ПРОГРАММЫ АБСОРБЦИИ в ИЗРАИЛЕ

Подготовительное отделение для новых репатриантов (мехина)

Подготовительное отделение (мехина) - это годичная учебная программа, которая предназначена для новых репатриантов, окончивших среднюю школу за рубежом.

Цели подготовительного отделения

Устранить различия в образовании между закончившими среднюю школу за рубежом и получившими израильский аттестат зрелости.
Подготовить иностранного студента к нормам и требованиям, практикуемым в Израильских вузах в процессе обучения.
Дать возможность изучить иврит на уровне, позволяющем учиться в высшем учебном заведении, дать основы знаний по истории еврейского народа и государства Израиль.
Повысить уровень знания английского языка.
Облегчить поступление в университет или в вуз, так как окончательная оценка, полученная на подготовительном отделении, является составной частью общего балла, требуемого при поступлении в высшее учебное заведение (наравне с психометрическим тестом).
Ознакомить будущих абитуриентов с системой высшего образования в Израиле.
Учебная программа

На большинстве подготовительных отделений существует несколько основных направлений обучения, соответствующих основным направлениям обучения в вузах, их различным факультетам: гуманитарные науки, общественные науки, естественные и точные науки, инженерные науки и технология.

Прием на мехину обусловлен соответствием определенным требованиям (например, уровень иврита, английского и др.). В зависимости от избранного направления нужно сдать экзамен по математике.

Учебная программа на подготовительном отделении строится в зависимости от учебного направления. Как правило, в программу включаются следующие предметы: иврит, английский язык, история еврейского народа, математика, а на направлении точных, естественных наук и инженерии, кроме того еще химия, физика и алгебра. В первые месяцы занятия на подготовительном отделении посвящены, в основном, изучению иврита в рамках программы летнего университетского ульпана. Программа подготовительного отделения рассчитана на 35-42 академических часа в неделю.

На некоторых подготовительных отделениях, начиная со второго (весеннего) семестра, студентам разрешается посещать занятия по их будущей специальности.

В ряде университетов существуют подготовительные отделения, занятия на которых начинаются в январе-феврале и продолжаются до конца академического учебного года.

Обучение на таком подготовительном отделении рассчитано примерно на 7 месяцев, занятия на нем более интенсивны и требуют от поступающих уже достаточного знания иврита, выявляемого при помощи распределительного экзамена, и знания английского.

Запись и условия приема

Как уже говорилось, условием для приема на подготовительное отделение является наличие свидетельства о среднем образовании, полученного за рубежом и признанного в Израиле документом, дающим право для поступления в высшее учебное заведение.

Абитуриенты, получившие в избранном ими учебном заведении освобождение от подготовительного отделения могут обратиться с просьбой о поступлении непосредственно в высшее учебное заведение. Вузы в этих случаях предъявляют требования, которым абитуриент должен соответствовать.

Студенты, проучившиеся за рубежом в вузе, признанном в Израиле,не менее одного академического года, обычно нуждаются в подготовительных курсах, однако и они могут обратиться в вуз с просьбой о прямом поступлении.

Все записавшиеся на подготовительное отделение сдают вступительные экзамены по ивриту, английскому языку и, в ряде случае, по математике.

Каждый абитуриент сам выбирает при каком вузе он будет поступать на подготовительное отделение. (Следует проконсультироваться в Управлении по делам студентов об уровне и специфике программы той или иной мехины и о дальнейших возможностях по ее окончании.)

Репатриантам, которые отвечают критериям Управления по делам студентов (см. раздел "Управление по делам студентов"), год обучения на подготовительном отделении (мехина) оплачивает Управление по делам студентов в рамках трехлетней помощи в оплате обучения.

Стоимость записи на подготовительное отделение, а также частичная стоимость курса подготовки к психометрическому тесту оплачиваются самим абитуриентом.

Повторим 3 важных момента:

1. Прием на подготовительное отделение (мехину) - это не прием в сам вуз или университет. Лишь успешно сданный психотест и экзамены по окончании мехины обеспечивают поступление в тот или иной вуз.

2. Окончательная оценка, полученная на подготовительном отделении, является составной частью общего балла, требуемого при поступлении в высшее учебное заведение (наряду с оценкой, полученной при прохождении психометрического теста), что может увеличить шансы на поступление.

3. Не все университеты обуславливают прием учебой на подготовительном отделении, но при этом они отдают преимущество абитуриентам, успешно ее закончившим.



 

Программа прямой абсорбции в столицу Государства Израиль!

ИЕРУСАЛИМ -ГОРОД ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ И ВОПЛОЩЕННОЙ МЕЧТЫ

Программа В Иерусалиме жить странно и непросто. Евреи всегда видели в этом городе духовный центр мироздания и, куда бы их ни забросили история и судьба, говорили друг другу: "В будущем году в Иерусалиме!". Сегодняшний Иерусалим - это самый крупный город Израиля, в котором живут представители еврейского народа более чем из ста стран диаспоры.Население города - около 605 тысяч человек. В 1996 году Израиль отметил трехтысячелетие своей столицы. 

Вот что пишут в связи с этой потрясающей датой авторы-составители книги "Иерусалим - история и образ города" И. Лурье и М. Шкловская: "Прошло три тысячи лет с тех пор, как Иерусалим - небольшой город, расположенный на краю Иудейской пустыни, был захвачен царем Давидом и превращен в столицу еврейского государства, а также в религиозный центр всего еврейского народа.

Это событие стало поворотным пунктом в истории города, до того ничем не выделявшегося среди других - и более древних, и более значительных городов Ханаана, таких, как Мегидо, Иерихон или Ашкелон. Решение Давида перенести главную святыню царства - Ковчег завета, который позднее, в годы правления Соломона, был помещен в Святая святых Иерусалимского Храма, определило исключительное место Иерусалима не только в еврейском сознании, но также в сознании христианских и мусульманских народов. Именно в этом городе, - согласно всем монотеистическим религиям, - произошли (и еще должны произойти) центральные события мировой истории.


Вместе с тем, особый интерес к Иерусалиму со стороны различных культур и народов роковым образом сказался на истории города: Иерусалим захватывался более 80 раз, неоднократно разрушался почти до основания и вновь возрождался из руин, иногда полностью меняя, свой облик. Часто новые завоеватели стремились украсить Иерусалим в соответствии со своими представлениями о красоте и величии (и сегодня иерусалимцы живут в городе, где в изобилии сохранились следы этих представлений)". И все-таки, вопреки всем историческим трагедиям и перипетиям, будучи одной из важнейших святынь для трех мировых религий, Иерусалим был и остается, прежде всего, городом еврейским.
Город-музей, город-святилище и, в то же время, столица динамично развивающегося государства.

Иерусалим не является промышленным гигантом - в основном, люди работают в многочисленных правительственных, административных и общественных организациях, научных учреждениях, религиозных центрах, туристском бизнесе, торговле. Городская промышленность сосредоточена в нескольких промышленных зонах, связанных с новыми районами. Тут расположены отделения известных израильских и международных фирм: крупнейшего израильского концерна пищевой промышленности "Тнува", электронного концерна "Эльбит", концерна промышленного и военного электронного и электрического оборудования "Тадиран". Есть в Иерусалиме и отделения таких международных концернов-гигантов, как Ай Би Эм, "Моторолла", "Интель". Возникают и собственно иерусалимские промышленные предприятия - такие, например, как многоотраслевая компания научных разработок "SATEC", основанная учеными - репатриантами из стран СНГ и Соединенных Штатов.
Большая промышленная зона Тальниот находится на юге города, но там нет предприятий, загрязняющих воздух. Для удобства иерусалимцев здесь сосредоточены десятки станций обслуживания "Автосервис" и здесь находятся представители таких крупных автомобильных фирм, как Пежо, Фиат, БМВ, Альфа-Ромео. В этом же районе работают несколько мебельных, деревообрабатывающих и строительных предприятий.

