На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC


Валентин Юдашкин: "О деньгах мне говорить неприлично"

Дмитрий Мельман


Он не привык отмечать свои дни рождения. Во-первых, не очень-то и любит. Говорит: лишняя суета, да и только. А во-вторых, просто
некогда. Сегодня - здесь, завтра - там. Франция, Италия, Япония, Германия... И так уже 12 лет. Со дня первого показа на Неделе Высокой моды в Париже.
Единственному российскому дизайнеру, удостоенному чести быть принятым в самую престижную организацию моды - Синдикат Высокой моды
Парижа, - Валентину Юдашкину 14 октября исполняется 40 лет. И снова вечному страннику от моды не до домашних посиделок в кругу семьи. Позади - показ в Милане, впереди - открытие огромного суперсовременного Дома моды в Алма-Ате. А отыскать юбиляра удалось во Франкфурте, где он представлял немецкое издание своей новой книги.

- Валентин, вы в детстве случайно крестиком не вышивали?
- Нет, я умел вязать. Мог все резать, кроить, перекраивать, доделывать, подделывать. Но крестиком - нет, не вышивал.
- Помните первую вещь, которую сшили сами?
- Ну конечно помню. Это было в школе, классе, наверное, в девятом. Тогда еще все носили приталенные рубашки, брюки клеш. И я отцовскую рубашку перекроил так, что она стала модной. Потом долгое время ее носил.
- Так, это вы помните. А первую любовь?
- Тоже в школе было, как у всех. Помню. Но об этом не хотелось бы рассказывать - пусть останется со мной. Все равно же ничего не вышло. - Где вы чаще бываете: в России или за границей?
- Все-таки в России. В месяц дней 10-12 провожу за рубежом.
- Никогда не думали насовсем перебраться, к примеру, в центр мировой моды - в Париж?
- Нет. (Смеется.) Если и раньше, в более сложное время, не возникало желания уехать, то теперь-то сам Бог велел работать в России. И
разъезжать по всему миру с показами.
- Ответьте, только не задумываясь: кто, на ваш взгляд, лучший кутюрье мира?
- М-м-м... (После паузы в несколько секунд.) Хороший вопрос... Ну, я думаю, Ив Сен-Лоран.
- Почему не назвали свою фамилию?
- (Смеется.) Это было бы неправильно. Да и вообще, как таковых первых сейчас в принципе нет. Исторически первыми для меня были Ив
Сен-Лоран и Пьер Карден. У них я учился. Энциклопедичные имена, лучшие мастера классической школы. Огромное счастье, что я с ними знаком. - Но в десятку-то лучших вы входите?
- Сейчас в моде нельзя ориентироваться только на 2-3 страны. За последние десять лет мода стала популярна почти во всех странах, и почти везде есть свои выдающиеся мастера. Но то, что в области от кутюр я вхожу в двадцатку, - это точно. А что касается готовой одежды - здесь
имен, конечно, больше.
- Избранная каста лучших кутюрье мира не так уж многочисленна - все имена наперечет. Как ветераны высшего света моды восприняли ваше появление в нем?
- Это же было давно. И на фоне интереса ко всему русскому. Шла перестройка, весь мир заново открывал для себя Россию. То есть о русской музыке, живописи и балете было известно. А оказывается, есть еще и мода. Что, конечно, заинтересовало всех. Потом началась постоянная работа. Которая вызвала удивление: откуда же хватает сил? Потом появилось и раздражение.
- Вы для них были провинциалом, чужаком?
- Да, но я и сам к себе так относился. Конечно, о многом у нас тогда не было и представления. Да и откуда знать-то? Из сезона в сезон, из года в год, по капельке, мы обучались европейской школе. По дороге, по пути проходя все эти университеты. А сейчас, когда я приезжаю
работать в Италию, местная критика пишет, что я "очень французский". А мне уже хочется, чтобы писали: "русский". Но, конечно, те годы, что я провел с показами во Франции, не могли не сказаться - по технике исполнения я больше француз.
- Сейчас уже стали своим в касте элитных кутюрье?
- Я думаю, там и свои-то не свои. Нет, ко мне нормально, уважительно относятся. И мне этого вполне достаточно. Очень хорошие отношения у меня с Кавалли. Недавно приезжал во Францию, встречались на больших вечерах с Армани, Гальяно. Но больше всего люблю общаться с Пако
Рабанном. Он испанец, на самом деле и художник, и писатель. С ним очень интересно.
- Недавно прочитал высказывание историка моды Александра Васильева, где он утверждает, что западный рынок не для вас. По его словам, у вас никогда не будет клиентов на Западе. Что скажете?
