На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Антисемитский кризис во Франции


Во всей Европе наблюдается сейчас рост антисемитских настроений. Во Франции проживает крупнейшая в Европе еврейская диаспора. Она составляет от 0,6 до 1 миллиона человек, или 1-1,5% от общего населения страны - 62 миллионов. И именно во Франции антисемитизм достигает сегодня пугающих масштабов. Согласно последним опросам, как минимум каждый третий, а то и каждый второй французский еврей чувствует себя в опасности. Они настолько не уверены в своем будущем, что подумывают о том, чтобы уехать из Франции либо посоветовать сделать это своим детям.

И это не тот мелкий антисемитизм, с которым вы, возможно, встречались в Северной Америке и в большинстве стран Западной Европы в последние 50 лет. Это уже не те редкие инциденты, которые уже давно устраивают малочисленные маргиналы и экстремисты. Это, скорее, тенденция, затронувшая всю страну. Причем речь идет не только о привычном уже антисионизме. Современные французские антисемиты преследуют именно самих евреев и их религию, иудаизм, а не только сионистов. Им уже не важно, живут ли эти евреи во Франции, в других европейских странах или в Израиле.

И, наконец, это не тот слепой антисемитский фанатизм, источником которого служит недостаток информации об иудаизме и Холокосте. Напротив, иудаизм играл важную и заметную роль в религиозно-общественной жизни Франции последних десятилетий XX века. Осведомленность о Холокосте и почтительное отношение к его жертвам считаются неотъемлемой частью современной национальной культуры Франции. 16 июля, годовщина позорной облавы на парижских евреев в 1942 году, отмечается как день национального траура. В каждой школе, в которой немецкое гестапо или вишистская полиция Франции арестовывали еврейских учеников, висит ныне соответствующая табличка, осуждающая эти действия. При всем при том, новая волна антисемитизма во Франции с каждым днем набирает силу.

Президент Ширак, который вначале категорически отрицал, что в современной Франции есть хоть капля антисемитизма, теперь называет его одной из главных общественно-политических проблем страны. 17 ноября 2003 года он многозначительно предупредил, что "агрессия против французских евреев - это агрессия против самой Франции". Он на высочайшем правительственном уровне поручил силовым ведомствам составить отчет об антисемитских инцидентах за месяц.

Факты

Начиная с 2000 года во Франции бешеными темпами растет волна насилия против евреев. По данным министерства внутренних дел, в 1990-х годах в стране происходило лишь около 10 антисемитских инцидентов в год. В 2000-02 годах это число увеличилось в среднем до 120. Около 80% всех националистических преступлений на основной территории Франции (то есть не считая острова Корсика) направлены против евреев. За период с 2000 по 2002 годов было сожжено либо разгромлено около 20 синагог, школ и других еврейских общественных учреждений. В 2003 году были полностью уничтожены еще одна синагога и одна высшая школа.

Подверглись нападению антисемитов и несколько еврейских магазинов. К представителям еврейского народа постоянно пристают в некоторых местах, особенно по пути в синагогу, в школу или в самой школе. На улицах были избито несколько раввинов. На еврейскую молодежь нападают во время тренировок в публичных спортивных секциях. Еврейские школьные автобусы обкидывают камнями, а порой и обстреливают. Сообщается даже о случае похищения и чуть ли не линчевания прямо на улице. Есть также некоторые основания полагать, что в 2003 году было совершено два убийства на антисемитской почве.

И даже если собственно насилия за последний год и вправду стало меньше, то общий климат в стране всё равно ухудшается. Кровожадные антиеврейские лозунги вроде "Бей жидов!" постоянно выкрикиваются на крупных уличных демонстрациях. Различные группы и даже демократически избранные должностные лица выступают за всеобщий бойкот израильских и "связанных с Израилем" (то есть еврейских) товаров. Некоторые призывают к приостановке или даже полному прекращению научного сотрудничества с Израилем как государством. Кое-кто предлагает даже по национально-политическим мотивам отказаться от контактов с конкретными израильскими учеными, хотя это и запрещено французским законодательством.

Крупные издательства выпускают откровенно антиеврейские книги, в том числе для детей и подростков. Хотя этот рынок во Франции теоретически должен строго регулироваться законом.

Радикальный исламистский проповедник Тарик Рамадан назвал нескольких французских интеллектуалов врагами ислама уже по одной той причине, что они евреи. Теперь он превратился в своего рода телевизионную суперзвезду. Такая же слава обрушилась и на афро-французского юмориста Дьёдона Мбала. Он постоянно позволяет себе провокационные антиеврейские шутки и высказывания.

Более того, согласно целому ряду отчетов и, по крайней мере, двум недавно вышедшим книгам (Les Territoire Perdus de la Republique - "Утраченные территории Республики", подготовленные к печати Эммануэлем Бреннером, и La Republique et l'Islam - "Республика и ислам" Мишеля Трибалата и Жан-Элен Кальтенбах), школы и университеты становятся главными рассадниками антисемитизма.

В некоторых случаях и родители, и сами ученики настаивают на том, чтобы их учебники были переписаны в более антиеврейском и антиизраильском ключе, а курсы и дебаты об иудаизме и Холокосте были выброшены из программы, хотя программа эта была утверждена самим правительством Франции. Во многих учебных заведениях еврейские студенты, школьники, учителя и преподаватели чувствуют себя в моральной и физической опасности. Их постоянно третируют и угнетают по национальному признаку. Однако директора, учителя, деканы и коллеги оказывают им весьма незначительную поддержку.

Реакция

Реакция правительства и других ветвей власти слишком долго была ограниченной или недостаточно эффективной. Французской печати понадобилось больше года, с октября 2000 по ноябрь 2001 года, чтобы начать широкое освещение антисемитского кризиса. (Некоторые издания сделали это пораньше, но их сравнительно мало). Даже сейчас некоторые СМИ продолжают называть подобные инциденты "межгрупповыми трениями". Такая формулировка предполагает, что евреи также проявляют националистическую агрессию или мстят. Однако в действительности этого, конечно, не происходит. Французский политический класс прореагировал на происходящее еще более неуклюже.

Политические партии и неправительственные организации не призвали к демонстрациям против антисемитского насилия. Хотя теоретически таких призывов можно было ожидать, так как в 1980, 1982 и 1988 годах они уже раздавались. 7 апреля 2002 прошел массовый съезд против антисемитизма и терроризма. Его финансировал Представительский совет еврейских организаций во Франции. Официальные власти не выразили своей солидарности с позицией съезда.

При социалистическом правительстве Лионеля Жоспена вплоть до 22 апреля 2002 года французские власти, особенно министерство внутренних дел, упорно отрицали кризис или преуменьшали его масштаб. После выборов 2002 года, когда Жан-Пьер Раффарен возглавил свое консервативное правительство, положение вещей несколько улучшилось. И все-таки министерство внутренних дел остается пока очень осторожным в своих оценках антисемитских инцидентов. Оно, кажется, порой не слишком-то рвется обеспечивать соблюдение уже существующих антирасистских законов. Речь идет и о новом законе, принятом преимущественно консервативным Национальным Собранием по просьбе Пьера Лелюша - консервативного еврейского депутата от 9-го округа города Парижа.

За правонарушения, связанные с антисемитизмом, под суд было отдано крайне мало преступников. Обвинительных приговоров, соответственно, было вынесено еще меньше. Да и те оказались не столь суровыми, как то предусматривает закон. В большинстве же случаев французские суды вообще не принимают к рассмотрению иски, связанные с антисемитизмом. Более того, одну еврейскую семью даже приговорили к штрафу в 3000 евро за подачу такого иска.

Исламский фактор

Новая волна антисемитизма во Франции имеет много общего с беспрецедентными масштабами иммиграции из исламского мира, как законной, так и незаконной. Огромный наплыв мусульман меняет само лицо страны. Французские законы запрещают вести строгую статистику религиозной принадлежности граждан. Однако, даже по самым скромным подсчетам, мусульман во Франции уже целых 6 миллионов. Некоторые источники называют цифру в 8 миллионов.

Тем временем немусульманское население Франции стареет и вымирает. Уровень рождаемости в этой стране составляет сейчас около 1,4 ребенка на одну женщину. Нечто подобное происходит и в соседних европейских странах: 1,3 в Германии, 1,2 в Италии и Испании.

А вот мусульманское население, как раз наоборот, весьма молодо, и численность его только возрастает. Средний уровень рождаемости среди мусульман составляет 3-4 ребенка на каждую женщину. В самой нижней возрастной группе, до 25 лет, доля мусульман во Франции составляет уже 25-30%. Кроме того, есть свидетельства, что браки между мусульманами и немусульманами стали уже вполне обычным явлением. Причем в большинстве случаев именно мусульмане склоняют к своей вере христиан, а не наоборот. Обращение в ислам становится в Европе уже массовым явлением. Христианская же вера и практика стремительно теряет свои позиции. Ислам, таким образом, быстро может стать второй основной религией Франции и занять в ее культуре огромное место. Более того, со временем он может даже заменить христианство, став главной религией страны.

Естественно, что такая резкая демографическая и религиозная перемена влечет за собой и значительную общественно-политическую перемену. Французские мусульмане собираются играть всевозрастающую роль в предстоящих выборах. Нужно отметить, что большинство из них, особенно молодежь, уже является французскими гражданами. Дело в том, что Франция предоставляет полные гражданские права каждому ребенку, родившемуся на ее территории. Всё большую роль намерены играть мусульмане и в образовании, предпринимательстве, ряде других профессиональных областей, а также на гражданской службе, в армии и полиции.

Консервативный министр внутренних дел Николя Саркози готов способствовать мусульманам в их общественном подъеме. Так, префектом департамента Юра в Восточной Франции он назначил мусульманина Аисса Дермуша.

Во всем этом не было бы ничего плохого, если бы не тот печальный факт, что традиционная мусульманская культура, как на бытовом, так и на научно-теологическом уровне, глубоко презирает иудаизм и самих евреев. Еще один печальный факт состоит в том, что современная мусульманская культура, как строго религиозная, так и полусветская, насквозь пропитана более крайней, более радикальной антисемитской философией. Суть ее заключается в том, что евреи не только достойны презрения, но и по природе своей лживы, ненадежны и злы. А потому их следует оттеснять на общественную периферию либо вовсе уничтожать.

Подавляющее большинство мусульман приезжает во Францию из тех стран, где подобные негативные взгляды старательно формируются и поддерживаются в людях всей системой религиозного и светского образования, политическим дискурсом и СМИ. Оказавшись во Франции, они различными способами, в частности через арабские телеканалы, продолжают поддерживать связь с культурой и предрассудками своей страны. То же самое относится в значительной степени и к мусульманам, родившимся в самой Франции. Ведь они являются сыновьями, дочерями, братьями и сестрами тех самых иммигрантов.

Таким образом, французские мусульмане образуют ныне мощный культурный анклав. У них есть все возможности для упразднения тех элементов пока еще преобладающей традиционной французской культуры, которые так или иначе не сообразуются с их собственной культурной парадигмой. Возможно, впрочем, что некоторые представители иммигрантского сообщества меньше подвержены мусульманским предрассудкам.

Как правило, чем больше французские иммигранты тяготеют к исламской и арабской культуре, тем больше они проявляют антисемитских наклонностей. И наоборот, чем менее близка им подобная культура, тем больше шансов, что чужд им и антисемитизм. То же самое проявляется и на этническом уровне.

Французские мусульмане арабского происхождения - обычно религиозные мусульмане и непримиримые антисемиты. Французские мусульмане берберского происхождения (особенно из крупной кабильской общины численностью в 1,5 миллиона человек) обычно более светские. А потому им более чужд радикальный антисемитизм. Они более склонны завязывать с евреями добрые отношения. А воинствующие берберы и кабилы чаще всего очень дружелюбно относятся к евреям и с большой симпатией смотрят на Израиль.

Пробуждение старого антисемитизма

Подъем ислама и рост исламского антисемитизма - это лишь одна сторона проблемы. Другая сторона заключается в том, что исламский антисемитизм пробуждает и усиливает во французах их собственный, французский антисемитизм. Так, еще в XIX веке социалист Пьер-Жозеф Прудон призывал "либо выслать евреев обратно в Азию, либо вообще полностью истребить". Антисемитизм, как левый, так и правый, играл довольно важную роль во французской культуре и политике и в эпоху Революции, и в эпоху Третьей республики. В 1940 году он сравнительно легко был превращен в государственную политику. Продолжалось это вплоть до 1944 года, когда Франция была освобождена, а пронацистский режим вишистов свергнут.

Впрочем, после войны, после Холокоста антисемитизм был признан абсолютно политически некорректным и стал всячески подавляться. Однако, несмотря на это, он продолжал получать молчаливое и не очень признание во многих слоях французского общества, включая политическую элиту. Так, генерал Шарль де Голль, человек, возглавлявший французское Сопротивление нацистам и вишистам и основавший впоследствии Пятую республику, в 1967 году, сразу после Шестидневной войны, в публичном выступлении неожиданно назвал еврейский народ "элитарной, сознающей свою силу и стремящейся к господству нацией". Так родилось еще одно антисемитское клише. Год спустя он намекнул на "значительное влияние Израиля" на общественную жизнь Франции.

Сообщается, что социалист Франсуа Миттеран, бывший президентом Франции с 1981 по 1995 годы, выражал в кулуарах сходную точку зрения. В молодости он был близок к радикальным антисемитским кругам. Всю жизнь он оставался близким и преданным другом Пьера Буске. Последний возглавлял во время войны вишистскую полицию и был одним из главных организаторов французского Холокоста.

Неудивительно поэтому, что и представители менее высоких эшелонов власти не стесняются произносить откровенно антисемитские речи или даже воплощать свои взгляды в жизнь. Очернение Израиля как "незаконной страны-изгоя" или даже "маленького г...вёного государства" нередко имеет место у высокопоставленных государственных служащих, особенно в министерстве иностранных дел Франции.

Антисемитизм опять, как и раньше, становится центральной политикой, пусть и в несколько завуалированной форме. Это, во-первых, "антисионизм" - термин, который так обожают французские левые. И, во-вторых, "антилоббизм" - эвфемизм, облюбованный хорошо известной ультраправой партией - Национальным фронтом Жана-Мари Ле Пена.

Совершенно очевидно, что нынешний антисемитский кризис во Франции должны разрешать в первую очередь сами французские граждане, независимо от того, евреи они или нет. Естественно, это должно вызвать отклик у еврейских общин по всему миру. Как бы то ни было, тот факт, что крупную демократическую страну Западной Европы можно так легко, быстро и плотно втянуть в антисемитизм, должен заставить еще раз крепко задуматься все западные страны, включая Америку.

Майкл Гурфинкель, FrontPage Magazine Перевод Вадима Черновецкого, Sem40.Ru

http://www.sem40.ru/anti/dgihad/9481/



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100