Индустриальная зона Иерусалима Хар ха-Хоцвим, по мнению многих специалистов в области высоких технологий и экономистов страны, становится в последнее время "силиконовой долиной" столицы. Здесь, на территории индустриального парка, в современных, оборудованных по последнему слову техники корпусах, разместились многие предприятия высоких технологий, известные во многих странах мира. Здесь размещены и филиалы предприятия знаменитого концерна "Интел", специализирующиеся на выпуске электронных схем для компьютеров. Здесь же, на Хар ха-Хоцвим, работает широко известное в области высоких технологий предприятие "AVK Israel" коллектив которого разрабатывает и производит так называемые "тонкие пленки" - микросхемы, широко используемые в создании приборов мобильной связи, и поставляет свою продукцию в Японию, Корею и США.

В последние годы Иерусалим, по свидетельству "Едиот ахронот", становится центром для предприятий, работающих в сфере высоких технологий. Как указывается, в области высоких технологий в Иерусалиме работают сейчас более 400 предприятий и компаний, в которых трудится более 7000 человек.
Возможно, встреча с представителями муниципалитета Иерусалима именно для вас окажется самой важной!

Еврейское агентство совместно с муниципалитетом Хайфы предлагает программу прямой абсорбции новым репатриантам, желающим поселиться в городе ХАЙФА.

Данные, необходимые для записи в программу:

• право на репатриацию;
• возраст главы семьи - от 21 до 45 лет;
• успешное прохождение собеседования с представителем муниципалитета.
На собеседование нужно принести документы об образовании и стаже работы по специальности, трудовую автобиографию и фотографию паспортного формата.

Хайфа - приморский портовый город, центр Северного округа страны, третий по размерам город в Израиле (более 250000 жителей), занимает первое место в стране по числу принятых репатриантов. Проживающие здесь 55 тысяч новых израильтян, в большинстве своем выходцы из стран СНГ, приехавшие сюда за последние 10 лет, составляют двадцать процентов населения города.
Хайфа расположена на склонах горы Кармель, что определяет географическое разделение города на три части - верхний город, или район Кармель, где сосредоточено большинство отелей, дорогие виллы, университет, главные торговые центры; чуть ниже находятся современные благоустроенные жилые районы; еще ниже, в предгорьях Кармельского хребта, расположен центральный деловой район и старые жилые кварталы; и на самом берегу моря, в окрестностях порта - нижний город. Все районы города связаны между собой сетью отличных дорог.
В Хайфе находится самый большой в Израиле порт, принимающий морские суда всего мира. Город является также крупным промышленным центром. В Хайфе находятся два крупных академических центра: Технион (пользующийся международной известностью престижный политехнический институт) и Хайфский университет.
Хайфа славится атмосферой дружелюбия и терпимости - религиозной и национальной. По субботам продолжают работать зоопарк Хайфы и большинство музеев, причем входная плата не взимается; кроме того, в отличие от остальных городов Израиля, в субботу продолжает действовать автобусное сообщение.

Абсорбция новых репатриантов в Хайфе

Абсорбцию репатриантов в городе координирует городское Управление абсорбции, которое объединяет усилия государственных, общественных и добровольческих организаций. Цель Управления - помочь репатриантам, жителям Хайфы, решить насущные проблемы, реализовать свой творческий потенциал и занять достойное место в израильском обществе. Под эгидой Управления действуют шесть отделов, занимающихся различными проблемами абсорбции.
Отдел образования курирует около 80% ульпанов, как начальных, так и усиленных, а также Хайфский городской колледж, где взрослые люди могут пополнить свое как общее, так и профессиональное образование.
Отдел трудоустройства и поддержки частной инициативы занимается помощью в трудоустройстве квалифицированных специалистов, проводит ярмарки трудоустройства, помогает найти дополнительный заработок людям предпенсионного возраста.

В отделе всегда можно получить информацию об открывающихся курсах переквалификации и о профессиональных семинарах. Отдел помогает новым репатриантам реализовать свои планы предпринимательской деятельности.
Отдел помощи в решении жилищных проблем помогает новым репатриантам арендовать квартиру, не прибегая к услугам платных посредников. Сотрудники отдела помогают в решении наиболее острых проблем, связанных с жильем.
Отдел социальной интеграции осуществляет около двадцати специфических проектов для населения, нуждающегося в особой помощи: для неполных семей, для детей с проблемами обучения, для призывников, для пожилых людей, проживающих в хостелях и др.
Отдел культуры ставит своей задачей наладить связи между новыми репатриантами и их окружением. Отдел курирует Народный университет для новых репатриантов; в сотрудничестве с городскими общественными организациями, домами культуры и органами местной власти он организует разнообразные лекции, концерты, учебные экскурсии, творческие встречи, празднование еврейских традиционных праздников.
В Отдел обращений всегда могут обратиться новые репатрианты, оказавшиеся в сложной ситуации, столкнувшиеся с несправедливостью или желающие получить совет и помощь, основанные на знании закона. Отдел бесплатно предоставляет юридические консультации на русском языке, консультирует по семейным и профессиональным проблемам.

Программа предлагает новым репатриантам путь прямой абсорбции в Хайфе и предусматривает два этапа:

первый этап - занятия ивритом в ульпане "алеф" в течение 5 месяцев. На этом этапе новые репатрианты получают помощь в поисках и аренде жилья, устройстве детей в детские сады и ясли, в контактах с различными городскими и государственными учреждениями. Взрослые слушатели ульпанов активно участвуют в различных семинарах, лекциях, экскурсиях и походах, беседах о правах нового репатрианта, культурных мероприятиях;
второй этап - в процессе учебы в ульпане или сразу по его окончании - помощь в устройстве на работу или выборе направления профессиональной подготовки (переподготовки и усовершенствования - для людей с высшим образованием).

(Возможны изменения некоторых деталей программы).Подготовлено Тэмой Вальтер

Программа "ТАКА" в Ашкелоне

Така (Для тех, кто не должен учиться на подготовительном отделении). Ашкелон - город, который находится на побережье Средиземного моря, в 50 км к югу от Тель-Авива.

Программа "ТАКА" проводится на базе академического колледжа "Ашкелон". Она осуществляется под эгидой университета им. М.Бар-Илана и министерства просвещения. Курирует программу - Управление по делам студентов.

"ТАКА" включает в себя две учебных программы:

1. Ульпан "алеф" - первоначальный уровень изучения иврита. Программа обучения в этом ульпане соответствует требованиям академической программы "ТАКА". Продолжительность занятий в ульпане "алеф" - 5 месяцев.

2. Непосредственно программа "ТАКА". Продолжительность обучения также 5 месяцев.

Для кого предназначена программа

Программа "ТАКА" ("тохнит кдам академаит"- программа подготовки к учёбе в вузах) предназначена для новых репатриантов:

студентов, поступающих в высшие учебные заведения, для зачисления в которые не требуется обучения на подготовительном отделении;
студентов, уже записавшихся в университет или в другой вуз Израиля, и имеющих письменное разрешение от вуза на обучение в нем без подготовительного отделения ("мехины");
студентов, обучавшихся не менее одного года в одном из высших учебных заведений в стране исхода;
студентов, имеющих первую академическую степень, полученную за границей, и желающих продолжать обучение на получение второй степени.
Управление по делам студентов оказывает помощь в оплате курса "ТАКА" по критериям, принятым Управлением (см. раздел "Управление по делам студентов"). Эта оплата не сокращает обычные сроки оказания помощи в оплате обучения в вузе или колледже.
Чтобы поступить на программу "ТАКА", необходимо успешно закончить ульпан и сдать экзамен по ивриту.

Программа обучения
Программа "ТАКА" предусматривает обучение по следующим предметам (38 академических часов в неделю):

иврит на повышенном уровне;
английский язык;
ознакомление с компьютером;
математическая терминология на иврите (при необходимости);
история и традиции еврейского народа.
Кроме этого, студенты готовятся к сдаче обще израильского психометрического экзамена (курс рассчитан на 100 академических часов).

Курс субсидируется Управлением по делам студентов, при этом студенты самостоятельно оплачивают примерно треть от общей стоимости курса.

Занятия на программе "ТАКА" начинаются дважды в год: в сентябре-октябре и феврале-марте.

Проживание Во время учебы на программе "ТАКА" студенты, которые живут не в городе Ашкелоне или его окрестностях, живут в студенческом общежитии. Проживание в общежитии оплачивается студентом самостоятельно.

Запись на программы

Записаться на программу "ТАКА" можно уже в стране исхода через представителей Еврейского Агентства по месту жительства.

Новые репатрианты, которые уже приехали в Израиль, могут записаться на программу "ТАКА" или на комбинированную программу ульпан "алеф" и "ТАКА" в региональных отделениях Управления по делам студентов по месту жительства.

Школьники, студенты, а также их родители!

ВРЕМЯ ВЫБИРАТЬ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ!!! З А П И C Ь Н А Ч А Л А С Ь !

НААЛЕ

Это трехлетняя программа обучения с I0-го по 12-й классы, дающая возможность получить израильский аттестат зрелости (теудат багрут). Программа предназначена для 15-летних ребят, успешно окончивших 9 классов, и 16-летних, окончивших 10 классов средней школы.
Участники программы обучаются в школах-интернатах, расположенных по всей территории Израиля. Выбор типа школы - светская или религиозная - целиком и полностью предоставлен родителям и учащимся.
Учебная программа для каждого ребенка подбирается с учетом его способностей и склонностей. Для особо одаренных детей существуют специальные программы в области физики, математики, искусства, спорта и т.д. В течение учебного года учащиеся посещают кружки, семинары, занимаются спортом, участвуют в экскурсиях по стране.
Ребята могут найти свой дом в израильских семьях, где проводят свободное время, каникулы и праздники. После первого года обучения каждому предоставляется возможность во время летних каникул за счет программы съездить к родителям (в Россию или другую страну СНГ).
НААЛЕ обеспечивает участникам проживание, медицинскую страховку, включая стоматологическую, деньги на карманные расходы, поездки в выходные дни и каникулы и, конечно, общение с родителями по телефону.
Программа НААЛЕ поддерживается Государством Израиль и Министерством образования в соответствии с договорами об обмене студентами, которые были подписаны в 1993 году. Еврейское агентство участвует в подборе, записи и подготовке кандидатов для тестирования.
Участники НААЛЕ, получившие теудат багрут и решившие остаться в Израиле, получают возможность двухгодичного бесплатного обучения в вузах страны - это очень существенная льгота. Кроме того, дети, получившие аттестат зрелости в Израиле, могут поступать в вузы Израиля без подготовительного отделения (мехины).
Для тех, кто сейчас учится в 11-м классе и хочет получить в Израиле высшее образование, предназначены программы СЭЛА и СЭЛА-ТАКА.

Подготовительные занятия для участников программ начинаются в октябре

СЭЛА

Цель программы - подготовка участников к поступлению в университеты и колледжи. Программа рассчитана на 8 - 9 месяцев. Возраст кандидата должен быть (на момент тестирования) не больше 16 лет 9 месяцев. Принятые на программу в течение полугода изучают иврит и по окончании ульпана поступают на подготовительное отделение выбранного вуза. Обучение в течение года на подготовительном отделении (мехине) входит в три года образования, оплачиваемого Управлением по делам студентов. Университеты присваивают выпускникам академические степени бакалавра, магистра или доктора. Другие вузы готовят специалистов в конкретных областях (техника, медицина, педагогика и др.) и присваивают первую академическую степень - бакалавр.
Колледжи в Израиле, в отличие от России, относятся к высшим учебным заведениям и дают выпускникам степень бакалавра.
Для тех, кто уже начал учебу в вузе и хочет продолжить ее в Израиле, предназначена программа СЭЛА-ТАКА.

СЭЛА-ТАКА

Эта программа академической абсорбции подходит студентам в возрасте до 21 года, отвечающим следующим условиям:
- проучившимся в вузе вне Израиля как минимум год и намеренным продолжать учебу в Израиле, или закончившим обучение на первую степень за рубежом и желающим получить вторую степень в Израиле;
- имеющим аттестат зрелости, эквивалентный израильскому;
- получившим освобождение от обучения на подготовительном курсе;
- отвечающим критериям, разрешающим получать помощь от Управления по делам студентов.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЭТАПОВ:

1. Ульпан "алеф" по изучению иврита - продолжительность 5 месяцев, учебная нагрузка - 25 часов в неделю. Иврит на уровне "алеф" можно учить также в обычном городском ульпане и лишь на уровне "бет" перейти на программу академической абсорбции.
2. Иврит на более высоком уровне, английский язык, ознакомление с компьютером, математической терминологией (в случае необходимости) и историей народа Израиля. Учебная нагрузка - 38 часов в неделю.

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ ПО ПСИХОМЕТРИИ:

Подготовка ведется на языке репатрианта, при условии, что имеется достаточно желающих заниматься на этом языке. Студенты частично оплачивают занятия по подготовке.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН В ПРОГРАММУ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АБСОРБЦИИ

Необходимо сдать экзамен на знание иврита.

ВАЖНО ЗНАТЬ!!!

Помощь в оплате обучения в программе ТАКА предоставляется сверх обычной помощи студенту-репатрианту.
Для молодежи, не достигшей 20 лет и имеющей образование не менее 9 классов, предназначена программа

ХАЛОМ

Программа предназначена тем, кто хочет получить рабочую специальность, имеющую спрос на рынке труда Израиля. Понятно, что не все стремятся обязательно получить высшее образование, стать врачами или инженерами. У многих хорошие руки, и, получив нужную специальность, они наверняка найдут хорошую работу. Список предлагаемых специальностей очень обширен: слесарь, техник, ассистент зубного врача, механик, электрик, младший инженер и т.д. Но если, кроме хороших рук, у человека хороший аттестат, и он успешно учился в ульпане, и принял решение получить высшее образование - его дело пересмотрят и предоставят ему такую возможность. “Халом” - очень гибкая программа.
Конечно, кроме этих учебных программ, Еврейское агентство предлагает и целый ряд программ адаптационных, адресованных не только учащейся молодежи: "Яхад", "Ульпан-кибуц", "Первый дом на родине", "Сарэль" и др. Кроме того, Агентство регулярно организует встречи с представителями муниципалитетов израильских городов, предлагающих свои программы прямой абсорбции (ближайшая -17 сентября).

В нынешнем году в странах СНГ и Израиле работает новая программа - "Еврейская идентичность"

Мы живем в эпоху стремительных перемен. Но тем важнее человеку, блуждающему в океане разнообразнейшей информации, знать ответ на вопрос: "кто я?". Для нашего общества, для евреев, проживающих в России, и для тех, кто выезжает в Израиль, особенно остро стоит вопрос этнорелигиозной идентичности: что значит "быть евреем"? Исторически ответ заключался в следующем: еврей - тот, кто принадлежит к народу, исповедующему Единого Б-га.

Еврейство определялось преимущественно рождением и подтверждалось в течение всей жизни следованием Закону, исполнением обрядов, изучением Торы, а также единством языка. Во времена рассеяния евреи, живя среди других народов, перенимали у соседей многое, но в главном все же оставались сами собой, строго и свято храня традиции предков.
Однако конец XIX и начало XX века ознаменовались гигантскими потрясениями, разрушившими привычный уклад человеческой жизни. Не миновала чаша сия и еврейскую общину. С одной стороны, именно в это время зарождается и растет движение сионизма, задавшееся целью вернуть народ на свою историческую родину - в Страну Израиля, с другой - происходит ослабление национальных традиций. Атеистически настроенная молодежь устремляется в города - самостоятельно строить счастливый и справедливый мир. В сердцах сотен тысяч юношей и девушек звучат не молитвы родителей, а слова "Интернационала".
Впрочем, отрезвление наступило быстро. И, может быть, в 30-е годы жизнь еврейской общины и вошла бы в привычное, веками освященное русло, но в Европу пришел фашизм. Большая часть европейских евреев погибла во время Холокоста. Уцелевшие устремились, как птицы, на юг - создавать, обустраивать и с оружием в руках защищать наконец-то обретенную Родину - Эрец-Исраэль.
В России начались массовые гонения на евреев. В тюрьмах и лагерях губили цвет еврейской интеллигенции. Религиозная жизнь была практически невозможна. Изучение родного языка преследовалось.
Многие, стремясь хоть как-то обезопасить себя и детей, меняли имена и фамилии на славянские.
С годами возникает любопытный - и горький - феномен. На фоне разрушенных традиций, изоляции от языка и веры формируется новый образ еврея - вечного скитальца и страдальца, немного хитрого, немного грустного, но неизменно мудрого и несгибаемого гражданина мира, космополита.
Этот образ нашел свое отображение в советском фольклоре, и - шутки шутками, но многие евреи начинают ассоциировать себя с ним, считая главным национальным достоянием... право на израильскую визу. А для того чтобы получить визу, не надо учить Тору. Достаточно, чтобы кто-нибудь в семье был хоть капельку евреем по крови. И еще - еврею везде должно быть неудобно. В результате формируется поколение, отягощенное болезненными комплексами по поводу своей национальности, внешности и произношения. Эти комплексы, однако, выдаются порой за обостренную национальную гордость. Возникает и другое - снобизм как по отношению к Израилю, так и по отношению к России. Родины нет ни там, ни там. Есть "Совок" и "Израиловка". И между ними - бедный еврей. Который, однако, требует от всех правительств обустроенной и обеспеченной жизни в демократическом обществе.

И даже теперь, когда гонения, как правило, отошли в прошлое, потребительское отношение к своей национальности, увы, не редкость. Еврейство - как средство передвижения в современном мире, не более.
Государство Израиль, как и Россия, нуждается в гражданах. В ответственных и преданных тружениках. В людях, знающих свою историю и свои корни и потому способных задумываться о будущем. Способных не просто потреблять, а создавать. Именно на построение сознания такого типа и направлена образовательная программа "Еврейская идентичность".
В первую очередь эта программа рассчитана на тех евреев, которые проявляют неподдельный интерес ко всему, что связано с еврейским духовным, культурным и религиозным наследием, а таких в странах СНГ становится все больше и больше. Цель программы - развитие, укрепление и углубление еврейского самосознания тех, кто решил осуществить свое право на репатриацию, и тех, кто проходит период первоначальной абсорбции в Израиле.

Программа также призвана облегчить процесс гиюра для тех, кто желает стать не только израильтянином, но евреем по законам Торы.
Еврейская идентичность входит как предмет в учебную программу ульпана наряду с ивритом, составляя единый курс, включающий ознакомление с еврейским мировоззрением и в первую очередь с еврейскими традициями и культурным наследием.
Материал преподносится в интересной, увлекательной форме, что помогает учащимся понять взаимосвязь между изучаемым материалом и их собственной жизнью. В учебный план включены, например, такие темы: основные ценности в иудаизме, история еврейского народа, общечеловеческие ценности в иудаизме, Израиль и народы мира, еврейская философия, еврейский национализм, сионизм и Израиль, еврейская книжная полка, цикл еврейской жизни, еврейские праздники, основные молитвы, обычаи, законы и традиции.

Новая инициатива Еврейского агентства вызвала неподдельный интерес евреев СНГ, особенно молодых. Для личностного роста, для созидательной деятельности нужна духовная опора, твердые нравственные и правовые критерии, понимание пройденного народом пути и соотнесение с ним своего опыта.
В этом может помочь обращение к истокам, к наследию отцов, к живой, продолжающейся здесь и сейчас истории нашего народа.
Человек должен задать себе вопрос: "кто я?" и получить на него ответ.

Арье МАРИН

Вестник ЕАР №1(42)
(в сокращенном варианте)



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки