На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Недельный раздел Цава

Арье Барац

К спору о Храмовой горе

“И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: “повели (цав) Аарону и его сыновьям - вот закон о жертве всесожжения” (6.1.)

Такими словами начинается недельное чтение “Цав”, в котором главным образом рассматриваются различные аспекты храмовой службы: порядок поддержания огня, принесения жертв - огнепалимых и мирных, священнические облачения. Завершается же глава “Цав” описанием семидневной подготовки к богослужению Аарона и его сыновей. В свою очередь следующее недельное чтение, “Шмини”, начинается описанием начала этого служения.

Верующие люди склонны отмечать связь между недельным чтением Торы и повседневными событиями еврейской жизни. Само по себе подобное занятие - это особый жанр, которым я не намерен злоупотреблять. Между тем в эти дни удержаться от такой привязки трудно: все же не часто римский Папа заглядывает в Иерусалим и тем более поднимается на Храмовую гору. А предполагается, что Иоанн Павел II поднимется на то место, где некогда стоял Храм, в тот день, когда в синагогах будет читаться отрывок Торы, посвященный началу принесения храмовых жертв. Таким образом, у нас имеется дополнительный повод коснуться проблемы отношения народов и их религий к иерусалимскому Храму.

Предполагается, что римский папа посетит Храмовую гору в сопровождении палестинских, а не израильских представителей власти, и соответственно в этот день у Храмовой горы готовятся акции протеста.

Любую демонстрацию, призванную засвидетельствовать, что Храмовая гора - это святыня еврейского народа, можно только приветствовать. Между тем не следует забывать, что у христиан и мусульман имеются свои собственные счеты. Христиане также когда-то владели Храмовой горой, но они были согнаны с нее силой мусульманского оружия. Таким образом сегодня, восемь веков после того поражения, римский папа как бы смиренно признает суверенитет ислама над этим святым местом. Евреи, освободившие в 1967 году Храмовую гору, действовали куда менее обоснованно и достойно: они сами отказались от своих прав на свою главную святыню в пользу мусульман, причем уже через несколько часов после того, как ей овладели. Храмовая гора была превращена в пресловутую зону “В” (за безопасность отвечает Израиль, административная власть принадлежит арабам) за 26 лет до Норвежского соглашения, и нынешний скандал является закономерным следствием того рокового решения.

Если сегодня встал вопрос о разделе Иерусалима, то сетовать евреям по этому поводу следует только на самих себя, а не на Арафата и на Римского папу. Это с одной стороны. С другой стороны, нет сомнения в том, что если бы Храмовой горой до сих пор владели католики, то религиозные права евреев не были бы ущемлены, а перспективы строительства третьего Храма выглядели бы куда более благоприятными.

Иудаизм всегда благосклонно относился к тому, что на Храмовой горе распроложена мусульманская мечеть. Ведь по традиционной оценке, ислам - это религия, наиболее приближенная к религии сынов Ноаха. А тем самым мусульмане не только не оскверняют святое место, но даже как бы хранят его от тех, кто может осквернить, в частности, от тех же христиан.

Однако сегодня мы видим, что многое не соответствует этому устоявшемуся отношению, что сегодня это отношение явно “отстает по фазе”. Когда-то мусульмане действительно выглядели терпимыми, когда-то они давали убежище бегущим из Испании евреям, причем не препятствовали селиться изгнанникам также и в Эрец Исраэль. Однако в наше время ситуация изменилась: ислам, весьма болезненно прореагировавший на секулярную европейскую культуру, явил другое лицо. Сегодня ислам - последняя в мире религия, которая стремится к какому - либо диалогу с другими культурами. Сегодня мусульмане активно пытаются стереть память о еврейском присутствии на Храмовой горе. И это в то время, когда среди христиан как раз возникло движение в поддержку иудаизма.

Так, в праздник Суккот, когда в древности в Храме приносились жертвы за все 70 народов земли, христиане-сионисты, одевшись каждый в свою национальную одежду, съезжаются в Иерусалим не для того, чтобы выступить за его интернационализацию, а для того, чтобы напомнить о еврейском и одновременно универсальном значении Храма. Этих верующих, разумеется, капля в море. Однако при этом важно понимать, что эта капля принадлежит христианской ортодоксии, и что в перспективе эти взгляды могут получить гораздо более широкое распространение. Как отметил в одном интервью глава израильского отдела антидифамационной лиги, рав Давид Розен, Арафат откровенно этого опасается и видит в своих подданных - христианах пятую колонну.

Отношение христиан к иерусалимскому Храму на протяжении веков носило негативный характер. Нет сомненя, что тот страх перед перспективой возведения Третьего храма, который в значительной мере парализует волю его потенциальных строителей, нагнетен прежде всего тысячелетней христианской проповедью. Разрушение Храма расценивалось христианами как провиденциальное доказательство торжества “новых” истин над истинами “ветхими”. С точки зрения христиан, Храм выполнил свою религиозно-историческую миссию и был разрушен Создателем в подтверждение истинности нового учения.

Однако в христианстве имеются предпосылки и для иного подхода. Весь Новый завет (при всем том, что он подвергся дальнейшей редакции) сформировался в ту пору, когда иерусалимский Храм еще существовал. В текстах Нового завета отношение к Храму однозначно позитивное, и никакие дальнейшие теологические спекуляции на тему его разрушения не могут этого перечеркнуть.

О мусульманском отношении к Храмавой горе у меня будет еще повод поговорить более подробно (в недельном чтении “Ахарей”). Между тем предварительно можно отметить, что источник ислама - Коран - переиначивает еврейский источник Тору, в пределе он претендует на ее полное замещение. Храмовая гора представляет ценность для ислама лишь потому, что Мухамад получил здесь заповедь о молитве, а не потому что когда-то здесь стоял Иерусалимский храм. Для того, чтобы ислам мог вступить в диалог с иудаизмом, ему необходимо признать Тору как откровение, по меньшей мере равнозначное Корану. Я могу допустить, что предпосылки для этого в мусульманской традиции имеются, но в целом они довольно зыбкие.

Между тем христиане исходно восприняли свой источник - Библию как двучленный источник (“Ветхий” и “Новый” заветы); христиане исходно отнеслись к иудаизму диалогически. И в этом отношени христиане вполне способны когда-нибудь осознать (как они осознали это во многих других сферах), что восстановление Храма не только ничем им не угрожает, но возможно даже входит в их собственное упование. В этой связи достойно упоминания, что основоположник христианства был фанатичным ревнителем храмовых служб, и не только не мог видеть в разрушении иерусалимского Храма торжество своего учения, но плакал, пророчествуя о разрушении Иерусалима.

Сионизм известен христианству по меньшей мере с XVII века, когда в 1607 году Томас Брайтман издал в Базеле книгу, в которой выражал уверенность в возвращении евреев в Сион.

В XVIII веке эти идеи находят (особенно в Англии) все большее распространение. Епископ Рочестерский утверждал, что восстановление Израиля произойдет около 1866 года. При этом он писал: “Прежде, чем свершится великое возвращение евреев в свою землю, которое будет замечено всеми и станет возможным лишь благодаря усилиям всех народов, произойдет частичное возвращение, которое, по-видимому, станет возможным благодаря благочестию протестанских государств после того, как они отбросят свои предрассудки относительно евреев”.

В XIX, и особенно, в ХХ веках движение христианских сионистов расширяется. Наиболее видным его представителем был Вильям Хехлер (1854-1931), каппелан британского посольства в Вене, который работал в тесном сотрудничестве с Герцлем и многое сделал для легитимации сионизма.

Христиан, помогавших сионистам на основе своих религиозных убеждений, известно множество. Например, Жаботинский в “Повести моих дней” рассказывает о британском офицере Скотте, какое-то время возглавлявшем еврейский легион: “(Скотт) говорил: “Это была мне большая милость Господня, что довелось мне служить с солдатами народа Израиля в земле Израиля”... В его доме, в Соут-Кройдоне, каждый вечер он, жена его и двое детей молятся Богу по своим христианским обрядам; между прочим, молятся каждый вечер и о том, чтобы Господь восстановил Израиль в стране его и чтобы это было началом искупления для всего человечества”.

Наконец в 1980 году в Иерусалиме под руководством Яна Виллема ван дер Хувена было основано Международное Христианское Посольство, созвавшее в 1985 году в Базеле конгресс христианских сионистов.

Сионистские взгляды присущи прежде всего протестантам, однако не только им. Сочувствующих сионизму верующих можно встретить во всех христианских конфессиях. Вот например, что писал в 1915 году православный богослов С.Н.Булгаков: “Священным центром еврейства единственно и исключительно является Палестина - земля, отданная Израилю самим Богом. В писаниях пророков, которые одинаково чтутся христианским и еврейским миром, по-видимому, имеются прямые указания на чаяния ныне возникающие (возвращение в Сион)”.

Что же касается католиков, то хотя политика Ватикана и сегодня остается откровенно пропалестинской, среди них также можно встретить немало сионистов. Причем корни для такого отношения можно указать в самой католической традиции. В свое время я цитировал высказывание св.Бернара Клервоского (1090-1153): “единственная пища для их (иудеев) самодовольного ума - буква закона, а их богопочитание - бесконечное количество зверским способом забитого скота”. Между тем у него же можно обнаружить и противоположное отношение.

Бернан Клервоский был вдохновителем Второго крестового похода. Когда он узнал, что крестоносцы борятся не столько с мусульманами, сколько с евреями, то выступил в их защиту. Один из тех аргументов, которые он привел в пользу того, что евреев нельзя убивать, состоял в том, что тогда не сбудутся слова псалма: “Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля” (146.2).

Этими словами Св.Бернар еще не выражает уверености, что Третий храм будет отстроен, и возобновится “зверское забивание скота”, он выражает лишь уверенность в том, что когда-нибудь евреи вернутся в Эрец Исраэль. Но ведь и Герцль не помышлял о Третьем храме. Зачем же католику быть большим сионистом, чем автор “Еврейского государства”?

Сионизм дожил до своего “пост” только потому, что всерьез никогда не помышлял о Сионе, во всяком случае не помышлял о строительстве Третьего храма (географически Храмовая гора находится в нескольких сотнях метров от горы Сион, но в традиции их часто принято отождествлять). И в том случае, если еврейский сионизм когда - либо внесет эту существенную коррективу, если он поставит перед собой задачу строительства Третьего храма, то сионизм христианский вполне может его в этом поддержать.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100