_  
 
?? ???????

РЕК АДЛ
Совместный проект Российского Еврейского Конгресса и Антидиффамационной лиги (ADL)
E-mail:

Палестино-израильский конфликт в зеркале российской прессы и общественного мнения.

Над выпуском работали: Александр Аксельрод, Лев Кричевский, Вячеслав Лихачёв.
Тел. (095) 290-96-47
Факс (095) 290-80-47

Резкое обострение внутриполитической ситуации в Израиле долгое время находилось в центре внимания российских СМИ. В силу целого ряда причин (массовая эмиграция евреев из СССР и России, болезненность восприятия проблем, прямо или косвенно связанных с исламским радикализмом, десятилетия советской пропаганды, уделявшей значительное внимание ситуации на Ближнем Востоке), проблемы Израиля оказались чрезвычайно актуальными и интересными для российского общества.

В силу сложившейся за полвека проарабской позиции отечественных МИДа и СМИ, и, вспоминая опыт освещения предыдущей «большой» интифады, можно было ожидать, что волна насилия в Израиле спровоцирует радикальную проарабскую, «антисионистскую», антиизраильскую и, в конечном счете, антисемитскую риторику со стороны журналистов и политических деятелей. Этого не произошло. В основном это объясняется, помимо все ослабевающей инерции стереотипов советской эпохи, пропагандистским обеспечением второй чеченской войны. Доминирующая в СМИ позиция относительно обострения конфликта на Ближнем Востоке, сводится к утверждению, что «Израиль борется с тем же врагом, что и Россия, - международным исламским экстремизмом в обличии сепаратизма».

К сожалению, основой для «взвешенной» позиции и умеренной риторики послужили не доводы «за», а доводы «против». Социологические опросы, проведенные в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке ведущими исследовательскими центрами (в частности, Фондом «Общественное мнение»), красноречиво свидетельствуют, что в своих симпатиях россияне ориентируются «от противного». Поддерживающие палестинскую сторону конфликта обосновывают свою позицию антисемитскими чувствами (в сфере внешней политики таковые во многом базируются на штампах советской пропаганды). Произраильски настроенные граждане России считают, что евреи на Ближнем Востоке борются с тем же «международным исламским экстремизмом и терроризмом», с которым приходится сталкиваться и нашей стране, и в этой борьбе их необходимо поддержать.

В любом случае, публикации в прессе и заявления из уст политиков, носящие антиизраильский и антисемитский характер, были не столь многочисленны, как можно было бы ожидать. Но, тем не менее, они были. Значительная часть раздела «Пропаганда» в данном выпуске бюллетеня посвящена именно этой теме.

Политические акции

1 ноября в Москве, в “Президент-отеле”, состоялось заседание “круглого стола” по проблеме “Россия - Палестина - Ближний Восток”. Заседание было организовано Народно-патриотическим союзом России совместно с посольством Государства Палестина в РФ. По сообщению коммуно-патриотической газеты «Завтра» (№45, 5 ноября 2000), «форум собрал ведущих специалистов по палестинской тематике, послов арабских государств в России, а также российских политиков, журналистов и ученых. Помимо многоаспектного анализа ситуации, сложившейся на Ближнем Востоке, участники обсуждения уделили особое внимание проблеме участия России в ближневосточных делах. Поэтому в ходе заседания не раз высказывалась идея о необходимости создания Общества российско-палестинской дружбы. В результате собрание приняло совместное заявление, резко осуждающее политику, проводимую Израилем по отношению к палестинцам».

Ниже приведены некоторые высказывания участников «круглого стола» (цитируется по газете «Завтра»).

