На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


“Interjewish Club” открывает новую страницу - «виртуальные экскурсии по Израилю» Автор и ведущий - известный израильский журналист и экскурсовод Владимир Мак

МОЯ МАЛЕНЬКАЯ … НЕОБЪЯТНАЯ СТРАНА

Туризм в Израиле

Наша маленькая страна на карте занимает места меньше, чем ее название. С детства помню, как слово "Израиль" отыскивали в углу, в табличке против цифр, рядом с Катаром, Бахрейном, и другими нефтяными арабскими соседями, которые не пускают к себе туристов, побывавших в Израиле. А мы пускаем. Мы - страна свободная, демократическая, мы не интересуемся, списком стран, в которых побывали туристы, решившие наконец, прибыть в "Землю обетованную" или на "Святую землю" (в зависимости от религиозной принадлежности). Израиль - демократия, причем единственная на Ближнем Востоке, и слишком маленькая. И не хватает ее на соседей, как впрочем не хватает на них и денег, и работы, и т.д, и т.п.

Хватает только достопримечательностей. Причем не только на соседей, их с лихвой хватит на половину земного шара. По поводу размеров Израиля в Америке есть такой анекдот: "Вы вернулись из Израиля? Ну и как вы там проводили время? - Осматривали страну. - А после обеда?…". Однако на любом нашем квадратном километре заслуживающих внимания исторических объектов в неограниченное количество раз больше чем в Америке. Неограниченное - потому, что на ноль не делится. В США история начинается с 18 века, а в Израиле турецкая эпоха (с 16 по 20 век) кажется вчерашним днем, потому, что мы отчетливо знаем, что происходило на этой земле последние три тысячи лет, а приблизительно - еще лет на пятьсот - - восемьсот вглубь истории, ближе к Сотворению мира.

Все израильские достопримечательности можно условно разделить на природные, религиозные и исторические. Конечно же, все они пересекаются по месту - на берегу Мертвого моря (главный природный уникум Израиля) находятся исторические памятники Кумран и Масада, заповедник Эйн-Геди, где кроме экзотических животных мы сталкиваемся с упоминанием о царе Давиде и возлюбленной царя Соломона Суламифь (не читавшие "Песнь песней" наверняка хотя бы читали Куприна), гора Сдом (тот самый Содом, и даже рядом соляной столб - окаменелая жена Лота).

 Ну и Иерихон - раскопки самого древнего города в мире, источник пророка Элиши (Елисея), развалины дворца Ирода, христианская святыня - гора Искушения с монастырем на ней, остатки мусульманского дворца 8 века с потрясающей мозаикой, и все это на расстоянии 200 - 500 метров друг от друга…

Местную публику, далекую от христианства, и перекормленную в школах родной историей, более всего интересуют природные красоты - израильтяне страшно любят путешествовать по горам и ущельям и уверены, что приезжающим к ним гостям это тоже интересно. Между тем, для туристов из-за границы Израиль - это в первую очередь родина Библии, а, следовательно, иудаизма и христианства, а уже во вторую - Мертвое море. (Когда- то мой друг и коллега Антон Носик, ныне большой интернетовский деятель, а тогда журналист израильской газеты "Вести", написал, что публике в Израиле нужно "три моря и две могилы". Какие моря - понятно, а могилы - Иисуса Христа и Ицхака Рабина. Недавняя смерть, особенно такая парадоксальная, всегда вызывала повышенный интерес у толпы.) Среди интересующихся истоками религии, естественно, большинство христиан, но, как ни странно, именно этот вид туризма в Израиле развит недостаточно. Наша страна - особенная, она не просто еврейская, она - убежище для любого еврея и поэтому с самого начала, с 1948 года, отношение к христианству было весьма прохладным, если не сказать больше. При этом в Израиле множество христианских общин, монастырей и церквей, но все это отделено от еврейской жизни. Однако от паломников никуда не денешься, и они приезжают, и их принимают, и существуют экскурсоводы, маршруты, музеи, выставки… Вот только всего этого недостаточно. У нас слишком много святынь, поэтому считается, что можно себе позволить о некоторых вообще умалчивать - как, например, о могиле Георгия Победоносца, которая находится в 2 километрах от аэропорта Бен-Гурион в городе Лод или о захороненной голове пророка Иакова, что в армянской церкви в Иерусалиме (тело то в Испании, где так и город называется - Сантъяго де Компостелло - и где вокруг этого тела создана настоящая туристическая индустрия). О более известных святынях умолчать было труднее и, мало помалу туризм начал развиваться. Причем арабское население Израиля и территорий, им обеспечиваемых (называемых оккупированными), с бОльшим интересом относится к паломникам, однако их тормоз - не идеологический, но профессиональный. Они почти ничего не умеют делать, поэтому службы сервиса в арабских городах и кварталах оставляют желать лучшего. Вот так и буксовал наш туризм в потенциально самой туристической стране мира - одни не могут, другие не хотят…

