На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


07.02.02

Московская Хоральная синагога: от истории к современности

Синагога в переводе с древнегреческого означает "собрание". Идиш дает еще одно название - "шул" - слово, фонетически близкое к "школе".

Строго говоря, нормальная синагога соединяет в себе оба эти значения: это место, где евреи собираются, чтобы обсудить свои дела (кои неизменно оборачиваются проблемами) и где они учатся эти дела/проблемы разрешать так, как тому учит еврейская традиция и общечеловеческая практика.

Но синагога в России - это больше, чем просто собрание и даже больше, чем школа. Синагога в России - это еще и наглядная история еврейского народа в изгнании: история диаспоры, которая вот уже пять веков пытается примирить окружающую среду - с собой и себя - с окружающей средой, история людей, упорно стремящихся соединить в своем сердце две родины - родину, где они родились, где растут их дети и где находятся могилы их предков, и родину - как духовную традицию, которая сохранила народ-изгнанник как единый народ и не позволила ему раствориться среди многих других, кои вольно или невольно предоставили народу-изгнаннику убежище.

Синагога в России - это больше, чем собрание, школа и, даже, история. Синагога в России - это память о прошлом и предостережение на будущее. Поэтому каждая разрушенная синагога - это невосполнимая потеря опыта, каждая сохраненная и восстановленная - залог от ошибок будущего: не то, что новые не будут совершены - будут, без них нет развития, но старые - не будут повторены: они обходятся народу слишком дорого.

Московская Хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке (бывшая улица Архипова) - живой пример того, ЧТО значит синагога в России.

Своим появлением она обязана царю-реформатору Александру Второму и Московскому Еврейскому Обществу. Первому - потому что позволил евреям, прежде всего купцам 1-й гильдии, состоявшим в этом высшем купеческом обществе не менее десяти лет - жить и работать вне черты оседлости, в том числе и в столичных городах: реформы требовали денег. Потом высочайшая милость была распространена и на евреев-ученых, ремесленников, выпускников университетов, когда уже не только деньги, но и руки, и мозги инородцев оказались востребованы Империей.

Эта "востребованность" и позволила Московскому Еврейскому Обществу обратиться к известному своими либеральными взглядами князю Владимиру Андреевичу Долгорукову, генерал-губернатору Москвы, с просьбой о разрешении построить еврейскую молельню: территория для нее в бывшей гончарной слободе (отсюда и название переулка "Глинищевский" - глина) была выкуплена общиной в 1876 году. Выкуплена, конечно, не по цене (кто бы продал), но с большой выгодой для городского хозяйства: община приняла на себя все долги по этому владению, которые до того тяжелым бременем висели на Московском городском Кредитном обществе, то есть - в сегодняшней терминологии - на муниципальном банке. Эти долги община выплачивала тридцать восемь лет - столь велики были долги и столь высоки были прямые и косвенные (трансакционные) расходы общины, связанные со строительством синагоги.

Территория в Спасоглинищевском переулке была выбрана Московской общиной не случайно. Дело в том, что неподалеку, в Глебовском подворье в Зарядье сложилось то, что в московском обиходе называлось "еврейским гетто": именно здесь всякими правдами и неправдами еще с тридцатых годов девятнадцатого века стали селиться евреи, чей бизнес уже не вписывался в узкие рамки оседлости. Однако, московские власти не позволяли открыть молельню в районе Китай-города, поэтому они и выбрали Спасоглинищевский переулок - до него от Зарядья можно было, соблюдая канон, дойти вечером в пятницу и в субботу пешком. Сначала здание для молельни арендовали там же, в Спасоглинищевском, в так называемом доме Рыженкова (доходный дом) - естественно, по специальному разрешению министра внутренних дел, потом заказали проект еврейского молельного дома архитектору Семену Эйбушитцу - австрийскому подданному, получившему образование в Московском училище живописи и позднее принявшему российское подданство. Первый проект молельни больше походил на какое-нибудь казенное учреждение вроде больничного дома или приюта, нежели на синагогу. Однако, ему не суждено было сбыться совсем по другим - нежели архитектурным причинам: начало восьмидесятых годов было отмечено кровавыми еврейскими погромами, последовавшими за убийством народовольцами царя-реформатора Александра Второго.

Режим в России всегда развивался по синусоидальному циклу: кровь - либерализация - ужесточение режима - снова кровь. Евреи всегда оказывались на гребне этих синусоид - когда она была вверху (либерализация) и когда она оказывалась внизу (кровь). В 1886 году все тот же Семен Эйбушитц разработал новый проект синагоги - нет, это было уже не скромное здание, напоминавшее больничку или приют - большая купольная базилика, с вмонтированным в купол щитом Давида - по примеру той, что была в Вене. На территории Российской Империи синагога с куполом была лишь в Варшаве, еще одна строилась в Санкт-Петербурге, чуть позже - уже в начале следующего века - появится и в Смоленске: Смоленская синагога имела самую счастливую судьбу - единственная из всех пережила погромы и сохранила свои купола.

Закладка Спасоглинищевского Еврейского молитвенного дома состоялась 28 мая 1887 года: в восточную стену здания была вмонтирована каменная капсула с закладной грамотой.

Однако, уже в следующем году, печально знаменитый своими черносотенными взглядами Обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, имевший колоссальное влияние на слабого и сильно пьющего царя Александра Третьего, подал жалобу министру внутренних дел: Победоносцев утверждал, что синагога, да еще и с куполом, оскорбляет чувства православных. У Победоносцева был свой план решения еврейского вопроса: "Одну треть следует уничтожить, одна треть - эмигрирует и одна треть ассимилируется": - такой план он предложил в 1891 году. Генерал-губернатор Москвы, князь Долгоруков пытался защитить уже почти отстроенную синагогу. Но что князь да губернатор против самого Обер-прокурора? Князя отставили от двора, а позже под благовидным предлогом (стар стал князь) отправили в отставку. Купол распорядились разобрать, мотивируя это тем, что проект молельного дома не прошел согласования с министерством внутренних дел, с фронтона убрали изображение скрижалей Моисея - обязательный элемент всех синагог того времени. Так начался процесс бесконечных перестроек синагоги, который, собственно, не закончился и по сей день.

Службы в синагоге тем не менее шла - подпольно. То есть ничего действительно "подпольного" во времена Третьего Охранного Отделения быть по определению не могло: власти как бы не замечали, что в здании по Большому Спасоглинищевскому с регулярным постоянством собираются люди в кипах и шляпах. Ничего не поделаешь: казна в России всегда была худая и требовала различных внебюджетных фондов и прочих иных форм вливаний.

Однако период реакции в России (и, кстати, не только в России - в Германии использовался тот же прием Кайзером и Гитлером) характеризовался и другой чертой: власть вмешивалась в конкурентную борьбу бизнесов, разделяя их на чистые и нечистые. Стоит ли говорить, что в девяносто первом году прошлого века, аккурат в еврейскую Пасху, власть оказала поддержку русским и немецким бизнесам, объявив еврейские в изгнание. 30 тысяч ремесленников и мелких купцов в одночасье были выгнаны за пределы Москвы. В городе разрешили остаться лишь купцам первой гильдии, евреям с высшим образованием (потом выгнали и юристов), и детям Николаевских солдат - общим числом пять тысяч человек. "Великое изгнание евреев" из Москвы осуществлялось с такой неумолимостью, что родителям, как писал позже один из очевидцев, не позволяли забрать из больничек больных детей.

Ну а спустя еще год в синагогу явился пристав, который принес предписание, запрещающее проведение служб в хоральной синагоге. Старый раввин Зелиг Минор написал прошение министру внутренних дел и новому генерал-губернатору Москвы Романову с просьбой не оставить евреев без возможности обращаться к Б-гу. Реакция была предопределена: раввина Минора выслали из Москвы, запретив когда-либо покидать территорию черты оседлости, а Московскому еврейскому обществу повелели "синагогу продать или обратить в благотворительное заведение, в противном случае здание будет продано с торгов Губернским правлением", - гласило Высочайшее повеление от 23 сентября 1892 года.

Общине ничего не оставалось как приспособить здание под трехклассное ремесленное училище-приют, названное в честь царя-реформатора Александра Второго, давшего евреям почти равные права с их христианскими соседями, Александровским. Однако, и его обязали закрыть в 1895 году. Тогда евреи назвали учреждение, располагавшееся в здании запрещенной синагоги, училищем-приютом "Талмуд-Тора". В конце девятнадцатого века во всей Москве оставался лишь один еврейский молельный дом - частная молельня банкира Лазаря Соломоновича Полякова на Б.Бронной улице. Также как русская литература возникла и жила исключительно по недосмотру начальства, так и еврейская молитва звучала не только шепотом исключительно по причине другого греха российской власти - расточительного отношения к казенным деньгам.

