На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


День покаяния и молитвы

В сознании евреев радость и печаль всегда слиты воедино, и история национальных праздников напоминает об этом. Рош-а-шана - день покаяния и молитвы. Звук рога призван разбудить ото сна наши души и обратиться к тшуве, а значит - к прошлому, своему и своего народа.

История со времен Вавилонского рассеяния убеждает в том, что в пору испытаний национальные традиции не только не предаются забвению, но обретают особую силу. По утверждению Ж.-П. Сартра, “общество создает ситуацию еврея”, а, следовательно, обязывает его “отвечать собой за судьбу и за саму природу еврейского народа”. Проблема идентичности актуализируется именно в условиях социального и психологического прессинга. “Аутентичность, - продолжаем цитировать Сартра, - выбор себя в качестве еврея, принятие своего положения еврея”.1 Одно из проявлений этого феномена - верность национальным традициям.

В условиях гетто соблюдение обрядов запрещалось под угрозой расстрела. Однако, сохранились архивные свидетельства о том, как отмечались праздники. На фотографии, помещенной в книге М.Гилберта “Судьба евреев в нацистской Европе”, нас поражают просветленные лица людей, зажигающих Ханукальный подсвечник. Они чувствуют себя наследниками великой традиции, восходящей к античности.

В гетто Лодзи немецкие евреи в школе устроили Ханукальное представление. Один из зрителей вспоминает: “Физики, юристы, портные - все как одна большая семья. Их объединяет еврейство. Когда они пели, они забывали о страданиях, благодаря Бога за то, что он столько раз творил чудеса. Они были полны мужества и надежды.”

Известно, что на Пасху в каждом доме Варшавского гетто была маца. А ведь ее надо было тайно испечь и распределить среди 300 тысяч обитателей гетто. Гитлеровцы определили дневной рацион из расчета:

2310 ккал - для немцев,

634 ккал - для поляков,

194 ккал - для евреев.

Маца стоила в шесть раз дороже хлеба. Среди измученных голодом, тифом, антисанитарией и тяжелой работой по 10 - 14 часов в день не было людей, отказавшихся от праздничного седера, а значит от своего еврейства. Хозяйки шутили, что превращаются в химиков, т.к. приходиться имитировать блюда, изобретать рецепты: вино на Рош-а-шана и Пасху делали из свекольного сока с сахарином.

Попытка воссоздать нормальный образ жизни в условиях гетто должна быть расценена, как акт противостояния. Те, кто не был способен на вооруженное сопротивление, составили духовную оппозицию режиму.

В их числе были не только праведники... Шнеевайс был известен своей жестокостью и вызывал у соотечественников большую неприязнь, чем охранники. В Йом-Кипур этот безбожник отказался есть мясо и белый хлеб, предложенные немцами, за что получил пулю в лицо. Безусловно, не единственный, но яркий пример заставляет нас пересмотреть привычные критерии оценки личности ее поведения в экстремальной ситуации.

Характерно в этой связи и поведение другой стороны. Перед гитлеровцами стояла более сложная задача, нежели физическое уничтожение народа - необходимо было уничтожить дух еврейства. Палачи по-своему “отмечали” национальные праздники. Все депортации, акты массового уничтожения были “расписаны” по еврейскому календарю.

Так было 29.09.41г (Рош-а-шана) в Бабьем Яре, 01.10.41г (Йом-Кипур) в гетто Вильно, 19.04.43г (Песах) в Варшавском гетто... О них, палачах, устами своего героя (Психолога) скажет автор пьесы “Случай в Виши”: “Я верю в печи, огонь докажет, что эти люди - не фикция, и что они были людьми идейными. Нельзя подходить к ним со старомодными мерками убытка и выгоды. Их цель - высокая гармония, а люди - только звуки, которые они извлекают из инструментов. Все равно - выиграют они войну или проиграют: они открывают новые горизонты. То, что мы раньше считали человеком, исчезнет с лица земли.”

Максимализм этого высказывания следует отнести за счет публицистической страстности А.Миллера, чей голос звучит с подмостков, будя сознание современников.

В диалог вступает другой психолог, чья научная система - логотерапия - сформировалась в годы пребывания в Освенциме. В.Франкл принадлежит к числу тех, кто изменил наше понимание культуры личности на основе лагерного опыта.

Да, в экстремальной ситуации обнажается весь негатив человека, но есть и другой урок: “С человеческим нельзя не считаться. В памяти о лагере сохраняется человек, например, начальник лагеря, покупавший на свои деньги медикаменты для узников.

Главный итог: мы узнали себя, как ни одно из предшествующих поколений. Человек - это существо, постоянно принимающее решение, что оно такое. Он изобрел газовые камеры, и он шел в них с молитвой на устах.2


1. Сартр Ж.-П. “Размышления о еврейском вопросе”,- Нева, 1991, №7-8

2. Франкл В. “Человек в поисках смысла” - М.:Прогресс, 1990

“В памяти - тайна избавления”, - эта библейская истина подвигла Стивена Спилберга на создание фильма “Список Шиндлера”, чья история не завершилась присуждением восьми “Оскаров”, но скорее была лишь первым шагом долгого пути. Родилась мысль о фонде, в основе которого - деньги, вырученные от проката. Сегодня Фонд Спилберга - эта программа, в осуществлении которой участвуют журналисты 50 стран. Собрано около 40 тысяч интервью на 30 языках. Итог - самый большой архив видеодокументов в мире. Центр находится в Лос-Анджелесе, копии размещены в пяти музеях (в т.ч. в Яд Вашеле, Израиль и музее Холокоста в Вашингтоне).

Авторы Интернет-журнала полагают, что компьютерная сеть дает неограниченные возможности для активного постоянного участия в этой программе. Среди наших читателей, безусловно, окажутся жертвы Холокоста, их родственники, друзья, очевидцы событий, и, не исключено, те, кого называют праведниками мира.

Мы надеемся, что эта страница послужит аналогом (продолжением, дополнением) того колоссального архива, который получил название “Зал имен” в музее Яд Вашеле.

Прерогатива архивиста - научный поиск. Журналист дополняет его живыми свидетельствами тех, чей голос не дошел до нас и спустя полвека. Силу документа обретает все: фотографии, детские рисунки, дневники, воспоминания, и, наконец, просто имя, одно из шести миллионов.

Наша идея не может остаться без отклика, но какой именно будет рубрика, содержательно и формально, зависит от Вас, читателя Интернет-журнала.

Марина Киселева



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100