?? ???????



Клебанов Илья Иосифович. А что у него там внутри?

Биографическая справка

Илья Клебанов-вице-премьер Правительства Российской Федерации.
Родился 7 мая 1951 г. в Ленинграде в семье военнослужащего. В 1974 г. окончил Ленинградский политехнический институт им. М.Калинина и получил специальность инженера-электрофизика.
С 1974 по 1977 г. работал инженером в НПО "Электрон". В 1977 г. пришел на ЛОМО. Работал инженером-конструктором, старшим мастером оптического цеха, начальником КБ, начальником технологического бюро, заместителем главного технолога. В 1989-1990 гг. занимал должность главного инженера комплекса медицинской техники и товаров народного потребления ЛОМО.

В 1990 г. И. И. Клебанов становится директором комплекса медицинской техники и товаров народного потребления. Работая в этом комплексе, он внес большой вклад в повышение качества медицинских эндоскопов. Дня этого ему удалось наладить сотрудничество с японской фирмой "Олимпус" - лидером в этом направлении, что помогло значительно приблизить российские эндоскопы к прибором мирового уровня.

С 1992 г. он является генеральным директором ЛОМО.

Под его руководством были созданы новые направления техники. Это приборы ночного видения, аппаратура для регистрации и обработки информации, которая уже успешно начала использоваться в системе ГАС "Выборы". Появились интересные новинки и в области медицины.

При непосредственном участии И.И. Клебанова АО "ЛОМО" в процессе приватизации получило значительные инвестиционные средства, которые позволили начать внедрение на производстве новейших технологий. Под его непосредственным руководством многие традиционные направления ЛОМО: микроскопия, эндоскопия, наблюдательные и спектральные приборы были модернизированы к требованиям мирового рынка, что позволило существенно увеличить экспорт продукции ЛОМО и еще более поднять авторитет ведущей оптической фирмы России.

С октября 1992 г. - член Совета по промышленности и предпринимательству при Правительстве РФ.

С 1994 г. - член Совета по промышленности и предпринимательству при Президенте РФ; член Совета директоров Промстройбанка России, член Совета директоров Российско-американского фонда предпринимательства, член Попечительского совета Фонда Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова.

С декабря 1997 года до 31 мая 1999 года - первый вице-губернатор, председатель Комитета экономики и промышленной политики администрации Санкт-Петербурга.

По мнению руководителей объединения «Альянс», в которое входят ликеро-водочные заводы АФБ-2, "Нива", "Ливиз" и "Петербургская алкогольная компания", Клебанов лоббировал интересы компаний "Ладога" и "РосАлкоНева", поддерживая их налоговыми и лицензионными льготами, пытаясь выжить из города их конкурентов из "Альянса".

В мае 1999 года было совершено покушение на директора крупнейшего в Санкт-Петербурге ликероводочного завода "Нива" Антона Хохлова, в причастности к которому подозревают Клебанова.

С 1 июня 1999 г. по август 1999 г. - заместитель председателя Правительства Российской Федерации.

С 9 августа 1999 г. - и.о. заместителя председателя Правительства РФ.

18 августа 1999 года назначен на должность вице-премьера в правительстве Владимира Путина.

7 сентября 1999 г. Президент РФ своим Указом назначил И. Клебанова председателем Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, освободив от этих обязанностей Владимира Булгака.

В мае 2000 года Илья Клебанов назначен на пост заместителя председателя Правительства РФ.

Отец -Иосиф Ильич, авиатор. Мать- Анна Израилевна, работала в Госстрахе.

Жена - Евгения Яковлевна.

Имеет двух детей: дочь 20 лет (студентка Санкт-Петербургского университета экономики и финансов) и сына 10 лет (ученик гимназии). Любит читать, слушать музыку. Свободное время, которого почти нет, старается проводить с семьей.

face="Times New Roman" size=4>

Фотоаппаратный профессионал

size=2>

Карьера нынешнего вице-премьера Ильи Клебанова была тесно связана с Ленинградским оптико-механическим объединением (ЛОМО), где он работал с 1977 года. Главной сферой деятельности этого предприятия была работа по оборонным заказам. Илья Иосифович возглавлял отдельный филиал ЛОМО, занимавшийся второстепенным для объединения производством гражданской оптико-механической техники. Что за товары делались под руководством Клебанова все прекрасно знают: ещё в доперестроечную пору фотоаппараты и кинокамеры ЛОМО лежали в магазинах чуть ли не годами. В то время, кстати, рядовой сотрудник объединения обнаружил, что при производстве кинофототехники начальство якобы завышало показатели. Делом о приписках заинтересовались компетентные органы, но ни Клебанов, ни авторы приписок никакого наказания не понесли. Подобным же образом закончились "болгарское" и "литейное" дела, по которым управленцы ЛОМО проходили в связи с фактами контрабанды и поставок левых материалов.

В СССР, может быть, и не удавалось бороться с контрабандистами и взяточниками, но чиновники хотя бы умели хранить военные тайны, что руководители предприятий РФ, похоже, делать так и не научились. Например, когда в 1992 году Клебанов стал генеральным директором предприятия, ЛОМО заключило договор с американской фирмой McKinsey and Compаny, сотрудники которой должны были исследовать состояние объединения и дать рекомендации по его реструктуризации. Инженер Виктор Павлов, ранее работавший на предприятии и сумевший ознакомиться с отчётом американцев, утверждает, что "фирма была допущена почти во все сферы деятельности, в том числе и совсекретные".

Не берёмся утверждать, так ли было на самом деле, но тот же Павлов рассказывает, что большую часть направлений техники ЛОМО американцы признали нерентабельной и ненужной. Видимо, в духе этих рекомендаций руководство предприятия и действовало все последующие годы, а так как Клебанов возглавлял ЛОМО вплоть до 1997 года, на нём, безусловно, лежит большая часть ответственности за ситуацию, которая сложилась на объединении.

face="Times New Roman" size=4>

Ракетная контрабанда

Сотрудники ЛОМО утверждают, что по сравнению с 1992 годом их предприятие кажется сейчас выжженной пустыней. Раньше на ЛОМО работало около 30 000 человек, сейчас там осталось чуть более шести тысяч. То есть каждый пятый из десяти был вынужден уйти. При этом нередко увольнялись самые талантливые изобретатели и конструкторы, и никакие прошения коллектива не помогали. Говорят, что, когда к Клебанову пришли сотрудники протестовать против увольнения лучшего изобретателя Сергея Быковского, им дали следующий совет: "Это наше частное предприятие, мы здесь командуем и будем делать всё, что захотим".

Во многом из-за такой, мягко говоря, странной кадровой политики множество направлений по исследованию, разработке и производству оборонной техники оказалось фактически парализованным. В частности, специалисты по оптическим головкам самонаведения переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) утверждают, что за последние 25 лет на ЛОМО не было создано ничего принципиально нового, а все те модификации и модернизации, которыми так гордится руководство предприятия, являются, по сути дела, упрощёнными вариантами ПЗРК "Игла". Между прочим, в прессе в последние годы неоднократно всплывала информация о том, что в Израиле налаживается производство этого комплекса. Никаких сведений о больших русско-израильских контрактах по "Игле" нет, так что если израильтяне действительно осваивают наш ПЗРК, то делают они это без лицензии. В этой связи очень актуальными представляются данные, предоставленные нам уже упоминавшимся Виктором Павловым. По его сведениям, полученным из источников на ЛОМО, в 1992-1993 годах ноу-хау по "Игле" ушло в Польшу фирме Neska под видом гражданского изделия ИК-1, а документы по комплексу были вынесены с ЛОМО на дискетах.

Большая часть документации предприятия засекречена, и поэтому мы не можем подтвердить сведения Павлова какими-то бумагами. Тем не менее, возможно, его версия справедлива, так как в 1994-2000 годах в питерских газетах были опубликованы несколько статей о контрабанде "Иглы", но никаких судебных исков со стороны ЛОМО или даже простого опровержения факта вывоза изделия ИК-1 из России в Польшу за эти шесть лет так и не было сделано. Отчаявшись дождаться какой-нибудь реакции от Клебанова и его коллег, Павлов направил официальный запрос в местное отделение ФСБ. Через некоторое время ему прислали ответ, где контрабанда "Иглы" в Польшу прямо не отрицалась, но было заявлено, что данный ракетный комплекс рассекречен в 1994 году и потому ничего страшного в подобной коммерческой сделке нет.

