Южноафриканская Еврейская Община
Демографический обзор
Начиная с середины 1970-х, в южноафриканской еврейской общине наблюдается численное снижение. В 1980 году община достигла своего пика - 120,000 человек. Сегодня она насчитывает от 80,000 до 90,000 человек. (Общее население составляет примерно 43 миллиона). Около 2/3 южноафриканских евреев живут в Йоханнесбурге (55,000). Другая большая община (18,000) находится в Кейптауне. К важным общинным центрам также относятся Дурбан (2,700) и Претория (1,500). Политическая нестабильность в течение двух десятилетий, вплоть до перехода к многонациональной демократии, была главной причиной, по которой люди покидали страну. В наше время одним из основных факторов эмиграции является высокая преступность, хотя во многих случая люди покидают страну, чтобы просто присоединиться к родственникам, уже живущим за границей. Большинство южноафриканских евреев, покинувших страну за последние пять лет, предпочли жить в Австралии. Около 15-20% выбрали алию. Эмиграция квалифицированных членов общины, особенно из молодежной среды, имела отрицательное воздействие на еврейскую общину, которая сегодня состоит из относительно высокого числа пожилых людей. Потери от эмиграции были частично компенсированы прибытием в страну нескольких тысяч евреев из Зимбабве и Израиля.
Жизнь общины
Южноафриканское Правление Еврейских Представителей - зонтичная организация, включающая все еврейские организации страны. Еврейские общинные организации последние несколько лет испытывают нарастающее финансовое давление. Кейптаун имеет более мощную материальную базу, чем Йоханнесбург, где наблюдается серьезный недостаток общинной дисциплины. Множество организаций Йоханнесбурга в основном лишь дублируют действия друг друга.
Во всех еврейских центрах действуют инициативные группы, их задача - гарантировать стабильное управление всеми общинными организациями, включая еврейские дневные школы и дома престарелых. Несмотря на снижение численности, еврейская община остается хорошо организованной и сплоченной, с высокоразвитой сетью образовательных и социальных учреждений. В настоящее время в еврейских дневных школах зарегистрировано около 80% еврейских детей, включая тех, кто посещает частные колледжи.
Религиозная жизнь
Большинство евреев Южной Африки придерживаются ортодоксального течения. Есть также приверженцы реформизма. В Йоханнесбурге есть небольшая группа консерваторов. Недавние исследования показали, что в Южной Африке очень высок уровень религиозной идентификации. В Йоханнесбурге, к примеру, процветает движение Баал Тшува ("вернувшихся в иудаизм"). Религиозные организации, такие как Охр Сомаях, Хабад, Мизрах-Бней Акива и Аиш Хаторах имеют крепкое положение в Йоханнесбурге и наращивают свою активность в Кейптауне. В Йоханнесбурге есть конгрегации Хареди, самые известные из них - Ешива Махарша и Коллель Яд Шауль. Для всех религиозных течений действует религиозное образование.
В рассматриваемый период, Южная Африка объединила новые демократические силы, чтобы приспособиться к вызовам, исходящим из постапартеидной среды. Еврейская община продолжает быт активным компонентом в многоэтническом южноафриканском обществе, хотя она, как и другие белые общины, начинает играть все более незаметную социальную роль.
Община является ослабленной постоянным потоком эмигрантов. Ее мораль подорвана недостатком веры в будущее страны, высокой преступностью и острыми вспышками антиизраильских настроений в СМИ и в правительстве.
Политическое развитие
Южная Африка - не расистская страна с многопартийным демократическим строем, имеющая независимую судебную власть - все это закреплено в "билле о правах". Правящая партия - Африканский Национальный Конгресс (АНК) - удерживает 266 мест из 400 в местной Ассамблее, тогда как Официальная Оппозиция - Демократический Союз во главе с ее лидером Тони Леоном (который является евреем) удерживает 66 мест. Третья по величине партия - Партия Свободы "Инката", имеющая центр в провинции Квазулу-Натал, удерживает 33 места.
Отношения между еврейской общиной и правительством Южной Африки складываются хорошо. Тот факт, что отдельные евреи во времена апартеида были представлены в либеральных и левых политических движениях, имел положительные последствия для еврейской общины в рамках АНК. Правительство продолжает демонстрировать сильную оппозицию расизму во всех его проявлениях, включая антисемитизм. В мае 2000 года, парламент ЮАР взял курс, подтверждающий принципы Стокгольмской Декларации, направленный на сохранение памяти о Холокосте и использование этой универсальной памяти в борьбе со злом геноцида, с этнической чисткой, расизмом, антисемитизмом и ненавистью ко всему иностранному.
Южноафриканское еврейство зарекомендовало себя как видная часть европейского населения, играющая выдающуюся роль в политической, экономической и культурной жизни страны. Многие евреи, больше чем когда-либо прежде, занимают важные позиции в правительстве, администрации (включая такие отрасли, как лесоводство и культура), в суде (19 судей - евреи, включая главу конституционного суда). Есть один еврей в Кабинете Министров - Ронни Касрилс, он отвечает за лесоводство и за воду. Гилль Маркус, бывший заместитель министра финансов, сейчас является представителем главы резервного банка.
Антисемитизм
Антисемитизм в стране продолжает существовать, хоть и на низком уровне. Антиеврейские настроения традиционно были характерны для белого правого движения. Они выражались в актах вандализма и антисемитской граффити. Хотя нужно отметить, что в последнее время активность белого правостороннего крыла значительно снизилась и не представляет угрозы для жизни евреев в Южной Африке. Гораздо большая опасность исходит от мусульманского антисемитизма, результатом которого уже стали несколько актов вандализма против еврейской общины. (В 1997 году были взрывы в еврейском магазине и в синагоге).
В сентябре 2001 года, в городе Дурбане проводилась международная конференция, посвященная борьбе с расизмом. На ней впервые были открыто распространены антисемитские материалы, предоставленные пропалестинскими группами. Во время конференции произошел инцидент, связанный с избиением еврейского доктора тремя палестинцами. Число исламских экстремистских группировок в последнее время продолжает увеличиваться, включая движение "Люди против гангстеризма и наркотиков" (Пагад). Этому движению принадлежит ответственность за взрывы в Кейптауне в 1998-1999 годах, утроенные в рамках программы по борьбе с наркотиками. Лидеры движения были осуждены. От движения Пагад исходила реальная угроза дестабилизации системы правосудия в ЮАР,
После терактов в Америке в Мусульманском Юридическом Консульстве в Кейптауне и в мечети города Фиксбурга были поджоги. Еврейская общественность и главный раввин высказались категорически против этих злонамеренных действий. Ими было направлено письмо с выражением горячей симпатии в адрес Мусульманского Юридического Консульства.
Источник
Report by the South African Jewish Board of Deputies
Перевод: Лаврентьевой А.
|