Русские евреи и Израиль - куда ведет эмиграционный мост?

(Автор - российский социолог, доктор экономических наук, профессор.)

ИНТЕРЕСНО, КАК НАШИ - ТАМ?

Говоря об эмиграции, обычно рассматривают ее "со стороны России". Называются причины отъезда, уточняется состав уезжающих, описываются портреты эмигрирующих из страны. Реже встречается информация о том, что происходит с уехавшими "там". И совсем редко приходится читать о том, что несет российско-еврейская эмиграция самому Израилю, что меняется в этой стране под влиянием въехавшей в нее многотысячной "алии".

Важно отметить, что согласно израильской традиции, евреи, приезжающие в Израиль, это не эмигранты, а репатрианты (на иврите олим), то есть возвращающиеся на свою родину. Общепринятый термин "эмигранты" правомерно использовать только к выезду евреев из России.

Масштабы эмиграции из России в Израиль в ХХ веке оказались невиданными. По оценке Еврейского агентства, опубликованной в израильской прессе в январе 2000 года, ХХ век в истории Израиля вполне можно назвать "веком "русской" алии". В официальном отчете говорится: "Наша "доисторическая" родина дала Израилю значительно больше, чем любая другая часть земного шара: в ХХ веке из СССР и государств СНГ в Израиль репатриировалось 1.091.545 человек. Для сравнения - из Северной Африки выехало около 350.000 человек, из Северной Америки - около 108.000, из южной Африки - 11.000, из Эфиопии - 57.000, из Аргентины - 55.700".

Что касается выезда из России в Израиль за последнее десятилетие, то, по официальным данным, в 1996, 1997, 1998 годах эмиграция была наименее значительной. А вот в 1999 году численность выехавших в Израиль в сравнении с 1998 годом выросла более чем вдвое - с 14.500 в 1998 до 31.000 человек в 1999. По выражению демографа Марка Куповецкого, в 1999 году "поехал средний класс, который раньше не ехал". Так сказался на еврейской эмиграции августовский кризис 1998 года. Вера в подъем российской экономики была утрачена.

При таких масштабах эмиграции из России интерес представляют по меньшей мере три вопроса:

- каковы причины этого процесса?

- как устроилась в Израиле жизнь тех, кто выехал из России?

- что принесла многотысячная "русская алия" самому Израилю, только ли новые (хотя и привычные для этой страны) заботы о репатриантах, или также те или иные новации, полезные для израильского общества?

Ответ на эти вопросы для русского читателя важен прежде всего потому, что многие жители России проводили в Израиль своих родных и друзей. В 1995 году мы проводили опрос евреев Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Хабаровска. Среди прочих им задавался вопрос: "Есть ли у вас в Израиле близкие родственники (отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, муж, жена)? Есть ли у вас там дальние родственники? Близкие друзья?" Ответы оказались такими:

- есть близкие родственники 29%;

- есть дальние родственники 42%;

- есть близкие друзья 38%;

- нет ни друзей, ни родственников 26%.

Сумма ответов составляет более 100%, так как каждый опрашиваемый мог дать несколько положительных ответов. Как видно, только 1/4 живущих в России евреев не имели в 1995 году в Израиле родных и (или) друзей, а 3/4 - уже имели. Если к тому же учесть, что в России весьма велика доля смешанных (русско-еврейских) семей, а также детей от смешанных браков, то бесспорно, что многие жители России довольно сильно связаны с Израилем. И, значит, судьба уехавших жителям России далеко не безразлична. Не говоря уже о том, что эмиграция в Израиль и сегодня актуальна для многих, особенно для живущих в неблагополучных регионах страны. Люди уезжают и от трудностей выживания, и от надоевшей политической нестабильности, и от так и не воплотившейся в реальность мечты о гражданском обществе и правовом государстве. Когда общее настроение в обществе неважное - эмиграция из страны становится обычным явлением. Уезжающие рассуждают по известной украинской пословице - "Хоч гирше - та инше": пусть будет хуже, но - иначе.