- Ну, это мнение Саши Васильева. Нет пророка в своем отечестве, поэтому появляются какие-то разговоры. А основания - это показатели
торговли, а не разговоры. Мы достаточно много продаем: от Америки и Лондона до Арабских Эмиратов. Так что пусть говорят. Если нет разговоров, становится скучно жить.
- А что ответите критикам, обвиняющим вас в излишней помпезности ваших моделей?
- В таких случаях я всегда говорю: посмотрите на французские Дома. Они помпезны, богаты. Мы также имеем корни, традиции, историю
шикарной, роскошной одежды. Все-таки русский костюм всегда был насыщен и по цвету, и по фактуре, и по форме. Плюс у нас еще и ярко выраженная сезонность присутствует. Поэтому это нормально.
- В России, как известно, два общепризнанных короля моды: вы и Зайцев. При встрече здороваетесь с Вячеславом Михайловичем?
- Да, и постоянно общаемся. Со Славой я начинал, у нас очень хорошие отношения. Но каждый делает свое, у каждого свой круг клиентов, свои поклонники. А что до конкуренции между нами, то я и раньше считал, и сейчас продолжаю считать, что Вячеслав Михайлович - первый, я - второй. Хотя бы по возрасту.
- А дыхание за вашей спиной более молодых конкурентов не напрягает?
- Если бы я боялся конкуренции, не ездил бы за рубеж. Сидел бы дома. Так ведь? Дыхание должно быть. И чем оно более учащенное, тем лучше - я всегда буду в хорошей форме. Наша работа - это в какой-то степени спорт. Надо каждый день быть в теме, каждый день что-то рисовать, что-то искать. А позиция отдыхающего созерцателя меня мало устраивает. Это попросту неинтересно.
- Сколько вам требуется времени, чтобы создать модель от кутюр?
- На коллекцию, от ее создания до выхода на подиум, мне требуется четыре с половиной месяца. Мы же говорим о профессиональной работе. Хочется не хочется, а все равно делать надо. Иногда получается лучше, иногда хуже. Но я на все сто процентов согласен с Карденом, который при первой нашей встрече мне сказал: "Экономичнее". Экономичнее в идеях, в делах, поступках. Тем словам и следую.
- Какое количество нулей в счете заказчика может вас заинтересовать?
- Сколько стоит заказ? Ну, в первую очередь он меня должен заинтересовать с художественной точки зрения. Затем - насколько меня
ограничивают в фантазиях. А непосредственно денежную сторону вопроса складывает техника: сколько цветов, сколько кружев, сколько шелка... И так далее. Главное, чтобы заказчик почувствовал то, что чувствую я. Потому что если мне не понравится клиент, то он может предлагать любую сумму - я не притронусь к его заказу. В этом плане я счастливый человек.
- У вас, как известно, множество клиентов, представляющих отечественный бомонд. Представим себе такую ситуацию: звонит вам, к примеру, Людмила Гурченко и говорит: "Валя, ты знаешь, я тут прикупила себе синий шарфик и розовую кофточку. Как думаешь, мне пойдет это сочетание?" Такое возможно?
- Конечно. Клиенты ведь становятся друзьями. С Людмилой Марковной мы общаемся много лет. И где бы я ни был, если нужна помощь, она всегда может ко мне обратиться.
- В этом же разговоре, не имея в виду Людмилу Марковну, когда вы можете прервать собеседника словами: "А вот это уже стоит..."? - Если честно, я вообще не знаю цен - этим заняты специальные экономические службы. Я доработал до такого времени, до такой структуры, что мне в принципе не нужно об этих вещах задумываться. Когда начинал - конечно, мы высчитывали, экономили деньги: каждый метр ткани был на счету. Сейчас у нас большая организация, и мне даже неприлично с клиентами говорить о деньгах.
- Но все-таки совет кутюрье такого статуса, как ваш, он же чего-то стоит?
- Для друзей он не стоит ничего.
- Известно, что Вячеслав Зайцев в свое время одевал самого Брежнева. Вам уже поступали заказы от нашей политической элиты?
- Я делаю только то, что делаю. Театр, кино, показы, кое-что для эстрады - нет, я не делаю одежды политикам. К тому же я ведь женский мастер.
- Но ведь у политиков есть еще и жены.
- Нет-нет, никому не делаю... Хотя... пожалуйста - мы открыты для всех. Может, до сих пор я не занимался одеждой для политиков потому, что ко мне никто не обращался.
- Что для вас является непозволительной роскошью?
- Никогда не задумывался об этом. Может, из-за того, что точно понимаю, что мне надо, а что - нет. И в другую сторону даже не смотрю. Скажем, есть люди, которые обожают машины, коллекционируют их. А мне это неинтересно - я даже водить не умею. Купил кисти хорошие, краски - это я понимаю. Вот сейчас в моде яхты. Вполне возможно, я и хотел бы приобрести себе яхту. Но опять незадача - плавать не умею... Нет, я достаточно независим в своих финансах, чтобы делать то, что хочу, находиться там, где хочу, тратить деньги на потрясающие коллекции, собирать уникальные книги по искусству. Но я не могу, например, полететь в космос, как американский миллионер, покупать самолеты, замки...
- Есть ли какая-то конечная цель разрастания империи Валентина Юдашкина?
- Что-то вы какие-то пенсионные итоги подводите...
- Ну почему. Цели, стремления - это же удел молодых.
- Появляются новые линии, новые направления, которые до сих пор мне оставались неведомы. В том году мы открыли линию посуды, потом - ювелирную линию. Сейчас детскую одежду начинаем выпускать, цирковой спектакль готовим, книгу недавно издали - масса каких-то интересных дел. Что касается моды, показали уже весну-лето следующего года. То есть жизнь идет своим чередом согласно очень жесткому европейскому графику. Выбиться из которого мы не имеем права.
- Сколько часов в день вы работаете?
- Сейчас скажу... С десяти утра до восьми вечера. Получается десять часов.
- А можете себе позволить целый день проваляться на диване перед телевизором?
- Это иногда бывает. Но только по воскресеньям. Самый лучший отдых - пассивный. Потому что активности и так хватает: встреч, ужинов, переездов, самолетов бесконечное количество. Иногда хочется просто побыть дома, не думая, как ты выглядишь, где ты. Просто тупо посмотреть телевизор.
- Если не ошибаюсь, пару лет назад вы бросили курить. Много еще осталось вредных привычек?
- Самая вредная - это то, что я не умею отдыхать. Я могу спланировать все, кроме отдыха. Это, наверное, моя самая главная вредная
привычка. Которая и семье мешает. Что еще? Может быть, излишняя щепетильность, чересчур требовательное отношение как к себе, так и к другим. По мне - так это не недостаток, а совсем наоборот. А других может раздражать.
- Если вы все так тщательно планируете, наверное, на безумные поступки не способны?
- Сейчас скорее всего нет. А раньше мог на все плюнуть, уехать и три дня проболтаться с женой в романтических путешествиях. Мы с Мариной могли ни с того ни с сего, к примеру, на ужин улететь в Ригу. Просто так. Из-за чего нас в свое время увольняли с работы. А сейчас, конечно, я стал более прагматичен. Понимаю: что, для чего и как все делать.
- Кто в вашей семье глава?
- Жена, конечно.
- Почему "конечно"?
- Потому что на ней все вопросы дома, быта. Дочь. Все на ней. У меня на все это времени не хватает.
- Но хоть дневник у дочки проверяете?
- Ну, я узнаю, как она учится. Спрашиваю. А иногда и заглядываю в дневник. А вот уроки с ней не делаю - некогда.
- Если в чем-то нашалит - наказываете?
- Нет, не накажу. Я не считаю, то это метод. Постараюсь словами убедить ее в том, что она не права. Я достаточно мягкий отец. - Если вы увидите в гардеробе вашей жены платье, скажем, от Армани, обидитесь?
- Такого не бывает. Марина носит только мою одежду.
- А себе можете позволить приобрести "чужую" вещь?
- Костюм - только мой. А в отношении других вещей... Вот, например, я люблю кепки, бейсболки. Собрал уже огромнейшую коллекцию со всего мира... Кстати, только сейчас я подумал, что наш Дом не выпускает линию кепок. (Смеется.) Надо будет на 40-летие сделать себе такой подарок - кепку.
- А что вам чаще всего снится? Подиум?
- Бывает. Обычно в предвкушении нового сезона держишь огромное количество информации в голове. И самый кошмарный сон: если во время показа вдруг отключается музыка - просыпаюсь в холодном поту. Но это нормально.
- Не чувствуете себя рабом моды?
- Думаю, нет. Я скорее раб собственных идей. В этом нет самоуспокоения, что меня устраивает.
- А творческий кризис вам не грозит?
- Все может быть. Было же время минимализма, время унисекса, когда мы продолжали делать то же самое и поэтому были менее интересны. А сейчас опять пришло наше время. Мода, как погода - штука переменчивая. Но если ты этим жив - взять паузу невозможно. Публика ведь приходит к тебе удивляться. И я удивляю. А что остается делать?

Московский Комсомолец

http://www.mk.ru/numbers/638/article18871.htm




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
Copyright © IJC.Ru 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100