Еврейская община Польши
Демографический обзор
Накануне Холокоста в Польше проживало 3.25 миллиона евреев, 85% которых были впоследствии уничтожены. Остаток общины был позже исчерпан в результате эмиграции, которая имело место быть в послевоенные годы (смягчение условий эмиграции произошло в 1956-57 году) и в результате "охоты на ведьм" - преследования людей еврейского происхождения в 1968 году. В последние годы коммунистического режима, и особенно после его краха еврейская община возродилась. Число польских евреев увеличилось с появлением молодых людей, открывших свои еврейские корни, и с появлением т.н. "детей Холокоста" (еврейских детей, принятых поляками в ходе войны). Невозможно точно определить число евреев в Польше, но часто цитируемая цифра - 8,000 (общее население приближается к 40 миллионам). Большинство евреев живут в Варшаве, Вроцлаве, Кракове и Лодзе. Есть небольшие общины и в других городах. В восточной части Польши евреев фактически нет, хотя раньше там существовали большие общины подобные общинам Люблина и Белостока.
Жизнь общины
Союз Еврейских Религиозных Общин и светская организация Еврейское Социокультурное Общество являются двумя ведущими общинными организациями. Совместно с другими еврейскими группами они являются членами зонтичной организации KKOZRPL.
В Варшаве есть начальная еврейская школа, которой оказывает активную поддержку Lauder Foundation (организация, известная своим участием в восстановлении еврейской жизни в Польше; особое внимание она уделяет молодежным проектам - созданию летних и зимних лагерей и.т.п). Lauder Foundation также оказывает спонсорскую помощь религиозным программам. Помимо этой организации в Польше действует American Jewish Joint Distribution Committee. Ее деятельность направлена, преимущественно, на социальную сферу и на программы, стимулирующие еврейскую идентичность молодежи. Ведущие еврейские издания - еженедельник Midrasz и Dos Jidische Wort. Последнее публикуется на польском языке и на идише. В последнее время в польских книжных магазинах появляется большое количество еврейских изданий (в переводе на польский и в оригинале).
Важные институты: Еврейский Исторический Институт (который в 2000 году открыл свой обновленный музей), Государственный Еврейский Театр и Еврейский Культурный Центр в Кракове. В Варшавском и Краковском университетах работают еврейские образовательные центры. Планируется создание ультрасовременного музея польского еврейства в Варшаве.
Антисемитизм
Открытия, содержащиеся в книге Яна Гроссо о резне евреев в 1941 в Едвабне (а также фильм Агниезка Арнольда) оживили давнее обсуждение проблемы виновности Польши в судьбе польских евреев военного времени. В июле 2000 года состоялась траурная церемония, посвященная 60-летней годовщине трагедии. Церемония была проведена президентом Александром Квасневским. Есть, однако, тревожные сообщения об активизации антисемитизма в связи с вышеупомянутыми общественными дебатами. Не так давно произошел инцидент, связанный с публикацией книги "историка" Дариуса Ратайкзака. Автор в своей книге опровергает Холокост. В университетских кругах Ратайкзак был резко осужден и уволен с занимаемой должности. Антисемитские сообщения иногда проникают на радио Maryja, с миллионной аудиторией. Наблюдаются акты вандализма на еврейских достопримечательностях (в основном на кладбищах). Это является такой же серьезной проблемой как и антисемитское граффити.
Реституция
В 1997 году был принят закон, предписывающий реституцию еврейской общинной собственности существующим еврейским общинам. Наряду с этим был специально создан фонд, нацеленный на сохранение наследства польских евреев. До настоящего времени отсутствовало национальное законодательство, имеющее дело с проблемой возвращения ценностей, захваченных в период фашистской оккупации и во времена коммунистического режима.
Источник
Dr.Laurence Weinbaum,Policy Study,No.14,Polish Jews: A Postscript to "the Final Chapter"?
Dr. Laurence Weinbaum,Policy No.22,The Struggle for Memory in Poland,Auscwitz, Jedwabne and Beyond Перевод: Лаврентьевой А.
|