На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Сколько стоит Холокост?


Профессор Арон Черняк

Представляю, с каким недоумением читатель встретит это название. Спешу пояснить: речь никак не идет о каких-либо финансовых, бухгалтерских категориях. Я имею в виду человеческие жизни, число человеческих жертв Холокоста. К этому меня подвигнули некоторые обстоятельства
публицистического толка. Как известно, в мировой литературе, особенно в последние годы, распространяются выступления ревизионистов Холокоста; в какой-то мере они даже стали своеобразной модой. Отзвуки подобного течения дошли и до Израиля, в частности, до израильской русскоязычной прессы. Настоящий краткий очерк служит откликом на некоторые из этих выступлений.

Должен отметить, что Холокост и вообще преступные деяния нацистов известны мне не понаслышке и не из литературы. Я - участник боевых действий в годы Великой Отечественной войны со 2 июля 1941 года под Смоленском по 9 мая 1945 года под Лиепаей, где 300-тысячная немецкая группировка сильно подзадержалась. Среди боевых наград у меня медали: "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За взятие Кенигсберга"; надо бы еще - "За штурм Севастополя", но такая медаль не была учреждена. И еще одну медаль надо было учредить: "За выход из Вяземского окружения. 1941 год". Пришлось мне побывать и на фронте, и в немецком тылу - и многое повидать. Например, такую сцену. Немецкий солдат, ездовый, пожилой, на вид добродушный крестьянин, остался почему-то недоволен пленным русским солдатом, безоружным, тоже пожилым и, видимо, таким же крестьянином. Немец вынимает пистолет, спокойно вставляет дуло в ухо русскому, нажимает курок, короткий щелчок - и осколки черепа разлетаются в разные стороны... Каково мне было наблюдать это из укрытия? Можно ли это забыть? Такую обыденность.

10 апреля в "ЕК" были помещены под рубрикой "Эхо Катастрофы" две статьи. Первая - "Прошлое или будущее: эксплуатация памяти Катастрофы" - принадлежит перу Аси Энтовой, вторая - "Эволюция цифр Холокоста" - Евгения Манина. Первая статья носит идеологический характер. Отрадно, конечно, что ее автор - женщина, взявшая на себя смелость выступить на весьма острую общественно-политическую тему. Перечислю некоторые центральные идеи этого материала:

- Не следует больше писать слово "Катастрофа" с заглавной буквы. Катастрофа сошла со сцены, перестала носить уникальный характер.

- Необходимо проявлять к Катастрофе не эмоциональный, а рациональный подход. Нужна не эмоциональная, а историческая память о ней.

- Расставшись с Катастрофой, мы сможем ответить самим себе на основополагающий вопрос: "Кто мы такие и что мы здесь делаем?"

- Мы "боимся в своей среде даже попыток поиска более глубокого обоснования нашего права на жизнь именно на ЭТОЙ земле" и т д.

Автор предлагает выход из создавшегося положения: "Только распростившись с Катастрофой как живым переживанием и стержнем нашего
существования, мы сможем обеспечить ей память у следующих еврейских поколений".

Перечислив эти константы, задаешься вопросом: а что здесь можно обсуждать? Разве аксиомы нуждаются в обсуждении? На мой взгляд, статья находится за пределами научного и публицистического обсуждения, в ней нечего обсуждать.

Редакция снабдила обе публикации специальной врезкой, в которой признаёт "особую щепетильность поднятых в этих материалах тем и остроту авторских подходов", а также предвидит возражения и опровержения со стороны части читателей. Думается, это справедливое предвидение. Но я могу здесь внести вклад лишь касательно второй статьи. Она идет как бы в подверстку, объективно облегчает переход к расставанию с
Катастрофой, ибо автор тщится доказать, что число жертв Холокоста преувеличено.

Е.Манин написал свою статью в контексте так называемого "ревизионизма Холокоста". Как рассматривает это понятие автор? "Ревизионистов Холокоста" он разделяет на две группы: "одни из них не верят в цифру шесть миллионов жертв, считая ее чрезмерно завышенной, другие - вообще отрицают какие бы то ни было жертвы и говорят о еврейской выдумке для выкачивания денег". На самом деле эти две группы не могут быть объединены под общим названием "ревизионистов Холокоста". Следует различать два термина: "ревизия Холокоста" и "ревизия цифр Холокоста", ибо между ними - существенное различие. Надо исходить из самого понятия Холокоста, Катастрофы. Имеется нормативное определение: Катастрофа - "гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками, в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 годах" (Краткая еврейская энциклопедия, т. 4). К этому определению я еще вернусь. Несмотря на всю абсурдность отрицания очевидных фактов, подобная "ревизия" Катастрофы вылилась в целое направление,
представленное рядом "исторических" произведений. Среди них: "Ложь Освенцима" (1975) Т.Кристоферсена, "Шестимиллионное мошенничество: вымогательство марок у немецкого народа с помощью сфабрикованных трупов" (США, 1974) Д. Остина, "Величайшая ложь XX века" (США, 1976) А.Батса и др. Естественно, эти "исследования" ничего общего не имеют с действительностью, являют собой беспардонную и безграничную ложь, типичную антисемитскую клевету. Судебные иски против авторов подобных сочинений, как правило, решаются не в пользу ревизионистов.

Отношение Е.Манина к такой ревизии сформулировано довольно туманно. "Ревизия Холокоста, - пишет он, - хоть в целом и оценена крайне негативно, "между прочим, явление весьма сложное и серьезное". Что серьезное, это, пожалуй, верно, хотя бы потому, что книги ревизионистов публикуются, распространяются и пользуются определенным признанием. А вот что сложного нашел в этой литературе наш автор, сказать трудно: так ли уж сложна большая ложь? Тем более что крупнейший по этой части специалист - Геббельс создал далеко идущие прецеденты.

Далее автор вносит вклад в типологию историков. Есть различные типологические деления: по хронологии (историки древности, нового времени и пр.), по странам, по философским подходам (идеалисты, материалисты), по структурному признаку (историки культуры, военные историки) и т.д. Е.Манин открыл новую типологию: историк эмоциональный и историк профессиональный. Отсюда следует, что историк эмоциональный - это непрофессионал, то есть не историк вообще. "Историк эмоциональный, - считает автор, - признает факт истребления нацистами евреев,
историк-профессионал требует неопровержимого подтверждения этого факта, причем обязательно документального". Сам автор факт истребления евреев нацистами вроде бы не оспаривает, посему перейдем непосредственно к цифрам.

Оспаривается цифра - 6 миллионов убитых евреев. Следует заметить: цифра эта не является точной и не может быть точной. Е.Манин приводит различные оценки исследователей: 6 млн, 5-6 млн, 5 млн, 4,1 млн. Отсюда Е.Манин делает вывод: "Этот разнобой неминуемо должен был привести к "ревизии". О какой "ревизии" идет речь? Какую именно цифру из приведенных следует подвергнуть "ревизии"? Очевидно, имеется в виду процесс не ревизии, а уточнения. Но как это сделать? Какие путч и средства точного подсчета можно предложить? Если они окажутся достоверными и
эффективными, то это будет серьезным достижением в изучении Холокоста.

Но автор не предлагает никаких новых средств и методик, их не меняет, а отсылает читателя к так называемой "Освенцимской сенсации". В течение десятилетий общее число жертв Освенцима определялось в 4 млн человек, в том числе 2 млн. евреев. Эта цифра получена на основе
изучения всех архивов Освенцима, захваченного советскими войсками. На Нюрнбергском процессе комендант Освенцима Р.Гесс назвал около 3 млн. жертв, позднее он снизил цифру до 1 млн. 135 тыс. человек. С 1989 года в Освенциме работала группа польских и еврейских историков. В марте 1991 года представлены результаты исследования: общее число убитых - 1,1 млн. человек, из них евреев -1 млн. человек. То есть полученные данные оказались в 4 раза меньше, чем представленные сразу после войны.

Чем объяснить такой сенсационный результат? Польско-еврейская комиссия работала только с книгами регистрации прибывавших в лагерь заключенных и сменными ведомостями работы крематориев. Давал ли такой подход полное представление о числе жертв? Ведь были многочисленные убийства в лагерях вне крематориев. Каково состояние архивов через 45 лет после окончания войны? Что означает: после войны были изучены ВСЕ архивы Освенцима? Сохранились ли они в такой полноте? Мы этого не знаем. Никаких пояснений по поводу гигантской разницы между данными 40-х и 90-х годов автор не приводит, его это не интересует. Кроме того, деятельность Освенцима, понятно, не определяет общих масштабов жертв
Холокоста. Эволюция цифр Освенцима (если ее допустить) - это еще не эволюция цифр Холокоста (как назвал свою статью Е.Манин). Допустим, по Освенциму получены более низкие цифры жертв, но если провести тщательную перепроверку других концлагерей и вообще деятельности по уничтожению евреев, то ведь могут получиться даже более высокие показатели. (Кстати, в некоторых материалах фигурирует цифра в 7 млн. убитых евреев.) Но предположим, что все останется по-прежнему, а из-за новых данных по Освенциму общее количество евреев составит не 6, а 5 млн. евреев. Это что -ревизия Холокоста?

Здесь мы подходим к так называемой МАГИИ ЧИСЕЛ, которая, видимо, обуяла Е.Манина. Он пишет, что приверженцы "числа "шесть миллионов"... "были разочарованы" ("Освенцимской сенсацией". - А.Ч.). Чем и почему? Разве 5 млн. жертв - это уже не Холокост? Где это написано? Только в статье Манина: "Для первой категории на первом месте стоит сам факт истребления евреев нацистами и традиционная крупная цифра - шесть
миллионов". В нормативном определении Холокоста в КЕЭ нет конкретной цифры жертв, там признак Холокоста: "значительная часть еврейского населения Европы" убита нацистами. Так какой вывод объективно можно сделать из статьи Манина? Примерно такой: "Во всяком случае, господа
разочарованные евреи, Холокост - это вовсе не 6 млн. убитых евреев, а всего лишь - 5 млн.". Что же, выходит, не так страшен Холокост, как его "малюют"? Так, что ли? Все же полагаю, что сам Е.Манин так не думает... Но писать надо более продуманно и осторожно. Дабы не попадать в двусмысленные ситуации. Холокост и цифры его жертв - понятия близкие, но логически не адекватные.
"ЕК" 15 Мая 2003

http://www.berkovich-zametki.com/Nomer29/Chernjak1.htm


сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100