Хайри Аль-Орид , посол Государства Палестины в РФ

Много израильских высокопоставленных лиц осуществили визиты в Россию на прошлой неделе. Мы видели, как некоторые русскоязычные СМИ иногда совершали провокационные шаги, распространяя ложь и вводя в заблуждение общественное мнение России. Они, сравнивая Палестину и Чечню, заявляли, будто бы Россия и Израиль сталкиваются с “одним и тем же террором”. Мы считаем это провокацией и оскорблением. Мы не можем принять такое сравнение, потому что Россия является великим государством, придерживающимся принципов международной законности: она не занимает чужих территорий, и Чечня является ее внутренней проблемой, которая касается только России. С другой стороны, Израиль нарушает международную законность, занимая арабские территории силой, отказывается выполнять резолюции ООН и осуществляет преступные акции по отношению к гражданскому населению Палестины. … Израильская агрессия не может сломить волю палестинского народа, и камни, которыми сражается наш народ, обязательно нанесут поражение политике Израиля”.

Александр Дугин, философ, геополитик (бывший член центрального совета НПФ «Память», редколлегии газеты «День», член национал-большевистской партии Э.Лимонова).

“Мы имеем дело не столько с конфликтом палестинцев-мусульман и евреев как таковых. Здесь мы сталкиваемся с особым политическим механизмом, за которым стоит Америка - теперь уже единственная сверхдержава в современном мире. Ее стратегия, ее интересы. В фундаменталистских кругах всех трех авраамических религий Америка отождествляется с Мировым Злом. А значит, истинная линия фронта проходит не между палестинцами-мусульманами и евреями, а между теми, кто принимает на себя клеймо “атлантического Зверя” и теми, кто во имя своих собственных традиций (пусть они будут разными) его отвергают”

Максим Шевченко, корреспондент “Независимой газеты”.

«Очевидно, что отношения России с арабским миром сегодня увязаны с проблемой Чечни. Но есть еще один болезненный вопрос: какая доля собственности на территории России принадлежит гражданам Израиля? Каково влияние этих людей на внешнюю политику России? Я не буду приводить конкретные фамилии и факты, но хочу сказать, что в израильских русскоязычных газетах открыто публикуются очень подробные отчеты о том, кто и как, обладая израильским гражданством, влияет на принятие решений руководства российского. Это касается и решений, связанных с арабо-израильским конфликтом на Ближнем Востоке».

Из заявления участников "круглого стола" "Россия - Палестина - Ближний Восток"

Вызывает сожаление тот факт, что практически на большинстве каналов российского телевидения и на страницах ряда печатных органов, особенно контролируемых руководителями Российского еврейского конгресса, эти события трактуются предвзято и в искаженном виде. Такие оценки событий в Палестине противоречат истинному положению дел, настроениям в российском обществе, проводимой нашим государством политике на Ближнем Востоке. Обращает на себя внимание тот факт, что эти события искусственно преподносятся как противостояние на религиозной почве, затушевывается подлинная национальная и гуманитарная причина волнений гражданского населения Палестины”

 

Пропаганда

При цитировании мы сохраняем орфографию, пунктуацию и стилистические особенности цитируемого источника.

Палестино-израильский конфликт

Наименее сдержанные антиизраильские статьи были опубликованы в коммунистической и националистической печати.

Издание Национал-большевистской партии газета «Лимонка» (№ 155, октябрь 2000) так объясняет причины палестино-израильского конфликта: «Причина - нежелание израильтян выполнить резолюцию ООН и убраться с исконно арабских территорий. Дело в том, что не все решения ООН подлежат выполнению, а лишь те, которые подкрепляются ракетами НАТО. А штатники заинтересованы как раз в сохранении юрисдикции Израиля (фактически - американской колонии) над Иерусалимом и Иорданом, куда съезжаются толпы паломников к христианским, исламским и иудейским святыням. А паломники - это миллиарды долларов ежегодно. Все дело в «святых долларах», иначе никто не стал бы городить этот несуразный Израиль на арабских землях. Сам по себе Израиль не нужен и самим евреям - в Нью-Йорке жить спокойнее, а репарации с немцев можно грести, проживая хоть в Арктике, хоть в Антарктике. Кому на хрен нужны палестинские апельсины? А за право брать бабки с паломников воевать будут еще долгие годы - до последнего семита».