Училище "Талмуд-Тора" закрыли в 1897 году, здание предписывалось полностью переделать: стоимость переделок оценивалась в колоссальные для тех времен деньги - 37 тысяч 560 рублей (тарелка супа стоила 5 копеек). За разрушением синагоги обещался следить лично обер-полицмейстер Москвы генерал Трепов. Потом были погромы конца века, и погромы века нового: из России уехало около миллиона евреев. Правительство Соединенных Штатов Америки прекратило с Россией торговые отношения.

А потом случилась первая русская революция 1905 года и появился апрельский манифест царского правительства о свободе вероисповеданий. Министр внутренних дел Петр Аркадьевич Столыпин обратился к царю Николаю Второму с ходатайством разрешить открытие московской хоральной синагоги. Знаменитый московский архитектор Роман Иванович Клейн был приглашен для восстановления интерьера молельного дома - она была закончена уже в следующем десятилетии и обошлась общине почти в двести тысяч рублей.

И тут грянула вторая русская революция. 1 августа 1923 года ВЦИК Совета Народных Комиссаров постановил: "Находящуюся в Московской синагоге по Спасоглинищевскому переулку библиотеку передать Белорусскому государственному университету …", спустя три года часть владений синагоги передали "Текстильстрою", в 1960 - еще часть отдали под резервную шахту метрополитена.

И, тем не менее, Московская Хоральная синагога продолжала жить - то уходя в подполье, то возвращаясь из него. В семидесятые и восьмидесятые годы улица Архипова стала местом встречи отказников и слушателей подпольных иешив. В девяностые, на Великие праздники в синагогу стало не пробиться: вдруг оказалось, что в Москве, несмотря на десятилетия гонений и эмиграции, по-прежнему живет много евреев, для которых старая синагога в Спасоглинищевском стала действительно местом собрания. То есть - синагогой.

Но синагога в России - больше чем собрание и больше чем школа. В какой бы точке синусоиды не находился режим в России, она - символ и концентрация жизни еврейской диаспоры. Она - наша история и наша память. Наши совершенные ошибки и предостережение от ошибок в будущем.

Именно поэтому главная московская хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке должна быть сохранена.

Сегодня эта синагога нуждается в нашей помощи. Уже полным ходом идут реставрационные работы, восстановлен купол, отреставрирован фасад здания. Реконструкция обходится во многие миллионы долларов. Часть средств собрано, часть выделило московское правительство, часть предстоит собрать всем нам. И не только потому, что остро нужны деньги. Но и потому, что синагога только тогда станет действительным местом собраний, и - шире - символом единения народа, когда каждый еврей сможет сказать: и мой рубль есть в камнях нашей истории. Кто-то даст рубль, кто-то сто тысяч - не суть. Суть в том, чтобы восстановление главной Московской синагоги стало общим делом.

Еврейская Община Москвы на сегодняшний день реализует не только религиозные программы, но и целый ряд проектов, не имеющих непосредственного отношения к традициям. Тем не менее, именно синагога остается сердцем еврейской жизни, поэтому центром общинного комплекса, строительство которого предусмотрено программой развития ЕОМ, станет реконструированное здание синагоги.

Комплекс будет также включать в себя: полученное от Правительства Москвы здание, площадью более 3 500 кв.м., где разместится детский дом и центр социальной помощи неимущим. Кроме того, начинается строительство общественно-культурного центра (10 000 - 12 000 кв. м.), вокруг которого, как предполагается, будет сосредоточена культурная жизнь евреев Москвы и России.

Общинный комплекс откроет свои двери для всех евреев, верующих и не придерживающихся религиозных канонов, богатых и бедных.

Счет для пожертвований на воссоздание Московской Хоральной синагоги:

Некоммерческий благотворительный фонд

"Фонд воссоздания Московской хоральной синагоги"

р.с. 40703810438270100586 в Царицынском ОСБ Сбербанка России 7978/0804 г. Москва

к.с. 30101810400000000225

БИК 044525225

ИНН 7709329278

с пометкой "целевой благотворительный взнос на программу".

Телефон для справок: 968-33-03

факс: 924-63-01

Адрес: 101000, Москва, Б. Спасоглинищевский переулок, 10

--------------------------------

Читайте интервью, которое дал специально для сайта "Еврейский Интернет-клуб" Исполнительный вице-президент Еврейской общины Москвы, член Президиума Российского Еврейского Конгресса Павел Фельдблюм: Павел Фельдблюм - "еврейский градостроитель"

IJC





сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Аннонсы материалов
© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100