|
Коган: "Для меня быть евреем значит продолжать традиции отцов"
- Зиновий Львович, Вы являетесь Председателем КЕРООР (Конгресса еврейских религиозных организаций и общин России). Расскажите, пожалуйста, как возникла эта организация? Какие цели ставились при ее создании? Сколько организаций входит в состав Конгресса? - КЕРООР был создан в 1993 г. Он стал правопреемником общесоюзной организации ВСЕРО (Всесоюзного совета еврейских общин СССР). В связи с распадом СССР нужна была общероссийская структура. До этого была общесоюзная. Для чего этого было нужно? Для координации общесоюзных, теперь общероссийских мероприятий. Среди них семинары, какие-то программы (восстановление синагог, образовательные программы и др.), организовать которые было непосильно каждой организации в отдельности, зато вполне реально совместными усилиями. За прошедшие годы КЕРООР очень изменился. - Не исчезла ли сегодня потребность в КЕРООРе? Как можно охарактеризовать нынешние отношения между ФЕОР и КЕРООР? - Я догадываюсь, какая необходимость была в появлении ФЕОР…Дело в том, что небольшая часть людей, вошедших в эту организацию, участвовала и в организации сначала ВСЕРО, а потом КЕРООРа. Что их заставило уйти из КЕРООРа, создать ФЕОР? Я думаю, они лучше смогут рассказать об этом. Что касается напрямую вопроса… Мы не собираемся самоликвидироваться. Во-первых, мы самодостаточны. В составе КЕРООРа в полтора (если не в два) раза больше организаций, чем в ФЕОРе. Во-вторых, Конгресс религиозных организаций и общин России объединяет сегодня организации, представляющие разные направления иудаизма. Это и традиционный иудаизм, современный консервативный иудаизм, современный прогрессивный иудаизм, современный ортодоксальный иудаизм, хасидское движение. Видите как нас много? -Как же Вы, такие разные уживаетесь? - Просто мы обсуждаем только общие проблемы. Остальное нас не волнует. Каждая семья несчастна по-своему, но когда надо выпить все собираются за одним столом. Это как у Льва Толстого. Так у нас. Почти все эти организации не признаются "Хабад Любавич" (исключением являются, естественно, только хасиды). Просто закрывают глаза, затыкают уши и говорят: "Не знаем, не знаем". - Какие крупные программы сегодня реализует Ваша организация? - Реконструкция синагог, строительство еврейских центров совместно с "Джойнт", осуществление раввинской программы. В чем ее суть? Мы пригласили сюда много раввинов и подготовили часть своих, местных. Раньше их было мало. Сегодня у нас, может быть, в полтора раза больше раввинов, чем у "Хабад Любавич". Есть программа "Детские сады". Самая главная программа - в пять раз увеличилось число организаций. Это программа. Каждая организация, это, в общем, программа. Есть общая программа организаций. Это организация "Каббалат Шабат", "Шахарит", "Бар-мицвы", праздники и др. Все это надо поддерживать. - Завершилась ли подготовка социальной доктрины российских иудеев, которая должна сформулировать их отношение практически ко всем сторонам современной общественной жизни? Как я знаю, авторами доктрины должны были стать главный раввин России А.Шаевич, главный раввин Москвы П. Гольдшмидт, а также представители Академии наук, специалисты по иудаике, "не обязательно евреи". - Проект социальной доктрины готов. Мы уже передали его некоторым заинтересованным сторонам. Ждем каких-то комментариев. Я думаю, когда мы соберем отклики, мы его издадим. - Можете ли Вы назвать какие-то основные положения этого документа? - Ну, их достаточно много. Это "Иудаизм и средства массовой информации", "Иудаизм и собственность", "Синагога и политика", "Отношение к экстремизму", "Этика и светское право", "Отношение с мировой общественностью", "Отношение к Израилю", "Иудаизм и государство", "Иудаизм и нация", "Отношения в сфере благотворительности", "Отношение к обрезанию", "Жизнь. Смерть", "Роль женщины в иудаизме" и многое другое. Кроме основ социальной концепции, в документе есть еще философские размышления о прошлом, настоящем и будущем иудаизма. - В одном из своих интервью Вы сказали, что у евреев, начиная с Моше Рабейну и до наших дней, есть две проблемы: ассимиляция и антисемитизм. Как сейчас обстоят дела с этими проблемами и как их разрешить? - Я думаю, что ассимиляция - это не только внешняя, но и внутренняя проблема человека. До тех пор, пока будет существовать еврей, до тех пор будет существовать проблема ассимиляции, то