Такая точка зрения выглядит по меньшей мере нелогичной: Павлов датирует вывоз "Иглы" 1992-1993 годами. Однако там, где нет логики, есть сила. После обращения в ФСБ инженера по какому-то надуманному предлогу задержали и сутки не выпускали из КПЗ. Действиями сотрудников МВД руководил человек в штатском, по словам Павлова, неоднократно ему в отделении угрожавший. Кроме того, инженер утверждает, что в соседнем с его камерой помещении милиционеры говорили о ЛОМО, причём упоминая его руководство.

Микроскопные разборки

Предметом непонятных комбинаций являлись не только оборонные технологии ЛОМО, но и другие сферы деятельности предприятия. До Клебанова у объединения имелись своё управление капитального строительства, пансионат "Дубки" в Карелии, совхозное хозяйство и три пионерских лагеря. Из лагерей остался один, сельскохозяйственные объекты и пансионат отделились. В Сочи в своё время ЛОМО построило двадцатиэтажный небоскрёб с четырьмя подземными этажами, бассейном и канатной дорогой к морю. Там располагался принадлежавший предприятию дом отдыха "Нева", который руководители ЛОМО сдавали в аренду фирме "Шератон". Цифра арендной платы - коммерческая тайна, но, по сведениям, появившимся в газете "Новый Петербург", администрация объединения зарезервировала для себя несколько десятков бесплатных путёвок (больше, чем осталось у всего остального коллектива)

Довольно странная ситуация сложилась с экспортом микроскопов ЛОМО в Америку. Подобные операции приносят большой доход, так как в США стоимость аналогичного производства дороже, чем в России, и американцам выгоднее закупать нашу технику. Для торговли с США было создано специальное СП "ЛОМО-Америка", которое, по некоторым данным, продавало микроскопы по цене, во много раз выше отпускной. Теперь трудно выяснить, куда уходила разница, но, когда начальник КБ микроскопии Немкова попыталась разобраться в ситуации, она была избита и два месяца провела на больничной койке. Часто эти события совпадают таким странным образом. О том, что за экспорт товаров объединения шла жестокая борьба, свидетельствуют частые убийства работников ЛОМО (Кострюков, Кучин, Верхоглаз), имевших отношение к сферам сбыта и финансов. Возможно, эти убийства имеют какое-то отношение к слухам о том, что через СП "ЛОМО-Америка" и СП "ЛОМО-Израиль" шёл отмыв больших денег? Интересно было бы узнать, есть ли у этих слухов реальная основа?

А что у него там внутри?

Илья Иосифович Клебанов в бытность директором ЛОМО сумел позаботиться не только о подведомственных ему изобретателях, но и о научных разработках других учреждений. Среди питерских учёных рассказывают историю, произошедшую с отечественными тепловизорами. С помощью подобных приборов можно обнаруживать замаскированную военную технику противника, его скрытые коммуникации и живую силу в любых условиях видимости. Эффективность такой техники доказывает опыт войны в Персидском заливе, когда благодаря применению тепловизоров американской авиации удалось всего за шесть самолёто-вылетов уничтожить иракскую танковую армию. Долгое время советские исследования в этой области значительно отставали от западных, однако, когда СССР столкнулся с Афганистане с партизанской войной, учёным дали приказ за короткий срок создать тепловизор, с помощью которого на пересечённой местности можно было бы обнаружить диверсантов.

На нескольких заводах сделали опытные образцы, основанные на копиях западных аналогов. Серийный выпуск таких моделей представлял бы большие трудности, так как советская промышленность полностью отличалась от европейской или американской. Пожалуй, единственную оригинальную схему удалось придумать специалистам из Государственного оптического института (ГОИ), которые ценой гигантских усилий (говорят, люди месяцами не выходили из цехов) создали опытный образец инфракрасного прицела. Испытание прибора растянулось до конца 80-х годов, после чего его начали выпускать на заводах Белоруссии. Когда республика стала независимой, Россия это производство потеряла.

Между тем ГОИ в начале 90-х удалось модернизировать свою модель тепловизора, приспособив прибор к гражданским нуждам и значительно уменьшив его размеры. Тогда же кто-то из генералов вспомнил о старых разработках, и в Министерстве обороны родился план производства тепловизоров на ЛОМО. Поскольку проект был исключительно важным, работы по его выполнению Клебанов курировал лично.

Военные выделили объединению средства, часть которых пошла на подготовку к выпуску серии приборов, а часть ЛОМО должно было передать ГОИ для создания опытной партии.

Работники института действительно собрали образцы и в 1994 году передали их конструкторам ЛОМО. Однако выпуск приборов так и не был налажен. Среди специалистов ходят слухи, больше похожие на анекдот: в ЛОМО умудрились потерять документацию и разобрать тепловизоры, чтобы посмотреть, как они устроены. Детали от этих приборов где-то валяются до сих пор, а о судьбе нескольких сотен миллионов рублей, причитавшихся ГОИ, похоже, не знает никто. Через несколько месяцев началась война в Чечне, и наши войска были вынуждены сражаться с боевиками вслепую. А ведь если бы у армии имелось достаточное количество тепловизоров, солдаты легко могли бы вести наблюдение за замаскировавшимися боевиками на расстоянии до нескольких километров.

Илья Иосифович Троцкий

В заключение надо сказать, что сейчас среди военных ходят слухи о грядущих кадровых перетрясках. Похоже, президенту стал надоедать публичный конфликт начальника Генерального штаба и министра обороны. У Сергеева и Квашнина в войсках свои единомышленники, и Путин в случае простого увольнения одного из них наверняка испортит отношения со сторонниками другого. Так что Вооружённые силы скорее всего возглавит человек, близкий к президенту, но далёкий от генеральских кланов. Пару месяцев назад возможным преемником Сергеева считался главком ВМФ Куроедов (вспомним хотя бы, что президент посетил защиту его диссертации), но крушение "Курска" сильно подмочило репутацию адмирала. Сейчас, по некоторым данным, среди президентской свиты обсуждалась кандидатура Клебанова , который имеет возможность стать первым после наркомвоендела Троцкого штатским министром обороны [тов. Троцкий занимал пост наркомвоенмора, поста "наркомвоендела" у большевиков не было- прим. Компромат.Ру].

Учитывая опыт работы вице-премьера на ЛОМО, легко можно представить, что может произойти с нашими Вооружёнными силами в случае такого назначения.

 

Илья Клебанов попал под колпак ФСБ.

А "Интеррос" подозревается в промышленном шпионаже.

Федеральная служба безопасности России намерена не допустить совершения уникальной сделки, придуманной холдинговой компанией «Интеррос» и Российским авиационно-космическим агентством (РАКА) и поддержанной вице-премьером Ильей Клебановым. «Интеррос» решил погасить долг ОАО «Пермский моторный завод» (ПМЗ) перед Пенсионным фондом в размере 400 млн руб., предложив государству не деньги, а 37% акций ОАО «Пермские моторы». Сделка должна была осуществиться указом президента России. Однако ФСБ отказалась завизировать проект указа, выяснив, что за этими акциями практически нет активов.

26 декабря прошлого года вице-премьер Илья Клебанов провел совещание с представителями группы «Интеррос» и РАКА. На нем был одобрен проект погашения задолженности ОАО «Пермские моторы» перед Пенсионным фондом. По замыслу авторов проекта, государство должно было списать 400 млн. рублей, а за это получить 37% акций «Пермских моторов», где уже сейчас в федеральной собственности находится 14,25% акций. После совещания господин Клебанов заявил информационным агентствам, что этот план кажется ему «идеальным», поскольку в_результате государство получит контрольный пакет акций предприятия. В тот же день заместитель гендиректора холдинга «Интеррос» Сергей Алексашенко заявил, что «Интеррос» готов передать государству свои собственные акции в «Пермских моторах».

ОАО "Пермские моторы" было создано в 1997 году на базе крупнейшего пермского машиностроительного предприятия ОАО "Пермский моторный завод» и конструкторского бюро Авиадвигатели. Завод выпускает двигатели ПС-90Л для самолетов Ил-96 и Ту-204, двигатели для ракет «Протон» и для газотурбинных установок, редукторы для вертолетов и мотоблоки. Доходы предприятия составляют около $40 млн. в год. После создания ОАО "Пермские моторы" было официально объявлено, что ему принадлежит 49% акций ОАО «Пермский моторный завод», а еще 26% контролируется группой «Интеррос», и 25% куплено американским концерном Pratt Whitney.

На самом деле господа Клебанов и Алексашенко огласили далеко не все содержание проекта «Интерроса» и РАКА. В распоряжении „Ъ" оказался протокол того совещания у вице-премьера. В нем идет речь не только о погашении долгов акциями, но и еще о двух принципиальных моментах.

Во-первых, проект предполагает передачу «Пермским моторам» весьма ценных активов. Во-первых, 51% акций ОАО «НПО „Искра"», которые сейчас принадлежат государству. Этот завод юридически независим от комплекса «Пермские моторы», но производит сборку газотурбинных установок с двигателями ПМЗ, а главное, продает эти установки. Их основной покупатель - РАО «Газпром» - в значительной степени контролирует завод, а директор завода Михаил Соколовский постоянно ездит в Москву, где принимает участие в совещаниях в «Газпроме».

Во-вторых, предполагается передать «Пермским моторам» исключительные права на «результаты интеллектуальной деятельности», а именно на двигатели, которые делает Пермский моторный завод. За этими ноу-хау тоже стоят большие деньги. Формально права на двигатели находятся в федеральной собственности, однако из-за неувязок в законодательстве эти права до сих пор не оформлены документально. Если же удастся их оформить, то за использование прав можно будет взимать лицензионные платежи и создать новые финансовые потоки от коммерческих запусков ракет «Протон», от перекачки газа «Газпромом» и от полетов Ил-96. Сотрудники самих «Пермских моторов» оценивают эти суммы в "миллионы долларов в год". Они затрудняются определить точные суммы, поскольку «сначала надо открыть кран». Между тем на совещании у Ильи Клебанова уже было решено, как поделить эти деньги - 50% лицензионных платежей должно пойти в федеральный бюджет, а 50% - остаться в «Пермских моторах» на «развитие производственной базы».

В пресс-службе РАКА „Ъ" объяснили, что они пошли на сделку с «Интерросом» в интересах государства. Дело в том, что в стратегически важных предприятиях Перми у государства осталось крайне мало акций (на некоторых - вообще ничего). А РАКА давно пытается «взять под контроль» эти предприятия. Проект реструктуризации «Пермских моторов» представляется этому ведомству выгодным для государства, а от более подробных комментариев руководство РАКА воздержится, пока реструктуризация не будет утверждена.

Пресс-секретарь «Пермских моторов» Дмитрий Кравченко объяснил „Ъ", как он выразился, «более глубокий смысл сделки». «Интеррос» и Pratt Whitney хотят завоевать новый рынок - сделать экспортный вариант газотурбинных установок пермского завода и продавать их в Северной и Южной Америке. Ожидаемый объем продаж в ближайшие десять лет- $200 млн. Для доработки и сертификации нового товара в Америке необходимо купить или иметь права на его двигатели - поэтому надо выходить из тупика с оформлением этих прав в России. Кроме того, для нормального осуществления проекта необходимо объединить всю производственную цепочку, а поэтому надо передать «Искру» в «Пермские моторы».

Очевидно, что проект реструктуризации «Пермских моторов» задевает интересы самых разных структур - например, Пенсионного фонда и упомянутого завода «Искра», который хотят передать в «Пермские моторы». Однако никто из обиженных пока не противодействовал осуществлению проекта. Гендиректор ОАО «НПО „Искра"» испугался даже комментировать проект.

- Я на эту тему разговаривать не буду. Мне моя жизнь слишком дорога,- заявил он по телефону корреспонденту „Ъ".