Штампами пропаганды советской эпохи наполнена анонимная статья «Взрыв сионизма и мужество Палестины» в издании движения «Трудовая Россия» газете «Молния» (№ 22, ноябрь 2000). Автор пишет: «После того, как героический народ Палестины под пулями и снарядами танков обратил вспять вооруженных до зубов оккупантов, международные хамы опять заговорили о “демократии” и недопустимости “насилия”». Статья пестрит утверждениями типа «низкопробная израильская пропаганда смердела фашизмом» или «мир увидел на Ближнем Востоке взрыв сионизма, как выражение маниакальной политики США на установление неограниченного мирового господства».

Главные редакторы коммунистических изданий Валентин Чикин и Александр Проханов в совместном обращении «Солидарность и поддержка» («Советская Россия», 17 октября 2000) утверждают, что против палестинцев ведется «библейский геноцид». Более того, в статье говорится, что «у палестинцев и русских один стратегический враг - оккупация, одна стратегическая цель - свобода и независимость».

В редакционном комментарии коммуно-патриотической газеты «Завтра» (№ 44, ноябрь 2000) к высказыванию главного раввина России Адольфа Шаевича о поддержке Израиля в текущем конфликте говорится следующее: «Не желая возвращать земли, захваченные вопреки всякому международному праву, Израиль бросает вызов всему мировому сообществу. Угрожая палестинцам войной, Израиль провоцирует рост антисемитизма в мире. И готовность еврейской общины России в лице Адольфа Шаевича поддержать возможную агрессию Израиля - не есть ли это сознательное раздувание антисемитских настроений в России?».

В этом же номере газеты «Завтра» в статье «Проверка на вшивость», подписанной «Исраэль Шамир, Тель-Авив» (израильтянин, известный переводчик, стоящий на экстремистско-антисионистских позициях), автор занимает радикально антизраильскую позицию. Он пишет: «Наши, еврейские, танки находятся в чужой земле. Не просто находятся - убивают мирное население, разрушают дома, морят голодом и держат в блокаде миллионы людей». И далее: «Наши певцы воспевают доблесть славных еврейских бойцов, верную руку и зоркий глаз еврейских снайперов, непомерный гуманизм еврейского народа, который мог бы всех гоев Палестины превратить в фарш, но ограничивается только несколькими сотнями раненых в день. <...> После победы они [евреи - В.Л.] загнали гоев в резервации, по сравнению с которыми черта оседлости - синоним открытого общества. <...> Все, что говорили евреи в России, следует переписать в свете последующих событий. Мы боролись не за права человека - но лишь за права еврея. Мы были за свободу передвижения и выбора профессий - только для евреев. Мы не против своих танков в чужой земле - мы были лишь против русских танков. При виде несчастного ребенка, подымающего руки перед автоматчиком, нас смущает только одно - что это еврейский ребенок. В гойского ребенка можно стрелять сколько угодно». И далее еще более безапелляционно: «Что, собственно говоря, нам не нравилось в немецких нацистах? Расизм? У нас его не меньше. <...> Мы были против расизма, пока он был обращен против нас. Мы были против нацизма, пока это был чужой нацизм. Мы были против зондеркомандо-карательных палаческих отрядов, только пока это были чужие зондеркомандо. Наши, свои, родные еврейские каратели вызывают у нас восторг. Израиль сегодня - единственная страна в мире, где официально действуют отряды убийц, где только вчера Верховный суд ограничил применение пыток. Не беспокойтесь, вас это не коснется: наши палачи действуют строго по пятому пункту». Вывод автора однозначен: «Перед нами открыты два пути. Выбор наш. Мы можем покаяться, как жители Ниневии, отдать чужое добро, дать полное равенство всем, прекратить дискриминации и убийства - и понадеяться на Божье прощение, если не ради нас, то ради наших котов и псов. Мы можем упорствовать в своих злодеяниях, как жители Содома, и приготовиться к потоку огня и серы с гневных небес Палестины». Автор явно претендует на то, чтобы быть религиозным евреем, однако слово «Бог» в тексте пишется полностью, что указывает на малую степень достоверности авторства.

