--> |
|
Иосиф Бродский. Вечер памяти в БетестеСветлана ГРЕНЬЕ (Мэриленд) 1 февраля 2003 в Бетесде, в общественном зале жилого дома Lakeview House, прошел благотворительный вечер, посвященный творчеству Иосифа Бродского в связи с седьмой годовщиной его смерти. Организовала вечер Галина Славская, живущая в этом доме. В течение двадцати лет она собирает материалы о жизни и творчестве Бродского и активно делится своими знаниями с публикой. В зале собралось около 50 человек. Некоторые живут в этом доме, остальные приехали с разных концов Большого Вашингтона и даже из Балтимора. Галина привлекла к участию в вечере профессионалов высокого класса. Московские актеры Жанна Владимирская и Алексей Ковалев, работающие на "Голосе Америки", знают, любят и прекрасно читают стихи Бродского. Они были авторами и исполнителями первой программы, посвященной памяти поэта, которая вышла в эфир вскоре после его кончины. Профессор Джорджтаунского университета Ольга Меерсон ведет там занятия по русской поэзии, неизменно включая в программу курса произведения Бродского. Вечер открылся символической телевизионной заставкой: памятник на могиле поэта на кладбище Сан-Микеле в Венеции и наплывающий на него профиль молодого Иосифа на фоне родного дома в Ленинграде, на улице Пестеля, в последние минуты перед отъездом навсегда. Вечер стал праздником поэзии, преодолевающей изгнание и смерть. Таким задумала его Галина Славская, с полным правом давшая вечеру подзаголовок "Мой Бродский". Для нее сохранение памяти о поэте - дело жизни. Это ее третья композиция о Бродском. В отличие от предыдущих, она была построена не столько на хронологическом следовании биографии поэта, сколько на центральных темах его поэзии, постоянно вступающей в диалог с мировой культурой. Первым прозвучало в исполнении автора стихотворение "Перед памятником А.С.Пушкину в Одессе", в котором Бродский отвечает на пушкинское "К морю" - как бы продолжая начатый Пушкиным разговор о свободе. Многие услышали это стихотворение впервые. Написанное в 1971 году, оно было опубликовано только в 1995-ом, и было включено Бродским в единственный записанный им компакт-диск со стихами, созданными на родине. Именно этой записью открылась поэтическая часть вечера. Тема судьбы поэта в России звучит и в диалоге с Анной Ахматовой, встреча с которой явилась важной вехой в жизни и творчестве Бродского. Жанна Владимирская читает стихотворение юного поэта, адресованное его великой современнице в 1962 году; ведущая напоминает слушателям ответ Ахматовой - "Последняя роза" с эпиграфом "Вы напишете о нас наискосок. И.Б.". Потом мы снова слышим голос поэта: с экрана телевизора он читает нам свой шедевр "На столетие Анны Ахматовой". 27 лет отделяют это стихотворение от предыдущего, целая творческая жизнь… Рассказ об ахматовской теме в творчестве Бродского продолжает Ольга Меерсон, связывающая ее с христианской тематикой многих его стихов. Как пример, она приводит цитаты из "Реквиема" Ахматовой и "Натюрморта" Бродского. Ольга читает "Сретенье", тоже посвященное Ахматовой, о котором сам поэт говорил, прощаясь в 1972 году с Лидией Чуковской: "Это лучшее, что я написал". Особый цикл в творчестве Бродского составляют "рождественские стихи": известно, что всю жизнь Бродский старался к каждому Рождеству написать стихотворение. Два таких стихотворения - "Бегство в Египет (2)" и "Колыбельная" - читает Жанна Владимирская, еще одно - "В воздухе сильный мороз и хвоя…" - Ольга Меерсон. Галина Славская напоминает слушателям об обстоятельствах вынужденного отъезда поэта из родного города и вводит следующую тему вечера: восприятие Бродским эмиграции и поиски своего места в новой географической и языковой среде. Галина читает отрывок из стихотворения "1972 год": Слушай, дружина, враги и братие! Все, что творил я, творил не ради я славы в эпоху кино и радио, но ради речи родной, словесности. За каковое раченье-жречество (сказано ж доктору: сам пусть лечится) чаши лишившись в пиру Отечества, нынче стою в незнакомой местности. На экране 32-летний Бродский - его первое выступление на Западе. Звучит "Почти элегия", ностальгическое стихотворение о былом счастье, написанное в 1968 г., за 4 года до эмиграции. Но поэт уже тогда будто предчувствует расставание навсегда не только с любимой женщиной, но и с родиной. 1973 год Бродский встретил в Венеции. Там рождается первое итальянское стихотворение - "Лагуна". В нем поэт смотрит на себя со стороны: впервые он "совершенный никто, человек в плаще". Алексей Ковалев читает "Лагуну" с благородной простотой. Бродский возвращается в Венецию почти каждую зиму, посвящает ей и стихи, и прозу. На экране мы видим его на фоне каналов и дворцов, читающего "Венецианские строфы". Другая итальянская тема поэзии Бродского - это Рим, "вечный город", где можно охватить взором все историческое время - от античности до наших дней - и где поэт впервые счастлив в настоящем. Здесь написано в 1981 году стихотворение о свободе и творчестве - "Пьяцца Маттеи". Гордо звучит его завершающая строфа: …сорвись все звезды с небосвода, исчезни местность, все ж не оставлена свобода, чья дочь - словесность. Она, пока есть в горле влага, не без приюта. Скрипи, перо. Черней, бумага. Лети, минута. - и слушатели благодарят Алексея Ковалева дружными аплодисментами. Осенью 1995 года поэт написал в Риме несколько прощальных стихотворений, ясно сознавая, что жить ему осталось недолго. Но в стихотворении "Корнелию Долабелле" звучит уверенность в том, что его поэзии предстоит долгая жизнь. … Я знаю, что говорю, сбивая из букв когорту, чтобы в каре веков вклинилась их свинья И мрамор сужает мою аорту. Жанна Владимирская завершает этим стихотворением поэтическую часть вечера, как бы замыкая смысловое кольцо и вновь возвращаясь к теме пушкинского "Памятника". Галина Славская, вице-президент фонда St. Petersburg Brodsky Museum Foundation, образованного в 2001 году, говорит о проекте создания музея-квартиры Бродского в его родном городе. Она работает над этим проектом с 1997г., когда он был впервые задуман на 3-й международной конференции, посвященной творчеству Бродского, в питерском журнале "Звезда". Тогда он казался только мечтой небольшой группы энтузиастов - но сейчас проект начинает воплощаться в жизнь: российский Альфа-банк финансирует выкуп коммунальной квартиры; комната родителей поэта уже передана питерскому фонду создания музея. Зрители видят на экране дом Мурузи, где жил поэт, видят юного Бродского на балконе. Галина говорит об истории дома, о его связи с именами Блока, Ахматовой, Гумилева, Чуковского. Она призывает присутствующих поддержать проект, благодарит их за внесенные пожертвования (в фонд поступило от зрителей $454). И как последний подарок и слушателям и организатору вечера прозвучало прочитанное Жанной Владимирской стихотворение "Что нужно для чуда?.." Всем показалось, что в этом небольшом зале тоже произошло чудо встречи с великой поэзией. http://www.vestnik.com/issues/2003/0319/win/grene.htm |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|