-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Была в Астрахани хоральная синагога...

(страницы из истории Астраханской еврейской общины)

Мечты оставались мечтами, а здание в центре города ждало своей участи. Власти не торопились передать его евреям. Желающих на это место было предостаточно - в центральный район города так и рвутся новые русские , занимая его своими особняками и офисами. Здание мешало.Формально проведенное следствие злоумышленников не выявило, как и после погрома на еврейском кладбище в 1993 году.

Была в Астрахани хоральная синагога. Вернее до августа 1996 года стояло здание в центре города, совсем недалеко от Астраханского Кремля. предрассветную тишину огласили пожарные сирены, но тушить было уже практически нечего. Деревянное здание, по фасаду обложенное кирпичом, сгорело очень быстро.

Созданная в Астрахани в 1866 году еврейская община с великим трудом получила место под здание, построенное в 1872 году. Позже это здание расширялось и обустраивалось. После открытия в городе сефардской ремесленной и ныне действующей синагоги - эта синагога приобрела статус хоральной.

Создателями общины были отставные рекруты армиии Николая I. В городе находилась целая рота кантонистов. Оторванные от близких, часто даже с 9 лет, они в отличие от кантонистов других гарнизонов, не приняли православия, как не старалось православное духовенство и местное воинское начальство. Большую роль в этом сыграл матрос Михель Алендухов. он вел иудейское богослужение в наемном доме, посещал кантонистов в роте. К середине 60-х годов многие, отслужив свои 25 лет, вышли в отставку и завели свои семьи. Им разрешили взять в Астрахань, которая находилась за чертой оседлости евреев аж до февраля 1917 года, своих родных и прислугу. Так стала формироваться община. Большинство из ее членов были не очень богаты. Появилась и другая часть общины - сефарды. Они пришли с юга России. Это были купцы и рыбопромышленники. Из-за возникших во время службы разногласий в 1875 году они выделили свою синагогу, не теряя связи с хоральной. А в хоральной сигнагоге ежедневно велась служба.

Армянская община подарила старинную, по-видимому хазарских времен Тору. А всего в Астрахани было 44 свитка, которые исчезли из города уже во второй половине ХХ века, пережив даже катастрофу Великой Отечественной войны.

В хоральной синагоге проводился обряд венчания, регистрировались новорожденные.За образцовое ведение актов гражданского состояния раввин Б.Шухер бы представлен правительством к медали "За усердие". В торжественных случаях зажигались серебряные семисвечники-меноры. При здании находился и бассейн для омовения - миква. Во дворе собиралась еврейская молодежь. Похоронное братство тоже было при хоральной синагоге. Особенно много пришлось собирать умерших в период холеры 1891 года, о чем свидетельствует братская могила на городском еврейском кладбище.

В 1919 году во время боев под Астраханью председатель похоронного братства Бурди вывез тела погибших студентов университета из-под села Ганюшкино, пересекая для этого линию фронта.

При синагоге функционировал Благотворительный Фонд. В годы Первой мировой войны был создан Фонд помощи беженцам. Были организованы начальное училище, а затем и образцовое мужское училище. Служба в хоральной синагоге шла до 1928 года. В 1929 году в здании синагоги открывается еврейский клуб имени М.И.Калинина. Здесь же размещался еврейский театр. Выступали и приезжие исполнители. Имеются данные, что в конце 30-х годов здесь выступал Соломон Михоэлс. Клуб перестал существовать с началом Великой Отечественной войны. В здании разместился спорртивный клуб "Трудовые резервы". Периодически работала призывная комиссия райвоенкомата. Многие астраханцы уходили отсюда на фронт.

В 60-х годах здесь разместилась школа бокса. Позже, построив во дворе синагоги уродливое здание-монстр, боксеры решили сломать синагогу и построить на ее месте вторую очередь своего здания. Но был уже 1990 год. Правда, выяснилось, что здание, несмотря на свою самобытную архитектуру, не является памятником старины, хотя бы местного значения. Велись переговоры о передаче его Фонду Культуры с целью создания здесь Еврейского Центра, на некоторое время здание было объявлено памятником истории и культуры еврейского неарода. Но на неоднократные обращения общества еврейской культуры "Тхия" с просьбой вернуть еврейскую собственность, поступали отказы. В 1992 году без всякого предупреждения здание было брошено. Здесь мечтали создать свой Еврейский Центр. В конце ХIХ века две улицы, примыкающие к этому зданию, были сплошь заселены евреями. Мечты оставались мечтами, а здание в центре города ждало своей участи. Власти не торопились передать его евреям. Желающих на это место было предостаточно - в центральный район города так и рвутся новые русские , занимая его своими особняками и офисами. Здание мешало.Формально проведенное следствие злоумышленников не выявило, как и после погрома на еврейском кладбище в 1993 году.

Тогда, правда, все свалили на несовершеннолетних детей. Непонятно, откуда взялась у них сила ломать фундаментальные памятники и почему даты погромов так точно совпали с датой рождения бесноватого фюрера и днем начала Великой Отечественной войны. До этого так же неустановленными лицами сожжено ритуальное здание на еврейском кладбище.

Астрахань никогда не знала, что такое национализм, все нации жили здесь очень дружно.. Но кому все-таки мешают памятники еврейской культуры?

P.S. Сейчас в Астрахани осталась одна синагога. Какова ее судьба?

А.Бимбад, город Астрахань



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100