- Я в курсе плана операции с долгами «Пермских моторов»,- сообщил "Ъ" советник председателя Пенсионного фонда России Владимир Вьюницкий.- В сущности, эта затея незаконна. Долг перед пенсионным фондом - это не долг перед государством. Это деньги пенсионеров, и правительство не вправе свободно распоряжаться ими. Погашение долга «Пермских моторов» может быть законно, если правительство само выплатит нам 400 млн. Тогда бы мы не стали возражать. Но, к сожалению, должен сказать, что в разных ведомствах сейчас зреет все больше идей о прямом списании самых разных долгов - и перед бюджетом и перед нами. Что касается долгов «Пермских моторов», то с нами никто не советовался по этому поводу и пенсионный фонд не получал на согласование никаких документов.

Между тем, как выяснил "Ъ", в январе аппарат вице-премьера Клебанова подготовил проект указа президента о реструктуризации долгов «Пермских моторов» и направил на согласование в ФСБ России. ФСБ отказалась завизировать проект и переправила его в Совет безопасности России с приложением - аналитической справкой. В ней говорится, что предложенная реструктуризация ОАО «Пермские моторы», его долгов, активов, а также передача лицензионных прав на разработки авиадвигателей противоречат интересам государства. Чекисты считают, что так в руки иностранцев попадут промышленные секреты, которыми те пока еще не владеют. Секреты касаются оборудования для военных самолетов, которое тоже делается в Перми. Кроме того, считают в ФСБ, акционер «Пермского моторного завода» Pratt Whitney не заинтересован в развитии производства в России, так как сам производит авиадвигатели и является главным конкурентом «Пермских моторов».

Но самое главное, что удалось выяснить экспертам ФСБ,- что 37% акций, которые «Интеррос» хочет обменять на 400 млн. руб. долга Пенсионному фонду,- пустышка. Как сказано в аналитической записке, активы ОАО «Пермские моторы» стоят порядка 100 млн. руб., а основные промышленные активы принадлежат другим юридическим лицам, не связанным с этой компанией.

"Ъ" проверил выводы чекистов и выяснил, что ОАО «Пермские моторы» действительно не владеет ни одной акцией в самом главном предприятии этого «холдинга» - Пермском моторном заводе. "Ъ" стала известна структура акционерного капитала ОАО «Пермский моторный завод» по состоянию на 29 ноября 2000 года. Вопреки тому, что декларируется пресс-службами, 49% акций Пермского моторного завода принадлежат не ОАО «Пермские моторы», а четырем московским фирмам: ЗАО «Авиапром», 000 «Промавиаконсалтинг», 000 «Квинстрит» и 000 «Астеррив».

Пресс-секретарь «Пермских моторов» Дмитрий Кравченко попытался опровергнуть выводы чекистов. Он сообщил "Ъ", что на самом деле «Интеррос» предлагает государству не пустышку, а в дальнейшем собирается «наполнить активами» ОАО «Пермские моторы». Если государство одобрит проект реструктуризации долгов, то «Интеррос» передаст в ОАО «Пермские моторы» 25% акций Пермского моторного завода и «Авиадвигателя». Причем «Интеррос» письменно взял на себя такое обязательство в договоре с РАКА, который они заключили 28 декабря прошлого года, то есть через два дня после совещания у вице-премьера Клебанова. В договоре детально описывается содержание проекта, который берутся лоббировать участники сделки. Господин Кравченко считает, что государству очень выгодно получить контрольный пакет ОАО «Пермские моторы», несмотря на то, что оно получит лишь по 25% в реальных предприятиях.

По данным "Ъ", эксперты Совета безопасности согласились с выводами ФСБ и тоже поставили отрицательную резолюцию на проект указа президента. Один из сотрудников аппарата СБ так прокомментировал "Ъ" эту идею: «Это залоговый аукцион наоборот». Из СБ заключение на проект указа было отправлено в администрацию президента. Как признают сотрудники ФСБ и СБ, иногда указы президента появляются несмотря на противодействие спецслужб.

Чертежи по дешевке. В обмен на списание "парижского" долга Россия отдала Италии проект Як-130

Как сообщили "Ведомости" России удалось наконец осуществить проект в рамках схемы списания долгов в обмен на собственность, которую энергично продвигал Касьянов. Правительство Италии зачло долг в $77 млн. в обмен на техническую документацию учебно-тренировочного самолета (УТС), которую ОКБ им. Яковлева передало итальянской компании Aermacchi. Сделка завершена, и на проходящем сейчас авиасалоне в Ле-Бурже итальянцы представили ее результат - свой самолет М-346. Документация передана по цене восьми самолетов. Правительство "собственноручно" усилило конкурентные позиции Aermacchi и ослабило наши.

Самолет создан ОКБ им. Яковлева в 1980-х. Накануне запуска серийного производства финансирование прекратилось, а в 1994 глава Минпромнауки Дондуков, тогда руководивший ОКБ, договорился с Aermacchi о доводке самолета. Затем дело застопорилось. В декабре 2000 вице-премьер Клебанов заявил, что проект будет завершен в рамках схемы "долги за инвестиции". Но до инвестиций, пишут "Ведомости", дело не дошло: получилась обычная товарная сделка в счет долга. Права на совместный с ОКБ самолет принадлежали итальянцам наполовину, а документация дала Aermacchi возможность выпустить на этой базе свой самолет, на который ОКБ прав не имеет. Проблем с его серийным производством не будет. В качестве компенсации ОКБ получило от Минфина примерно 2/3 списанной суммы долга - $50 млн.

Итальянцы хотят продавать машину тем же покупателям, кому сбывают свои самолеты россияне, - например, Индии. Финансовые и маркетинговые возможности Aermacchi сильно осложнят яковлевцам продвижение своей машины. Правда, в самом ОКБ "Полит.Ру" сказали, что сделкой довольны и не считают, что усилили конкурентов: Aermacchi строит самолет с учетом требований своих заказчиков, в основном, стран НАТО. Кроме того, в контракте есть положения о разделе рынков и о компенсациях, которые итальянцы должны выплатить ОКБ.

Как сказал "Полит.Ру" замгендиректора Центра АСТ Константин Макиенко, если информация "Ведомостей" верна, то "это скандал", ведь $77 млн. за проект - очень мало. Это предмет для разбирательства. Соглашение о разделе рынков, считает эксперт, вряд ли сможет компенсировать потери. Сейчас в Индии проходит тендер на закупку 66 УТС, теперь в нем могут участвовать и итальянцы, и ОКБ. Поставка самолетов Индии - ключевой вопрос, так как большего контракта на УТС лет десять не будет и "европейцы едва ли будут принимать во внимание российские интересы". Рынок легких штурмовиков и истребителей, создаваемых на базе УТС, весьма перспективен, говорит Макиенко. Летать на них будет "вся Африка и значительная часть Азии". Проектов на рынке немного: МИГ АТ, Як-130, чешский Л-156. Поэтому отдать кому бы то ни было целый проект - это скандал. Более удачный пример раздела рынков - МИГ АТ, в котором есть французское участие. Но Франция не имеет прав на самолет, и вместе с Россией ей придется бороться за рынки Греции и Индии.

Итак, правительство выгадало $27 млн. Вред, нанесенный соглашением отечественным авиастроителям, явно больше. Совершенно очевидно, что никакой нужды "выгадывать копейки", отдавая за долги техдокументацию, у правительства не было. Хотя ситуация с выплатой долга напряженная, текущих доходов бюджета при высоких ценах экспорта на долг хватит. А если цены снизятся, кредиторы, как неоднократно заявлялось, долг реструктурируют. Не более понятна заинтересованность в этой сделке ОКБ - "головного предприятия Минпромнауки". Как всегда в случае бартерных квазирыночных сделок, договоренности сторон остаются за кадром: может, есть неформальная заинтересованность, а может - важные внешнеполитические договоренности. Как бы то ни было - понятно, что все "долги в обмен на инвестиции" в конечном счете заканчиваются именно бартером. И что платить долг деньгами значительно дешевле. Разумеется, пока деньги есть.

http://www.polit.ru/documents/103227.html

http://www.lik.ru/~grankin/dosye/ru_bio270.htm

http://www.compromat.ru/main/klebanov/a.htm

http://www.compromat.ru/main/klebanov/kolpak.htm



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100