На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


АКИВА.

Рабби Акива бен Йосеф
Рублику ведет Глеб Гилинский
И вот однажды в явненский виноградник скромно вошел немолодой уже человек и тихо сел среди самых молодых и неопытных мудрецов. Кто мог знать тогда, что это человек- легенда, человек- эпоха, вклад которого как в историю еврейского народа, так и в иудаизм переоценить практически невозможно. Звали мудреца рабби Акива бен Иосиф.

Родители Акивы из за голода пересекли реку Иордан и вошли в землю Израиля. Нет, они не были евреями ни по рождению, ни по вероисповеданию! Уже позднее эта семья приняла иудаизм, но скорее формально, нежели сердцем. Рабби Акива вспоминал, что отношение его родных (да и его собственное) к религиозным соплеменникам было сродни настроениям в значительной части сегодняшнего израильского общества. Он говорил: «Если бы я встретил мудреца Торы, то укусил бы его как осел». «Почему как осел?»- спросили ученики. «Собака только рвет мясо, оставляя целой кость, осел же ломает кость и навеки калечит человека»- ответил мудрец.

Молодой Акива работает пастухом по найму, занимая самую низкую ступень социальной лестницы. Он не умеет ни читать , ни писать. Его хозяин (имя которого можно перевести как «сын сытой собаки») исключительно богатый, но так же не слишком обремняющий себя исполнением заповедей еврей. И вот, неожиданно для всех, дочь богача заявляет, что влюблена в Акиву (ему уже больше 30 лет) и хочет видеть его своим мужем. Все бы сошло за историю из области «у богатых свои причуды», если бы не один факт. Невеста ставит единственным условием обручения… обязательство со стороны мужа посвятить себя изучению Торы!

Клятва была полученна, свадьба состоялась, к вящему неудовольствию отца невесты. Он прогоняет молодоженов из дому и оставляет их без средств существованию. Семья бедствует, а Акива берется за грамоту. И очень скоро бросает это дело в виду полной беспреспективности. У них рождаются дети, и вот уже старший сын отправляется в школу. Благодаря стараниям раббана Гамлиэля в Израиле введена система обязательного образования для мальчиков начиная с трех лет. Сороколетний Акива садится за парту вместе с сыном и…Неожиданно дело сдвигается с мертвой точки и вчерашний пастух всего за несколько лет достигает таких высот, что его начинают отправлять от одного учителя к другому, потому что научить они его уже ничему не могут. Так рабби Акива попадает в Явне.

Здесь он становится учеником сразу нескольких выдающихся мудрецов, что противоречило сложившейся практике. Еще немного времени и Акива бен Иосеф становится одним из наиболее авторитетных знатоков Торы. При этом он не занимает никаких официальных постов, но его влияние было выше, чем даже Патриарха, самого Гамлиэля Второго. Молодые люди из лучших ешив стекаются в Явне и становятся учениками школы рабби Акивы. Он наконец обретает крышу над головой, известность и достаток. Через много лет разлуки супруги соединяются (традиция говорит, что разлука длилась около сорока лет!). Растут сыновья. Восстановлены отношения с тестем. Достойное завершение достойной жизни…

Но в это время в далеком Риме зарождается цунами, которое через несколько лет обрушится на головы сынов Израиля. Там происходит смена династии. Новые власти забывают данное раббану Иоханнану бен Заккаю обещание и начинают кампанию гонений на иудаизм.

С чем были связаны такие перемены? По одной из версий римляне испугались популярности еврейской религии. Вера в единого Б-га проникла во все слои общества, даже члены Сената проходили гиюр! Безусловно, были и другие, политические, причины.

Претеснения носили ярко выраженный религиозный, а не национальный характер. Например, вводился запрет на изучение Торы, обрезание и другие обряды. В то время это было воспринято как национальная катастрофа. Ни тяжелое экономическое положение, ни отсутствие гражданских прав не приводило к антиримским выступлениям. Достаточно упомянуть, что Иудеи не приняли участие в восстании 115- 117 годов, которое подняли евреи в диаспоре. Дотоле более- менее спокойная провинция начинает бродить.