ИЗРАИЛЬСКИЕ УЧЕНЫЕ РАЗГАДЫВАЮТ ЗАГАДКИ "РУССКОЙ ДУШИ"

Феноменом эмиграции из России в Израиль весьма активно интересуются израильские ученые. В январе 2000 года иерусалимский университет издал фундаментальный труд "Евреи СССР на перепутьи". Это - очередной том серийного издания, которое выходит с 1976 года и привлекает внимание ученых многих стран мира. Главное, о чем рассказывают авторы: как адаптируются к новой жизни те, кто приезжает в Израиль из России. Как меняются вчерашние россияне и как они меняют те непривычные для них условия жизни, в которые попали.

Знакомство с новым томом этого издания натолкнуло меня на мысль рассказать читателю "i" об этой книге и о том, что происходит с нашими соотечественниками в Израиле.

Прежде всего интересен состав авторов. 8 человек - израильтяне, родившиеся в Израиле и приехавшие туда до 70-х годов; 7 человек - приехавшие из России в 70-е и 80-е годы; 5 человек - приехавшие из России в 90-е годы; 3 человека - жители России; 3 - жители Украины, 1 - житель США. Из них 11 человек - социологи, 4 - писатели и публицисты, 4 - историки, 3 - физики и химики, 3 - демографы.

Разнообразие авторских биографий и профессий придало сборнику особый характер. Это - живой портрет, живая картина тех процессов, которые протекают в пространстве "Россия - Израиль" и которые затрагивают жизни многих сотен тысяч людей.

Первый вопрос, который поднят в книге, - различие судеб евреев, приехавших в Израиль в 70-е и в 90-е годы. Этому вопросу посвящена статья одного из ведущих социологов Израиля Рафаила Нудельмана "Алия 70-х и алия 90-х". Главная идея автора фундаментальна: различия приезжающих в разные годы отражают то, что происходит в "стране исхода", то есть в России. Эмигранты 70-х (в Израиле их называют "алия 70-х") выезжали из идеологизированного СССР. Поэтому и сами они оказались идеологизированными. Эти люди рвали с СССР по принципиальным причинам - они не принимали тоталитарный режим и рвались за "железный занавес". Израиль был для них не столько "исторической родиной", сколько страной свободного мира. Сидя "в отказе", они годами боролись за то "право на свободу" - на свободу слова и свободу выезда из страны, - которое пришло в Россию лишь двадцать лет спустя. Их правозащитная деятельность была одним из прецедентов открытой борьбы за демократические права. На выезд из страны их толкнуло разочарование в возможности реформировать Россию и создать в ней условия для приложения своей социальной активности.

Обращая внимание на этот факт, проф. Нудельман отмечает, что идейные поиски русских эмигрантов привели к неожиданным результатам: эмигранты 70-х годов оказались сторонниками национальной израильской идеи. То есть свой невостребованный в России патриотизм они реализовали на израильской почве, включившись в ряды сионистов. Оценивая этот факт, автор называет "алию 70-х" - "неосионистами". Правда, далеко не все тогдашние диссиденты избрали этот путь, многие уехали не в Израиль, а в США. Так что проф. Нудельман оценивает лишь ту часть диссидентской советской эмиграции, которая приехала в Израиль.

В отличие от нее, "алия 90-х" была совсем другой - деидеологизированной. В 90-е годы евреи выезжали уже не из СССР, а из России. Они уезжали от тех материальных трудностей, от той политической нестабильности, которые сопровождали переход России к рынку. То есть они выезжали не по идеологическим причинам, а скорее по материальным.

По мнению проф. Нудельмана, эти две "волны" русской эмиграции оказались взаимосвязанными: "алия 70-х" стала той культурной средой, которая помогла адаптироваться "алие 90-х", особенно ее интеллигентской части, - активно привлекая вновь прибывших к участию в своих газетах, журналах, литературных клубах и семинарах, общественных и политических организациях.