В более радикальном стиле выдержаны материалы в националистической прессе. Так, В.Залесский в статье «Израиль начал четвертую войну с арабами» (издание Народной национальной партии газета «Я - русский», № 94, октябрь 2000) пишет: «После этой провокации [имеется в виду посещение Храмовой горы А.Шароном - В.Л.], правящие круги Израиля, прикрываясь словами о мире, стали проводить агрессивную политику, накаляя и без того взрывоопасную обстановку своими неоправданными действиями в отношении палестинских демонстрантов. <...> Израильская военщина, только и ждавшая повода сорвать мирный процесс и устроить резню, тут же начала бомбить территорию Палестинской автономии, не особенно считаясь с так называемым мировым сообществом. <...> Две недели евреи нагнетали военную истерию, умышленно срывая все усилия по достижению справедливого политического урегулирования ближневосточного кризиса, избивая и убивая палестинцев». Автор резюмирует: «Праведная борьба палестинцев с израильтянами за свою национальную свободу и независимость вызывает симпатии у всех свободомыслящих людей во всем мире. Именно незаконно созданное агрессивное государство Израиль вот уже 50 лет является источником нестабильности в ближневосточном регионе. До создания еврейского государства проблем, подобных палестинской, на Ближнем Востоке не было».

Отдельные антиизраильские и почти антисемитские публикации появлялись и в центральной прессе.

Достаточно сдержанно, но с нескрываемых антиизраильских позиций, пишет Максим Шевченко (см. выше) в статье «Дети, камни, солдаты» («Независимая газета», 24 октября 2000). Конфликт определяется следующим образом: «Дети бросают камни в солдат, те в ответ вполне хладнокровно стреляют по ним из автоматических винтовок». И далее: «жители [еврейского - В.Л.] поселения иногда по ночам стреляют по [арабским - В.Л.] одиноким машинам и соседним домам». Действия полиции и армии при столкновениях с палестинцами описываются так: «Израильтяне действуют слаженно и, как на царской охоте, на выбор прицеливаясь, пускают в смельчаков резиновые пули».

Сходной интонации придерживается Сергей ГерасименкоКомсомольская правда», 25 октября 2000): «Срочно вызванная армия снова открыла огонь по безоружным людям», и т.п. Описывая чувства арабов («здесь люто ненавидят евреев как завоевателей»), автор добавляет свой антиизраильский комментарий («что, в общем-то, правда»).

Социальный антисемитизм

Выражается в публикациях, располагающих фигуру мифического “еврея” в качестве врага в социальной плоскости. Как правило, подобные сюжеты свойственны изданиям левой и “лево-патриотической” ориентации. Выражается этот мотив в публикациях, связывающих происхождение капитализма и эксплуатации с “еврейским ростовщичеством”, подчеркивающих еврейское происхождение многих крупных банкиров и т.н. “олигархов”, и т.п.

По-прежнему одним из основных мотивов социального антисемитизма в современной праворадикальной пропаганде продолжает оставаться идея «засилья» евреев в средствах массовой информации (и, соответственно, роль последних в «разложении России»).

Так, анонимная заметка в газете «Я - русский» (№ 53, октябрь 2000) «Славянский юмор и иудейское стебалово», гласит: «Вся власть на ТВ принадлежит лицам иудейского происхождения, которым близко гаденькое одесское иудейское стебалово Жванецких и Хазановых, но которым никогда не понять «загадочной» русской (польской, чешской, немецкой... нужное подчеркнуть) души!»

Той же направленности придерживается В.Бушин в статье «В гости к Епейкину» («Завтра», № 41, октябрь 2000): «А сколько евреев красуется на телевидении, в газетах, в театрах, не говоря уже о том, сколько их среди скоробогачей, в правительстве, в Думе».

