На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Татьяна ВОЛЬТСКАЯ. ЭТО Я ЕВА...

Здесь в этом вагоне
Я Ева
И мой сын Авель
Если вы встретите
Моего старшего мальчика
Каина сына Адама
Передайте ему что я...

 

В конце октября в Петербурге, на Рубинштейна, 23 открылся новый просветительский центр “Мемориал”. Теперь там по субботам и воскресеньям можно будет увидеть выставку “В мире двух диктатур”. Вениамин Иофе, возглавляющий петербургский “Мемориал”, написал в буклете, что эта выставка - “рассказ о том, как два европейских государства, Россия и Германия, в начале ХХ века выпали из русла мировой цивилизации и оказались ввергнутыми в состояние первобытной орды”.

Это не просто выставка, это историческое и философское осмысление и сопоставление двух режимов. С противоположных стен смотрят друг на друга фотографии, запечатлевшие трагедию европейских евреев, остарбайтеров, военнопленных в Германии, российских немцев, советских политзаключенных. Смотрят друг другу в глаза девочка Освенцима и девочка Колымы.

Посреди фотографий - два подлинных экспоната: дверь камеры и оконная решетка соловецкого лагеря.

Лагеря МВД в Германии. Тюрьма КГБ в Потсдаме. Дубровлаг. Восстание 1953 года в ГДР. Восстание 1953 года на Колыме. Случаи массовых неповиновений в ГУЛАГе. Два мира, два зеркала, стоящие друг перед другом.

За неделю до открытия нового центра “Мемориал” в нашем городе произошло еще одно событие, которое следует поставить в этот же ряд: двухдневный семинар “Живая история”, посвященный истории Холокоста, организованный специально для библиотекарей и учителей.

Здесь в этом вагоне
Я Ева
И мой сын Авель
Если вы встретите
Моего старшего мальчика
Каина сына Адама
Передайте ему что я...

Эту надпись нашли на стене запломбированного товарного вагона, одного из тех, которые шли во время второй мировой в лагеря уничтожения. Теперь эти слова напечатаны в книге “Передайте об этом детям вашим. История Холокоста в Европе. 1933 - 1945”. Книга - часть проекта “Живая история”, начатого в 1997 году по инициативе правительства Швеции. Шведы серьезно обеспокоились тем, что молодежь мало знает о Холокосте, и вот проект был поддержан всеми партиями, представленными в шведском парламенте. Тираж книги уже превысил миллион экземпляров - ее заказывали школы, библиотеки, родители школьников, студенты. Теперь эта книга издана и в России - ее выпустило московское издательство “Текст”.

Конечно, хорошо, что вышла книга, замечательно, что шведы организовали семинар, а если бы они этого не сделали? Так и не было бы у нас истории Холокоста, а нет книги, как сказал на семинаре учитель истории Сергей Митрофанов, весь прошлый год преподававший своим детям Холокост как предмет, нет и проблемы. Фраза, что всему мы учимся у иностранцев, надоела своей банальностью, но все же от нее не уйти.

Но кому бы ни принадлежала инициатива, важен результат: насколько чутким, насколько талантливым окажется наш читатель; ведь книга эта не учебное пособие, а приглашение к размышлению: как жить после всего того, что случилось. Книгу - фотографии, историю распространения фашистской чумы, выдержки из дневников жертв и палачей - предстоит изучать дома. А кульминацией семинара оказался показ фильма Саввы Кулиша “Прощай, ХХ век”, снятый при поддержке Института “Открытое общество”. Сюжет фильма (если можно говорить о сюжете) прост: несколько молодых, очень молодых юношей и девушек смотрят документальные кадры уничтожения тысяч людей - отправку в концлагеря, избиения на улицах, расстрелы женщин и детей, жизнь Варшавского гетто, работу оператора газовой камеры. Крутится страшная хроника, наши молодые современники смотрят и говорят то, что они думают об этом. Режиссер раздает каждому по желтой звезде Давида - точно такой, какую нацисты заставляли носить евреев в гетто; все медленно, нерешительно прикалывают звезды себе на одежду, и вдруг одна девушка отбрасывает звезду: “Я не хочу!” Вот и все мы должны сказать себе это “хочу” или “не хочу” - каждый должен решить, хочет ли он осознать прошлое, принять на себя боль этого мира, нести крест ответственности за него, который называется совестью.

Вообще, в наше время желание или нежелание знать, быть может, является одной из самых больных проблем. В книге о холокосте приводятся слова очевидца преступлений нацистов, английского историка Дж. П. Стерна: “Граждане третьего рейха, по-видимому, знали ровно столько (почти всё о гибели немцев-сограждан и почти ничего об уничтожении своих еврейских соотечественников), сколько хотели знать. А то, чего они не знали, им по очевидным причинам было удобнее не знать. Но сам факт, что они не хотели чего-то знать, указывает на то, что они знали достаточно для того, чтобы не желать знать больше”. Конечно, эти слова могут быть отнесены и к гражданам СССР, тоже предпочитавшим строго дозированное знание о лагерях и о депортациях целых народов и сейчас еще иногда повторяющим как заклинание, что “зря никого не сажали”.

Бойтесь не знать! Незнание - грех! - говорят нам и эта книга, и эта выставка, открывая которую Вениамин Иофе сказал очень точные слова: “История не учит, а наказывает за незнание”. И при этом наказывает так, как во все времена наказывали нерадивых школьников: повторением пройденного.

© "Литературная газета", 2000



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100