Реклама на IJC |
|
Реклама на IJC |
|
|
ЕЛЕНА АКСЕЛЬРОД
Елена Аксельрод жила в Израиле c 1991 года.
Автор пяти книг лирики: "Окно на север" ( Москва, 1976), " Лодка на снегу" (Москва, 1986), " Стихи" ( Иерусалим - Санкт-Петербург, 1992), " В другом окне" (Иерусалим, 1994), "Лирика" (Иерусалим, 1997), десяти стихотворных книг для детей, вышедших в московских издательствах, многих переводов поэзии и прозы, книги-альбома об отце "Меер Аксельрод". В нашем сайте представлены также новые стихи поэта.
Печаталась в российских, американских, австралийских, израильских журналах и альманахах: " Новый мир", "Дружба народов", " Юность", " Огонек", " Апрель", " День поэзии", "Россия", "Время и мы", " Встречи", "Антиподы", "Диалог" и др.
Стихи Е. Аксельрод включены в ряд российских и американских антологий русской поэзии. Лауреат премии Союза русскоязычных писателей Израиля, член ПЭН-клуба. Статьи о Елене Аксельрод включены в Краткую Еврейскую энциклопедию и Российскую Еврейскую энциклопедию.
Новые стихи
* * * Кряжи рассыпались халвой - На языке оскомина, Как будто горькою травой Я навсегда обкормлена. И что олива, что ольха, Что Негев, что Московия _ Не Божий мир, а требуха, Затея бестолковая. Но ослик меж камней стоит - Живое изваяние, Неужто спит, пейзажем сыт, Иль знает все заранее? Чего он ждет, совсем один, Отбившись от хозяина? Он в центре мира, меж вершин, А мне - всегда окраина - Хоть на горе, хоть под горой - Среди долины ровныя. Но ослик, маки, склон рябой И роща озаренная...
1997
ФЕВРАЛЬСКИЕ ДОЖДИ
1
Багрово-лилово-синий, Понизу позолочен, Неба ковчег черной линией, Ниткой небрежной прострочен.
Туча в хозяйском радении Красный фонарь повесила. В ее ночном заведении Будет сегодня весело.
Музыка искрометная - Визг, шлепки, перестрелки. Знатные гром и молния Бьют в кураже тарелки.
К рассвету все шито-крыто, Клочьями пух диванный. Сквозь мелкое сизое сито Редкие брызги манны.
2
Ветер-домушник оконную раму Мокрыми пальцами рвет. Кто-то сквозь дождь присягает исламу, Милость аллаха зовет.
Но почему этот зов заунывный Ветра и града слышней? Знают ли солнцем пронзенные ливни, Сколько им выпало дней?
Сколько им выпало, сколько осталось нам Рядом с огнем и мечом, Кто распластался за черными ставнями, Молит аллаха о чем?
1997
ПОСЛЕ ВЫСТАВКИ
Закрылась выставка. Художник увозил Не тронутые взглядами картины. С досадою холсты свои грузил Под фонарем на улице пустынной. Картины втиснув кое-как, плашмя, В машину сел и сгорбился под ними, Подумал, сигаретою дымя: "Зачем писал? Где зритель твой, где имя? Вот баловень судьбы! Что вспоминать Счастливцев, слишком поздно воскрешенных?" И спохватился: "Как скомпоновать Разбросанные домики на склонах?"
1997
* * *
Семь лет на исходе почти. Кровь почти поменялась, а, может быть, вовсе иссякла. Только семь, только семь, а не сорок мы были в пути. Семь замков, а за ними изба наша, хата и сакля, Есть из камня шалаш. Вот и незачем дальше идти.
Но пророки грозят Божьей карой. Им радио вторит. Семь мгновений, иль тысячи лет - та же кровь, тот же грех. И заученно диктор твердит то, что сказано Господом в Торе, Что пророки вещали о нас без шумов и помех.
1997
МОЛИТВА
Я верю, Господи, в Тебя, Но я себе не верю, Как будто бы душой кривлю, К Тебе взываю всуе, Как будто о своем скорбя, Себя Тобой не мерю, И больше вечности люблю Свою тропу земную.
Ты видишь, жизнь моя скудна - Разбитое корыто. Но пощади моих детей, Даруй им милосердье! Как велика моя вина, Лишь нам с Тобой открыто - Что взять с меня? Остаток дней И позднее усердье.
Что взять Тебе, кто всех щедрей? Ты взял, кого любила, Кому определил Ты срок, Кто жил, не зная срока. Но пощади моих детей, Спаси их и помилуй! Дозволь мне заплатить оброк Отдельно, одиноко...
1998.
“Только нет приюта в мире человечьем странникам евреям с песней сумасшедшей...”
Юлиан Тувим
...Отчаянье и забвенье,
Немые, тюремные стены -
Лишь музыка, только пенье,
Лишь голос мой откровенный...
Голос мой откровенный...Так сказать может о себе лишь тот, кто не допускает ни грана фальши ни в мыслях, ни в слове. Ни в сокровенных мыслях, ни поэтическом слове. Это не кокетство, не игра, не поэтический образ, скорее - признание. И не публичное, а интимное, себе своими стихами нашептанное. Себе нашептанное, нами слышанное...Себе, потому что степень откровенности - наивысшая. Это уже не откровенность даже, а откровение - как покаяние. Поэт Николай Панченко написал в семидесятых: Поэзия Елены Аксельрод - это судьба человека, положенная на стихи... Стихи Елены - как камертон. По ним можно выверить непростую мелодию песни российского еврейства. В этой песне, как и в ее стихах, извечные еврейские грусть и печаль, переплетясь с искони российской тоской, помножены на тоску и печаль и по России, и по Земле обетованной.
Чего ждала, сама не ведала,
Но повела молитва дедова -
Надежды рвущаяся нить.
И привела. И нить все тянется.
Я - возврашенка, я - изгнанница.
Не знаю, сколько мне веков.
А солнце, за день постаревшее,
Садится в кресло прогоревшее
Меж каменных пуховиков.
“Я -возвращенка, я - изгнанница..”. Может ли быть что-нибудь пронзительнее этой боли, прорывающееся сквозь неброскую сдержанность слова. Почти каждая строка точна, как математическая формула, почти в каждой - мудрость души, познающей мир глубоко и просветленно. Вот, попав в “город вечный”, она поняла, что “жизнь после смерти есть”. И сразу же вслед за этим пришло горькое осознание того, “больше полувека жила, не зная, что в раю больней...” А вот ей открылась иная тайна: “Грань угасания ярка// грань угасания прекрасна”. А вот - признание в любви, не скороспелое, и легкодумное, но выстраданное: “Восток иудейский - вторая любовь и беда”. И наконец - прямое обращение к тем, кому распахнула душу:” Я не хочу, чтоб меня забывали...” И хочется заверить, не забудем, как на цветаевское отчаянное “А еще за то меня любите...”Все время хочется кричать запоздало: “Любим, любим”. Подлинной болью и непоказной любовью пронизаны все стихи Елены Аксельрод. Это чувствуешь сразу и безошибочно - биением собственного сердца, отзывающегося на слово поэта своим - сокровенным, созвучным. Но какого мужества требовало каждое слово, написанное кровью сердца, перемешанной со слезами, если читать больно и в горле саднит, и перехватывает дыхание. И если не в первый раз читаешь, а знаешь наизусть, все равно больно, потому что всякий раз по-живому:
Не знать бы привилегии печальной
Расстаться с тем, с чем всей душой срослась, -
С чужбиной нареченной, изначальной,
Той, что с рожденья родиной звалась.
В 1976 году сказано...или сегодня?.. Или пять тысяч лет назад?. Неужто навсегда верны слова Юлиана Тувима: “Только нет приюта в мире человечьем странникам евреям с песней сумасшедшей”.
Рада Полищук (ЕАР)
О если б я могла войти во Храм,
Когда осталась лишь одна граница,
Неспешно перейти ее - и там
С любимыми навек соединиться.
Переступала столько я границ,
Боясь на провожавших обернуться,
Чтобы при виде дорогих мне лиц
С дороги непосильной не вернуться.
Транжирила, не обретя взамен
Ни легкого дыханья, ни покоя,
Ни утоленья, ни надежных стен,
Ни милосердной свежести прибоя,
Ни веры, ни безверья - лишь одна
Едва осознанная мысль о встрече.
Не потому ль, по-детски смущена,
Я по субботам зажигаю свечи?
Иерусалим
***
Жизнь после смерти есть.
Я умерла
И вот попала в вечность - город вечный.
Теперь я знаю, что скрывала мгла
Последняя и что сказал мне Встречный,
Последний в жизни той, когда осуждена
Была я на Эдем, который не заслужен,
Не выстрадан моим безверием досужим -
Ни этот грозный зной, ни эта тишина.
А Встречный говорил, что соль крута в раю,
Где персик да инжир свисают с ветки каждой,
Что буду мучиться неутолимой жаждой -
Хоть плоть свою сожгла, чем душу напою?
Живу внутри стиха, где между строк песок,
Где юный Яаков - рубашка цвета хаки -
С Рахелью обнялся - их караулят маки,
И черный автомат, как пес, лежит у ног.
Зачем я в бестелесности моей,
Предвидя и в раю явленье Амалека,
В больную даль гляжу, где больше полувека
Жила, не зная, что в раю больней...
|
|
Самые читаемые страницы сегодня
|
|
|
|