Другой вопрос, поднятый в книге двумя ведущими израильскими социологами, профессором Лисаком и доктором Лешемом - формирование в Израиле "русской общины". Понятие "община" широко используется в Израиле, поскольку там живут евреи, представляющие самые разные этносы - от эфиопов и марокканцев до украинцев и белорусов. Этнические группы евреев, различающиеся по "месту исхода", образуют свои общины, включающие школы, театры, клубы, магазины...

Авторы статьи возражают тем ученым, которые, исходя из условий жизни евреев в СССР, говорили о неспособности выходцев из СССР - СНГ создать свою общинную организацию. Авторы утверждают, что уже по истечении 7-8 лет (1989 - 1996) в Израиле сформировалась "русская община" со своей элитой, политическим представительством на всех уровнях власти, со своей прессой, со своей богатой инфраструктурой. Община, которой удалось доказать не только способность самой распоряжаться своей судьбой, но и во многом задавать тон во взаимоотношениях с окружением. В книге приводится множество фактов, описываются разные стороны жизни выходцев из России, которые однозначно свидетельствуют: подавляющее большинство переселенцев из России 90-х годов успешно адаптируются к новой жизни. Как это происходит?

ЭТО ТРУДНАЯ ВЕЩЬ - АДАПТАЦИЯ К НОВОЙ ЖИЗНИ

Сборник обобщает израильский опыт социальной адаптации огромной массы репатриантов, прошедшей этот путь за сравнительно короткий период, в основном - в последние 10 лет. Хотя у разных категорий приехавших (например, молодых и пожилых, у людей разных профессий) адаптация протекает по-разному, израильские ученые оценивают итоги адаптации последней волны "русских" иммигрантов в целом сугубо положительно.

В статье доктора Нарспи Зильбер показаны три модели адаптации:

- "израилизация", под которой автор понимает индивидуальную ассимиляцию, абсорбцию вновь приехавших в новое для них общество;

- оппозиция репатриантов израильскому обществу, обособление от него, воспроизводство в новых условиях привычных норм и ценностей, усвоенных в России и перенесенных на новую почву;

- интеграция репатриантов в израильское общество.

Эти три процесса д-р Нарспи Зильбер рассматривает на примере приехавшей в Израиль интеллигенции, в частности, на примере трех эмигрантских организаций - "Культурного центра советского еврейства", Санкт-Петербургского землячества и Русской библиотеки Сионистского форума. Изучив их опыт работы, автор показывает, что все они осуществляют значимую интегрирующую роль, поскольку вовлекают новые отряды эмигрантской интеллигенции в разные формы новых взаимоотношений. Например, Русская библиотека Сионистского форума в Иерусалиме насчитывает около 4.000 постоянных читателей. Она возникла в 1991 году из добровольных пожертвований репатриантов. В ней собрано около 40.000 книг, альбомов, журналов. В читальном зале насчитывается более 50 периодических изданий русскоязычной прессы. Эта библиотека является базой развития сети русских библиотек по всей стране. Так, в 1995 году в 24 городах Израиля действовала 31 библиотека русскоязычной литературы. В Израиле созданы также разветвленные сети специализированных клубов (литературных, киноклубов и др.), центров детского творчества, центров изучения иврита и другие.

Конечно, уехавшие из России евреи состоят не только из интеллигенции, а охватывают также и другие слои российского еврейства - рабочих, служащих, отставных военных, студентов, пенсионеров... И результаты их адаптации в Израиле не одинаковы. Немало тех, кто не сумел адаптироваться, продолжают испытывать трудности с устройством на работу, жильем, ощущают психологический дискомфорт. Есть и случаи реэмиграции, переезда в другие страны - в Германию, Канаду, США. Но в целом итоги адаптации, по оценке авторов книги - позитивные. В связи с этим исследователи обсуждают немаловажный вопрос - в чем причины несомненных успехов адаптации "русской алии" к израильской жизни. По их мнению, эти причины разнообразны, включают как психологические, так и экономические и другие факторы.