Мудрецы Явне, и рабби Акива как их духовный лидер, встали перед непростым выбором- поддержать или нет назревающее восстание. Их предшественники дистанцировались от сикариев и оказались правы. Но тогдашние власти не покушались на основы иудаизма….

Время для выбора история Акиве бен Иосефу не дала. В 132 году н.э. выступления переросли в бунт.

Есть две основные версии причин начала восстания. Первая гласит, что Рим решил применять на практике старый закон, по которому обрезание приравнивается к кастрации, а это считалось членовредительством и каралась смертной казнью. Вторая версия связана с планами строительства на руинах Иерусалима языческого города Элия Капитолина. На месте Храма предполагалось возвести языческое капище со статуей императора на месте, где была Святая Святых. Большего оскорбления выдумать было нельзя.

Антиримское выступление не было спонтанным. Оно долго и тщательно готовилось.

В Иудейских горах были выкопаны сотни пещер, в которых создавались склады с оружием, продовольствием и водой. Некоторые из них были рассчитаны на сотни человек, укрывающихся от властей. Сообщения о подготовке восстания содержались и в римских хрониках. Раскопки пещер в Иудейских горах являются сейчас одним из основних мест работы израильских археологов.

Во главе этого движения стоял человек, известный нам под именем Бар Кохба. Еще столетие назад историками всерьез обсуждался вопрос «А был ли такой человек?». Проблема в том, что кроме талмудических источников, он нигде не упомянается. Но, как известно, мудрецы- составители Талмуда не ставили перед собой задачу объективнго описания исторических фактов, их скорее интересовала мораль, что можно понять с точки зрения Торы из истории того или иного персонажа. Иными словами - мифология еврейского народа. В то же время римские хроники (которые более- менее историчны) нигде не называют имени руководителя восстания!

Между тем война разразилась нешуточная. На подавление выступлений в Иудею были направленны три легиона- гиганская по тем временам армия. Достаточно упомянуть, что в мирное время на Ближнем Востоке были расквартированы всего два легиона, громадный Египет обходился одним! Всего армия Рима, который в этот момент простирался от Британских островов до Месопотамии, насчитывала 12 легионов, т.е. каждый четвертый солдат воевал на крошечной территории от Иерусалима до Беер- Шевы. Пассажирский автобус покрывает это расстояние менее чем за два часа. Гигатское восстание- и нет имени руководителя! А был ли Бар Кохба или он плод воображения составителей Талмуда?

Раскопки последних десятилетий еще раз убедительно доказали правоту еврейских источников. Найдены монеты и свитки с именем Шимона бен Косибы, Наси Израиля. Бен Косиба на иврите значит «сын звезды», как и Бар Кохба на арамейском! Все сомнения отпали. К сожалению, значительный исторический материал пропал безвозвратно в результате грабительских раскопок, проводимых арабами до 1967 года. Найденные бесценные монеты переплавлялись и продавались в виде слитков. Иначе, как варварством, такое отношение назвать нельзя.

Еврейская мифология выводит Бар Кохбу человеком исключительного мужества и преданности национальным идеям, но недооценивающего влияния божественного провидения и чуть ли не вероотступника. Все эти выводы строятся на основе цитаты из Талмуда, где говорится от имени Бар Кохбы «Пусть Всевышний не помогает нам, но пусть и не помогает нашим врагам» и истории о том, что он якобы убил большого мудреца и праведника заподозренного в измене. Материалы раскопок, наоборот, свидетельствуют об этом человеке, как о глубоко религиозном еврее. Так, на последнем этапе войны, когда восставшие контролировали фактически только крепось Бейтар, их руководитель озабочен своевременной доставкой всего необходимого для празднования Суккота и настаивает на скрупулезном выполнении всей традиции.

На первом этапе Восстанию Бар Кохбы сопутствует фантастический успех. Разгромлены несколько карательных экспедиций, разбит наголову расквартированный в Иерусалиме 10 легион (после этих событий он никогда больше не упомянается в хрониках. Видимо, был утерян жезл легиона, что сродни потере знамени). Представте себе, прошло всего 65 лет после гибели Великого Восстания, евреи бесправны и унижены, они платят особый «еврейский налог», вся автономная инфроструктура разрушена. И вдруг такие успехи!

Итак, цель восставших была более чем благородной, руководители- мудрые и глубоко религиозные люди. Почему Всевышний допустил их поражение? Бедствия и лишения, обрушившиеся на евреев несравнимы даже с последствиями Великого восстания. Убито, по некоторым сведениям, около миллиона человек, целые области страны Израиля превратились в пустыню. Сотни тысяч проданы в рабство, изгнаны, разорены…. Почему они проиграли?

В еврейской мифологии нет однозначного ответа, почему Б-г допустил такое развитие событий, не вмешался «Рукою сильной и мышцей простертой». В Талмуде приводится история о том, что в Бейтаре- штабе восставших, постоянно находился рабби Элиэзер А- Коэн, один из величайших праведников того времени. Факт его существования подтверждают найденные монеты периода восстания, где рабби Элиэзер именуется Первосвященником. Его молитва достигала Всевышнего и оберегала Бар Кохбу и его солдат. Римляне, убедившись в бесперспективности дальнейшей осады собирались уже отступить. Но тут на сцену выходит некий самаритянин (вовсе не добрый, а как мы увидим дальше весьма хитрый). Он пришел к римскому полководцу и предложил свою помощь для взятия крепости. Самаритянин проник в Бейтар под видом еврея и передал Бар Кохбе записку, в которой обвинил р. Элиэзера в предательстве. Вождь отправился к мудрецу за разьяснениями, но это было время молитвы и диалога не получилось. Разгневанный Бар Кохба ударил р. Элиэзера ногой, отчего тот умер. В тот же самый момент пали стены Бейтара….

Чему нас учит талмудическая история? В иудаизме есть базовое понятие- запрещено приближать спасение «геулу». Творец знает, когда наступит время для этого. Он дал евреям 613 заповедей и сказал, что их исполнение (всем народом без исключения!) приведет к спасению в максимально короткие, но только Ему известные сроки! Во времена царя Давида народ действительно соответствовал самым высоким требованиям и единственное, что оставалось делать- немного подождать, пока Б-г исполнит свое обещание. Вот здесь то и случился прокол. Царь Давид, взяв жену полководца Урии знал, что от их брака родится Машиах- Мессия, спаситель Израиля. Но ему не хватило терпения дождаться развода Версавии и своей с ней хупы. Он захотел немедленно. Их ребенок, Машиах, умер в семидневном возрасте не дожив до обрезания. Галут продолжается….

Рамки этой статьи не позволяют рассмотреть все примеры, когда евреи пытались ускорить наступление всеобщего счастья как для себя, так и для всего человечества (когда оно так близко, а?). Попробуйте сделать это сами- христианство и саббатианство, большевизм и сионизм…. Все они закончились кровью и слезами. Галут продолжается….

Говоря образно, Б-г наш отец, а мы маленькие дети. Он говорит нам- положи на место игрушки и я куплю тебе билет в цирк. Евреи вместо этого хватаются протирать пыль с тончайшей фарфоровой вазы, единственной памяти о прадедушке, говоря сами себе «Если Он увидит что я так стараюсь- Он сразу побежит в кассу». Стоит ли говорить, что умник не только порежется осколками и будет выпорот. Он надолго может забыть о цирке. А всего то было нужно…

Особое внимание хочется уделить самаритянину. Почему имеено он выступает в роли катализатора конфликта? Самаритяне- это группа народов, живших бок о бок с евреями и перенявшими у них иудаизм. Но не весь. Во первых, был несколько модернизирован сам текст Торы с целью исправления «грамматических неточностей». Во вторых, самаритяне напрочь отвергали Устную Тору. Они безусловно считали, что именно их «иудаизм» и является правильным. Отношения между евреями и самаритянами колебались от открытых военных столкновений, примером которых может служить разрушение самаритянского Храма на горе Гризим и участие самаритян в Великом восстании на стороне Рима, до почти полного слияния, когда Эзра и Нехемия вводят закон об определении еврейства по матери, пытаясь остановить повальные смешанные браки.

Итак, противоречия лежат в плоскости определения права на Истину. В той же направлении развивался и русский антесемитизм, в отличие, например от польского или западноевропейского. Там отношение к евреям строилось по формуле «Бытие определяет сознание». Поляк видел еврея арендатора, дерущего с него три шкуры (в пользу пана, но кто об этом помнил), немец- конкурента на место в университете. В России провинциальный интеллигент если и встречал еврея в своей жизни, то два- три раза и мимоходом. Так в чем причина?

«Сознание определяет бытие»- вот формула русской жизни. Русский народ- народ богоискатель и богоборец. Ни за какие материальные коврижки не согласится он отказаться от монополии на истину. Именно отсюда: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Не может быть двух правд, не может быть двух избраных народов! (Замечательно выразил эти мысли Н. Бердяев).

Та же бескомпромисность свойственна и еврейским мудрецам. Отстоять чистоту иудаизма, показать, что у евреев нет попутчиков- вот что хотят мудрецы Талмуда, вводя персонаж самаритянина.

Итак, цель восставших была более чем благородной, руководители- мудрые и глубоко религиозные люди. Почему Всевышний допустил их поражение? Бедствия и лишения, обрушившиеся на евреев несравнимы даже с последствиями Великого восстания. Убито, по некоторым сведениям, около миллиона человек, целые области страны Израиля превратились в пустыню. Сотни тысяч проданы в рабство, изгнаны, разорены…. Почему они проиграли?

В еврейской мифологии нет однозначного ответа, почему Б-г допустил такое развитие событий, не вмешался «Рукою сильной и мышцей простертой». В Талмуде приводится история о том, что в Бейтаре- штабе восставших, постоянно находился рабби Элиэзер А- Коэн, один из величайших праведников того времени. Факт его существования подтверждают найденные монеты периода восстания, где рабби Элиэзер именуется Первосвященником. Его молитва достигала Всевышнего и оберегала Бар Кохбу и его солдат. Римляне, убедившись в бесперспективности дальнейшей осады собирались уже отступить. Но тут на сцену выходит некий самаритянин (вовсе не добрый, а как мы увидим дальше весьма хитрый). Он пришел к римскому полководцу и предложил свою помощь для взятия крепости. Самаритянин проник в Бейтар под видом еврея и передал Бар Кохбе записку, в которой обвинил р. Элиэзера в предательстве. Вождь отправился к мудрецу за разьяснениями, но это было время молитвы и диалога не получилось. Разгневанный Бар Кохба ударил р. Элиэзера ногой, отчего тот умер. В тот же самый момент пали стены Бейтара….

Чему нас учит талмудическая история? В иудаизме есть базовое понятие- запрещено приближать спасение «геулу». Творец знает, когда наступит время для этого. Он дал евреям 613 заповедей и сказал, что их исполнение (всем народом без исключения!) приведет к спасению в максимально короткие, но только Ему известные сроки! Во времена царя Давида народ действительно соответствовал самым высоким требованиям и единственное, что оставалось делать- немного подождать, пока Б-г исполнит свое обещание. Вот здесь то и случился прокол. Царь Давид, взяв жену полководца Урии знал, что от их брака родится Машиах- Мессия, спаситель Израиля. Но ему не хватило терпения дождаться развода Версавии и своей с ней хупы. Он захотел немедленно. Их ребенок, Машиах, умер в семидневном возрасте не дожив до обрезания. Галут продолжается….

Рамки этой статьи не позволяют рассмотреть все примеры, когда евреи пытались ускорить наступление всеобщего счастья как для себя, так и для всего человечества (когда оно так близко, а?). Попробуйте сделать это сами- христианство и саббатианство, большевизм и сионизм…. Все они закончились кровью и слезами. Галут продолжается….

Говоря образно, Б-г наш отец, а мы маленькие дети. Он говорит нам- положи на место игрушки и я куплю тебе билет в цирк. Евреи вместо этого хватаются протирать пыль с тончайшей фарфоровой вазы, единственной памяти о прадедушке, говоря сами себе «Если Он увидит что я так стараюсь- Он сразу побежит в кассу». Стоит ли говорить, что умник не только порежется осколками и будет выпорот. Он надолго может забыть о цирке. А всего то было нужно…

Особое внимание хочется уделить самаритянину. Почему имеено он выступает в роли катализатора конфликта? Самаритяне- это группа народов, живших бок о бок с евреями и перенявшими у них иудаизм. Но не весь. Во первых, был несколько модернизирован сам текст Торы с целью исправления «грамматических неточностей». Во вторых, самаритяне напрочь отвергали Устную Тору. Они безусловно считали, что именно их «иудаизм» и является правильным. Отношения между евреями и самаритянами колебались от открытых военных столкновений, примером которых может служить разрушение самаритянского Храма на горе Гризим и участие самаритян в Великом восстании на стороне Рима, до почти полного слияния, когда Эзра и Нехемия вводят закон об определении еврейства по матери, пытаясь остановить повальные смешанные браки.

Итак, противоречия лежат в плоскости определения права на Истину. В той же направлении развивался и русский антесемитизм, в отличие, например от польского или западноевропейского. Там отношение к евреям строилось по формуле «Бытие определяет сознание». Поляк видел еврея арендатора, дерущего с него три шкуры (в пользу пана, но кто об этом помнил), немец- конкурента на место в университете. В России провинциальный интеллигент если и встречал еврея в своей жизни, то два- три раза и мимоходом. Так в чем причина?

«Сознание определяет бытие»- вот формула русской жизни. Русский народ- народ богоискатель и богоборец. Ни за какие материальные коврижки не согласится он отказаться от монополии на истину. Именно отсюда: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Не может быть двух правд, не может быть двух избраных народов! (Замечательно выразил эти мысли Н. Бердяев).

Та же бескомпромисность свойственна и еврейским мудрецам. Отстоять чистоту иудаизма, показать, что у евреев нет попутчиков - вот что хотят мудрецы Талмуда, вводя персонаж самаритянина.

Вернемся к другому герою нашего повествования. Рабби Акива, несомненный духовный лидер поколения, должен решить- поддержать ему восстание или нет. И он делает выбор.

Акива видит достаточные основания для того, чтобы объявить Бар Кохбу Машиахом, спасителем Израиля. Как гласит традиция (между прочим не только иудейская, но и христианская), первый признак его появления- собирание евреев на земле Израиля и их духовная и национальная свобода. И вот, вопреки военной, исторической и политической логике это становится возможным! Были у рабби Акивы основания для его вывода…

Итак, руководитель восстания обьявлен Машиахом, его дело- правым и заранее обреченным на успех. Все без исключения стремятся влится в борьбу. Так, несмотря на то, что войной была охвачена только Иудея, здесь служили и жители Галилеи и Газы. Талмуд гласит, что для вступления в армию Бар Кохбы, нужно было отрубить себе палец на руке в доказательство мужества и преданности и это никого не останавливало. Только после настойчивых просьб мудрецов Бар Кохба изменил вступительный экзамен. Великое восстание 70-х годах н.э., как мы помним, было поддержано далеко не так однозначно. Пусть не все мудрецы согласились с решением рабби Акивы, но успех первых этапов войны был бы невозможен без него. Он совершает поездки по странам диаспоры, в том числе с целью сбора денег на подготовку и снаряжение еврейской армии. Возможно, вместе с ним возвращаются в страну Израиля и вливаются в отряды восставших евреи других стран.

Освободил Бар Кохба Иерусалим или нет? Некоторые исторические факты говорят в пользу этой версии. Так, на одних монетах есть датировка первых трех лет восстания, а на других- «первый год свободы Иерусалима», «второй год….» и так далее. С другой стороны, при раскопках в самом городе не найдено ни одного свидетельства пребывания там армии Бар Кохбы. Так же не найдены такие следы и в Галилее и на прибрежной низменности. Возможно, их обнаружение - это вопрос времени.

Тем не менее, наша мифология гласит, что вся страна Израиля и Иерусалим были в руках восставших.

Рим подтянул значительные силы, сменил военачальников и затопил Иудею кровью. Последний оплот восставших- крепость Бейтар пала в 135 году н.э. Бар Кохба погиб при осаде. Рабби Акива был схвачен римскими властями и подвергнут жесточайшей казни. Его, девяностолетнего старика привязали к столбу на площади, заполненой народом (среди них были и его ученики) и стали железными клещами вырывать куски мяса из его тела. Все время пытки мудрец читал молитву «Шма». Когда его спросили, почему он не прекратит эти страдания, Акива ответил, что он всю жизнь говорил о своей исключительной преданности Всевышнему и вот теперь ему предоставилась возможность исполнить это.

Вернемся к другому герою нашего повествования. Рабби Акива, несомненный духовный лидер поколения, должен решить- поддержать ему восстание или нет. И он делает выбор.

Акива видит достаточные основания для того, чтобы объявить Бар Кохбу Машиахом, спасителем Израиля. Как гласит традиция (между прочим не только иудейская, но и христианская), первый признак его появления- собирание евреев на земле Израиля и их духовная и национальная свобода. И вот, вопреки военной, исторической и политической логике это становится возможным! Были у рабби Акивы основания для его вывода…

Итак, руководитель восстания обьявлен Машиахом, его дело- правым и заранее обреченным на успех. Все без исключения стремятся влится в борьбу. Так, несмотря на то, что войной была охвачена только Иудея, здесь служили и жители Галилеи и Газы. Талмуд гласит, что для вступления в армию Бар Кохбы, нужно было отрубить себе палец на руке в доказательство мужества и преданности и это никого не останавливало. Только после настойчивых просьб мудрецов Бар Кохба изменил вступительный экзамен. Великое восстание 70-х годах н.э., как мы помним, было поддержано далеко не так однозначно. Пусть не все мудрецы согласились с решением рабби Акивы, но успех первых этапов войны был бы невозможен без него. Он совершает поездки по странам диаспоры, в том числе с целью сбора денег на подготовку и снаряжение еврейской армии. Возможно, вместе с ним возвращаются в страну Израиля и вливаются в отряды восставших евреи других стран.

Освободил Бар Кохба Иерусалим или нет? Некоторые исторические факты говорят в пользу этой версии. Так, на одних монетах есть датировка первых трех лет восстания, а на других- «первый год свободы Иерусалима», «второй год….» и так далее. С другой стороны, при раскопках в самом городе не найдено ни одного свидетельства пребывания там армии Бар Кохбы. Так же не найдены такие следы и в Галилее и на прибрежной низменности. Возможно, их обнаружение - это вопрос времени.

Тем не менее, наша мифология гласит, что вся страна Израиля и Иерусалим были в руках восставших.

Рим подтянул значительные силы, сменил военачальников и затопил Иудею кровью. Последний оплот восставших- крепость Бейтар пала в 135 году н.э. Бар Кохба погиб при осаде. Рабби Акива был схвачен римскими властями и подвергнут жесточайшей казни. Его, девяностолетнего старика привязали к столбу на площади, заполненой народом (среди них были и его ученики) и стали железными клещами вырывать куски мяса из его тела. Все время пытки мудрец читал молитву «Шма». Когда его спросили, почему он не прекратит эти страдания, Акива ответил, что он всю жизнь говорил о своей исключительной преданности Всевышнему и вот теперь ему предоставилась возможность исполнить это.

http://www.judaicaru.org/


сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100