|
|
Международная КОНФЕРЕНЦИЯ в ЧикагоМарина Киселева
В их числе Зеев Вайс. Подростком он прошел лагеря, потерял близких и всю жизнь посвятил распространению знаний о катастрофе, созданию образовательных программ, организации фонда «Холокост». (Сегодня во всех университетах США читают курс Холокоста). В свои 70 Зеев полон энергии: только за последние два года он организовал международные конференции в Англии, Австралии, провел семинар для преподавателей высшей школы в России. Раз в два года подобные конференции проходят в США. Последняя состоялась в Чикаго с 17 по 20 ноября (в этом непосредственная заслуга профессора истории Северо - Западного университета штата Иллинойс Питера Хайеса). Дания, Германия, Англия, Франция, Канада, Израиль, ЮАР, Польша - таков, возможно, неполный перечень представленных стран. Событием первого дня стало выступление Иегуды Бауэра, на книгах которого выросло целое поколение историков. Она из самых животрепещущих тем, связанных с изучением Холокоста,- сопротивление. Профессор заявил о частичном пересмотре прежних позиций. Архивные исследования последних лет убедили его в необходимости скорректировать написанное ранее. Образ безвольной жертвы, ведомой на заклание, навсегда остался в прошлом. На этой проблеме сфокусировал внимание и молодой ученый из Польши Д. Столла, анонсировавший сборник документов о варшавском гетто. Участие Польши в такого рода конференции, публикация подобных исследований очень симптоматичны, ибо до последнего времени она сохраняла особое отношение к еврейскому вопросу. Это шаг свидетельствует о преодолении стереотипов.
Наиболее острые дискуссионные вопросы с участием «тяжеловесов», выход которых зал встречал аплодисментами, обычно переносились на вечер. Под председательством М. Марино (Торонто) прошел круглый стол, посвященный проблеме ревизионизма Катастрофы в США. Академический тон и бесстрастность изменили докладчикам, зал активно откликнулся на их выступления. (Я наблюдала происходящее со сложным чувством: как квалифицировать заявления лидеров ЛДПР и РНЕ, звучащие с экрана, выход националистической прессы? Возможны ли у нас судебные процессы по факту дезинформации в той или иной публикации, о которых говорили ораторы?) Из обсуждений следующего дня наиболее актуальным представлялось посвященное Холокосту в Европе. (Будучи не исследователем, а всего лишь популяризатором знаний о Холокосте я испытывала прикладной интерес ко всякой информации. В небольшом спецкурсе, который читается на факультете социальных наук, остается мало времени для обсуждения теоретических проблем - на первый план выходит фактический материал, а следовательно, речь идет о европейских странах конца 30-40-х годов.) Сопровождавшийся демонстрацией диапозитивов доклад Дж. Янга, искусствоведа, автора монографии, посвященной мемориалам Холокоста, завершил работу конференции в этот день. «Палачи и праведники» - так называлась заключительная панель. Одновременно проходило заседание, посвященное судебным процессам над нацистскими преступниками. Я выбрала секцию под председательством социолога Линн Раппопорт, т.к. докладчики обращались к разработанной теме, но, наряду с известными фактами из истории Латвии и Литвы, прозвучали новые. В который раз с грустной иронией подумалось: «Нужно пересечь океан, чтобы впервые услышать имя Владимира Деканозова, подобно японскому консулу Сигухаре, спасшему сотни жизней в Ковно, и, подобно Р.Валленбергу, погибшему в сталинских застенках!» За время конференции меня не покидало чувство восхищения и удивления: люди, собравшиеся здесь, ощущают себя одной семьей и с радостью принимают в свой круг. Стоило посетовать на информационный голод в России, и П. Хайес немедленно привез из своего офиса целую библиотеку в подарок: Эли Визель, Примо Леви, Рауль Гилберг… Неделю спустя я рассказывала об этой поездке своим студентам. Вглядываясь в их лица, я понимала, что усилия моих американских друзей не пропали даром: их слово отзовется за океаном. Хочется верить, что для моих студентов сегодняшний образ врага - «лицо кавказской национальности», вытеснивший на время из сознания масс характерный этнический тип семита - есть еще одна вариация на темы «Протоколов сионских мудрецов», и они не встанут под эти знамена. НА ФОТОГРАФИЯХ: 1) Zev Weiss,”The Yolocaust Educational Center”, Peter Hayes , Nothwestern University. 2) St.Liebman, Cuny Graduate Center; J.Doneson, Washington University; St.Katz, Boston University Марина Киселева, Нижний Новгород |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
![]() |