На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


“На тебе сошелся клином белый свет”

В своей книге “Костюм от Фишмана” Оскар Фельцман цитирует маленького сына Володю, который с детской непосредственностью обращался к отцу после каждой новой песни: “Папа, ты умрешь, а песня эта останется?” И Фельцман неизменно отвечал мальчику: “Наверное, нет”, И только один раз — после рождения песни “Я верю, друзья” — робко сказал: “Наверное, да”.

Высшая награда для композитора — это когда его песни становятся народными, когда люди забывают, кто именно написал музыку и стихи, и начинают считать, что эти песни существовали всегда. Но такой чести удостаиваются лишь единицы, кого при жизни называют классиками, чьи песни выражают время.

К таким избранным, без сомнения, относится Оскар Борисович Фельцман, чье 80-летие шумно отмечали в концертном зале “Россия”.

Собственно, никто о нем и не забывал. Его песни живы, хоть и написаны в давно ушедшую эпоху, вместе с которой исчезла и героическая молодежь, готовая ехать “за туманом и за запахом тайги”, и отважные строители БАМа, и первопроходцы космоса. И всему причиной, конечно, музыка, мелодичная, запоминающаяся и легкая для восприятия. Господи! Сколько лет Фельцмана ругали за “Ландыши” — разлагают, де, молодежь. Но чем сильней ругали, тем большую популярность приобретала эта песня, под которую, между прочим, и нынешняя молодежь с удовольствием “разлагается”. Песню “На пыльных тропинках” одно время запрещали из-за того, что написана на стихи опального

Владимира Войно-вича. А ведь ее брали с собой в полет космонавты Юрий Гагарин, Павел Попович и Андриан Николаев, и сам Никита Сергеевич Хрущев пел ее с трибуны мавзолея. А уж сколько, помню, было в моем детстве пародий на “Венок Дуная” — не счесть! Но это ли не верный признак огромной популярности песни. А как мы любили “Ничего не вижу”, “Манже-рок”, “Белый свет”,

“Возвращение романса”, “Старые слова” — без них не обходилась ни одна приличная вечеринка. А у кого не перехватывало дыхание от баллады “Огромное небо” на стихи Роберта Рождественского? Люди плакали, слушая, как два друга увели от города горящий самолет, врезавшись в загородный лес. В Берлине, где на самом деле происходили эти события, до сих пор стоит памятник этим летчикам.

...Есть в доме у Оскара Борисовича замечательная вещь — большая полированная доска. Она лежит у него на пюпитре рояля. И если вы даже не обратили на нее никакого внимания (потому что смотреть, собственно говоря, не на что), маэстро обязательно о ней вспомнит и непременно расскажет какую-нибудь историю.

Доска эта была сделана в далекие детские годы для удобства написания нот, когда еще Оскар был маленьким вундеркиндом, жил в Одессе на Малой Арнаутской и учился у знаменитого педагога Столярского (какой талантливый ребенок в Одессе тех лет не учился у Столярского!). Доску принес столяр-краснодеревщик Шлегель, друг семьи Фельц-манов. И с этой самой доской композитор не расстался не только в детстве, но и в эвакуации в Новосибирске, с ней вернулся в Москву. Именно на этой доске написаны Оскаром Фельцманом все его сочинения. Она не столько талисман и даже не столько символ его творчества — она практически неотъемлемая часть этого творчества. Без нее, как категорически утверждает Оскар Борисович, не пишется музыка, просто не идет в голову, что проверено многократно в течение жизни. С ней приходят вдохновение, новые музыкальные идеи.

А идеи эти не оставляют композитора и сейчас. За последние годы Фельцман сочинил много еврейской музыки — вокальные циклы, инструментальные сочинения. А еще увлечен мыслью создать оперу на сюжет из еврейской жизни. Он уверен, что получится хорошо.

И мы желаем ему, чтобы 80 лет стали всего лишь новым рубежом на творческом пути. И убеждены:

вся страна запоет его еврейские песни. Поскольку и они, без сомнения, будут написаны на легендарной доске...

Элла МИТИНА

АЛЕФ




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100