Со своей стороны добавлю, что, во-первых, на успешность адаптации бесспорно влияет то, что эмигранты должны оправдывать правильность своего поступка в глазах окружающих. Поэтому они используют абсолютно все возможности, чтобы встать на ноги. Во-вторых, сказывается то, что в Израиле, как и в других капиталистических странах, деньги обладают большей ценностью, чем в России. Поэтому зарабатывать их, даже и на неквалифицированной работе, имеет смысл. В-третьих, как и всякие новые условия жизни, переезд в Израиль создает условия для тех, кто хочет "начать жизнь сначала": сменить брачный статус, сменить место работы, вид занятости и др. Поэтому в целом "русская" алия деятельная, активная, ищущая. Наконец, в-четвертых, бесспорно, действует и то, что в Израиле нет "еврейского вопроса" в российском смысле, нет страха перед возможной вспышкой антисемитизма. Поэтому люди начинают вести себя свободно, естественно. Это делает их более активными. Однако измерить этот фактор и его роль в поведении "русских" в Израиле - трудно.

Очень точную оценку дал один из авторов сборника - доктор Зеев Кац: "Русский эмигрант в Израиле видит себя полноправным израильтянином и хочет, чтобы и его окружение видело в нем полноправного гражданина страны, у которого есть свои позиции в решении, например, таких проблем, как мирный процесс или взаимоотношения религии и государства". Поэтому высокая политическая, избирательная активность выходцев из России - отнюдь не случайна. Переезд в Израиль, при всех его трудностях, приводит к мобилизации всех "личностных резервов". Многие эмигранты вспоминают свои забытые навыки и умения, приобретают новые профессии и - достигают жизненного успеха.

Это не исключает того, что многим пришлось снизить тот социальный статус, который они имели в России. Но по свидетельству многих выходцев из России, в Израиле у них впервые появляется новое ощущение: здесь "выкладываться" имеет смысл. Люди, выехавшие из России, с самого начала шли на то, что им придется начинать все заново, преодолевать совершенно новые и сложные барьеры. Но они приезжали именно с этой установкой, и она помогала им многого достичь.

НЕРАСТРАЧЕННЫЙ В РОССИИ СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОМОГАЕТ В ИЗРАИЛЕ

К причинам успешности адаптации, на которые указали авторы книги, нужно добавить еще одну, связанную с Россией: осмелюсь предположить, что успешность адаптации к Израилю выходцев из России - это показатель наличия у эмигрантов 90-х годов огромного социального потенциала, который не был израсходован в их старой жизни, то есть в России. Отсюда - то значительное влияние "русской" алии на жизнь израильского общества, которое наблюдается сегодня.

Причины "недоиспользования" социального потенциала в период жизни в России - известны. Немалая доля этих причин приходится на существовавший в СССР государственный антисемитизм. Правда, в эпоху Ельцина его не было. И тогда евреи пришли в бизнес, в политику, в СМИ, что дало повод для очередных всплесков недовольства и даже угроз со стороны наиболее ярых антисемитов. Это доказывает, что никакие метаморфозы "вверху" не исключают проявлений "антисемитизма снизу". Более того, в обстановке политических свобод начали возникать и усиливаться профашистские группировки, существование которых при тоталитарном режиме исключалось. Поэтому политические перемены в России не способствовали полному спокойствию евреев в отношении своей судьбы. Так, в самый разгар либерализации, в 1995 году, опрошенные нами евреи продолжали испытывать страх за свое будущее:

- боялись антисемитизма сильнее,

чем в эпоху СССР 57%;

- не исключали возможности погромов 84%.

Таким образом, если смотреть на "русскую алию 90-х" со стороны России, то видно, какой огромный социальный потенциал увезли с собой российские евреи.

