|
РАСИЗМ И ЕГО КОРНИКак именно, на каком идео-логическом основании возникла расистская теория, явившаяся впоследствии центральным пунктом нацизма?Три области знания, три современные науки, несомненно, повлияли на формирование расистской теории: антропология, биология и лингвистика (языкознание). Антропология (наука о человеке) как самостоятельная дисциплина начала развиваться во второй половине XVIII в. во Франции и Германии. Ее границы с этнологией, биологией, анатомией человека тогда еще не были четко очерчены, но она считалась отраслью естествознания и на начальной стадии занималась изучением различных человеческих рас. Только позднее антропология превратилась в общественную дисциплину. Интерес к расам возник в мире вследствие развития путешествий и последующих описаний увиденного, а также распространения в мире колониализма. Вначале антропология имела лишь описательный характер, затем появились различные антропологические теории и классификации человеческих рас. В 1738 г. швед К.Линней опубликовал книгу "Система природы" ("Systaema nature"), в которой разделил человечество на четыре расы, описав их физические и нравственные черты. Позже было опубликовано еще несколько аналогичных сочинений, и хотя мнение о принципах деления на расы у разных авторов были различные, все они основывались, прежде всего, на признаке цвета кожи представителей этих рас. Наконец, британский врач (живший во Франции) У.Ф.Эдварс (W.F.Edwards) произвел научную революцию, разделив расы по признаку телосложения; в 1829 г. он опубликовал знаменитую книгу "Des caracteres physiologiques des races humaines, consideres dans leur rapport avec 1'histoire" ("O физиологических свойствах человеческих рас, рассматриваемых в связи с их историей"). Ее новизна заключалась, в частности, в том, что в отношении французов он пришел к мнению, что они происходят от двух различных рас и, одновременно, что эти расы существуют в несмешанном виде до сих пор (т.е. в XIX в.), Он также ввел термин "исторические расы", вследствие чего появилась возможность выделения разных расовых групп, хотя бы и имевших одинаковый цвет кожи. В связи с этим он указал и на физические особенности евреев. Эдвардс не сомневался, что самым достоверным признаком расы является размер и форма черепа; рост и цвет волос тоже важны, но они играют второстепенную роль (дополнительно он использовал для различения рас еще и итальянские лингвистические исследования особенностей произношения). Уверенность Эдвардса в преобладающем значении формы черепа для различения рас была не случайной: десятилетиями, с конца XVIII в., в Европе процветала френология, "наука об изучении человеческого черепа", утверждавшая, что умственные способности человека связаны с формой его черепа. Размер той или иной части черепа давал, по мнению френологов, определенную характеристику самого мозга; следовательно, способности человека и его характер можно узнать, изучив особенности данного черепа. В начале 40-х годов Х1Хв. швед Рециус (Retzius) предложил коэффициент для измерения черепов (длина черепа делится на его ширину и умножается на 100) - так называемый cephalic Index. Многие годы эта формула служила исходной точкой в исследованиях не только псевдо- но и настоящих ученых. В 1893 г. французский философ Альфред Фуйе (A.Fouille) предсказал, не осознавая в полной мере силу своего предвидения: "Люди еще будут убивать друг друга из-за разницы в один балл между их черепами". Итак, антропология изучала тогда расовые проблемы, связанные преимущественно с особенностями телосложения, привлекая для этого достижения общественных наук. Следует обратить особое внимание на этот переход науки от сухого научного факта к социальным спекуляциям; подобный процесс, как мы убедимся далее, происходил и в других отраслях знания. Повсеместное его распространение было связано с тем абсолютным значением, которое общество придавало научным открытиям. Многие ученые пришли к выводу, что существует огромная разница не только во внешнем облике, но и в характерах представителей разных рас. Они утверждали, что различие цвета кожи, толщины губ, строения глаз, качества волос обуславливает природное неравенство рас и людей. Обязательно должна обнаружиться связь между внутренними и внешними различиями рас. Историки романтической школы оказались первыми, кто принял этот подход в своих научных изысканиях. Так был сделан первый шаг к расизму, основы которого начали формироваться еще в первой половине XIX в. У идеологического расизма была, конечно, связь и с общественно-политическими процессами развития национализма и колониализма, но он переживал еще "наивный" - младенческий - период; пока у людей еще оставалась возможность быть расистами, отрицая его насильственный и иерархический характер. Новая стадия расизма, вскоре ставшая доминирующей, началась, когда в систему антропологических проблем стали включать проблемы биологические. |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|