САМЫЕ МОЛОДЫЕ ДЕЛОВОЙ МИРМЕНЫ АЛИИ.

Ефим Лоевский

Когда вам 47 на двоих, вся жизнь у вас еще впереди.
Алекс и Люба Кобрины, пожалуй, самые молодые бизнесмены из алии 90-х. Главе семьи всего 25 лет, жена еще моложе. Наверняка, если бы не приезд в Израиль, они никогда бы не встретились. Саша приехал с родителями из Ленинграда в 1990 году, когда ему было 17 лет. Люба приехала тоже в семнадцать, но из Кишинева в 1992 году, причем самостоятельно, родители приехали уже потом, следом за дочерью.
Сейчас супруги Кобрины - владельцы и издатели широко известного рекламного еженедельника "Взгляд", которому около четырех лет. Впрочем, создатели "Взгляда", наверное, лучше расскажут о себе сами.

Алекс: В Ленинграде я успел закончить только первый курс Политехнического института. Тягу к бизнесу ощутил довольно рано. Но тогда в нашей стране было больше запретов, чем возможностей.
Люба: Я закончила в Кишиневе лицей. Там в старших классах нам пытались преподать основы бизнеса. Я даже получила диплом брокерских курсов, хотя в биржевых делах до сих пор разбираюсь слабо.
Алекс: В Израиле, естественно, каждый из нас старался получить соответствующее образование. Так судьба и свела нас в тель-авивском колледже на отделении "управление производством". Преимуществом этого колледжа было то, что в нем преподавали не теоретики, а действующие профессионалы - опытные бухгалтеры, съевшие в своем деле собаку, бизнесмены, не раз падавшие и вновь поднимавшиеся. Хотя жизнь затем и показала: чужой опыт может быть только подспорьем, все шишки надо набить самому.
Люба: Тем не менее учеба дала нам возможность освоить иврит - говорим и пишем свободно - и многие сложности ведения бухгалтерии и деловых документов.

Алекс: Я начинал как рекламный агент. Это была хорошая школа. Потом мы с Любой открыли свое рекламное агентство и сотрудничали с большинством "русских" газет в Израиле.
Люба: В тот период бывало всякое. Не один раз нас за нос водили. Правда, постоянно предлагали работу в штате. Но к тому времени мы уже решили открыть свое дело. Идея создания собственной рекламной газеты принадлежит Саше. Я сопротивлялась, как могла. Страшно было, в то время мне только исполнилось девятнадцать... Одно дело взять рекламу, убедить людей - в этом у нас уже был опыт. Но стать самостоятельным бизнесменом, отвечать за все: ритм издания, взаимоотношения с типографиями, распространение...
Алекс: И все же мы решились. Тогда, в 94-м, появилось много газет на русском языке, конкурирующих друг с другом, а рынок русскоязычных бесплатных изданий был практически пуст. Так и появился "Взгляд" - газета, помогающая трудоустроиться, познакомиться, купить что-либо, включая квартиру, и в то же время арена для рекламодателей.
- Идея, как показала жизнь, своевременная. А где вы деньги взяли?
Алекс: Материально нам помогли родители. Сегодня необходим приличный первоначальный капитал, а в ту пору, чтобы стартовать, не нужны были большие деньги.
Люба: Первый год мы терпели насмешки. Правда, тогда "Взгляд" выглядел несерьезно на фоне солидных, толстых газет.
Алекс: Но они вскоре поняли, что наш журнал нужен не для чтения, его приобретают как издание, необходимое в повседневной жизни. Наши первые рекламодатели верны нам до сих пор. Реклама приносит им доход, и этим все сказано.

ЗИГЗАГ УДАЧИНаверное, впервые в истории розыгрышей лото в Израиле победитель не прячет лицо за знаменитой маской. Потому что лицо это - коллективное. Владельцем одного из трех бланков, на которые выпал главный приз последнего розыгрыша лото, является дружный коллектив из 44 сотрудников расположенного в кибуце Гиват-Хаим цеха по производству натуральных соков компании "Пригат", которые сыграли с государством в эту азартную игру. Каждый из них внес по 28 шекелей, в складчину купили 22 бланка, в которых заполнили по 8 колонок. Один из наборов цифр, что называется, "попал в точку", и 44 отгадавших получат вместе более 6 миллионов шекелей - примерно по 152 тысячи шекелей на брата и сестру. Счастливые победители говорят: "Это самый справедливый выигрыш в истории страны!" И добавляют скромно: "Деньги достались тем людям, которые их заслуживают!" "Едиот ахронот"


- А что самое сложное в вашем деле?
Алекс: Распространение. Это вообще проблема бесплатных русскоязычных газет. Если киоскер материально заинтересован в продаже газет, то бесплатное издание он может выбросить или положить под прилавок. Большинство наших распространителей одновременно и рекламные агенты. Их заработок зависит от сбора рекламы. Значит, агент-распространитель должен изучить рынок и доставить "Взгляд" туда, где он работает, в том количестве экземпляров, которое удовлетворяет и читателя, и рекламодателя.
- Вы хотите сказать, что в фирме много работников?
Люба: Более 30 сотрудников с зарплатой гораздо выше минимальной. Все работники - репатрианты.
- А как вы сами руководите коллективом? Как распределяете обязанности?
Люба: Саша - "министр иностранных дел", а я - "министр внутренних дел". То есть Саша занимается решением всех внешних вопросов: переговоры, договоры, планирование бизнеса, а я - административными проблемами.
Алекс: Коллектив наш в основном женский, а у Любочки - полное взаимопонимание с сотрудниками. К тому же она умеет все делать сама: от набора и графики до ведения бухгалтерских дел.
Люба: Что мы все о делах? Хотите для разрядки чего-нибудь веселого? Большинство курьезов происходит вокруг рубрики "Знакомство". Это, как правило, письма коренных израильтян. В большинстве случаев к печати их готовлю я, так как надо справляться с тонкостями перевода. Однажды наш клиент написал о себе: "чувствительный" в значении "сентиментальный". Я второпях перевела как "чувственный". Он, правда не обиделся, так как откликов на это предложение поступило больше, чем обычно.
Алекс: Другой наш клиент, разуверившись в действенности прямых предложений руки и сердца, начал давать объявление о том, что сдаст комнату "одинокой молодой женщине без предрассудков". Впрочем, мы знаем, что несколько объявлений во "Взгляде" в рубрике "Знакомство" завершились свадьбами.
- Я заметил, что работники редакции стараются не терять ни минуты...
Люба: Более того, приходят на работу, даже когда нездоровы. Мы знаем, что наши сотрудники - ответственные люди, болеющие душой за нашу газету.
Алекс: Но и мы им отвечаем добром. Зарплата у нас в первую очередь выдается работникам, а потом уже себе.
Люба: Я не могу поступить непорядочно по отношению к человеку, который добросовестно трудился, и не заплатить вовремя. У нас, конечно, бывают проблемы с оплатой рекламодателей, встречаются и мошенники - бич издательского дела в Израиле. Но это - наши проблемы, и они не должны сказываться на подчиненных.
- В последнее время бесплатные рекламные издания появляются как грибы после дождя. Вы не боитесь конкуренции?
Люба: Признаюсь, первое время каждый раз, когда возникало подобное издание, мы очень нервничали. Но потом заметили: чем больше их рождается, тем быстрее растем и мы.
Алекс: Этот парадокс требует объяснений. Во-первых: мы были одними из первых, а потому сумели воспитать привычку и у рекламодателей, и у клиентов. Во-вторых, мы уже выглядим солидно: красочные обложки, хорошее исполнение. В-третьих, у нас высокий тираж и хорошо поставленная система распространения, что в совокупности дает рекламодателям множество откликов, а, стало быть, и существенный доход.
Люба: Любопытно, что когда агент нового издания приходит к рекламодателю, он для доходчивости говорит: "Наша газета, как "Взгляд", - и козыряет, - "но дешевле".
- А ведь это действительно довод!
Алекс: Только не для серьезного бизнесмена. Да, реклама во "Взгляде" обходится ему дороже, но он знает: она надежна и приносит доход. Разумеется, кто-то обязательно опробует новое издание. Но от нас по этой причине, как правило, не уходят.
Люба: Разумеется, от конкуренции нельзя отмахиваться. Поэтому мы и начали издавать газету "Фортуна". Сначала она была такой же, как наш первый "Взгляд", а сегодня это уже цветное красочное издание. Там реклама значительно дешевле. Но вернемся к газете "Взгляд". Это основное наше издание, которое имеет четыре версии: центральный "Взгляд", южный "Взгляд", иерусалимский "Взгляд" и северный "Взгляд". Таким образом, эти четыре газеты охватывают практически всю страну.
Алекс: Кстати, идею "разбивки" на региональные издания нам подсказали сами рекламодатели.
- И, наконец, закономерный вопрос: ваш совет новым олим, желающим открыть свое дело?
Алекс: Не раз подумать, прежде чем начать дело...
Люба: Я считаю, что в Израиле лучше работать у солидного работодателя на хорошей зарплате и позволять себе иногда отдохнуть, взяв отпуск. А не так, как мы вот уже 3 года мечтаем хоть на недельку вырваться отдохнуть.
- Что же мешает? Даже во взгляде публикуется немало таких приглашений на работу: требуются молодые, с хорошим ивритом, с израильским образованием, с опытом...
Люба: Уже нет, слишком завязли...
Алекс: Поздно. Свое дело - вещь сложная, но увлекательная.

"Алеф"

Где лучше...В 1996 году в Израиле сменили адрес 544 тысячи человек, из которых 30Ю составляют новые репатрианты, прибывшие в страну после 1990 года. Об этом сообщило 9 августа Центральное статистическое бюро. Большинство сменивших адрес новых репатриантов переехали из городов Севера и Юга в центр страны. ЦСБ отмечает, что до 1995 года большинство новых репатриантов стремилось обосноваться на юге страны. В 1996 году в центр переселились 3800 человек, в то время как в 1995-м - 1100. 1990 новых репатриантов перебрались в 1996 году за пределы "зеленой черты" и обосновались в еврейских поселениях Иудеи, Самарии и сектора Газы. Статистика показывает, что многие новые репатрианты покидают крупные города. В 1996 году число новых репатриантов, уехавших из Иерусалима, на 1000 человек превысило число поселившихся в этом городе. В Тель-Авиве этот показатель составил 6300 человек. Наибольшей популярностью среди новых репатриантов в 1996 году пользовались Ашдод, Ашкелон, Беэр-Шева, Лод, Рамле и Нацрат-Илит.

На предприятии АГМК по производству микропроцессоров для компьютеров (Петах-Тиква) работают 34 человека. Три четверти из них - новые репатрианты из СНГ, имеющие высшее образование. Как сообщает руководство предприятия, благодаря профессиональной квалификации репатриантов объем производства увеличился в течение года с 8,3 миллиона шекелей примерно до 14 миллионов шекелей.



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки