общеобразовательный ценз не ниже среднего [29]. Для контроля над домашним образованием правительство разрешало меламедам преподавать только в том случае, если они окончили раввинское училище (закон от 4 мая 1859 г.). Поскольку большинство меламедов не имело соответствующего образования, закон этот вводился с отсрочкой исполнения до 1875 г. и в конце концов так и остался на бумаге.

Справедливо решив, что созданные в 1844 г. казенные раввинские училища не могут одновременно готовить раввинов и давать чисто светское образование, правительство преобразовало их в светские учебные заведения. В Вильне и Житомире раввинские училища были преобразованы в еврейские учительские институты, куда принимали с 16 лет. Обучение продолжалось 4 года. Училища же второго разряда преобразовались в начальные еврейские училища, где преподавались преимущественно гражданские предметы: арифметика, история, география России. Языком преподавания был по преимуществу русский язык [30].

Правительство несколько облегчило и положение еврейской печати. Положение 1835 г. разрешало еврейские типографии только в Вильне и Житомире. Они сдавались с торгов на 12 лет и облагались высокими сборами и пошлинами, что невероятно удорожало богослужебные книги. Правила 20 апреля 1862 г., сохранив особый сбор с еврейских типографий, тем не менее разрешили заводить их повсеместно в черте оседлости и в С.-Петербурге.

Некоторые особенности относительно еврейского населения имели и великие реформы 1860-х годов. Земельная реформа 1861 г. не содержала каких-либо специальных ограничений прав евреев, но это объясняется, скорее всего, тем, что она мало касалась их интересов. Во-первых, ряд губерний черты оседлости не получили право на земское представительство ввиду преобладания польского землевладения, а, во-вторых, еврейское землевладение было еще слишком незначительным, чтобы оно могло составить конкуренцию землевладению помещичьему. Но уже при выработке городового положения вопрос о еврейском представительстве подвергся специальному обсуждению.

В начале 1862 г. в губернских и некоторых иных городах были созданы комиссии, задача которых заключалась в том, чтобы представить правительству материалы для разработки нового Городового положения [31]. Из общего числа 509 свыше 170 были созданы в городах еврейской оседлости. Ни одна из комиссий не высказалась за устранение еврейского населения от участия в выборах органов самоуправления, а некоторые (житомирская, старорусская) прямо заявили о желательности уравнения евреев в правах с других населением. Однако ряд комиссий юго-западных губерний высказались за выделение евреев в отдельную избирательную корпорацию. Министерство Валуева, отвергнув эту идею, в проекте Положения ограничило, однако, число гласных-евреев половиной общего числа гласных и членов городской управы и воспретило избирать еврея городским головой. В марте 1868 г. сменивший Валуева на посту министра внутренних дел А.Е.Тимашев отозвал проект Положения из Государственного совета в силу недостаточного его консерватизма . В переработанный проект Тимашев предложил внести пункт об ограничении участия евреев в городском самоуправлении третьей частью гласных. Это предложение было встречено отрицательно II отделением Императорской канцелярии и Министерством финансов. Поэтому Госсовет решил подвергнуть проект Тимашева дополнительной экспертизе лиц, “известных своей опытностью”. В новой комиссии принимали участие как представители министерств и ведомств, так и общественные деятели. Хотя ряд членов Комиссии (представители Министерства финансов, Императорской канцелярии, гласный петербургской Думы Лихачев) выступили за сохранение прежнего порядка по валуевскому законопроекту, тем не менее большинством 13 против 7 было постановлено поддержать ограничение, внесенное Тимашевым [32].

Утвержденные в 1864 г. судебные уставы не содержали каких-либо оговорок относительно евреев. Более того, провозглашенный уставами принцип равенства перед законом без различия сословий и вероисповедания входил в противоречие с Уголовным уложением 1845 г., которое подверглось поэтомало специальноу частичному перГосударственный совет нашел несовместимым с принципами веротерпимости статью Уложения, налагавшую кару за бритье еврейками волос после замужества, отменена была и статья, приравнивавшая публичные богомоления евреев к беспорядкам [33].

В эпоху великих реформ было значительно облегчено и положение евреев в Царстве Польском, что было связано с желанием властей разобщить поляков и евреев. Процесс реформ способствовал эмансипации евреев, расширил контакты между русской и еврейской культурами, результатом чего стало формирование русско-еврейской литературы. Ее представителями были А.Ковнер, Л.О.Леванда, М.Рабинович и др. В пореформенное время получили известность такие юристы, как М.Я.Пассовер, И.Г.Оршанский и др. С 1860 г., когда в Одессе начал выходить “Рассвет” на русском языке и “Гамелиц” на иврите, берет свое начало еврейская периодика [34]. Постепенно размывается и черта еврейской оседлости. Так, в начале 1870-х гг. еврейская колония Петербурга насчитывала 346 человек, в числе которых было 220 ремесленников, 52 купца первой гильдии, 17 юристов, 33 медика [35]. Сравнивая

дореформенные времена с периодом 70-х годов, один петербургский еврей-старожил восклицал: “Что тогда был Петербург? Пустыня; теперь же ведь это Бердичев!” [36].

Вместе с тем нельзя не отметить, что реформы носили все же крайне ограниченный характер. Право повсеместного жительства получила сравнительно небольшая часть еврейского населения, а Финляндия оставалась закрыта даже и для тех, кто пользовался льготами. Были сохранены особые налоги, налагаемые на евреев. Наконец, хотя законодательство и декларировало свободу вероисповедания, но в действительности сохранялся взгляд на иудейство как на едва терпимую религию. Сохранился принцип, в соответствии с которым принятие христианства (преимущественно православия и ни в коем случае не старообрядчества) освобождало еврея от всех стеснений. При этом был установлен пониженный возраст религиозного совершеннолетия: в 14 лет подросток мог принять крещение и без согласия родителей, хотя правовое совершеннолетие наступало значительно позже — в 21 год. Характерна оговорка, позволявшая переход в православие с разрешения министра внутренних дел (!) и в более раннем возрасте. Все эти стеснения входили в решительное противоречие с принципом равенства перед законом и веротерпимости.

Политика реформ к началу 1870-х гг. оказалась как бы на распутье: их последовательное продолжение вело к правовому государству и ставило под сомнение принцип самодержавия, а откат грозил тем кризисом, в котором государство оказалось в конце царствования Николая I. После покушения Д.В.Каракозова самодержавие встало на путь постепенного ограничения уже проведенных реформ. Сказалось это и на судьбах еврейского вопроса. При введении в действие судебных уставов в 9 западных губерниях было разъяснено, что число присяжных-евреев в процентном отношении не должно превышать доли евреев среди местного населения, а участие евреев-присяжных в рассмотрении дел о преступлениях против веры безусловно не допускалось [37]. По мнению правительства, евреи уклонялись, от исполнения воинской повинности, поэтому была введена обязательная прописка по месту постоянного жительства с 16-и лет и значительно понижены требования к физическому состоянию еврея-призывника. Наконец, вопреки принципу индивидуальной ответственности, уклонение еврея от выполнения воинской обязанности влекло денежный штраф членов его семьи в размере 300 рублей. Штраф налагался в административном порядке и взыскивался полицией. В случае недобора евреи, имевшие льготы, призывались на службу в безусловном порядке, а христиане - только по особому царскому распоряжению. Наконец, льготами по семейному положению евреи могли воспользоваться лишь тогда, когда они подтверждались полицией. Все это приводило к тому, что, несмотря на действительно высокий процент уклонения от воинской службы, доля евреев в армии была выше их общего удельного веса в Российской империи [38]. Ограничению подвергалась и торгово-экономическая деятельность еврейского населения. Так, циркуляр министра внутренних дел от 1875 г. разъяснял, что евреи-ремесленники вне черты оседлости имеют право торговли только своим изделиями и потому, например, часовщик не мог торговать часами, булочник - мукой и т.д. Было ограничено и право питейной торговли в черте оседлости. Она допускалась лишь в собственных домах евреев. Эти дополнения к законам болезненно задевали интересы кустарей и мелких предпринимателей.

В конце царствования Александра II были ограничены и права проживания евреев вне черты оседлости. Вскоре после закона от 19 января 1879 г. последовали ограничения. Инициатором их был военный министр Д.А.Милютин. В качестве “временной меры” евреям (за исключением лиц, имевших звание доктора медицины или ученые степени) воспрещалось селиться в Области Войска Донского, а также приобретать или арендовать там собственность. Причиной этой меры было начавшееся широкое освоение в пореформенное время Донецкого бассейна и строительство Грушевской железной дороги, которое финансировал известный предприниматель С.С.Поляков. Эти ограничения предвосхищали ограничительные мероприятия будущего царствования [39].

Многочисленные противоречия в законах, циркулярах и разъяснениях по еврейскому вопросу вновь заставили правительство вернуться нему. Причиной послужило следующее обстоятельство: Александр II, будучи в Варшаве, обратил внимание на то, что евреи носят свою традиционную одежду и, вспомнив архаичное законодательство своего отца, велел использовать его на практике. Для обсуждение мер об “ослаблении общественной связи евреев” была образована новая межведомственная комиссия по устройству быта евреев под председательством товарища министра внутренних дел князя Лобанова-Ростовского, существовавшая с 1872 по 1880 гг. Два члена комиссии, В.Д.Карпов и Н.А.Неклюдов, подали записку, в которой энергично высказались за эмансипацию всех категорий еврейского населения. Авторы записки, отвергая аргументы о “еврейской эксплуатации”, считали, что от свободы передвижения выиграет в первую очередь христианское население внутренних губерний России, нуждающееся “в оживлении торговой и промышленной деятельности” [40]. Либеральная оттепель, связанная с курсом М.Т.Лорис-Меликова, казалось, давала основания надеяться на перемену курса правительства. Но катастрофа на Екатерининском канале похоронила либеральные иллюзии.

Примечания

1. Цит. по: Бакерман И.М. Черта еврейской оседлости. -СПб.. 1911. - С.32.

2. Мыш М.И. Руководство к русским законам о евреях. — СПб.. 1898. - С.1.

3. Оршанский И.Г. Законодательство о евреях. Очерки и исследования. — СПб., 1877. — С.45.

4. Еврейская энциклопедия. - Т. XV, Стб. 147-148. (Далее ЕЭ).

5. Гессен Ю. Александр II. - ЕЭ. Т. I. Стб.810.

6. Полный хронологический сборник законов и положений, касающихся евреев, от Уложения царя Алексея Михайловича до настоящего времени. 1649-1873 гг.: Извлечения из Полных собраний законов Российской империи. Сост и изд. В.О.Левада. — СПб., 1874. - С.839. (Далее ПХЗ).

7. Голоса из России. — Лондон, 1857. — Вып. IV, с. 114.

8. Подробнее см.: Добролюбов Н.А. Собр. соч. в 9 т. - Т. 3. - М., Л., 1962. - С.471. 539. -

9. Положение евреев в России. // Колокол, 1860. 15 января. С.707-710

10. ПХЗ. - С.1034.

11. Гессен Ю. Александр II // ЕЭ. - Т. I. Стб.812.

12. Там же. Стб.814.; Мыш М.И. Указ.соч. - С.81.

13. ПХЗ. - С.902.

14. Ананьич Б.В. Банкирские дома в России: Очерки истории частного предпринимательства. — Л., 1991. — С.39.

15. ПХЗ. - С.993.

16. Оршанский И.Г. Законодательство о евреях... - С. 14-15. Мыш М.И. Указ.соч. - С. 139-141.

17. Ананьич Б. В. Указ. соч. — С.39, 44.

18. Цит по: Оршанский И.Г. Законодательство о евреях... -С.317.

19. Цит по: Ананьич Б.В. Указ. соч. — С.44.

20. Оршанский И.Г. Законодательство о евреях... - С. 315-316.

21. Слиозберг Г. Правовое и экономическое положение евреев в России (из материалов по еврейскому вопросу). - Спб., 1907. - С. 174; Гессен Ю. О жизни евреев в России: Записка в Государственную Думу. - СПБ., 1906.

22. ПХЗ. - С.1063.

23. ПХЗ. - С.1028, 1074-1075.

24. ПХЗ. - С.980-981.

25. ПХЗ. - С. 1016. 1092-1093.

26. ПХЗ. - С. 1063.

27. Гессен Ю. Александр II // ЕЭ. - Т. I. Стб.816.

28. ПХЗ. - С.973.

29. Мыш М.И. Указ. cw. - С.77; ПХЗ. - С.839.

30. ПХЗ.- С. 1152.

31. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х

- начале 90-х годов XI X в.: Правительственная политика. - Л., 1984.

- С.16-17.

32. Гессен Ю. Евреи в России: Очерки общественной, правовой и экономической жизни русских евреев. - Спб., 1906.

33. Оршанский И.Г. Законодательство о евреях... - С.38-39.

34. Цинберг С.Л. История еврейской печати в России в связи с общественными течениями. - Пг., 1915.

35. Оршанский И.Г. Законодательство о евреях... - С. 18.

36. Цит по: Ананьич Б.В. Указ. соч. - С. 105.

37. Мыш М.И. Указ. соч. - С.405.

38. ЕЭ. - Т. V, Стб.703-704.

39. Гессен Ю. Александр II // ЕЭ. - Т. I. Стб.815; Мыш М.И. Указ. соч. - С.237.

40. Карпов В.Д., Неклюдов И.А. О равноправии евреев. -Спб.. 1907.

“КОРНИ”




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100