|
Татьяна ВОЛЬТСКАЯ. ЭТО Я ЕВА...Здесь в этом вагоне
В конце октября в Петербурге, на Рубинштейна, 23 открылся новый просветительский центр “Мемориал”. Теперь там по субботам и воскресеньям можно будет увидеть выставку “В мире двух диктатур”. Вениамин Иофе, возглавляющий петербургский “Мемориал”, написал в буклете, что эта выставка - “рассказ о том, как два европейских государства, Россия и Германия, в начале ХХ века выпали из русла мировой цивилизации и оказались ввергнутыми в состояние первобытной орды”. Это не просто выставка, это историческое и философское осмысление и сопоставление двух режимов. С противоположных стен смотрят друг на друга фотографии, запечатлевшие трагедию европейских евреев, остарбайтеров, военнопленных в Германии, российских немцев, советских политзаключенных. Смотрят друг другу в глаза девочка Освенцима и девочка Колымы. Посреди фотографий - два подлинных экспоната: дверь камеры и оконная решетка соловецкого лагеря. Лагеря МВД в Германии. Тюрьма КГБ в Потсдаме. Дубровлаг. Восстание 1953 года в ГДР. Восстание 1953 года на Колыме. Случаи массовых неповиновений в ГУЛАГе. Два мира, два зеркала, стоящие друг перед другом. За неделю до открытия нового центра “Мемориал” в нашем городе произошло еще одно событие, которое следует поставить в этот же ряд: двухдневный семинар “Живая история”, посвященный истории Холокоста, организованный специально для библиотекарей и учителей. Здесь в этом вагоне Эту надпись нашли на стене запломбированного товарного вагона, одного из тех, которые шли во время второй мировой в лагеря уничтожения. Теперь эти слова напечатаны в книге “Передайте об этом детям вашим. История Холокоста в Европе. 1933 - 1945”. Книга - часть проекта “Живая история”, начатого в 1997 году по инициативе правительства Швеции. Шведы серьезно обеспокоились тем, что молодежь мало знает о Холокосте, и вот проект был поддержан всеми партиями, представленными в шведском парламенте. Тираж книги уже превысил миллион экземпляров - ее заказывали школы, библиотеки, родители школьников, студенты. Теперь эта книга издана и в России - ее выпустило московское издательство “Текст”. Конечно, хорошо, что вышла книга, замечательно, что шведы организовали семинар, а если бы они этого не сделали? Так и не было бы у нас истории Холокоста, а нет книги, как сказал на семинаре учитель истории Сергей Митрофанов, весь прошлый год преподававший своим детям Холокост как предмет, нет и проблемы. Фраза, что всему мы учимся у иностранцев, надоела своей банальностью, но все же от нее не уйти. Но кому бы ни принадлежала инициатива, важен результат: насколько чутким, насколько талантливым окажется наш читатель; ведь книга эта не учебное пособие, а приглашение к размышлению: как жить после всего того, что случилось. Книгу - фотографии, историю распространения фашистской чумы, выдержки из дневников жертв и палачей - предстоит изучать дома. А кульминацией семинара оказался показ фильма Саввы Кулиша “Прощай, ХХ век”, снятый при поддержке Института “Открытое общество”. Сюжет фильма (если можно говорить о сюжете) прост: несколько молодых, очень молодых юношей и девушек смотрят документальные кадры уничтожения тысяч людей - отправку в концлагеря, избиения на улицах, расстрелы женщин и детей, жизнь Варшавского гетто, работу оператора газовой камеры. Крутится страшная хроника, наши молодые современники смотрят и говорят то, что они думают об этом. Режиссер раздает каждому по желтой звезде Давида - точно такой, какую нацисты заставляли носить евреев в гетто; все медленно, нерешительно прикалывают звезды себе на одежду, и вдруг одна девушка отбрасывает звезду: “Я не хочу!” Вот и все мы должны сказать себе это “хочу” или “не хочу” - каждый должен решить, хочет ли он осознать прошлое, принять на себя боль этого мира, нести крест ответственности за него, который называется совестью. Вообще, в наше время желание или нежелание знать, быть может, является одной из самых больных проблем. В книге о холокосте приводятся слова очевидца преступлений нацистов, английского историка Дж. П. Стерна: “Граждане третьего рейха, по-видимому, знали ровно столько (почти всё о гибели немцев-сограждан и почти ничего об уничтожении своих еврейских соотечественников), сколько хотели знать. А то, чего они не знали, им по очевидным причинам было удобнее не знать. Но сам факт, что они не хотели чего-то знать, указывает на то, что они знали достаточно для того, чтобы не желать знать больше”. Конечно, эти слова могут быть отнесены и к гражданам СССР, тоже предпочитавшим строго дозированное знание о лагерях и о депортациях целых народов и сейчас еще иногда повторяющим как заклинание, что “зря никого не сажали”. Бойтесь не знать! Незнание - грех! - говорят нам и эта книга, и эта выставка, открывая которую Вениамин Иофе сказал очень точные слова: “История не учит, а наказывает за незнание”. И при этом наказывает так, как во все времена наказывали нерадивых школьников: повторением пройденного. © "Литературная газета", 2000 |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|