На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Фашизм изнутри

Яков Кротов


После падения коммунизма в России неожиданно для многих встала проблема определения того, что такое фашизм. Появились многочисленные
организации, использующие символы, в России традиционно считающиеся фашистскими. Многие публицисты заговорили о фашистских тенденциях в идеологии правящей элиты.
Можно отказаться от использования термина "фашизм" и искать новое слово для обозначения новых, во многом, явлений. У такого подхода есть одна сильная сторона: термин "фашизм" часто используется для локализации феномена, приуменьшения его значения, представления соответствующих тенденций как чего-то маргинального. Ведь исторически "фашизм" прежде всего - слово, обозначающее именно маргинальные группы в послевоенных Италии и Германии, группы, лишь рвущиеся к власти (назовем это "микрофашизм"). Во вторую очередь фашизм - это правящий тоталитарный режим, пытающийся насаждать единомыслие, расширять "жизненное пространство" нации, решать "расовую проблему" (макрофашизм), подчинять личность государству, манипулировать демократическими и правовыми институтами ради идеалов национального сплочения, порядка, безопасности,
процветания.
В принципе псевдодемократические тенденции можно обозначать самыми разнообразными терминами. Если нас интересует специфика тоталитаризма в той или иной стране, то на первый план выходят отличия фашизма от нацизма или фалангизма, сталинизма от брежневизма и т. п. В этом смысле было бы интеллектуально корректнее говорить о том, что в современной России сложился режим "путинизма", и определять его особенности.
Тем не менее, есть одна важная причина, по которой стоит использовать именно термин "фашизм" как обобщающее понятие. Дело в том, что этот термин уже активно используется в правительственной или околоправительственной пропаганде в России. Фашизм, экстремизм, радикализм, терроризм - любой термин, которым в демократическом обществе обозначают антидемократические тенденции, в антидемократическом обществе обязательно будет использован для обозначения противника - то есть, демократии. Вор кричит: "Держи вора!"
Такая пропаганда не так эффективна, как может показаться. Демократии Запада поддержали сталинизм в борьбе с гитлеризмом (коммунизм в борьбе с фашизмом), но сделали это далеко не безоглядно, не полностью (к счастью!) и при первой же возможности свою поддержку аннулировали. А вот внутри антидемократического общества власть может с намного большим успехом призывать охотиться на врагов демократии. Нужно
большое интеллектуальное и личное мужество, чтобы признать, что фашизм может быть не просто маргинальным явлением, а маргинальным явлением, которое тайком поддерживается властью. Но нужна еще большая честность, чтобы признать, что сама власть не только поддерживает
фашистов-маргиналов, но является по сути своей фашистской. Ведь это означает, что антифашистское движение должно не апеллировать к
правоохранительным органам и правительству, а находиться в оппозиции к этим самым органам и к тому самому правительству, которое формально заявляет себя активным борцом с фашизмом.
Правящая в России элита с каждым годом все охотнее использует именно термин "фашизм" для обозначения своих врагов. Этот термин уже
используется чаще, чем "коммунизм", хотя еще уступает термину "терроризм". В принципе, можно согласиться с тем, что правительство отслеживает фашистские тенденции в обществе - но только при условии, что общество будет вести себя симметрично и отслеживать фашистские (и террористические, кстати) тенденции в поведении правящего слоя. В данном случае принцип презумпции невиновности не работает. Ведь речь идет не о слабой личности, а о могущественном социальном явлении, сама сила которого искушает его употребить ее не по назначению.
Здесь обществу лучше проявить чрезмерную бдительность, чем чрезмерную доверчивость. Тем более, что речь идет не вообще о сильной власти, а о правящей элите посткоммунистической России, состоящей в основном из людей с древне-коммунистическим прошлым. Тревожным симптомом в этом отношении является то, что в течение последних лет правительство активно воскрешает антифашистскую демагогию советского периода. Следует вспомнить, что советский режим с самого начала и до кризиса 1990 года использовал антифашистскую пропаганду для собственной легитимизации. Одна вероятность того, что это может повториться, заставляет неодобрительно относиться к подобной пропаганде...
Символичным можно считать заявление одного из правительственных деятелей о том, что если бы председатель центральной избирательной комиссии России занимал аналогичную должность в Веймарской республике, то Гитлер не пришел бы к власти. Это заявление ведь означает прямой отказ от демократических принципов, циничное признание того, что выборы в стране фальсифицируются. Что до самого утверждения, то оно
справедливо: если бы в Веймарской республике выборы регулировал тот же институт, который регулирует их в современной России, то к власти пришел бы не Гитлер, а Сталин.
Таким образом, определение того, что такое фашизм, всегда вынуждено колебаться между чересчур узким наполнением (фашизм как сугубо итальянское явление первой половины ХХ столетия) и чересчур широким (фашизм как антидемократические тенденции в демократическом обществе). "Зауженное" определение фашизма в современной России работает очень локально. Оно позволяет разыскивать группы, использующие фашистскую и нацистскую символику, терминологию, лозунги, требовать их запрета и наказания.
Настораживает, однако, с какой неохотой власть преследует "микрофашизм". Это может объясняться либо тем, что власть нуждается в микрофашизме как пропагандистском пугале, либо тем, что власть сама склонна к фашизму.
Благоразумие требует, видимо, все-таки не пренебрегать термином "фашизм" для обозначения происходящих в России процессов. При этом от "классического" фашизма берется один существенный признак: антидемократические идеи объединяют правящий слой с большинством населения. Если советский коммунизм провозглашал демократические идеалы в самый разгар массовых репрессий, то фашизм не стеснялся отвергать эти идеалы. Падение коммунизма в России было сперва понято как торжество демократических идеалов. Но демократические идеалы оказались в кризисе вместе с коммунизмом, с которым они для жителей России были связаны в течение всей их сознательной жизни.
Знакомство с демократией реальной оказалось шоком, потребовало слишком больших интеллектуальных и нравственных жертв, ответственности личной и социальной. Население предпочло откат к прежней социальной безответственности, неправовому и псевдодемократическому государству, хотя и без прежней пропагандистской упаковки. Новая пропаганда и политика, однако, не будучи коммунистической, оказались именно
фашистствующей. Антикоммунизм современного российского общества - это фашистский антикоммунизм, антикоммунизм ни в коем случае не
демократический. И "верхи", и "низы" общества, что характерно для фашизма в его "среднем" наполнении, подчиняют право, этику и политику идее выживания, агрессии ради самозащиты. Специально в стороне оставляем вопрос о росте национализма. Это явление до сих пор не стало
доминирующим, почему и термин "фашизм" более актуален в современной России, чем "нацизм". Конечно, при таком определении фашизма и при таком определении сущности происходящих в России процессов оценка будущего оказывается очень невеселой. Ведь борьба с фашизмом при этом оказывается не борьбой с маргиналами, борьбой, при которой можно апеллировать к власти. Борьба с фашизмом оказывается даже не борьбой с правительством, правящей элитой. Борьба с фашизмом оказывается борьбой с большинством собственных сограждан, а тут уже и слово "борьба" совершенно неуместно.
В этом и заключается кошмар всякого фашизма: он ставит своих противников в положение более тяжелое, чем положение противников любого политического режима. Это столкновение не с той или иной политической программой, не с отдельным социальным слоем, это противостояние социальной деградации, внутреннему опустошению традиционных политических институций. От демократии остается лишь оболочка, внутри которой население прячет свои страхи, безответственность и агрессию. Этому, собственно, нельзя "противостоять", этому нельзя "быть в оппозиции". Но определять это, не принимать этого и не жить в этом - возможно и должно.

http://jew.spb.ru/A304/A304-032.html



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100