--> |
|
Рав Авраам Вайнгорт
Причины смертельной угрозы, нависшей над евреями в дни Пурима
На основе урока Рава Вайнгорта в Ешиве "Гейхаль Элиягу". Урок построен на 3 отрывках из трактата Мегила в Вавилонском Талмуде. [1. В чём причина угрозы, нависшей над еврейским народом?] 1-ый отрывок спрашивает, в чём причина страшной угрозы которая нависла над еврейским народом?(Трактат Мегила 12:1) Сначала даётся ответ учениками Раби Шимона: "Евреи получали удовольствие на пиру устроенным Ахашверошем". Однако этот ответ содержит в себе трудность: только евреи Шушана заслуживали наказания. В конце концов сам Раби Шимон даёт ответ: "Несколько десятков лет до событий Пурима евреи преклонились перед образом Навудехнецера". В ответ ученики спрашивают: "Если так почему же Бог пощадил их?". Ответ: "Они не считали Навудехнецера идолом на самом деле, а сделали как-будто, точно также и Всевышний сделал с ними как-будто". Зададим несколько вопросов на которые постараемся в дальнейшем ответить. Вопрос 1: Какая связь между грехом предыдущего поколения и наказанием много лет потом? Вопрос 2: В чём смысл маскарада ("Как будто")? Вопрос 3: Раши в комментарии к пасуку из Эстер(4:1)обьясняет, что наверху согласились с приговором вынесенном внизу и что причиной приговора являлось как то, что поклонились образу так и то, что получили удовольствие на пиру, хотя в Талмуде эти 2 объяснения взаимно исклячающие одно другое? [2. Отрывки, начинающиеся со слов "И было в дни...", говорят о бедах] 2-ой отрывок (Мегила 10:2) начинается утверждением о том , что везде где в Торе употребляется выражение "И было (Вайги)" говорится о бедах, в дальнейшем однако Талмуд приводит примеры противоречащие этому. В конце концов приходят к заключению, что лишь в тех местах где употребляется выражение "И было в дни (Вайги бймей)" - конечный результат событий плачевен. Здесь мы подходим к следующему вопросу: Вопрос 4: Каким образом добавка слова "в дни(бймей)" к началу рассказа "И было (Вайги)" намекает на "горечь " в описуемых событиях? Ключ к ответу на данные вопросы находится в 3-ем отрывке (Мегила 14:1) ! [3. Почему в Пурим не говорят молитву "Галель"? Рава: "Мы - рабы Ахашвероша"] Талмуд спрашивает там, почему в Пурим не говорят молитву "Галель"? Как резюме принимается ответ Равы, что "Галель" могут произносить лишь свободные люди, мы же-ещё рабы Ахашвероша. Рава , основываясь на пасуке "Прославляйте Господа рабы Всевышнего" , раскрывает очень глубокую идею:быть рабом Всевышнего и прославлять его, с другой же стороны быть рабом человека - несовместимые вещи. Всё время пока я должен преклоняться перед другим человеком , я не могу создать связь с Творцом. Напрашивается вопрос - Рава живёт 700 лет после событий Пурима, более того он живёт в "золотой век" Вавилонского еврейства, когда евреи имеют полную автономию. Как же он может утверждать, что "Мы ещё рабы Ахашвероша"? Говорит Рава :пока ты живёшь под чужой властью ты остаёшься рабом этой власти. Пока нет государственной независимости не может быть настоящей еврейской жизни, пока я обязан поклоняться человеку я не способен создать настоящую связь с Творцом. Теперь мы начинаем понимать ответ на первые 3 вопроса. Дети могут быть наказаны за грех отцов, лишь если они повторяют этот грех! То что "евреи преклонялись перед идолом Навудехнецера" - метафора, обозначающая что еврей в галуте всё время должен доказывать гоям что он предан им . Рав Бройер говорит что первая заповедь которую получает Авраам Авину: "Иди из страны своей...в землю которую Я укажу тебе". Иди в Страну Израиля. Иудаизм это не только религия, это народ строящий свою страну. [4. Жизнь в галуте - это фальшь, маска] Еврейская жизнь в галуте - это фальшь, маска. Один израильский писатель сказал:первая фраза, которую сказал первый еврей уходя в первый в истории галут была: "Скажи, что ты сестра моя" (ГоворитАвраам своей жене Саре). Он надевает маску перед тем как спускается в Египет. "Двойная лояльность" - это неизбежная действительность еврейского существования в рассеянии. Всё в галуте это "как-будто". Иногда однако актёр может войти в свою роль слишком серьёзно, забыв что он лишь играет. Именно это произошло с евреями в царстве Ахашвероша, когда забыв что преданность властям - это лишь маска, они получали удовольствие на царском пиру, устроенным по поводу несбытия, как считал царь, пророчества об отстроении Иерусалимского Храма и крушения надежд на возрождение еврейского государства. Насколько глубок комментарий Раши объединяющий поклонение идолу с удовольствием на пиру Ахашвероша! Всевышний говорит евреям: вы живёте в маске и я тоже надену перед вами маску. В этот раз я спасу вас и сделаю, что вас уничтожат лишь "как будто". Знайте однако - положение в котором вы находитесь очень опасно .Неевреи чувствуют что вы в маске и чудесные спасения не смогут продолжаться вечно. Может придти время когда "как будто" превратится в действительность! [5. Пуримская история - лишь отсрочка беды] И наконец ответ на последний 4-ый вопрос даёт нам Рав Ашкенази: Буква "Вав" в начале предложения в Торе означает превращение послеследующего глагола из будущего времени в прошедшее и наоборот. Слова "в дни (бймей)" означают ход времени, историю. "И было в дни (Вайги бймей)" - это горечь несбывшейся надежды, когда история даёт тебе уникальную возможность, а ты своими руками разрушаешь её. Рав Ашкенази ("Маниту") указывает на интересную деталь. Когда рассказывают о Пуриме в детском саду - это весёлый рассказ со счастливым концом. По правде говоря это не совсем так - ведь как кончается история : Эстер продолжает оставаться в маске, женой Ахашвероша. Мордехай - министром Персии а не еврейского государства. Была надежда что возвращение к Творцу будет полным и включит в себя возвращение в страну Израиля. Однако чудо, которое произошло в Пурим не было полным, так как мы не поняли урок до конца. Прав был Талмуд утверждая, что Пуримская история лишь отсрочка беды, но не её полное устранение. Возвращение к Богу было неполным. Даже во время 2-го храма большая часть евреев осталась в рассеянии. Жаль, что то что могло стать счастливым концом, осталось маской, и эта маска остаётся и до сегодняшнего дня. Ведь и в стране Израиля можно продолжать оставаться в маске как преклоняясь перед мировым общественным мнением называя части Страны Израиля территориями, так и считая что можно жить на этой святой земле без связи с Творцом. Оригинальный материал на сайте mahanaim.org.il |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|