На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Мерилин Генри

УНИКАЛЬНАЯ ЭЛИТА

Иосиф Оппенгеймер явил нам великолепную жизнь, полную роскоши и могущества. Но эта жизнь, несмотря на свое величие и торжество, привела его к роковому концу. Оппенгеймер, известный как Еврей Зюсс, был символом «гофюден» - евреев при дворе.

Их привилегии и власть на заре современной эпохи были обычно связаны со страшной опасностью. Еврей Зюсс на короткий миг поднялся выше всех «придворных евреев» Центральной Европы, но заплатил за это страшную цену.

Оппенгеймер связал свою судьбу с Карлом-Александром, герцогом Вюртембергским, в 1735 году. Секретарь казначейства, он выжимал из подданных герцога деньги на армию и двор. Это вызвало гнев народа, не могли ему люди простить и то, что была у него любовница-христианка, что был он экстравагантен, а главное, служил герцогу-католику в стране, где большинство населения составляли протестанты.

Когда Карл-Александр умер, Оппенгеймер лишился покровителя. Бывшего фаворита отдали под суд за незаконные отношения с христианкой и злоупотребление властью. Девятого февраля 1738 года его втащили по пятидесяти двум ступенькам на эшафот и повесили в клетке. Историки назвали это судебной расправой в Штутгарте.

«Евреи при дворе» были особой элитой. Они выдвинулись в европейской экономике как банкиры князей и интенданты армий. Но карьера их была сопряжена с риском и недолговечностью. Они служили правителям, которые часто оказывались лживыми, лицемерными, непостоянными по отношению к своим евреям-фаворитам, остававшимися для них беззащитными чужаками, представителями ненавистного меньшинства. Общество было проникнуто презрением к «придворным евреям». В Берлине около 1760 года в популярной песенке о неполноценной монете упоминался выпустивший эту монету Венцель Эфраим:

Блестит, как золото, а легче дыма.

И Фридрих там похож на Эфраима!

Имеется в виду изображенный на монете прусский король Фридрих II.

За некоторыми исключениями, судьба евреев при дворе вела к катастрофе, трагедии. История «придворных евреев» Центральной Европы в XVII-XVIII веках изобилует многочисленными случаями ареста, пыток и казней. Так, в частности, произошло с Самуилом Оппенгеймером, который в конце XVII века финансировал императора и был брошен в тюрьму, когда правительство оказалось не в состоянии уплатить долг.

Все это представлено на выстовке в Еврейском музее Нью-Йорка « От придворных евреев до Ротшильдов: икусство, покровительство и власть. 1600-1800». Это великолепное собрание примерно трехсот портретов, рукописей, документов, монет, медалей, ритуальных предметов, иллюстрирующих жизнь « придворных евреев» в германских землях. Современные афиши и гравюры показывают, как воспринимало «придворных евреев христианское общество .

Выставка, организованная Ричардом Когеном, руководителем отдела еврейской истории Иерусалимского университета, и Вивиан Манн, сотрудницей музея, начинается с периода правления императора Рудольфа Второго Габсбурга, послужившего образцом для двух последующих столетий.

В конце Тридцатилетней войны, в 1648 году, немецкоязычные земли Центральной Европы были разделены на сотни княжеств, герцогств и королевств. В каждом был свой властелин с армией и двором - и все нуждались в деньгах. Германские правители обратились к евреям, банкирам. Евреи, принадлежавшие к стесненному множеством запретов меньшинству, искали защиты у князей. Теперь запреты уже не распространялись на этих евреев; в обмен за свою службу они получали большие доходы, привилегии, в том числе право жить в таких городах, как Берлин и Вена, куда прочие евреи не допускались.

Вокруг этих «придворных евреев» образуются общины с синагогами. Так, Александр Давид (1686- 1765), еврей при дворе Брауншвейга, просит разрешения использовать свой дом для проведения еврейских праздников. В следующем письме он уже хлопочет об отдельном здании для Б-гослужения.

Два зала выставки можно назвать «Возвышение и Падение». Они посвящены самым знаменитым «придворным евреям» XVIII века - Еврею Зюссу Оппенгеймеру и Ротшильду. Еврей Зюсс, единственный из сотен «придворных евреев » достигший политической власти, закончил позорной смертью. С другой стороны, Майер Амшель Ротшильд созвал фирму, которая стала династией, продолжающейся много поколений.

Ротшильд начал свою карьеру в 60-е годы XVII века с торговли монетами и медалями во франкфуртском гетто. Необычным было то, что он определял ценность монет не количеством драгоценного металла, а их историческим значением.

Ротшильд не забывал о своих корнях в гетто и своих обязанностях перед еврейской общиной. Его пятеро сыновей перешли границу «старого уклада» и буржуазной умеренности, переехали в большие европейские города - Вену, Лондон, Париж, Неаполь, расширив влияние семьи и действуя в масштабах Европы.

Власть Ротшильдов точно определила Гюльда Ротшильд, мать этих пятерых, заявив однажды:

- Войны не будет. Мои дети не дадут на нее денег.

Но французская карикатура, названная «Музеем ужасов», демонстрирует презрительное отношение к Ротшильдам. Сын Гюльды Натан, ссужавший Англии деньги на войну с Наполеоном, изображен в виде собаки с крючковатым носом на человеческом лице, которая роет могилу с надписью «Ватерлоо».

Значение «придворных евреев», по словам историков, состоит не в создании богатства, а скорее, во влиянии на секуляризацию еврейской общины. «Придворные евреи» поставили общину перед этой проблемой задолго до того, как евреи получили легальное положение в Европе. Они предвосхитили в сокращенном виде дилемму современных евреев, пытаясь внедрить в еврейскую общину дух большого мирового общества.

Разумеется, мотивы этого были различными у «придворных евреев». Многие старались сблизиться с суверенами, невзирая на опасность этого, чтобы не только разбогатеть, но и отделиться от ютившейся где-то на окраинах презренной массы, передвинуться к Центру, ко двору.

Нередко эти “придворный евреи ” служили посредниками между властями и еврейской общиной, порой им удавалось ослабить влияние традиционных лидеров общины. Они покровительствовали образованию, культуре, развитию вкуса у евреев, поддерживали публикацию важных текстов, изменяли стиль ритуальных предметов, используемых в синагогах, подражая блеску дворов, которым так верно служили. В будущем Гитлер поставил это в вину германским князьям.

- Из-за князей нация не смогла избавиться от еврейской угрозы! - скажет он в 1925 году. - При каждом дворе были свои “придворные евреи”, как называли этих чудовищ, которые доводили народ до отчаяния и снабжали князей бесконечными наслаждениями!




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100