Конечно, в первую очередь это касается представителей эмигрантской интеллигенции. Разрыв с Россией создал некий "идейный вакуум", который они на удивление быстро начали заполнять, активно приобщаясь к политической жизни Израиля. Наличие в нем широкого спектра политических партий привело к тому, что политическое сознание "русских" евреев быстро приобрело черты, характерные для интеллигенции развитых стран. По оценке профессора Нудельмана, политическое сознание "русской" алии содержит понемногу всего: либерализма, национализма, интернационализма, правозащитничества, рационализма. И одновременно уважения и интереса к религиозной традиции.

Если это так, то получается, что при всей краткосрочности жизни российского еврейства в Израиле его политический менталитет на сегодняшний день довольно богат. И, как можно предположить, это богатство выросло за счет заполнения тех "духовных пустот", которые были характерны для советской и постсоветской эпохи.

РУССКИЕ ЕВРЕИ

МЕНЯЮТ ЛИЦО ИЗРАИЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА

Значительное влияние русской эмиграции 90-х годов на израильское общество столь же трудно не заметить, как и преувеличить. Мощные политические партии, мощное "русское" представительство в парламенте (кнессете), множество русскоязычных газет и журналов; русские передачи на израильских каналах TV, русская речь на улицах израильских городов - все это лишь внешние проявления того сильного влияния, которое "русская" алия 90-х годов оказывает на Израиль. Естественно, что авторы рецензируемой книги детально рассматривают этот феномен.

В чем же выражается влияние "русской" алии на израильское общество? Наиболее отчетливо оно проявляется в сфере политики. Самый выразительный факт - создание собственных политических партий и, соответственно, собственного представительства в кнессете. О политических достижениях "русской алии" пишет доктор Зеев Кац: "Появление трех "русских" партий со своими позициями по общеизраильским проблемам, в общем совпадающими с позициями других израильских партий, дает основание говорить об их израилизации". С одной стороны, три "русские" политические партии - это весьма существенное изменение политической системы Израиля. С другой стороны, как отмечает д-р Кац, эти партии выражают не столько "общинные интересы" (то есть интересы самих "русских"), сколько общеизраильские интересы. То есть "израилизация" русских евреев - это "естественная, подобная общеизраильской, дифференциация "русского" общинного электората по вопросам национальной политики". А проще говоря, русские евреи ведут себя в значительной мере как коренные израильтяне, изменяя тем самым электорат израильского общества в целом.

Интересно, что по мнению авторов сборника, потенциал влияния "русской" алии на израильское общество не только огромен, но и перспективен, то есть это влияние должно сказаться на будущем Израиля.

Эта проблема поднята в статье Анны Исаковой. Судьбу светского Израиля, точнее, его светской культуры, она связывает именно с влиянием русско-еврейской общины. А именно светская культура, по мнению Исаковой, может стать базой для объединения культурно разобщенного современного еврейства. По ее мнению, все другие культурные силы (мировое еврейство, религиозные евреи Израиля) не могут выполнить объединительную функцию. Что касается репатриантов из бывшего СССР, то, по мнению Исаковой, именно они могут осуществить ту "культурную революцию" в Израиле, которая приведет к серьезным прогрессивным переменам в стране.

Общий итог подведен научным редактором сборника Дымерской-Цигельман: "Объединительные функции русско-еврейской культурной общности приобретут общееврейские масштабы". Прогноз, надо отметить, крупномасштабный и ответственный. Ведь речь идет о том, что в Израиле складывается новый тип общества, новая социальная система, в которой сочетаются двоякого рода ценности: традиционные для Израиля и традиционные для "русской" алии, привезенные из России.

Чем объясняют авторы книги столь значимое влияние "русской" алии на израильское общество? Объясняют они это несколькими факторами. Первый фактор - массовость алии и значительная доля интеллигенции в ее составе. Второй - изменения в самом Израиле, политическая система которого в последние годы тоже меняется в сторону большей открытости и светскости. 70% приезжающих в последние годы не являются евреями по религиозным критериям. Из закрытого религиозного государства Израиль постепенно превращается в государство цивилизованное, демократическое, более открытое.

Особое место во влиянии "русской" алии на израильское общество авторы отводят русскоязычной прессе - 18 газет и журналов, включая еженедельники, пользуются большим спросом и являются значимым фактором жизни страны. Меняется и политика абсорбции, от которой напрямую зависит успешность адаптации новых волн репатриантов.

Авторы ставят вопрос о будущем "русской" общины в Израиле и обсуждают альтернативу: полное растворение русской общины в исторически сложившемся израильском обществе или, напротив, "русская" община как "рычаг" структурных изменений израильского общества, при которых она займет в этом обществе значимое место. Однозначного ответа на этот вопрос авторы не дают. Что объяснимо. Ведь процесс взаимной интеграции "русской" общины и израильского общества еще не завершен. Сегодня этот процесс находится на начальной точке. "Окончательный диагноз" будут ставить новые поколения ученых.

ЧТО НАШЛИ РУССКИЕ ЕВРЕИ В ИЗРАИЛЕ?

Новый сборник содержит материал о том, как сказались на эмиграции из России реформы 90-х годов. Авторы обратили внимание на следующий парадокс: хотя перемены в России в 90-е годы были в немалой мере позитивными, но именно в эти годы эмиграция из России достигла беспрецедентных масштабов. Из почти 600.000 евреев, заявивших себя таковыми и проживавших в России на момент переписи населения 1989 года, к 1999 года осталось 302.000. Однако этот парадокс в сборнике остается необъясненным (хотя он заслуживает специального анализа), поскольку авторы сосредоточены не столько на России, сколько на переменах, которые российские евреи принесли в Израиль. Но для русского читателя важно понять, что нашли русские евреи в Израиле, ради чего они туда уехали и чем они там живут. Не в смысле продуктов питания (с этим там благополучно), а в смысле духовной атмосферы.

Понятно, что для ассимилированных и атеистически настроенных русских евреев Израиль ценен не как национальное и тем более не как религиозное государство. А, напротив, он ценен как цивилизованное демократическое государство, интегрированное в мировую систему цивилизованных стран. Государство, где дети и внуки будут получать образование на уровне развитых стран Европы и Америки, где будут присутствовать все известные черты гражданского общества - политические и другие права и свободы.

В 1993 году мы задавали 1.000 евреям Москвы, Киева и Минска вопрос: "Когда вы думаете об Израиле - что приходит вам на ум прежде всего: что это одна из развитых стран мира, что это просто замечательная страна, что это ваша историческая родина или что-то другое?" Ответы оказались такими:

- это одна из развитых стран мира 32%;

- это замечательное государство 14%;

- это моя историческая родина 21%;

- не знаю 33%.

Как видно, большинство опрошенных евреев трех славянских столиц не считают Израиль своей исторической родиной, а видят в нем просто развитую страну. Это проливает свет на мотивацию выезда евреев из России в Израиль. Большинство едут не ради возвращения к своим национально-историческим корням, не ради своих религиозных или национальных устремлений - их у большинства эмигрантов нет. Едут они ради жизни в современной демократической стране. Причем не останавливает их даже далеко не спокойная политическая обстановка в Израиле.

Зимой 2000 года, будучи в Израиле, мне довелось побывать на конференции, посвященной 10-летию "русской" алии. Конференция проводилась в Иерусалиме, в здании кнессета. Вклад русской алии в культурную жизнь Израиля организаторы конференции проиллюстрировали на одном, но чрезвычайно выразительном примере - они рассказали о деятельности Школы искусств в Реховоте. В этой школе учатся дети "русских" репатриантов в возрасте от 6 до 18 лет. На день конференции в ней обучались 72 человека. Школу основал и содержит предприниматель, выходец из России. Картины учеников этой школы, представленные на конференции, далеки от "духа местечек". Напротив, они поражают размахом сюжетов. Дети мыслят себя гражданами мира, творцами светлого будущего. Тут есть над чем задуматься.

На конференции был показан фильм - "Друзья Яны", поставленный русскими евреями и правдиво рассказывающий о нелегкой жизни репатриантов в Израиле. Ведущий программы депутат кнессета Юрий Штерн в своем выступлении сказал запомнившуюся мне фразу: "Алия - стержень Израиля, стержень сионизма. Мы празднуем 10-летие алии. Это праздник для всего Израиля. Хотя фильм "Друзья Яны" рассказывает о русской алие, но на самом деле он - про жизнь в Израиле, поскольку алия - это реальный мост между прошлым и будущим нашей истории".

Выступившая на конференции министр абсорбции Юли Тамир сказала: "Благодаря алие в Израиле стало больше культуры. Страна обогатилась духовно. В перспективе Израиль станет еще более открытым. Но и сегодня он поражает: нет другого такого общества, которое бы за 10 лет приняло 1 миллион новых людей. Конечно, были трудности, неудачи и разочарования. И несмотря на это - мы достигли невиданного успеха. Он и стимулирует наши усилия".

Действительно, социальная политика государства в Израиле в той ее части, которая касается вновь приезжающих в страну, - поражает продуманностью и ответственностью. И хотя многие вновь приехавшие недовольны, но причины недовольства скорее связаны с комплексом условий, которые складываются в тех или иных городах, в тех или иных семьях, нежели с социальной политикой государства как таковой. Весьма редко можно услышать жалобы на размер пособий, на нерегулярность их выплат, на работу школ, медицинских учреждений, и уж никак не на работу торговли или транспорта.

Удовлетворение же насущных потребностей репатриантов в той их части, которую берет на себя государство, отличается надежностью. Государство относится к алие со всей серьезностью. Для него это Историческая миссия. А для русской алии это особенно значимо: на фоне безответственного российского государства этот феномен производит сильное впечатление. И "русская" алия осознает это.

РОССИЯ СКОРО БУДЕТ БЕЗ ЕВРЕЕВ?

Между Россией и Израилем работает своего рода мост, образованный встречными потоками перемещающегося населения. Одни едут из России в Израиль - отдыхать, навещать близких, работать, учиться, наконец, жить. Израильтяне ездят в Россию, незначительная доля репатриантов возвращается в Россию насовсем. Поэтому события, происходящие в России, вызывают мгновенную реакцию в Израиле, и наоборот.

Сегодняшняя ситуация в России усиливает эмиграционные настроения. Политическая напряженность и нестабильность в сочетании с материальными трудностями, особенно в провинции - толкает людей к отъезду. А кроме того, в условиях политической напряженности усиливается страх евреев перед антисемитизмом. Причем страх этот вполне обоснован. Это подтверждают некоторые данные о массовом сознании населения России. Например, по недавним данным ВЦИОМ, более 1/3 опрошенных россиян считает, что нужно следить и ограничивать число евреев на руководящих должностях, 1/4 жителям страны не нравится, что в кругах, близких к "верхам", слишком много евреев. Понятно, что такие данные не улучшают настроения евреев. Не говоря уже о взрывах и пожарах в синагогах.

Если говорить конкретно о последних двух-трех годах, то приходится признать, что вся социально-экономическая и политическая ситуация в России благоприятствует миграции евреев. Так что, возможно, прогнозы израильских ученых, сформулированные в рецензируемой книге "Евреи СССР на перепутьи", отнюдь не фантастичны. Я имею в виду прогноз профессора Теодора Фрейгута, который считает: "Еще одно поколение, и будет подведена черта под историей еврейской общины в России". Если не вникать в демографические детали, то трудно оспаривать, что направление процесса - именно такое.

В связи с этим стоит поставить не совсем традиционный вопрос: полный исход евреев - это благо или вред для России? Если бы этот вопрос задать жителям России на специальном референдуме, то думаю, что большинство граждан (по крайней мере, большинство интеллигенции) сказало бы, что это, скорее, вредно, чем полезно для страны. И не только потому, что еврейское население России - высокообразованное, включает квалифицированных специалистов, людей дефицитных специальностей, известных профессиональными достижениями. Но и потому, что эта часть населения характеризуется высокой социальной активностью, которая в периоды кризисов тоже весьма дефицитна. Кому выгодно, чтобы страна лишалась таких кадров?

Израиль ждет очередной волны "русской" алии, на которую он возлагает немалые надежды. Эти надежды отражены в сборнике "Евреи СССР на перепутьи". Как я пыталась показать, видные израильские ученые связывают с русской алией перспективы подъема израильского общества на более высокую ступень, чем та, на которой он находится сегодня. Похоже, что израильское общество не только приняло "русскую" алию, но и, более того, рассматривает ее как рычаг своего собственного обновления.

Правда, может быть, это преувеличение: ведь в начале 90-х годов реакция на русских евреев со стороны израильского истэблишмента была далека от восторженной. Но сегодня эта реакция, похоже, сугубо позитивная, даже прагматично-позитивная.

Израиль понял, что "русские" евреи ему нужны. Значит, у "русских" евреев есть тыл. Значит, прогноз профессора Теодора Фрейгута может оказаться пророческим. И если российские евреи окажутся лишними на своей нынешней родине - они воспользуются родиной исторической. Но поможет ли это России вернуть статус великой державы?

http://www.inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=3796&chapter=8

Газета «Иностранец»

ЛИЧНЫЙ СТАТУС РЕПАТРИАНТОВ

http://www.moia.gov.il/russian/statistika

Вследствие процесса ассимиляции, которым затронут еврейский народ в диаспоре, и того факта, что в страну прибыли немало смешанных пар и их потомков, в министерстве создан специальный отдел, который занимается вопросами личного статуса репатриантов. Отдел действует через комиссии, в которые входят представители министерства и других государственных учреждений, причастных к этому вопросу, Главного раввината и раввинатских судов.

В компетенции отдела:

  • Гиюр - расширена сеть ульпанов, готовящих к прохождению гиюра: с 16-ти, действовавших в религиозных кибуцах в начале 1997 года, до 60-ти. Теперь такие ульпаны имеются в районах, где живут репатрианты, и в городах развития.
  • Захоронение - существует соглашение с главными раввинами о захоронении умерших, еврейство которых находится под сомнением, и лиц с неустановленным вероисповеданием. В 1997 году создано 16 кладбищенских секторов по всей стране. В 1998 году будут открыты еще 10 дополнительных секторов.
  • Агинут (Проблемы галахического развода) - назначены 4 представителя раввинатского суда: в Израиле, Москве, Киеве и Ташкенте и судья для остальных районов бывшего СССР.
  • Личный статус - идет подготовка 20 координаторов абсорбции, которые будут работать под руководством отделов Министерства внутренних дел и религиозных советов, связанных с вопросами личного статуса.

Репатриация в Израиль - по месяцам в сравнении с предыдущим годом

Данные по стране на Март 2001.

Месяц

Январь-Март

В процентах к предыдущему году

 

2000

2001

 

Январь

4,985

3,736

-25.1%

Февраль

4,501

3,639

-19.2%

Март

4,664

3,875

-16.9%

Апрель

0

0

0.0%

Май

0

0

0.0%

Июнь

0

0

0.0%

Июль

0

0

0.0%

Август

0

0

0.0%

Сентябрь

0

0

0.0%

Октябрь

0

0

0.0%

Ноябрь

0

0

0.0%

Декабрь

0

0

0.0%

Total

14,150

11,250

-20.5%




© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки