На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ЕЛЕНА АКСЕЛЬРОД

Елена Аксельрод жила в Израиле c 1991 года.
Автор пяти книг лирики: "Окно на север" ( Москва, 1976), " Лодка на снегу" (Москва, 1986), " Стихи" ( Иерусалим - Санкт-Петербург, 1992), " В другом окне" (Иерусалим, 1994), "Лирика" (Иерусалим, 1997), десяти стихотворных книг для детей, вышедших в московских издательствах, многих переводов поэзии и прозы, книги-альбома об отце "Меер Аксельрод". В нашем сайте представлены также новые стихи поэта.
Печаталась в российских, американских, австралийских, израильских журналах и альманахах: " Новый мир", "Дружба народов", " Юность", " Огонек", " Апрель", " День поэзии", "Россия", "Время и мы", " Встречи", "Антиподы", "Диалог" и др.
Стихи Е. Аксельрод включены в ряд российских и американских антологий русской поэзии. Лауреат премии Союза русскоязычных писателей Израиля, член ПЭН-клуба. Статьи о Елене Аксельрод включены в Краткую Еврейскую энциклопедию и Российскую Еврейскую энциклопедию.

Новые стихи

* * *
Кряжи рассыпались халвой -
На языке оскомина,
Как будто горькою травой
Я навсегда обкормлена.
И что олива, что ольха,
Что Негев, что Московия _
Не Божий мир, а требуха,
Затея бестолковая.
Но ослик меж камней стоит -
Живое изваяние,
Неужто спит, пейзажем сыт,
Иль знает все заранее?
Чего он ждет, совсем один,
Отбившись от хозяина?
Он в центре мира, меж вершин,
А мне - всегда окраина -
Хоть на горе, хоть под горой -
Среди долины ровныя.
Но ослик, маки, склон рябой
И роща озаренная...

1997

ФЕВРАЛЬСКИЕ ДОЖДИ

1

Багрово-лилово-синий,
Понизу позолочен,
Неба ковчег черной линией,
Ниткой небрежной прострочен.

Туча в хозяйском радении
Красный фонарь повесила.
В ее ночном заведении
Будет сегодня весело.

Музыка искрометная -
Визг, шлепки, перестрелки.
Знатные гром и молния
Бьют в кураже тарелки.

К рассвету все шито-крыто,
Клочьями пух диванный.
Сквозь мелкое сизое сито
Редкие брызги манны.

2

Ветер-домушник оконную раму
Мокрыми пальцами рвет.
Кто-то сквозь дождь присягает исламу,
Милость аллаха зовет.

Но почему этот зов заунывный
Ветра и града слышней?
Знают ли солнцем пронзенные ливни,
Сколько им выпало дней?

Сколько им выпало, сколько осталось нам
Рядом с огнем и мечом,
Кто распластался за черными ставнями,
Молит аллаха о чем?

1997


ПОСЛЕ ВЫСТАВКИ

Закрылась выставка. Художник увозил
Не тронутые взглядами картины.
С досадою холсты свои грузил
Под фонарем на улице пустынной.
Картины втиснув кое-как, плашмя,
В машину сел и сгорбился под ними,
Подумал, сигаретою дымя:
"Зачем писал? Где зритель твой,
где имя?
Вот баловень судьбы! Что вспоминать
Счастливцев, слишком поздно
воскрешенных?"
И спохватился: "Как скомпоновать
Разбросанные домики на склонах?"

1997

* * *

Семь лет на исходе почти.
Кровь почти поменялась,
а, может быть, вовсе иссякла.
Только семь, только семь, а не сорок
мы были в пути.
Семь замков, а за ними изба наша,
хата и сакля,
Есть из камня шалаш. Вот и незачем
дальше идти.

Но пророки грозят Божьей карой.
Им радио вторит.
Семь мгновений, иль тысячи лет -
та же кровь, тот же грех.
И заученно диктор твердит
то, что сказано Господом в Торе,
Что пророки вещали о нас без шумов и помех.

1997

МОЛИТВА

Я верю, Господи, в Тебя,
Но я себе не верю,
Как будто бы душой кривлю,
К Тебе взываю всуе,
Как будто о своем скорбя,
Себя Тобой не мерю,
И больше вечности люблю
Свою тропу земную.

Ты видишь, жизнь моя скудна -
Разбитое корыто.
Но пощади моих детей,
Даруй им милосердье!
Как велика моя вина,
Лишь нам с Тобой открыто -
Что взять с меня? Остаток дней
И позднее усердье.

Что взять Тебе, кто всех щедрей?
Ты взял, кого любила,
Кому определил Ты срок,
Кто жил, не зная срока.
Но пощади моих детей,
Спаси их и помилуй!
Дозволь мне заплатить оброк
Отдельно, одиноко...

1998.


“Только нет приюта в мире человечьем странникам евреям с песней сумасшедшей...”
Юлиан Тувим

...Отчаянье и забвенье,
Немые, тюремные стены -
Лишь музыка, только пенье,
Лишь голос мой откровенный...

Голос мой откровенный...Так сказать может о себе лишь тот, кто не допускает ни грана фальши ни в мыслях, ни в слове. Ни в сокровенных мыслях, ни поэтическом слове. Это не кокетство, не игра, не поэтический образ, скорее - признание. И не публичное, а интимное, себе своими стихами нашептанное. Себе нашептанное, нами слышанное...Себе, потому что степень откровенности - наивысшая. Это уже не откровенность даже, а откровение - как покаяние. Поэт Николай Панченко написал в семидесятых: Поэзия Елены Аксельрод - это судьба человека, положенная на стихи... Стихи Елены - как камертон. По ним можно выверить непростую мелодию песни российского еврейства. В этой песне, как и в ее стихах, извечные еврейские грусть и печаль, переплетясь с искони российской тоской, помножены на тоску и печаль и по России, и по Земле обетованной.

Чего ждала, сама не ведала,
Но повела молитва дедова -
Надежды рвущаяся нить.
И привела. И нить все тянется.
Я - возврашенка, я - изгнанница.
Не знаю, сколько мне веков.
А солнце, за день постаревшее,
Садится в кресло прогоревшее
Меж каменных пуховиков.

“Я -возвращенка, я - изгнанница..”. Может ли быть что-нибудь пронзительнее этой боли, прорывающееся сквозь неброскую сдержанность слова. Почти каждая строка точна, как математическая формула, почти в каждой - мудрость души, познающей мир глубоко и просветленно. Вот, попав в “город вечный”, она поняла, что “жизнь после смерти есть”. И сразу же вслед за этим пришло горькое осознание того, “больше полувека жила, не зная, что в раю больней...” А вот ей открылась иная тайна: “Грань угасания ярка// грань угасания прекрасна”. А вот - признание в любви, не скороспелое, и легкодумное, но выстраданное: “Восток иудейский - вторая любовь и беда”. И наконец - прямое обращение к тем, кому распахнула душу:” Я не хочу, чтоб меня забывали...” И хочется заверить, не забудем, как на цветаевское отчаянное “А еще за то меня любите...”Все время хочется кричать запоздало: “Любим, любим”. Подлинной болью и непоказной любовью пронизаны все стихи Елены Аксельрод. Это чувствуешь сразу и безошибочно - биением собственного сердца, отзывающегося на слово поэта своим - сокровенным, созвучным. Но какого мужества требовало каждое слово, написанное кровью сердца, перемешанной со слезами, если читать больно и в горле саднит, и перехватывает дыхание. И если не в первый раз читаешь, а знаешь наизусть, все равно больно, потому что всякий раз по-живому:

Не знать бы привилегии печальной
Расстаться с тем, с чем всей душой срослась, -
С чужбиной нареченной, изначальной,
Той, что с рожденья родиной звалась.

В 1976 году сказано...или сегодня?.. Или пять тысяч лет назад?. Неужто навсегда верны слова Юлиана Тувима: “Только нет приюта в мире человечьем странникам евреям с песней сумасшедшей”.

Рада Полищук (ЕАР)

О если б я могла войти во Храм,
Когда осталась лишь одна граница,
Неспешно перейти ее - и там
С любимыми навек соединиться.
Переступала столько я границ,
Боясь на провожавших обернуться,
Чтобы при виде дорогих мне лиц
С дороги непосильной не вернуться.
Транжирила, не обретя взамен
Ни легкого дыханья, ни покоя,
Ни утоленья, ни надежных стен,
Ни милосердной свежести прибоя,
Ни веры, ни безверья - лишь одна
Едва осознанная мысль о встрече.
Не потому ль, по-детски смущена,
Я по субботам зажигаю свечи?

Иерусалим

***

Жизнь после смерти есть.
Я умерла
И вот попала в вечность - город вечный.
Теперь я знаю, что скрывала мгла
Последняя и что сказал мне Встречный,
Последний в жизни той, когда осуждена
Была я на Эдем, который не заслужен,
Не выстрадан моим безверием досужим -
Ни этот грозный зной, ни эта тишина.
А Встречный говорил, что соль крута в раю,
Где персик да инжир свисают с ветки каждой,
Что буду мучиться неутолимой жаждой -
Хоть плоть свою сожгла, чем душу напою?
Живу внутри стиха, где между строк песок,
Где юный Яаков - рубашка цвета хаки -
С Рахелью обнялся - их караулят маки,
И черный автомат, как пес, лежит у ног.
Зачем я в бестелесности моей,
Предвидя и в раю явленье Амалека,
В больную даль гляжу, где больше полувека
Жила, не зная, что в раю больней...




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100