 

Конспирологический антисемитизм («теория заговора»)

Наиболее разработанным в национал-патриотической литературе сюжетом является идея всемирного еврейского заговора, преследующего цель захвата власти во всемирном масштабе. «Разоблачение» деталей этого заговора, раскрытие новых ужасающих подробностей глобальной деятельности еврейства - любимый сюжет националистической печати. Конкретное изложение этого мотива может носить самый различный характер - от исторических изысканий до описаний жизненных злоключений современников. Наиболее распространенным выражением этой идеи являются различные спекуляции на тему “Россия под властью евреев”.

Олег Платонов в материале, озаглавленном «Особое мнение О.А.Платонова - члена международного общественного трибунала по преступлениям НАТО в Югославии» раскрывает предысторию создания Северо-Атлантического альянса. Согласно Платонову, еврейские организации инициировали масонские структуры, а те, в свою очередь, большинство современных всемирных организаций. Таким образом, основообразующие международные организации современного мира в той или иной степени заражены «расистской человеконенавистнической идеологией Талмуда и Сионских протоколов».

В частности, автор пишет: «Идеология мировой закулисы вынашивалась на совещаниях тайных иудейских организаций и масонских лож. <…> Идеология современного мондиализма продолжает логику и образный стиль Сионских протоколов - установление мирового господства представителей “избранного народа” и порабощение остального человечества».

Идею еврейского («сионистского») заговора, правда, не всемирного, а только против России, эксплуатирует также Николай Кондратенко в своем выступлении на III Всемирном сборе кубанских казаков (текст выступления в сокращенном виде был опубликован в газете «Завтра», № 43, октябрь 2000, и ряде местных изданий). Губернатор Краснодарского края задает вопрос: «Что же это за черная сила, которая вершит в России свое бесовство на протяжении всего ХХ века?» и сам же на него отвечает: «Имя этой силы - сионизм. Его деяния столь бесчеловечны, столь циничны и агрессивны, что Организация Объединенных Наций приняла в 1975 году резолюцию № 3379, осуждающую сионизм как разновидность фашизма и расизма. Принимались и другие резолюции ООН, разоблачающие эту чуму ХХ века. <...> Сегодня эти резолюции ООН у нас замалчиваются потому, что в России идет очередная революция, организованная международным сионизмом». Далее автор задает вопросы типа «кто уничтожал людей в лагерях?» и сам же на них отвечает: «жидомасоны». В конце своего выступления кубанский губернатор, однако, предостерегает аудиторию от погромных эмоций: «В открытую надо стать на путь разоблачения сионизма. Не бить их, а лишь всем нам открыто и громко говорить: мы вас видим, мы вас знаем, мы вас ненавидим!».

 

Факты

Насилие на расовой почве

Последние две недели были отмечены всплеском насилия на расовой почве. В роли агрессоров выступали скинхеды - представители фашиствующей молодежной субкультуры (см. Анализ в предыдущем номере нашего бюллетеня).

Вечером 21 октября в Москве группа бритоголовых подростков устроила погром во Вьетнамском общежитии (в 1-ом Балтийском переулке). Серьезно пострадавших нет.

В Туле скинхедами был убит уроженец Камеруна Клод Нхарре, учившийся в аспирантуре Тульского государственного университета. Один из напавших на него на улице бритоголовых расистов ударил его ножом. По словам иностранных студентов, учащихся в Туле, нападения на расовой почве происходят в городе практически ежедневно. Сходная ситуация сложилась и в Пензе, где особенно часто подвергаются нападениям скинхедов иностранные студенты Пензенского государственного педагогического университета.

 

Вечер Опричного братства.

27 октября Опричное братство во имя святого преподобного Иосифа Волоцкого, одна из наиболее радикальных религиозных (православно-фундаменталистских) организаций в современной России (лидеры - Анатолий Макеев, Руслан Бычков), провело в музее Маяковского вечер в память об искоренении «ереси жидовствующих» на Руси. На вечере, в котором, помимо представителей Братства, приняли участие главный редактор газеты «Правое сопротивление» Александр Елисеев и лидер движения «Русское действие» Константин Касимовский, неоднократно звучали призывы к новому очищению православия и Церкви от «жидовского влияния».

