-->


 Отдых и дoсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти






"Огонь живой ту глину опалит..."

Мирра Аспиз

Народный художник Российской Федерации, член-корреспондент Академии художеств Рена (Ревекка Моисеевна) Цузмер родилась в 1918 году в Одессе. Ей исполнилось четыре года, когда семья переехала в Москву. Отец Рены, Моисей Яковлевич, был профессором Московского педагогического института им. Ленина; он - автор многих учебников по биологии для средней школы и высших учебных заведений. М. Цузмер хорошо знал классическую музыку, отечественную и зарубежную литературу и прекрасно рисовал. Мать Рены, Мария Львовна, была микробиологом. По стопам отца пошла лишь Анна - старшая сестра Рены, написавшая несколько школьных учебников по разным разделам биологии.


Рена Цузмер на открытии персональной выставки в Российской Академии художеств. 2003 год.

Рена же в 1949 году окончила Московкий институт прикладного и декоративного искусства. Ей посчастливилось: в ту пору там преподавали известные художники А.А. Дейнека и А.Д. Гончаров. Живописному мастерству она обучалась у Р.Р. Фалька, а композиции - у В.А. Фаворского. Ее первые керамические работы относятся к началу 1950-х годов. Тогда на художественных выставках еще не появлялась декоративная керамика. Рена стояла у ее истоков. Время новой керамики - время, когда "посудные" формы - вазы, блюда, чаши - зачастую переставали быть утилитарными вещами, превращаясь в подлинно художественные произведения. На них наносились натюрморты, пейзажи, портреты, другие живописные изображения, которые постепенно становились все более тонкими и сложными по цвету. Росписи Р. Цузмер отличались несомненным своеобразием. В вековые традиции древнего искусства она внесла свой неповторимый талант. Ее декоративные керамические композиции оставляли ощущение красоты, гармонии. Она и стихи - любительские, но очень искренние, - писала о своей любимой работе:

Рожденная из недр земли земля,

Земля, что просто глиною зовется,

В порыве творческом свободно

разольется.

Возникшая из недр земли земля.

Огонь сверкающий ту глину опалит,

Огонь, что в глубине земли мерцает,

Что созидает все и разрушает.

Огонь живой ту глину опалит.

И заблистает вечность в звонком

сплаве том,

В том сплаве, что керамикой зовется.

Огонь с водой в объятии сольется,

Чтоб засияла вечность в хрупком

сплаве том...

Ты так податлива, упруга и тепла,

В ладони, словно птица, прилетаешь.

Росу с них пьешь и форму обретаешь,

Всегда изменчива, коварна и вольна.

Добытая из недр земли земля,

Которую мы глиной называем,

В свободных, чистых формах оживает,

Чтобы, застыв, опять уйти в века!


Настенное панно "Последний луч". Фаянс.

Первая выставка работ Р. Цузмер состоялась в 1953 году, а пока последняя - через полвека, в залах Академии художеств. В течение пятидесяти лет художница участвовала более чем в двадцати отечественных и зарубежных выставках. В ее керамических работах слились, по ее собственным словам, три стихии - скульптура, живопись и графика. Творчество ее высоко оценено специалистами. Вице-президент Академии художеств, народный художник Т. Салахов назвал ее талантливейшим мастером в области декоративного искусства. Скульптор О. Комов восхищен ее работами, выполненными, как он пишет, с высоким вкусом и подлинным ощущением формы. В его комнате висит фаянсовый светильник ее работы. Присмотревшись к нему, видишь, говорит О. Комов, что "перед вами сложная пространственная скульптура, только подвешенная к потолку... Она будит воображение своей изысканной пластикой, напоминает... ХVIII век. То в ней видится екатерининская карета, то какие-то архитектурные детали великолепного интерьера.., а то и просто парадный сервиз..."


Ваза "Ранняя зима". Фаянс.

Искусствовед Н. Воронов тоже высоко оценивает работы Рены Цузмер, относящиеся к разным периодам ее творчества, - к более раннему, живописному, и к позднейшему периоду - скульптурно-пластическому.

Художница успешно проявила себя и в больших формах, связанных с архитектурой. Ею, к примеру, создана декоративная решетка "Цветы и птицы" для Дворца культуры Волгодонска, фриз "Земля цветет" для Дворца молодежи в Благовещенске-на-Амуре, керамические композиции для пансионата "Дружба" в Ялте и многое другое. Для музея первого космонавта в городе, носящем его имя, Цузмер создала своеобразный мемориал "Небо над родиной Гагарина".


Фрагмент настенного панно"Суламифь". Фаянс.

С годами в ее творчестве все более ощущается психологизм. Ее декоративное блюдо "Старые деревья" - это не просто пейзаж, а, в известном смысле, символ стойкости и мужества. Она сама говорит, что деревья для нее - живые существа со своими радостями и печалями; молодые - полны радостью бытия, старые - несгибаемы, мудры и готовы к уходу. Подобно колоннам, возносятся они к небесам. Колонны вообще занимают немалое место в творчестве художницы. Они, пишет Рена, "словно столбы света, пронизаны воздухом... В их мерцающей глубине летают стаи птиц, распускаются и сбрасывают листву деревья, возникают города и селения, расстилаются поля и текут реки, рдеют закаты, идут дожди". Созданные ею колонны увенчиваются иногда вазами, лепными травами и листьями.

Темы живописных и графических работ Р. Цузмер - природа, город, театральные персонажи, карнавал. В них отражены ее восприятие мира, впечатления жизни, мечты.


Настенное панно "Воспоминание о Каунасе" (на месте каунасского гетто). Красная глина.

Большинство ее керамических ансамблей связано с пушкинской темой. И это не случайно. Вот как она рассказывает об этом: "Я держу в руках маленький томик Пушкина, изданный к столетию со дня его смерти... Думала ли я, посылая книгу на фронт моему мужу Владимиру Писаржевскому, что вернется она ко мне после его гибели? "Пришли мне Пушкина, он мне необходим, с ним легче убить фашизм, я обязательно вернусь, и мы вместе будем наслаждаться великими стихами", - просил он в письме".

В.В. Писаржевский пошел на фронт добровольцем и погиб в 1944 году. Рене прислали его орден Отечественной войны I степени и тот самый томик Пушкина. Она говорит: "Все эти годы лежал на душе моей долг перед его памятью, и я, наконец, решилась прикоснуться к пушкинской поэзии, столь зримо и вдохновенно вошедшей когда-то в нашу жизнь, в ее счастье и горе". Выполненная ею многопредметная композиция "Памяти поэта" приобретена Третьяковской галереей. За эту работу Р. Цузмер удостоена Государственной премии России им. И. Репина и награждена золотой Пушкинской медалью.


Из композиции "Памяти поэта". Настенное панно "А.С. Пушкин". Фаянс.

Композиция - восемь творений из керамики. Портрет поэта заключен в медальон и как бы вырастает из окружающей среды. Вся композиция опалена осенью: фаянсовый рельеф "Михайловское. Вид с балкона", медальон "Река Сороть", чаша "Дуб уединенный", чаша "Осень"... На колонне - ваза с изображением места последнего упокоения Пушкина.

Основные вехи творческого пути Р. Цузмер нашли свое отражение в статях отечественных искусствоведов. Ее керамические, живописные и графические работы представлены в Третьяковской галерее, Русском музее, Историческом музее, в музее керамики ("Усадьба Кусково"), во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее истории и реконструкции Москвы, Музее-заповеднике А.С. Пушкина в Михайловском, в музеях Костромы, Ярославля, Сергиева-Посада... Монументально-декоративными работами Цузмер украшают гостиницы "Россия" и "Урал" в Москве, Дворцы культуры некоторых российских городов... Большое количество ее работ находится в ее личной мастерской, составляя единую коллекцию, которая представляет собой прекрасную основу для персональной музейной экспозиции творчества Рены Цузмер.

http://www.lechaim.ru/ARHIV/139/aspiz.htm



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки