На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC


Александр Фейгин. Учиться и учить - этого вполне достаточно, чтобы оправдать свое существование!


Преподаватель философии иудаизма, давний житель Иерусалима, один из организаторов семинаров для учителей традиции, в том числе в рамках образовательной программы "Байт ле-Мидраш".
Как это со многими случается, полученное им образование (Харьковский институт железнодорожного транспорта) не оказало существенного
влияния на его дальнейшую жизнь и сферы интересов. По природе и по сознательному выбору он - самоучка. А. Фейгин экстерном сдал экзамены и получил смиху раввина. Работал системным программистом, занимался защитой информации от несанкционированного доступа. В течение тринадцати лет своей жизни в Израиле издает еженедельник молодежной организации движения Хабад "Восхождение". Владеет в разной степени двумя дюжинами языков - и ему еще мало.
Александр, вы приезжаете и проводите семинары в России. А важен ли вам уровень интеллекта людей, которые с вами общаются?
Есть разница между уровнем интеллекта и уровнем знаний. Безусловно, с еврейской точки зрения уровень знаний у них катастрофически низок. Но по уровню интеллекта это весьма и весьма достойные люди. Еврейские знания - результат воспитания, а интеллект - то, что папа с мамой и Б-г дали при рождении, это совсем другое. В наше время на русском языке вышли в свет книги неплохого уровня, много классических еврейских произведений, комментарии. В информации как таковой, в источниках знаний дефицита нет. Я вижу свою задачу в том, чтобы научить людей мыслить несколько в ином ключе, я бы сказал - думать по-еврейски. Я имею в виду некоторый специфический ход мысли, свойственный именно евреям. Еврейское мировоззрение основано на тривиальной мысли, которая тем не менее не всем приходит в голову: наш мир столь сложен, что в нем практически нет вопросов, ответы на которые были бы однозначны. В этой специфике еврейского мышления - ее адекватность миру. Понятно, что в моих глазах она имеет божественное происхождение. Но можно попытаться ее объяснить и вполне рационалистически. Мы на наших семинарах пытаемся познакомить людей с еврейскими подходами к учебе и мышлению. Собственно, для этого я и приезжаю.
Я увидела на семинаре, что лекции постоянно прерываются вопросами. Это такая специфически еврейская форма общения?
Известно, что у эскимосов есть сотня названий для разных видов снега. И неудивительно: это постоянный фон их существования. У евреев есть десятки слов, выражающих различные нюансы вопросов. Это - наш фон бытия! Вопросы можно задавать, вопросы нужно задавать. А то, что евреи часто отвечают на вопрос вопросом, это отчасти потому, что их очень много, гораздо больше, чем ответов. Знаете, как учились в древности? Колыбель еврейского образования - вавилонские академии. Выглядело это так: ученики сидят на скамьях амфитеатром-полукругом. Перед ними, посередине зала, - ведущие талмудическую дискуссию мудрецы, минимум пара лекторов. На трех первых рядах сидят лучшие ученики, их называли поименно; тех же, кто сидел подальше, называли ман де-гу - некто, имярек. Но их реплики приведены в Талмуде наряду с репликами мудрецов, которые вели дискуссию. Как правило, это реплики с возражениями или с вопросами.
То есть вы надеетесь, что при помощи своих лекций сможете пробудить то хорошее, что заложено в евреях, в их генетической памяти, с тем чтобы ваши слушатели передавали это другим?
Я не в такой степени самонадеян, чтобы надеяться на столь кардинальный результат наших усилий, и не ставлю перед собой революционных целей типа иудеизации Сибири в четыре года. Но многое из задуманного, безусловно, получается. Кстати, о генетической памяти. В изучении Торы, иврита есть что-то от воспоминания. Вообще же, мы стараемся побольше спрашивать и приучить людей задавать вопросы себе и окружающим. В этом подходе - большой потенциал для познания.
Мне сейчас показалось, что вы себя ассоциируете с врачом. Ваши рассуждения напоминают замечания медиков: Прогноз благоприятный, Наблюдается прогресс в лечении,..
Хотя это и очень печально, но я полагаю, что российское еврейство находится не в санатории или в палате для выздоравливающих, а где-то между моргом и реанимацией. Наши бабушки называли подобное состояние одна нога здесь - другая там. У русских это означает быстро сбегать куда-либо, а у евреев - оказаться наполовину на том свете, наполовину на этом. Считаю, что у российского еврейства нет перспектив, оно вымирает и начало гибнуть даже не с семнадцатого года, а существенно раньше, подойдя к октябрьскому перевороту уже готовым к ассимиляции, А уж сегодня - тем более. Если говорить медицинскими терминами, то мы можем лишь продлить агонию, искусственно поддерживать существование пациента. Иными словами, постараться помочь тем, кто когда-нибудь переселится в Израиль, выжить в качестве евреев, не исчезнуть. Сегодня, на мой взгляд, мы занимаемся не лечением, а поддерживающей терапией. Я не думаю, что евреям в России грозит опасность физического уничтожения. А вот угроза ассимиляции реальна (сегодня процент смешанных браков превышает 80%), и понятно, что через сорок лет в России может просто не остаться евреев - они растворятся в других народах.
На наши семинары приезжают лучшие из лучших, представители общин из разных городов. Это люди активные, осознавшие себя евреями, функциональные в этом своем качестве, идущие еврейской дорогой и ведущие за собой других. У них нет иной задачи, кроме как обучать, передавать полученные знания. С еврейской точки зрения это важнейшая роль и самое нужное из того, что еще можно сделать. Учиться и учить - этого вполне достаточно, чтобы оправдать свое существование. Если человек, прожив сто двадцать лет, скажет Всевышнему, что он учился и учил, то больше с него ничего особенно и не спросят. Этого вполне хватит.

http://www.judaicaru.org/





сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
Copyright © IJC.Ru 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100