Огромная волна репатриации из СССР добавила Израилю более полумиллиона населения. Падение "железного занавеса" и повышение уровня жизни некоторой части населения уже бывшего СССР привело к неудержимой страсти к путешествиям по странам, среди которых Израиль вышел на одно из первых мест. Причин оказалось множество, причем часто у одного человека их было сразу несколько. Встреча с друзьями или родственниками, приложение к святыням (после насильственного атеизма весьма логично возник повышенный интерес к религии), попытки создать совместный бизнес, гастроли, лечение и прочая, и прочая. Русскоязычный туризм из скромных попыток в 70-е годы и бесплатных экскурсий Еврейского агентства в 80-е к середине 90-х годов вырос в огромную индустрию, в которой конкурировали десяток чисто русских фирм, в которой русские отделы в старых турагентствах стали большего размера, чем все остальные, вместе взятые, в которой на рынке существовало более сотни дипломированных экскурсоводов и еще десятки шарлатанов, называющих себя оными, в которой туристов обслуживали блестящие русскоязычные водители на комфортабельных минибусах. Середина 90-х была эпохой расцветом русского туризма в Израиле. Все больше приезжало групп и индивидуальных туристов, все больше вкладывалось денег в развитие этого бизнеса в Израиле.

Ударом стал дефолт 1998 года, о котором читатели знают лучше автора этих строк, но от которого в течение двух лет русский туризм в Израиле почти полностью оправился. Шел двухтысячный год, кончался век и кончалось тысячелетие. Миллионы людей, среди которых значительный процент был говорящих на русском языке, хотели в это особенное время побывать в Израиле. Все лето страна готовилась. Открывались новые канатные дороги, реставрировались археологические объекты, обновлялись экспозиции в музеях, ремонтировались старые гостиницы и строились новые, туристические фирмы ежедневно принимали десятки заказов. Гостиницы в Иерусалиме были забронированы с середины сентября 2000 года по середину января 2001-го, у всех экскурсоводов и водителей была расписана работа на три месяца вперед. Все ожидали туристического рекорда - с 15 по 30 сентября страна была буквально набита туристами, обслуживавший их персонал работал на износ, и уже хотелось отпуска. И он наступил.

Это был действительно рекорд. Только с обратным знаком. Все лето наш бывший премьер пытался любой ценой подписать мирное соглашение с Арафатом, предлагая ему все на свете, вплоть до главной еврейской святыни - Храмовой горы. 28 сентября произошел теракт, назавтра тогдашний лидер оппозиции Ариэль Шарон прогулялся по Храмовой горе (в отведенное для туристических посещений время, ничего не нарушив!), а 30 сентября начался процесс, получивший название "Интифада Эль-Акца". О причинах этого восстания ("Интифада" по арабски - восстание, вот только восстает обычно весь народ, а в этой грязной разборке участвуют только оплаченные бандиты. Народ при этом бездействует и нищает.) сказано много и не в этой статье уместно об этом рассуждать. Скажу только, что Арафат - мультимиллионер, который продолжает обогащаться ТОЛЬКО в процессе борьбы. Мир ему не нужен, поэтому его устраивал медленный процесс и ни в коем случае не устроила близость конечного результата. Вот и началась бойня, комментируя которую, журналисты в первую очередь стали слушать громкие мусульманские плачи. Ведь, когда бьют евреев - это как бы плохо, но обычно, но когда бьют евреи - это нонсенс. Кто им позволил? Вот и появляется жалоба патриарха КГБ всея Руси Алексия Второго о том, что израильские танки обстреливают место Рождества Христова, что звери-поселенцы обстреливают мирное казино в Йерихоне, что танки стоят на окраинах Тель-Авива… И все это по телевидению, с чудовищными ошибками (не Тель-Авив, а Иерусалим, не место Рождества, а лагерь беженцев в километре от него, не мирное казино, а снайперов на его крыше и т.д.), только Светлой Памяти Киселевское НТВ комментировало события компетентно и беспристрастно. Поедут ли в Израиль люди после подобных репортажей? Ответ однозначен. Первые дни октября мы, экскурсоводы, продолжали работать с оставшимися с сентября туристами, и, откровенно говоря, не отдавали себе отчета в том, что нас ожидает, а агентствам все было уже понятно - факсы с отказами шли "нонстоп". К 10 октября в Израиле практически не осталось туристов.

Расслабившись, хотя и не получая при этом удовольствия, мы стали вспоминать историю предыдущей интифады, начавшейся в 1987 году и практически рассосавшейся к 1993-му, и годы начала "мирного процесса", когда в ответ на отдачу территорий и рукопожатия в Вашингтоне, бандиты взрывали автобусы. Никогда, за исключением одного эпизода в 1991 году в Бейт-Лехеме, терактов не было около достопримечательных мест и на трассах, к ним ведущих. Вспомнили и вышли в Старый город, проехали по Масличной горе - все тихо. Те же продавцы открыток и сувениров, те же зазывалы в кофейни и магазины, те же привратники в церквях - только, кроме них, никого. Также никого на Севере - пустой Назарет (вроде, понятно - хоть израильский, но арабский город), но и Цфат пустой, хотя там ни одного араба нету. И в Эйлате пусто, и на Мертвом море, и на Средиземноморском побережье. Звоним в Россию, спрашиваем - почему туристы не едут? Отвечают - опасно. Но в России безо всякой "интифады" опаснее, а случайно в самом безопасном месте может все что угодно произойти. Вон, в Австрии на фуникулере 170 человек за час сгорели, но никого это от альпийских курортов не отпугивает. С этими мыслями мы прожили осень и зиму, дождались, наконец, выборов и нового премьер-министра. Ариэль Шарон в сложной ситуации - слишком глубоко мы засели, чтобы за месяц оттуда выползти, поэтому хоть процесс и пошел, но будет он не стремительным. Однако туристическая ситуация современного Израиля вполне понятна.

На сегодняшний день лишь два района абсолютно недоступны. Оба они находятся на территории Палестинской автономии, въезд на которую реально опасен. Это Бейт-Лехем с окресностями и Иерихон. Первый, он же Вифлеем, содержит действительно интересную и для многих очень важную церковь Рождества, еще несколько весьма любопытных мест, связанных с рождественскими событиями и еврейскую святыню - могилу праматери Рахели, синагогу, над которой видно от пропускного пункта из Израиля в автономию, но подойти к ней пока я бы не рекомендовал. Также, рядом с Бейт-Лехемом есть интереснейший Иродион (дворец царя Ирода и его предполагаемая могила), проезд к которому также затруднен. Иерихон - безумно интересное место и одно из важнейших в Израиле и его временная потеря - бОльшая. чем потеря Бейт-Лехема. Но еще не так давно - до 1994 года - практически не ездили в Бейт-Лехем, а до 1998 - в Иерихон. И, что же, туристы сидели из-за этого в гостиницах или на пляжах? Ни в коем случае. Даже, если одну половину Израиля закрыть, то на другой можно сделать насыщенный маршрут на неделю. И невозможность поездки в Бейт-Лехем высвобождает время подробнее полазить по Старому городу и посмотреть фантастически красивый район Эйн-Керем (где витражи Шагала, знаменитый Горненский монастырь и место рождения Иоанна Предтечи) и монастырь Креста, где похоронен Шота Руставели. А если не ездить в Иерихон, то можно больше времени уделить Югу или Северу, найти, наконец, время для подъема на гору Тавор - по-моему, самое красивое место в Израиле, или для поездки в набатейский город Авдат, стоящий посреди пустыни…

Все перечисленные места не более опасны, чем Нотр-Дам в Париже или Британский музей в Лондоне. Только сумки при входе в музеи и церкви в Европе не проверяют, а в Израиле это происходит повсюду, и авиарейсы нашей компании "Эль Аль" никогда не угоняли, поскольку террористы в ее самолеты даже не суются. Каков же туризм в Израиле сегодня? По-прежнему, туристов мало, хотя несколько больше, чем осенью. Погода великолепная, цены на гостиницы и экскурсионное обслуживание значительно ниже обычных в это время года, и возможность посмотреть места, в которых обычно народу, как в Горбачевское время в очереди за водкой, идеальная - никакой толкучки и никаких очередей. А в знаменитый "Туннель Хасмонеев" у Стены Плача, на экскурсию в который надо было записываться за месяц, можно попасть сразу. Вот только Храмовая гора в Иерусалиме закрыта - мусульмане боятся, что туристы осквернят их святыню, придуманную халифом Омаром в 7 веке. Ну, ничего, мы подождем до лучших дней, которые, я уверен, наступят. А пока будем смотреть Святой город Иерусалим и Святую, Обетованную землю Израиля. О возможных маршрутах и расположенных на них достопримечательностях мы поговорим в следующих статьях.

Вид на пустыню НЕГЕВ

Экскурсия в Масаду

Владимир Мак с Зурабом Соткилавой

Владимир Мак с Дмитрием Хворостовским



Почтовый адрес: Mak Vladimir, Isaac Ramba, 602/16, Jerusalem, 93782, Israel.
Домашний телефон, факс: 972-2-6720007.
Мобильный телефон: 972-52-634444. (При наборе телефонов в Израиле вместо 972 следует набирать 0)
E-mail:




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100