На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


СКОРБНАЯ КНИГА

Эта история началась для меня десять лет назад. В фондах Художественного музея полвека покоилась под спудом очень значительная и по объему, и по своим художественным достоинствам коллекция живописных полотен и графических листов, об авторе которой не было известно ничего, даже имени. Его фамилия - Маслов -произносилась вполголоса, ибо все знали: репрессирован. Работа над научной темой, не сулившей поначалу никаких открытий, тем не менее захватывала, как детективный роман. Могла ли я, в ту пору еще студентка, предвидеть, как многому научит меня Маслов, с какими людьми сведет?! Не имея понятия о том, что такое научный поиск, я обращалась ко всем, кто изучал это время - тридцатые годы. А много ли было таких людей в середине 80-х гг.? Да еще в провинции? Нет, не из тех, кто делает политический капитал, а немногословно, день за днем работает. Так я «вышла» на М.А. Хазанова.

Михаил Абрамович! Мы не могли разминуться! Ваше имя знал (и помнит сегодня) весь читающий Нижний. Звоню, рекомендуюсь.

- Разрешите прийти?

- Пожалуйста.

- Когда Вам удобно?

- Сейчас.

Урок первый: я - незнакомый голос в телефонной трубке, он — убеленный сединами, тяжело больной человек, день которого расписан по минутам. «Сейчас», — это ответ на вопрос, что такое интеллигентность.

Оказывается, мы соседи. Через пятнадцать минут замираю перед дверью. Открывает хозяин. Вижу только глаза - удивительно молодые. (Вот почему такой бодрый, энергичный голос). Потом успеваю рассмотреть: худой, маленький человек, выглядит намного старше своих семидесяти.

Урок второй: лето, на улице 35 градусов жары. Хазанов встречает меня в пиджаке.

Сколько еще таких уроков, не ведая того, преподаст мне Михаил Абрамович!

Мы проходим в кабинет. Нет, не проходим, пробираемся между книг, папок, рукописей.

Читатель, в Вашем кабинете, наверняка стоят компьютер, принтер, факс, и Вы уже не в силах от них отказаться. Поверьте: есть что-то трудно передаваемое, но чрезвычайно важное в таком анахронизме, как тронутая ржавчиной пишущая машинка отечественного производства, на которой, как сказал бы М. Светлов, «еще Александр Македонский печатал по армии свои приказы». Именно такая стояла в кабинете Михаила Абрамовича. На ней были напечатаны (мне в помощь) письма, запросы в очень высокие инстанции, куда имя Хазанова открывало двери.

Забегая вперед, скажу: дело сдвинулось с мертвой точки. По прошествии двух лет научная тема была разработана так детально, собран столь обширный фактический материал, что результаты превзошли все ожидания. Мы беседовали о Маслове как об общем знакомом, история которого была расписана по дням, а лица на портретах стали живыми людьми.

Однако не художник, а журналист - герой этого очерка. Судьба Маслова стала одной из тех, о которых поведал Хазанов в итоговом и, может быть, главном труде своей жизни - «Скорбной книге».

Но сначала все по порядку... Из автобиографии Ха-занова. «Родился 8 ноября 1915 года в семье инвалида Первой мировой войны. Георгиевского кавалера. С 14 лет сотрудничал в краевой пионерской газете Самары. В 1932 г. семья возвращается в Нижний Новгород.

В годы войны работает собкором и редактором выездной редакции «Комсомольской правды» в прифронтовых и освобожденных районах. Вернулся в родной город на должность ответственного секретаря «Горьковской коммуны». Объявлен «бухаринцем и космополитом», исключен из партии, восстановлен после XX съезда.

С 1930-х годов занимался историей родного края. Выпустил книгу «Назвать поименно», за пятьдесят лет подготовил рукопись рабочего и социал-демократического движения в Нижнем Новгороде (семь томов по тысяче машинописных страниц - каждый), «По долгу памяти» -очерки о встречах с Горьким, Куприным, А. Толстым, М. Светловым».

Богатая событиями жизнь, в которой отразились все драматические коллизии отечественной истории, изложена в двух абзацах. В поисках деталей, способных оживить повествование, насытить его образами, обращаюсь к рукописи «Истоки» с подзаголовком «Записки современника».

«Жили мы неподалеку от вокзала... в известном на всю канавинскую округу «доме Ремезова», походившем на улей. Со двора он был опоясан деревянной галереей. По ней можно было пробраться с «черного входа» в любую квартиру второго этажа, чем мы и пользовались, без конца бегая под ногами взрослых, вызывая их негодование.

В нашем доме жили русские, украинцы, евреи, татары, эвакуированные семьи из Прибалтики и Польши. Нередко к нам заходили военнопленные немцы, австрийцы, мадьяры, чехи. Весь этот, выражаясь современной терминологией, микрорайон в советское время получил название Интернациональный куст. На его территории работали национальные секции РКП(б) и национальные клубы.

... Лучше всех память сохранила семью Симкиных, может потому, что с нею породнились. Глава семьи с большой окладистой седой бородой, неторопливый в движениях и словах, с добрыми на выкате глазами, с палкой, напоминающей посох, сам походил на библейского патриарха Моисея (он и имя его носил). А вот его супруга, бабушка Вера, была небольшой, очень юркой старушкой с быстрой речью, пересыпанной пословицами и поговорками, ласковая, любившая детей. В семье этой было пять или шесть сыновей и несколько дочерей, все уже взрослые, кроме младшего - подростка.

Звали его Зяма. Он был признан предводителем нашего двора и всей Песочной улицы. Он был моим покровителем и всюду таскал с собой. С весны все лето пропадали на Оке, собирали на берегу все, что выбрасывала река — ящики, ветки... Это была большая ценность - топливо для стоящих в квартире «буржуек».

Многие семьи из нашего двора имели лодки, и мальчишки переправлялись на них на Гребневские пески - острова, отделенные узким проливом от территории Ярмарки. Мы шныряли по заброшенным складам в поисках чего-либо полезного. Захватывающим был сам процесс поиска, встречи с такими же командами кладоискателей. Потом купались до посинения, разжигали костер. Питались ухой, взятыми из дома картофелинами, не всегда корками».

Эта история хороша своей узнаваемостью. За нею — судьба целого поколения, по которому пройдут репрессии тридцатых, «сороковые-роковые», идеологические кампании 1948-53 гг. Надо ли объяснять интерес Хазанова к истории? Он никогда не воспринимал ее как очевидец, хроникер - всегда как участник событий.

Может быть, самый трагический период в жизни Михаила Абрамовича выпадает на годы «борьбы с космополитизмом». Вот как об этом повествует автор в «Скорбной книге»: «А.Д. Сахаров в «Воспоминаниях» указывает, что в Москве на запасных путях стояли эшелоны, подготовленные для депортации евреев в Сибирь и на Дальний Восток.

Ощущение нависшей грозовой опасности возникло и в нашем городе. В больницах и клиниках пациенты отказывались лечиться у врачей-евреев. В медицинском институте студенты улюлюкали на лекциях профессоров Гефтера, Березова, Дурмашкина, Гуревича (ставился вопрос об их удалении с кафедр). В городе на всех собраниях интеллигенции склоняли имена художественного руководителя драмы Бриля, фельетониста Полонского, критика Барсукова, журналиста Хазанова. Всех нас, вместе с десятками специалистов, по национальному признаку исключили из партии и освободили от работы. Редактор «вечерки» вынужден был взяться за работу каменотеса на кладбище».

Я не почерпнула цичего нового из этих заметок. Зачем же цитирую? Затем, что я не видела человека, который бы так лаконично, сдержанно, с таким достоинством говорил о своих несчастьях. Здесь невозможно разграничить профессиональные и личные качества. Представим себе: молодой человек, блестящий журналист исключен из партии, уволен (а значит семья живет впроголодь), имя его передается из уст в уста, приобретая одиозную известность. Как не озлобиться, сохранить себя? Сегодня с этим вопросом уже не к кому обратиться. А тогда... тогда, должно быть, впервые у Хазанова заболело сердце. В пору нашего знакомства Михаил Абрамович был так болен, что почти не выходил на улицу. Впрочем, это совсем не сказывалось на его работоспособности. Почтовый ящик ежедневно распухал от писем, а телефон раскалялся от звонков. Он торопился завершить (хотя в ней никогда не будет закрыта последняя страница)

«Скорбную книгу». Другое название: «Багряный след». От первого концлагеря в Советской России (Крестовоздви-женский девичий монастырь, 1918) до судьбища над «инакомыслящими», участниками демонстрации 1 мая 1989г. В качестве источников Михаил Абрамович использовал публикации комиссии политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, книгу Р. Конквеста «Большой террор», но главное, как он говорил, «народный архив» — встречи, воспоминания, переписка. Работая в одиночку, преодолевая недуг (иногда трудно было подняться с постели), Хазанов собрал биографические сведения о трех тысячах репрессированных в Горьковской области.

По финансовым причинам лишь малую часть рукописи удалось опубликовать. В 1990 г. вышла книга «Назвать поименно». Рукопись в полном объеме (735 страниц) была передана автором в архив. Это своего рода справочник, биографический словарь. Далеко не всегда удавалось восстановить годы жизни, обстоятельства смерти. Неполнота сведений нисколько не умаляет значение труда: за минувшие десять лет не появилось публикации, сопоставимой с книгой Хазанова. Сухой и точный язык документа воздействует сильнее литературной патетики. Перед нами проходит история целых семей. Вот одна из них.

Фаин Григорий Александрович (1986-1942). Родился в Белоруссии в семье кустаря. Во время первой мировой войны в числе беженцев перебрался в Нижний Новгород. В 30-е годы представитель Киевпромторга по Горьковской области. Арестован 8 августа 1937 г., осужден ОСО уНКВД по статье 58 У К как «враг народа». Скончался в заключении. В 1956 г. родным выдано свидетельство о смерти, якобы наступившей в 1942 г. от цирроза печени.

Фаин Ева Соломоновна (1900-1966). Жена Г.А. Фаина. Арестована через месяц после мужа. Сослана в исправи-тельно-трудовой лагерь под Архангельском. Вернулась в Горький в 1940 году.

Фаин Соломон (1922-1943). Сын служащего. Родители репрессированы. В 1937 г. попал в детприемник-распределитель №1 Горьковского УКГБ (возле Бугровского кладбища). Через год в 16-ти летнем возрасте «за бунт», спровоцированный воспитателями, был осужден к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Полностью отбыл наказание в Карелии. Воевал и погиб на фронте.

Что мне напомнили эти страницы, сама идея книги? Память и имя. Яд Вашем. Зал имен — архив музея катастрофы в Иерусалиме. «Скажите, здесь Стена плача?» -спросил кто-то из моих соотечественников. «Да, здесь Стена плача!» — был ответ.

У каждого народа своя Стена плача, и спасибо, что Вы не дали нам об этом забыть, Михаил Абрамович! Боязнь беспамятства, наверное, не давала Вам покоя; она-то и сделала Вас журналистом.

«Кто из нас, современников, имеет моральное право на мемуары? Выдающиеся люди? Участники исторических событий?

Профессия журналиста выработала навык работать на сегодняшний номер газеты, писать о самом факте, подчас без анализа и размышлений. Собственное «Я» считалось абсолютно ненужным и безжалостно вычеркивалось редактором в 30-е годы.

Видимо, в противовес этому все свое свободное от журналистики время в перерывах между командировками в колхозы, интервью с приезжими знаменитостями М.А. Хазанов пропадал в архивах, часами просиживал со стариками, собирая материал, часами работая над тем, чтобы рассказать о героическом прошлом своей Родины. На это ушли десятилетия. Работа полностью завершена. Значит жизнь прожита не зря. Не зря я стал трижды инфарктником (зарубки прожитого). А теперь можно наслаждаться тем, чего был лишен семь десятков лет:

прогулками по откосу, общением с внуками, наслаждаться хорошими книгами и музыкой.

Так что же заставляет садиться за пишущую машинку?.. Если сумею рассказать о своем времени, добавить какие-то новые, известные только мне штрихи, то, думается, выполню поставленную цель. Это будет небесполезно для тех, кто будет жить в XXI веке, поможет им избежать повторения негативных явлений прошлого, не загрязнить окружающую духовную среду».

Р.S. Михаил Абрамович Хазанов уехал вслед за своей семьей в Израиль, где вскоре умер. Похоронен в 1992 г. в Хайфе.

Марина Киселева (Нижний Новгород)



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100