МАНДЕЛЬ ЕФИМ ЛАЗАРЕВИЧ

О СОЧЕТАНИИ СИММЕТРИИ И АСИММЕТРИИ
КАК ИНСТРУМЕНТЕ СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЫ

 

Из трех вопросов: зачем, о чем и какими формами пишут стихи, коснемся только последнего. Первые два определяются личностью поэта, его мировозрением, кругозором, компетентностью, фантазией, совестью и т.д.,”и т.д., и т.д., и т.д. (Иосиф Бродский)”.

Расмотрим симметрию и ее антипод как свойства гармонии стиха. Классификацию форм стихов с точки зрения сочетающихся в различных соотношениях ассимметрии (обозначим ее А или S*) и симметрии (S или А*) будем производить применительно к следущим структурам : слог, слово, строка, строфа, стих и стопа, ритм, рифма. Множество различных видио и аудио симметрий (асимметрий) синтезируют гармонию стихов (G=S+S*=A*+A), что не случайно. Растения, животные и человек имеют структуру S+S*. Фундаментальные законы природы, познанные человеком на данном уровне, в физике элементарных частиц и квантовых полей их взаимодействия проявляются, к примеру, в унитарных, калибровочных группах симметрии и нарушениях их. Трансляционная симметрия ведает законом сохранения энергии, вращательная - сохранением момента количества движения, а в макро случаях движеньем солнца и планет. Перестановочная, вращательная и точечная симметрии определяют строение атомов, их энергию и химические соединения их в молекулы (2). Поскольку человек устроен симметрично - асимметрично от клеток до внутренних и внешних органов. то это сказывается на продуктах его творчества в геометрии, физике, химии, биологии, архитектуре, музыке, картинах художников и поэзии. Итак, приступаем к детальному расмотрению гармонии G стихотфорной формы. В шлифовке взглядов на законы стихотворной формы не будем чуждаться эффективной критики, уточнений и углублений. Хочется приблизиться к гармонии содержания и формы. Отыскав в жизни достойную поэтического воплощения мысль (изюминку, алмаз), попытаемся отшлифовать ее до бриллианта и поместить в форму, красоту которой поищем в S+S* . Видео и аудио симметрии составляют гармонию стиха, красоту начертания и звучания, ритм и рифму, схожесть структур строф или закономерное нарушение их. Симметрии ударных и безударных слогов легче придерживаться, если учитывать еще и слабые ударения в длинных словах,которые поневоле возникают в чтении стиха при ритмичном дыхании. Симметрию рифмующихся строк подчеркивает приближенное равенство количества слогов (силлабика). Симметричное распределение ударных слогов (тоника). Асимметрия в длине строк (разное количество слогов), ритме и рифме порождают верлибр с естественным ограничением на длину строк, чтоб не обрести прозаичное звучание. Стихи в прозе имеют ритм (редко - рифму) и длинные строки (примеры: “Слово о полку Игореве” и “Песнь о буревестнике” М. Горького). Проза в стихах аритмична и арифмична с недлинными и возможно силлабичными строками (Н. Рерих “Письмена”). Белый стих симметричен по ритму и асимметричен по рифме. При форме стиха, прижатого к правому краю, рифма будет под рифмой, а возникшие слева ступеньки помогают взгляду находить следующую строку, что асимметрично по отношению к стихам прижатым к левому краю. Ступеньки Маяковского асимметричны и левому, и правому краям. Строка, разорванная на несколько частей, дает смыслоые паузы в конце строки, подчеркивая интонацией гармоничную аритмию, хотя в целом ритм при этом может и присутствовать. Колорит уличного языка (сленга) и отсутствие знаков препинания (асимметрия пунктуации) подчеркивают музыку стиха, допуская иногда многозначную трактовку. Склеивание слов в строке можно считать ассимметрией по отношению к строке с пробелами между словами. Проследим симметрию строф на примере сонета. Первый сонет был написан юристом из Сицилии в 1230г. В процессе распространения по разным языкам в форме сонета ( на итальянском sonetto - твердая форма) сохранилось в основном лишь количество строк, их 14. “Канонической формой сонета принято считать сонет Франческо Петрарки.” (2 катрена зацепляются рифмами, и 2 терцета связываются рифмами, 4-4-3-3). Шекспир классическую форму трансформировал в 3 катрены и двустишие, а во Франции Шарль Бодлер отказался связывать рифмой катрены. А. Сумароков создал сонет со структурой строф 4-4-6. А.С. Пушкин написал “Евгения Онегина” сонетами из одной строфы. Украинский поэт Д. Павлычко писал асимметричные по рифме сонеты (белые стихи). Нижегородский поэт А. Люкин построил Сонет матери из одной пятистрочной строфы и трех терцет, 5-3-3-3 (первая строфа асимметрична остальным, которые симметричны между собой по количеству строк). Все эти проявления различных комбинаций симметрий и асимметрий строф и рифмовки строк наводят на мысль, что можно построить и другие по своему вкусу формы S+A сонетов. Например, имеют право на существование симметричные формы сонетов со следующими количествами строк в строфах 3-4-4-3, 4-3-3-4, 7-7, 2-5-5-2, 5-2-2-5, 1-4-4-4-1 и 3-8-3 и пр. Еще поясним вышеизложенное на более кратких формах стиха терцет (Италия), хокку и сэнрю (Япония). Независимо в разных странах, в разное время при отсутствии средств обмена информацией возникает форма строфы из трех строк. У хокку (сэнрю) симметричное колличество слогов в строках 5-7-5 ( силлабика) и асимметричность по рифме, а у терцета асиллабичность с присутсвием рифмы. Посмотрим форму строфы из четырех строк, получивших название катрена в Италии, рубайат в Персии и частушка в России. В катрене имеются симметрии по рифме и по ритму, рубайат ритмичен, имеет арифмичную третью строку, остальные строки рифмуются между собой. В частушке могут быть разные ритмы в строках (асимметрия тоничности), не рифмованные две строки и даже белый стих. Форма пинтет независимо возникает в разное время в Японии (танка, 9-й век, автор Оно Комати) и Англии (лимерик). Происхождение лимериков (5 строк с рифмой по схеме aabba, строки 1,2,5 - трехстопные, строки 3,4 - двухстопные) связывают с ирландским городом Лимерик. Частушки и лимерики пели при застольях, и цели их сходны: поозоровать, повеселиться, высмеять, воспеть маловероятное событие. Реформатор лимерика Э. Лир слил третью и четвертую строки, которые рифмовались между собой, в одну строку и взял это основой для своих нонсенсов (4). В результате получилась форма подобная рубайат Омара Хаяма (первая, вторая и четвертая строки рифмичны), а третья арифмичная строка к остальным, но появилась внутренняя рифма. Любопытна силлабика танка с распределением слогов 5-7-5-7-7 по пяти строкам. Заметим, что хокку сотворил Ямадзаки Сокан (1465-1533) из танка отбрасыванием двух последних строк и получил еше одну красивую симметрию 5-7-5 слогов в трех строках. В лимерике первая, вторая и пятая строки имеют трехстопную тоничнось, а третья и четвертая двухстопную т.е. асимметричны по ритму с вышеуказанными, но рифмуются между собой (симметрия по рифме внутри строки: Hen - Wren).

There was an Old Man with a beard,
Who said, “ It just as I feared! -
Two Owls and a Hen, four Larks and a Wren,
Have all builts their nests in my beard!”

(4) From “A BOOK OF NONSENSE”, Edward Lear

Множество примеров симметрии стихов приведены в книге (1), написанной математиком, музыкантом и литератором, но там рассматриваются не все составляющие стиха с точки зрения симметрии и не столь общей формой. Симметрия дает возможность унифицировать терминологию при создании новых форм стиха, навести порядок в понимании существующих и даже ограничить при желании бессмысленный рост количества терминов. В таком случае без терминов “аритм”, “арифма”, “апунктуация”, “асиллабика” (неравенство слогов в рифмующихся строках), которые означают отсутствие упомянутых симметрий, можно обойтись, хотя заманчиво употреблять одну приставку “а” вместо длиного эпитета “симметричный”. Принятие точки зрения данной статьи открывает широкие возможности для творческой фантазии в сочетаньи симметричных и ассимметричных элементов стиха для создания своей индивидуальной формы.

 1. Б. Варга, Ю. Димень, Э. Лопариц “Язык, музыка, математика”, Издательство “Мир”, Москва 1981

2. Г.М. Жислин, Е.Л. Мандель “ О спектре оператора энергии электронов молекулы в пространствах функций заданной симметрии” Теоретическая и математическая физика, том 1, 2 АН СССР, Москва 1969

3. Б. Романов, Русский сонет, изд. ”Советская Россия” Москва, 1983г.

4. Topsy - Turvy World. English Humor in Verse. Moscow, Progress Publisher, 1978
Составление, предисловие и комментарии Н.М. Демуровой