|
С. Блинцовский ПЯТЬСОТ СТРОК O ВЕКСЛЕРЕ…И ЕЩЕ ПЯТЬ СТРОК…«В дерево, которое плодоносит, всегда бросают камень, чтобы сорвать с него плоды»... И бросали, и срывали. Для себя. А Вениамин Яковлевич был воистину заслуженным учителем, весь город знал это, он был Народным учителем с большой буквы в сознании десятков тысяч своих бывших учеников, их родителей, учительства города-и без официального оформления...». ДРЕВНЕЕ правило гласит: об умерших говорить xopoшо либо молчать. И писать тоже. Однако правила имеют исключения или запросто игнорируются. Особливо в нашей державе. И говорят, и пишут (в некрологах, статьях) об определенной категории ушедших в мир иной, как об ангелах во плоти: был он-де скромный, отзывчивый, порядочный, чуткий, талантливый и т. д. и т. п., хотя ни одного из названных свойств и в помине не было. Примеры? Их сколько угодно. К чему столь необычное и «странное» начало очерка о действительно прекрасном человеке, директоре одной из крупнейших школ города - Векслере Вениамине Яковлевиче? Не будут ли многочисленные похвалы превосходной степени эпитеты, столь щедро расточаемые в адрес Векслера многими десятками; людей, о которых я расскажу, тысячами знавших его, которых назвать не в состоянии, тоже гиперболой? Ни в коем случае. Отнюдь! О Вениамине Векслере писать легко и одновременно трудно. Легко потому, что не надо лгать, изворачиваться, не приходится кривить душой, лицемерить. Все, что будет сказано о нем, - правда, а не дань злополучной «моде». И сколько бы ни говорили о нем хорошего, всего не исчерпаешь, еще многое останется, как говорится, за кадром. ...С Вениамином Яковлевичем я встречался свыше тридцати лет, работал с ним в одной школе, но как ни пытался вспомнить о нем хоть что-нибудь «сомнительное», ну, хоть какой-то «пустячок» - не вспомнил. Упрашивал друзей, объяснял, что пишу о нем статью, читатель может не поверить, что личность столь безупречная, - для меня хоть крохотная отрицательная черточка о нем - находка, на вес золота - никто мне не помог! Разве что жена Вениамина Яковлевича, Софья Израилевна, спасибо ей большое, принатужилась, после продолжительного молчания, «посетовала», что посидеть за столом, даже праздничным, по-человечески, как все люди, часа два-три не удавалось: вечно школьные дела, куда-то торопился, что-то писал, на работу уходил чуть заря, возвращался под вечер, очень поздно, иногда в полночи. А как всегда хотелось побыть вместе, рядом, с ним было так хорошо, надежно. Как видим, даже этот «пунктик», наконец, найденный «недостаток» оборачивается своей противоположностью - положительной стороной: Векслер и труд - синонимы. В работе был весь смысл его жизни. Так почему же писать о нем трудно? Располагаю о нем необъятным материалом: письма-воспоминания его бывших учеников, учителей, запись устных рассказов о своем учителе и друге, коллег по двум школам - «четырнадцатой» и. «сороковой»; биографические сведения из раздобытой в Нижегородском роно трудовой книжки Векслера, записи бесед со вдовой и детьми, - Нинель и Марком; собственные воспоминания. ...Познакомились мы в первых числах сентября 48-го года в кабинете директора средней школы рабочей молодежи № 5 тогда Куйбышевского, ныне Нижегородского района. Он пришел устраиваться на работу в качестве учителя математики: кто-то ему подсказал, что в школе есть вакансия. Хорошо запомнилась внешность соискателя. Молодой, высокого роста, худощавый, стройный, с чуть продолговатым очень симпатичным, я бы даже сказал - красивым интеллигентным лицом, в очках, густая, черная, как смоль, волнистая шевелюра. Мягкая застенчивая улыбка. Одет по тем временам довольно прилично. При галстуке. Пришлось его, однако, разочаровать, за несколько дней до начала учебного года роно прислал учителя. Разговорились... Он поведал, что окончил университет - физико-математический факультет. Диплом с отличием. Сотрудничал в университетской многотиражке или был в ее штате - теперь уже не помню. Впечатление произвел самое благоприятное. У меня урока не было, так что не намекал, что пора «закругляться», наоборот, - беседовали минут двадцать-тридцать. Покорил. Пыль в глаза не пускал, без фанаберии, но из разговора, каждой произнесенной фразы так и искрился интеллект, глубокое знание жизни, эрудиция. До этой встречи не так уж часто приходилось общаться с такими яркими молодыми людьми - личностями. В институте, помню, - молодой поэт Николай Глазков, из учителей - молодой талантливый директор школы № 30 Николай Рат. Да еще два-три молодых эрудита. Трудно сказать, кто был более огорчен, что место учителя было занято: гость или директор. Думается, что именно директор. Частенько вспоминал его, иногда встречались на улице, однажды у кого-то из знакомых дома разговаривали о школьных делах, шутили, у него это хорошо получалось. Знал, конечно, где он работает и что работой своей доволен. Однажды он признался, что, приходя устраиваться в вечернюю школу (замечу, что они в то время были не хуже, а даже лучше дневных: большинство парней прошли фронт или работали на предприятиях, знали жизнь, ученицы - тоже почти все старше учеников дневных школ, а посему учились не за страх, а за совесть!), он уже был оформлен на работу в считавшейся одной из лучших городских школ - №14 и приступил к работе, но задумал перейти в вечернюю, чтобы днем заниматься наукой. Спросил Вениамина, почему с красным дипломом не попытался попасть в аспирантуру и там этой самой наукой заниматься. Наивный человек! Он со своей неизменной обаятельной улыбкой, не без горечи сказал, что «пытался», но помешал пресловутый «пятый пункт". Взяли туда не «круглого» отличника, а чьего-то племянника. Слова, «безродный космополит» уже начинали свое победоносное шествие по необъятным просторам нашей родины. В сентябре 49-го я перешел на работу учителем литературы в школу мальчиков № 14, где Вениамин Векслер начинал свой второй учетный год, был он классным руководителем 8-го «Б» класса, а меня, увы, назначили руководителем 8-го «А», где половина учеников - сыночки именитых граждан города. Впрочем, они довольно прилично учились и даже вели себя сносно, но чувствовалось - с норовом подростки, палец в рот им не клади. Векслер был учителем и классным руководителем отменным, я это сразу понял, так как мальчики в нем души не чаяли, любили и обожали. А у меня после работы со взрослыми, которые были мне ровесниками и даже старше, не все не все получалось, как хотелось бы. Векслер тактично что-то советовал, подсказывал, явно хотел помочь освоиться. Даже, помню, набросал план классного руководства. Он помогал многим. О его доброте говорили в школе все учителя. На второй или третий день работы он взял в учителей журнал моего 8-го «А», открыл страницу со списком учеников, пальцем указал фамилию одного ученика, потом другого, предложил прочитать фамилии вслух. Читаю: «Гольберг.., Егоров... » - «Определите, кто они по национальности». Не мудрствуя лукаво, говорю: «Гольберг - еврей, Егоров - русский». Векслер весело рассмеялся «Наоборот, Гольберг - чистокровный русский, Егоров - чистокровный еврей». Тут же будто невзначай заметил, что отец Гольберга - начальник областного отдела НКВД (или милиции?). «А этот ученик - Р., имейте в виду, - сын второго секретаря обкома партии. Этот.., этот... этот...». Предупреждал, видимо, чтобы я не зарывался. Вениамин Яковлевич сразу понял, что я далеко не Талейран, и хотел уберечь меня от неприятностей. На педсоветах директор школы Г. А. Гусаков и завуч Л. Н. Иванов неизменно говорили о нем: молодой и растущий! Это означало, что Векслер уже «состоялся». Ждут от него еще большего. Я несколько раз побывал на его уроках. Он предпочитал быстрый темп, проводил беглый опрос, подымая с парт чуть ли не треть класса, а, может, и половину его. Почти все отвечали бойко, правильно, быстро и очень раскованно. Задавал каверзные вопросы: предлагал такие уравнения, которые не имеют решения, и не любил, когда "ученик" давал поспешный, скоропалительный ответ. Он приучал учеников думать, мыслить. Учителя математики школы говорили; что, посещая его уроки в параллельных классах, замечали, что одну' и ту же тему он в каждом классе дает по-разному, иначе, не повторяет приемов. Уже тогда у него можно было многому поучиться. И не только учителям математики. Новаторство и эксперимент были его коньком. В 50-м Мы расстались и после этого много лет не встречались или только урывками виделись. Правда, я много слышал о нем, читал в газетах статьи о талантливом педагоге, прочитал и Указ о награждении его орденом «Знак Почета» и по телефону искренне поздравил с наградой. Несколько раз в один тот же заезд отдыхали в доме отдыха «Учитель». Вот уж где наговаривались вволю. Он уже давно работал в другой школе. И вот, наконец, в 1977 году я внял его приглашению прийти туда. Хотя это выглядело несколько по-иному. Областное радио предложило мне как учителю пишущему сделать радиоочерк о «сороковой», математической школе, где Векслер директором уже 16 лет. Почти столько же лет мне потребовалось, чтобы осуществить приглашение прийти в гости и по делу тоже. Был там три дня. Не подряд, конечно: у меня свой уроки. Куда девалась юношеская стройность. Передо мной сидел солидный, полноватый мужчина, правда, с почти такою же, как прежде, густой шевелюрой, обворожительной «векслеровской» улыбкой. Импозантный мужчина - учитель и директор школы № 40. А когда от усталости он снял на минуту очки (ни разу без очков не видел его), то во взгляде, хотя и усталом, увидел прежнюю пытливость, энергию, неподдельный интерес к гостю, какое-то любопытство: что, мол, изменились за промелькнувшие годы или нет? И столько во взгляде доброты - за это качество, как я уже упоминал, очень любили его в школе № 14, в которой он проработал целых 13 лет. Во время второго или третьего дня посещения школы попросил В. Я. Векслера взять меня на урок. Он не возразил. У меня сохранилась запись урока. Приведу два фрагмента. «Сегодня мы с вами приступим к новой теме - «Бином Ньютона». К слову оказать, Ньютон прожил 84 года, хотя родился хилым и слабым ребенком, и вряд ли предполагали, что он проживет столько... Научная деятельность Ньютона весьма обширная - и в области математики, и в области физики... А вот что касается «бинома», который носит его имя, то он к этой формуле имеет, между прочим, весьма отдаленное отношение... Он ввел буквенный показатель степени и распространил формулу на случай дробных отрицательных показателей. Однако строгого доказательства он не привел. Это доказательство было сделано значительно позднее - в конце XVII века швейцарским ученым-математиком Якобом Бернулли для натуральных показателей и в начале XIX века норвежским ученым-математиком Нильсом Генриком Абелем для дробных и отрицательных показателей. То есть здесь есть парадокс... И самое удивительное, - на надгробном памятнике Ньютона высечена формула «бинома Ньютона». Вот так... А потом началось колдовство Векслера, его учеников. Они что-то, говорили, писали, решали и шумели. И смеялись. И опять на доске цифры, знаки, символы, числа - Бог знает что. Одним словом - «бином Ньютона»... Математические знания, общая эрудиция, прекрасное владение языком (русским, конечно). Жаль тех, кто ни разу не присутствовал на уроках Вениамина Яковлевича. Особенно учителей математики. После этого урока я, кажется, и уразумел, что такое специализированная математическая - школа. В университете, куда я потом звонил на кафедру, ученые мне рассказали, что на приемных экзаменах преподавателя сразу «вычисляли» выпускников «сороковой». Образно говоря, стоило им только раскрыть рот, принимающий экзамен вопрошает: «Вы из сороковой?» и получает утвердительный ответ. Теперь хотелось бы рассказать непосредственно о школе № 40, хотя бы, фрагментарно. Не без мытарств, двухлетних настойчивых хлопот - они начались с 1959 года -Векслеру удалось пробить стену косности городского и областного отделов народного образования. Они, наконец, дали «добро» на создание первой в городе и области специализированной физико-математической школы. Учитель - математики сумел заглянуть в будущее, доказать целесообразность такой школы. Союзниками Вениамина Яковлевича были многие лучшие математики, его единомышленники; такие же энтузиасты, как он. Да и сама ситуация, жизнь, народнохозяйственные, научные, культурные задачи и цели стали его союзниками. В 1961 году школа была открыта. Векслер стал ее директором. Истины ради необходимо сказать: гороно и облоно впоследствии тоже стали сторонниками таких школ. Сейчас в области их около десяти, а тогда, в 1961, она была единственной не только в области. Помещалась она в небольшом двухэтажном здании на Гребешке. Было всего 10 кабинетов, а классов - 21, так что двух смен не хватало. Векслер изобрел «скользящий» график занятий - прекрасный выход из положения. Учащихся было всего 180. Директор разработал новые программы для своей, школы, они стали «прототипом» для других подобных - школ в стране. Он впервые ввел факультативы. Затем началось строительство нового здания. В строительстве принял участие выпускники, ставшие уже студентами вузов. Помогали даже родители учеников. И вот сейчас на одной из центральных улиц города - красуется она, «сороковая». Когда был в «гостях» в школе, в ней обучалось 1525 учеников! Если сначала в математической обучались лишь старшеклассники, то по инициативе и обоснованному, аргументированному предложению директора школы обучение началось с первого класса. Кабинеты оснащены вычислительной техникой, радиоэлектроникой. Были организованы и созданы оздоровительно-трудовые лагеря - в сельской местности и в городе: «ОТЛ-40» и «Интеграл-40», ученическое научно-техническое общество - «УНОШ-40». Ежегодно проводятся научные конференции не только по математике и физике, но практически по всем школьным дисциплинам. Школа делает все для гармонического развития личности ученика. Почти все ученые города побывали здесь с докладами, сообщениями. Но важнее то, что серьезные доклады (так оценили их сами ученые) делают сами учащиеся. Фестивали науки и искусства, которые проводятся в школе с 1971 года с участием гостей из других городов страны (22 города), нашли одобрение педагогической общественности страны и учащихся, а опыт «сороковой» был подхвачен в ряде городов страны. Много энергии, физической и нравственной, было затрачено Векслером, учителями школы, чтобы всё это осуществлять. Фестивали. Даже один: попробуйте в городе разместить 200 делегатов, три раза в день их прилично накормить - и это в течение двух недель! - организовать для всех развлекательную программу, прослушивание более ста докладов, помещения и аудитории для этого... (Нет, не случайно ушел от нас неугомонный, неистовый директор так рано…). Понимаю, что необходимо сказать: баста! Всего о школе рассказать немыслимо. Прекрасно, что ученики и, выпускники математической школы № 40, а ныне школы-лицея помнят тех, «кто нес кирпичи. Перехожу к письмам. Их у меня множество. Приведу лишь толику. И то, увы, с сокращениями. Себе лишь позволю дать к ним небольшие комментарии.
Комментарий к этому рассказу. Перечитайте вновь, слова воспоминаний Д. А. Эренкранца: «...тело выносили из Дома ученых». А почему собственно из Дома ученых, а не из школы № 40, которую Векслер создал, выпестовал и без года два десятилетия был ее директором? Оказали честь? Ничего подобного. Видите ли, в соседнем со школой здании-дома политпросвещения-в это время проводилось совещание, на котором присутствовал, возможно и выступал на нем проходимец, но зато генерал Юрий Чурбанов, зятек «вождя». И вот, чтобы траурные мелодии оркестра не беспокоили «его, превосходительство», городские власти (честнее сказать-спинолизы!) указали отвезти гроб с телом не в школу, а в Дом ученых. А чиновные просвещенцы не рискнули - возразить. Попробуй! Как просто все делается в нашем цивилизованном, правовом и демократическом государстве... Перечитайте в рассказе слова «...одновременно раздражая...» и далее. Несколько учеников школы (из более полутора тысяч учащихся!) как-то скверно проявили себя. Кто виноват? Нет, не семья, родители, не скверное окружение вокруг дома сама система застоя. Виновата школа. Директор. Ученик изодрал возле дома штаны. Виноват, безусловно, директор. Многие сотни работников просвещения имеют звание заслуженного учителя РСФСР. Векслера обходили стороной. И обошли. На гражданской панихиде талантливый учитель литературы Николай Львович Рат честно и смело сказал: «В дерево, которое плодоносит, всегда бросают камень, чтобы сорвать с него плоды»... И бросали, и срывали. Для себя. А Вениамин Яковлевич был воистину заслуженным учителем, весь город знал это, он был Народным учителем с большой буквы в сознании десятков тысяч своих бывших учеников, их родителей, учительства города-и без официального оформления...». Векслер ушел из жизни, но не из людской памяти. Хочу объяснить «странное» начало очерка. Было две черных рамочки о смерти в городской газете. Некролога не было. И я задумался: что «лучше»: некролог, скрывающий скверну в человеке, или отсутствие оного о прекрасной и беспорочной личности? По-моему, и то и другое плохо, но второе все же лучше. В. Я Векслер умер в марте 1980 года, В трудовой книжке значится: «Уволен в связи со смертью». Да. Так принято оформлять: документ, А ему было всего 58. Я эту трудовую книжку передал вдове» Софье Израилевне. По рассказам членов семьи покойного В. Я. Векслера и по трудовой книжке приведу некоторые биографические сведения (данные, как принято говорить). Родился в 1922 году. Школу окончил в 1939. Комсомолец. В этом же году поступил в университет. В связи с войной был мобилизован в армию, но через несколько месяцев отчислен из-за очень плохого зрения. Три года был инструктором райкома комсомола. Затем зав. отделом, кадров в обллегпроме. В1945 - директор профтехшколы при Горькместпроме. С февраля 1946 по май 1948-возобновление учебы в университете, студент. Диплом с отличием. В ГГУ до сентября 1948 года работал старшим лаборантом кафедры теоретической математики. С сентября 1948 года-школа. Награжден орденом «Знак Почета», четырьмя медалями. Любил театр, шахматы и... Волгу! Почти все отпуска проводил на теплоходе. Знал неплохо еврейский язык. Бабушке письма писал именно на этом языке. Отдыхал, как уже было сказано выше, один месяц в году. Второй целиком отдавал школе. Я уже обмолвился, что привожу последнее воспоминание (Д. А. Эренкранца), хотя их еще много у меня. Все же позволю себе нарушить слово. Оправдание-стихи Н. Зверевой. Автор этих чудесных и искренних строк - Нина Зверева выпускница школы № 40 1969 года. Ныне тележурналист. Раздался вечером звонок: Пять строк о Векслере! Пять строк... Ищу слова. Как мало слов: Директор - школьники - любовь. Он создал школу; Создал нас, И, значит, с нами в этот час. Ах, если б он услышать мог... Пять строк о Векслере. Пять строк...» |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|