На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC



Международная КОНФЕРЕНЦИЯ в Чикаго

Марина Киселева

Слово «Холокост», которое в России, как правило, ничего не говорит даже профессиональным историкам, знакомо едва ли не каждому американцу. Это показатель цивилизованности нации, для которой не существует чужой истории или навсегда похороненного прошлого. Здесь с особым почтением относятся к тем, кого называют survivor.

В их числе Зеев Вайс. Подростком он прошел лагеря, потерял близких и всю жизнь посвятил распространению знаний о катастрофе, созданию образовательных программ, организации фонда «Холокост». (Сегодня во всех университетах США читают курс Холокоста). В свои 70 Зеев полон энергии: только за последние два года он организовал международные конференции в Англии, Австралии, провел семинар для преподавателей высшей школы в России. Раз в два года подобные конференции проходят в США. Последняя состоялась в Чикаго с 17 по 20 ноября (в этом непосредственная заслуга профессора истории Северо - Западного университета штата Иллинойс Питера Хайеса).

Дания, Германия, Англия, Франция, Канада, Израиль, ЮАР, Польша - таков, возможно, неполный перечень представленных стран.

Событием первого дня стало выступление Иегуды Бауэра, на книгах которого выросло целое поколение историков. Она из самых животрепещущих тем, связанных с изучением Холокоста,- сопротивление. Профессор заявил о частичном пересмотре прежних позиций. Архивные исследования последних лет убедили его в необходимости скорректировать написанное ранее. Образ безвольной жертвы, ведомой на заклание, навсегда остался в прошлом.

На этой проблеме сфокусировал внимание и молодой ученый из Польши Д. Столла, анонсировавший сборник документов о варшавском гетто. Участие Польши в такого рода конференции, публикация подобных исследований очень симптоматичны, ибо до последнего времени она сохраняла особое отношение к еврейскому вопросу. Это шаг свидетельствует о преодолении стереотипов.

В последующие три дня заседания проходили параллельно в двух аудиториях, слушатели распределялись по интересам. В каждой участвовали три докладчика, объединенных общей темой. Вот некоторые из них: «Шоа и роль женщины» (женщина- жертва, женщина-палач, своеобразие женских судеб, способность к адаптации, выживанию…), «Образы Холокоста в киноискусстве». Заседание вел профессор института масс-медиа в Нью-Йорке Стюарт Либман. Он представил доклад Дж. Донсон, одной из тех, кто стоял у истоков этого направления исследований в США.

В ближайшее время выйдет подготовленная ею энциклопедия «тема Холокоста в мировом кинематографе». О своей новой книге «Америка смотрит Холокост (телевидение1950 - 1990-х)» рассказал Дж. Чандлер.

Наиболее острые дискуссионные вопросы с участием «тяжеловесов», выход которых зал встречал аплодисментами, обычно переносились на вечер. Под председательством М. Марино (Торонто) прошел круглый стол, посвященный проблеме ревизионизма Катастрофы в США. Академический тон и бесстрастность изменили докладчикам, зал активно откликнулся на их выступления. (Я наблюдала происходящее со сложным чувством: как квалифицировать заявления лидеров ЛДПР и РНЕ, звучащие с экрана, выход националистической прессы? Возможны ли у нас судебные процессы по факту дезинформации в той или иной публикации, о которых говорили ораторы?)

Из обсуждений следующего дня наиболее актуальным представлялось посвященное Холокосту в Европе. (Будучи не исследователем, а всего лишь популяризатором знаний о Холокосте я испытывала прикладной интерес ко всякой информации. В небольшом спецкурсе, который читается на факультете социальных наук, остается мало времени для обсуждения теоретических проблем - на первый план выходит фактический материал, а следовательно, речь идет о европейских странах конца 30-40-х годов.)

Сопровождавшийся демонстрацией диапозитивов доклад Дж. Янга, искусствоведа, автора монографии, посвященной мемориалам Холокоста, завершил работу конференции в этот день.

«Палачи и праведники» - так называлась заключительная панель. Одновременно проходило заседание, посвященное судебным процессам над нацистскими преступниками. Я выбрала секцию под председательством социолога Линн Раппопорт, т.к. докладчики обращались к разработанной теме, но, наряду с известными фактами из истории Латвии и Литвы, прозвучали новые. В который раз с грустной иронией подумалось: «Нужно пересечь океан, чтобы впервые услышать имя Владимира Деканозова, подобно японскому консулу Сигухаре, спасшему сотни жизней в Ковно, и, подобно Р.Валленбергу, погибшему в сталинских застенках!»

За время конференции меня не покидало чувство восхищения и удивления: люди, собравшиеся здесь, ощущают себя одной семьей и с радостью принимают в свой круг. Стоило посетовать на информационный голод в России, и П. Хайес немедленно привез из своего офиса целую библиотеку в подарок: Эли Визель, Примо Леви, Рауль Гилберг…

Неделю спустя я рассказывала об этой поездке своим студентам. Вглядываясь в их лица, я понимала, что усилия моих американских друзей не пропали даром: их слово отзовется за океаном. Хочется верить, что для моих студентов сегодняшний образ врага - «лицо кавказской национальности», вытеснивший на время из сознания масс характерный этнический тип семита - есть еще одна вариация на темы «Протоколов сионских мудрецов», и они не встанут под эти знамена.

НА ФОТОГРАФИЯХ: 1) Zev Weiss,”The Yolocaust Educational Center”, Peter Hayes , Nothwestern University.

2) St.Liebman, Cuny Graduate Center; J.Doneson, Washington University; St.Katz, Boston University

Марина Киселева, Нижний Новгород




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100