 

Противодействие

Акция «Они - это мы, мы - это они»

Под лозунгом «Они - это мы, мы - это они» 31 октября в Москве стартовала акция художников-дизайнеров «Я не хочу ненавидеть». Известные художники (А.Гусев, Э.Кагаров, А.Логвин и др.) нарисовали 20 различных плакатов, призывающих преодолеть межрелигиозную, межрасовую и межнациональную нетерпимость и ненависть. Кроме Москвы, акция прошла еще в 20 российских городах (Владикавказе, Ростове-на-Дону и др.).

Акция проходит при поддержке института «Открытое общество», Института Гёте, Британского совета и издательства «ИМА-Пресс».

 

Конференция, посвященная ксенофобии

22-23 октября 2000г. в Москве прошла Всероссийская конференция неправительственных организаций, посвященная проблемам ксенофобии, расизма и связанных с ними проявлениям нетерпимости. В работе конференции приняли участие более ста экспертов и исследователей из различных неправительственных общественных организаций.

Основное внимание докладчиков было обращено на недостатки законодательной базы для противодействия пропаганде межнациональной вражды, на слабое применение имеющегося законодательства, а также на опасность использования государством «латентной» ксенофобии в качестве национальной идеи.

По результатам конференции был принят ряд документов.

 

Осуждены расисты

В Санкт-Петербурге состоялся суд над бритоголовыми расистами, жестоко избившими год назад гражданина Китая. Скинхеды Румянцев, Разин и Андрей Гребнев (последний по совместительству является лидером санкт-петербургской региональной организации Национал-большевистской партии) были признаны виновными и приговорены к различным срокам лишения свободы.

Однако по отношению к осужденным сразу же была применена амнистия, поскольку 282 статья УК РФ («разжигания межнациональной вражды»), предусматривающая в том числе и насильственные действия по отношению к потерпевшему, в обвинении не фигурировала (282 статья была изъята из амнистии по инициативе депутата Ю.Рыбакова ).

 

Резюме

Очередное обострение палестино-израильского конфликта вызвало неоднозначную реакцию российского общества. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что далеко не всегда журналистам и политикам удалось удержаться в рамках корректности и объективности. Кроме коммунистических и националистических изданий, стандартно занявших радикальную антиизраильскую позицию, отдельные материалы в центральной прессе также содержали антисионистские, антиизраильские и, в конечном счете, антисемитские высказывания. Конечно, нельзя говорить об «антиизраильской кампании» в СМИ (для российских публицистов слишком очевидны аналогии между Россией и Израилем, Чечней и Палестиной, чтобы радикально выступать против жестких действий израильских властей), однако количество антиизраильских публикаций свидетельствует об устойчивости антисемитских стереотипов, порожденных советской пропагандой.

Кроме того, параллельно с волной антиизраильских публикаций в прессе, усилилась волна уличного насилия на расовой почве.

Все это свидетельствует о том, что антидиффамационная и антифашистская деятельность в современной России по-прежнему остается необходимой. А с учетом разнообразия проявлений антисемитизма, ксенофобии и расизма, антифашистская и антидиффамационная деятельность также должна иметь разнообразный характер - от уличной «щитовой» пропаганды терпимости и толерантности до судебного преследования разжигателей межнациональной вражды. При этом следует приложить все возможные усилия для внедрение в российскую юридическую практику понятия «hate crime» (преступление на почве ненависти). Без учета специфики преступлений на почве ненависти возможны прецеденты, подобные, например, применению амнистии в отношении санкт-петербургских расистов, осужденных за хулиганство и нанесение телесных повреждений, при том, что если бы они были осуждены по 282-ой статье УК РФ («разжигание межнациональной вражды»), то амнистии бы не подлежали.



© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки