Реклама на IJC |
|
Реклама на IJC |
|
|
Александр Машкевич: филолог, банкир, президент
В Москве состоялся учредительный съезд международной организации Евроазиатский еврейский конгресс (ЕАЕК). Он стал региональным координационным объединением еврейских общин стран СНГ и государств Азиатско-Тихоокеанского региона и отныне исполняет функции континентальной секции Всемирного еврейского конгресса (наряду с Европейским и Латиноамериканским конгрессами). Избранный главой ЕАЕК Александр Машкевич дал эксклюзивное интервью журналу "Алеф".
Президентp ЕАЕК Александр Машкевич (в центре) с главным раввином России (КЕРООР) Адольфом Шаевичем (слева) и главой отдела Еврейского агентства в Израиле Амосом Лахатом
- Александр Антонович, многие читатели пока что мало знают о вас, поэтому расскажите о себе, о вашей семье.
- Родился я в столице Киргизии, городе Фрунзе (ныне Бишкек) в 1954 году. Мама моя, Рахиль Иоффе, была в свое время одним из самых известных в республике адвокатов. К огромному нашему сожалению, мамы уже десять лет нет с нами... А папа, Антон Машкевич, - врач, и слава Б-гу, здравствует. Во Фрунзе я поступил на филологический факультет Киргизского государственного университета. После защиты диплома занялся научной работой, защитил кандидатскую диссертацию по теме "Теория и история педагогики и психологии". В 1981 году стал самым молодым кандидатом наук по своей специальности в Советском Союзе.
- И дальше продолжили работу по академической специальности?
- Относительно недолго. После защиты на кафедре педагогики и психологии в Педагогическом институте во Фрунзе стал там же доцентом. Но вскоре наступили иные времена, началась перестройка. И я занялся совершенно новой для меня сферой деятельности - бизнесом. Ныне я - председатель Совета директоров "Евразийского банка". Наша финансово-промышленная группа занята во многих отраслях. Мы, в частности, крупные производители глинозема - сырья для выплавки алюминия. Участвуем также в производстве железорудного сырья, в выработке электроэнергии, в угледобыче. Причем все это делаем в немалых объемах, и не только на территории Казахстана, куда я переехал довольно давно. Работаем в этих отраслях и на Украине, и в России.
- Как вы прониклись убеждением, что вам необходимо деятельно участвовать в жизни своего народа?
- Отец мамы, мой дедушка, происходил из семьи Иоффе, жившей прежде в Белоруссии, в городе Витебске. А семья папы - из Литвы. Не могу сказать, чтобы отец моей мамы был каким-то особенно религиозным человеком. Однако же он обязательно - раз в неделю! - ходил в синагогу, так что, судя по всему, был достаточно верующим человеком. Мама с папой у меня такими не являлись... Ну, а у меня в жизни как-то так все складывалось, что постепенно я ощутил необходимость молиться каждый день и выполнять все то, что предписывают нам заповеди Торы. Поэтому накладываю каждый день тфилин - естественно, кроме дней праздников. Однако читать на иврите не научился. Но у меня есть все книги, необходимые для этого, изданные на русском. Началась эта моя новая жизнь, думаю, уже лет шесть-семь назад, и благотворность ее я ощущаю каждодневно.
- Как вы начинали осуществлять в разных городах и странах проекты благотворительной помощи малоимущим, инвалидам, - словом, людям социально незащищенным?
- Знаете, я всегда помогал общинам, синагогам, - где бы ни находился и где бы ни работал. Было ли это в той же Киргизии или в Казахстане, как и в России, и в ряде стран Европы. Однако все эти годы, признаться, я старался не афишировать этой стороны моей жизни, и сейчас бы не хотел...
Но так получилось, что в Казахстане три года назад в Алма-Ате ко мне обратились представители еврейской общественности республики, и нам удалось здесь организоваться и развернуть благотворительную деятельность. В Казахстане нам удалось объединить еврейские организации, которые до этого были разобщены. Мы объединили все наши еврейские сообщества и наладили реальную благотворительную деятельность. И вот тогда мне захотелось сделать то же самое уже в рамках международной организации - некоего союза евреев, проживающих на субконтиненте Европы и Азии...
- Ныне этот процесс, надо верить, начался с создания ЕАЕК. Какие же ваши первейшие цели в ближайшее время и на перспективу?
- Во-первых, максимально устранить все противоречия, существующие между организациями государств, которые входят в наш Конгресс. Во-вторых, нам просто настоятельно необходимо наладить меж религиозный, межконфессиональный диалог. Мне очень грустно, что порой мусульман воспринимают как некий единый "арабский мир". По моему глубокому убеждению, тот самый "арабский мир" - это меньшая, и может быть, отнюдь не лучшая часть мусульманского мира! А мы искренне хотим показать, что на протяжении многих и многих веков евреи всю жизнь жили, живут и - я надеюсь! - будут жить с мусульманами в мире, дружбе и добрососедстве. Мы будем сосуществовать в мире без всяких противоречий и уж тем более - без противостояния. Так что нам всем настоятельно необходим постоянный межрелигиозный диалог.
В-третьих, намереваемся оказывать помощь национальным общинам. Потому что у крупной и мощной разветвленной международной организации всегда есть возможности своевременно и адресно помочь какой-либо определенной общине.
Запустим в действие и различные целевые международные программы, которые мы уже сейчас разрабатываем. Каждая из этих программ призвана помогать каким-либо направлениям деятельности конкретных общин. Перед нами еще и цель отстаивать интересы общин в международных организациях, к примеру, в таких известных, как Джойнт, ЕАР и ряде других.
- На съезде вы говорили о неких принципах, на которых основываете ЕАЕК. Напомните главные из них.
- В учредительном съезде участвовали делегаты из почти трех десятков стран, представлявшие более 1100 еврейских организаций, что уже является бесспорным достижением некоего единства. Открывая съезд, я напомнил о том, что все мы из общин Казахстана, России, Украины и других стран, выступившие с инициативой учредить ЕАЕК, новое дело начинаем не с "чистого листа". Мы считаем себя правопреемниками независимого еврейского движения, которое привело нас к членству во Всемирном еврейском конгрессе и созданию континентальной его секции.
Мы представляем реально объединенные еврейские общины и организации стран Евроазиатского региона. И у нас общие заботы. В каких правоотношениях с властями наших стран мы будем состоять? Как будем жить в соседстве с другими народами? Что о нас будет знать мировое сообщество? Какое место в нашей жизни будет занимать Израиль? Мне представляется, что определять разностороннюю деятельность ЕАЕК должны два основных принципа. Первый из них - сохранение еврейского народа. И второй - многополярность еврейского мира.
- Могли бы вы подробнее прояснить первый принцип?
- Мы - преемники идеологии евразийцев, идеи которых вновь популярны в России и у нас в Казахстане: перспектива достойного сосуществования различных языков, культур, народов и вероисповеданий Евразии питает наши надежды. Сохранение еврейского народа означает для нас право каждого на достойную и безопасную жизнь в любой стране нашего региона. Как и право каждой общины выбирать свой путь служения Всевышнему, свой способ следования иудейской традиции. И право каждой организации иметь свой подход к решению насущных проблем. Конгресс станет местом встреч, где обобщат опыт выживания и развития нашего народа, накопленный в наших странах. И этот опыт должен быть доступным каждому из нас и любой общине, как бы далеко она ни находилась и сколь малочисленной ни была.
Сохранение народа означает и особую ответственность нашу за связь диаспоры с еврейским государством. Общность Израиля и диаспоры необходима не только для ощущения духовной неразрывности, но для конкретных акций солидарности, особенно теперь, когда Израиль переживает трудные времена.
- А что для вас означает принцип "многополярности еврейского мира"?
- Необходимость сделать наши общины самодостаточными и признанными: вернуть еврейскому голосу региона ту мощь, которую сильно подточили десятилетия тоталитаризма. Важно достичь ментального, языкового и культурного плюрализма еврейского мира. Русскоязычное еврейство стало международным феноменом, и мы протягиваем руку инициаторам созыва Всемирного конгресса русскоязычных евреев и предлагаем ЕАЕК в качестве одного из инструментов его строительства. Многополярность еврейского мира требует ответов на вопросы: каковы основные вызовы, риски и угрозы для существования и развития нашего народа в странах Евразии? По этим аспектам на суд делегатов учредительного съезда вынесены конкретные программы.
Супруга президента ЕАЕК, музыкант и композитор Лариса Машкевич недавно выпустила авторский диск, посвященный 20-летию союза с Александром Антоновичем
- Каков ныне круг вашего международного общения?
- Этот круг складывается постепенно. И сначала достаточно спонтанно, как часто и бывает, когда что-то начинаешь делать новое. И если ты работаешь целенаправленно, упорно, тогда и появляются новые люди, новые контакты, рождаются совместные проекты. Вот таким образом у нас и наладились со временем тесные личные контакты со многими деятелями еврейского мира в России, на Украине, в других странах СНГ, Европы, Азии. Да практически на всех континентах. И, естественно, в первую очередь в Израиле.
- Что бы вы хотели пожелать читателям "Алефа"?
- Хочу пожелать самого главного - счастья. А что такое счастье, каждый понимает по-своему. Мне кажется, счастье - это гармония. Когда человек доволен своим местом в обществе и когда общество довольно его делами. Когда человек счастлив своей семьей, и семья им счастлива. Когда вы здоровы и когда исполняются все ваши планы - это замечательно! Желаю счастья всем евреям.
Беседовал Лев АЛЕЙНИК
"Алеф"
http://www.alefpress.com/mag/900/1.html
|
|
Самые читаемые страницы сегодня
|
|
|
|