есть его выбор. Еврей - это ведь состояние. Это не только носитель генов папы и мамы. Этого мало для нас. Тогда мы просто погибнем. Мы все время должны еще находиться и в некоем состоянии. - Неужели за последние 10 лет ситуация вокруг антисемитизма и ассимиляции в России не изменилась? - Во-первых, я говорил не только о евреях Москвы или Жмеринки, а как бы в общем. То, что существовало тысячелетия, вряд ли за какие-то 100 лет может измениться. Если говорить о евреях России, то проблема ассимиляции стала еще более острой. Она стала, конечно, проблемой номер один для еврейской общины России, потому что до этого государственный антисемитизм и государственная политика, как ни странно, были некими хранителями еврейской общины России. Они держали общину в некоем "замороженном" состоянии, ничего не разрешая делать. В паспортах, в метриках писали национальность и т.д. Идентифицировали этих людей, говорили "вы - евреи", хотя они ничем еврейским не занимались ни в области культуры, религии, ни в чем. Они, вообще, боялись этого слова и стеснялись. Но сегодня нет государственного антисемитизма, никто не собирается идентифицировать евреев, ну кроме, может быть, фашистов, которые мечтают опять измерять носы, уши…Теперь, евреем можно стать только по выбору. Еврей сам должен внутри сказать себе "да, я -еврей, я должен узнать, что это за праздник такой Пурим…". Понимаете, именно, ДОЛЖЕН…А, если нет, тогда он просто перестанет быть евреем. Он перестанет ходить в еврейскую общину, в синагогу… - Что значит для Вас быть евреем? - Для меня быть евреем - это продолжать те традиции отцов, о которых я узнал. Говорить "я делаю так, потому, что это делал мой дедушка". - Вы не считаете, что религия разъединяет людей? Не лучше ли быть просто космополитами? Человечество смогло бы тогда избежать множества войн на религиозной почве? - Почему в России иудаизм признают традиционной религией? Дело в том, что он всегда содействовал объединению, единению. Что такое религия? Это традиции, это цивилизация, это образ жизни. Никто никого не заставляет отказываться от образа жизни. Больше тысячи лет прошло с тех пор, когда евреи пришли на эту землю. За это время они выработали свое отношение к земле, земля выработала свое отношение к евреям. Точно также окружающие народы. Они обогатили друг друга. Мы учились у Ломоносова, у Ландау учились другие, есть Пушкин, есть Бродский, есть Левитан. Мы обогатили друг друга песнями, словечками и многим, многим другим. - Как Вы считаете, что сегодня объединяет евреев России? Можно ли вообще говорить о каком-либо единстве? - Прежде всего, евреев России объединяет Россия. Во-вторых, я думаю, объединяют праздники, иврит (как язык-носитель всего). Евреев объединяет Гос-дь, а Гос-дь - это законы, по которым мы живем и существуем все. Что объединяет евреев - это одна из мировых загадок. Я не думаю, что мы сегодня переживаем уникальное время. В каждом поколении было свое уникальное время. Евреев России сегодня объединяет также Израиль. Нет такого еврея, который бы при слове "Израиль" не встрепенулся бы, нет еврея, у которого сегодня не было бы родственника в Израиле. Мы очень переживаем за Израиль, за тех, кто там сегодня погибает. - Вопрос из несколько другой области. Как Вы считаете должны строиться отношения между религией и государством? Отношения сотрудничества, невмешательства в дела друг друга или соподчинения? - Я бы сказал, что сегодня государство не вмешивается в порядок чтения молитв или в содержание молитв, оно не вмешивается и во все остальные культовые вопросы. - Вы являетесь членом Президиума Российского еврейского конгресса. Как Вы считаете, что может измениться в связи с избранием новым президентом РЕКа Евгения Яновича Сатановского? Каким направлениям в деятельности РЕКа следует, по вашему мнению, уделять более пристальное внимание, какие направления следует сделать приоритетными? - Я думаю, что пока мы сами не изменимся, РЕК не изменится. Что касается приоритетных направлений…Я думаю, что все программы, которые направлены на самоидентификацию, важны. Мне кажется, что воскресные школы должны стать одним из приоритетных направлений в деятельности РЕКа. Именно, возраст от 8 до 15 лет - самая лучшая пора, когда можно сказать что-то о еврейской жизни и помочь в вопросе самоидентификации. Материал подготовила Анна Кронштейн |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|