-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ. ХХ ВЕК

Жертвы фашизма в Краснодаре. Дальнейшие судьбы массовых захоронений оккупационного периода.

Оккупация
С 9 августа 1942 г. по 12 февраля 1943 г. длилась фашистская оккупация Краснодара. Эти 6 месяцев стали самыми страшными за всю его историю.
С первых дней оккупации фашисты приступили к организации в городе административных органов: военного управления, комендатуры, жандармерии и гражданского самоуправления. Были созданы городская и четыре подчиненные ей районные управы.
В декабре 1942 г. по указанию оккупационных властей и зам. бургомистра Краснодара В.Н. Петрова, эти управы составили три списка жителей города. В списке № 1 регистрировали тех, кто проживал в городе с довоенного периода. За исключением коммунистов, евреев, партизан, красноармейцев и других “политически неблагонадежных”. В список № 2 включались поселившиеся в Краснодаре после начала войны, но опять же за исключением “неблагонадежных”, которые учитывались вместе с членами их семей в особом третьем списке.
В результате работ “по учету населения” подручные Петрова буквально просеяли сквозь сито горрайуправ всех жителей Краснодара. Третий список не оглашался. Занесенные в него люди подлежали последующему аресту и уничтожению. Этим занималась зондеркоманда СС — 10А.
Она была создана в августе 42-го года. СС-10А входила в подчинение айнзатцгруппы “Д”, действовала совместно с 17-й немецкой армией генерал-полковника Роуффа и занималась розыском и уничтожением советских патриотов, а также попавших в плен командиров, политработников Красной армии, выявляла и репрессировала еврейское население.
Позднее СС-10А переименовали в “кавказскую роту”. Ее возглавили оберштурмбанфюрер СС шеф гестапо Курт Кристман, его заместитель — оберштурмфюрер СС Горгфальмер, начальник 4-го отдела Карл Раабе. Обрел известность садист, именовавшийся “врачом”, — Генрих Герц.
Бабушка вспоминает, что первыми жертвами фашистов стали евреи. В первые дни оккупации в городе появились обращения ко всем евреям с подписью великого виолончелиста Вилика, который сам был евреем. В них были призывы ко всем евреям явиться с детьми и самыми ценными вещами для регистрации. Собравшихся во дворе гестапо евреев больше никто не видел.
Я нашел в библиотеке совершенно новую, 2000 года книгу “Кубань в годы Великой Отечественной войны” из серии “История без мифов”. А еще нам с отцом удалось поработать в Государственном архиве Краснодарского края. И в книге, и в архиве мы нашли материалы об этих событиях. Действительно, профессора музыки Вилика Наума Исааковича немцы назначили старейшиной еврейской и караимской общин.
Страшные подробности “вербовки” Вилика описаны П. Шлык-Вышинским в статье “Как это было” (“Зверства гитлеровцев на Кубани”. Краснодар: Большевик, 1943).
16 августа к Вилику явился гестаповец, предложил стать старейшиной среди евреев и провести их регистрацию. Вилик отказался. Но фашист вежливо настаивал, добавив, что если Вилик не согласится сам, немецкое командование прикажет ему это сделать. Немец уверял, что евреев никто обижать не собирается. Рассказывал, что в “Таганроге евреям также отвели отдельный квартал, и они там в полной безопасности живут и занимаются своим делом. Делается это во избежание какого-либо выпада со стороны немецких солдат по отношению к евреям, что является для немецкого командования весьма нежелательным...”. Вилика терзали сомнения в правдивости обещаний фашистов. Он попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в колодец, но его спасли.
Утром 17 августа Вилику домой привезли пачку воззваний к еврейскому населению, за подписью его самого, где евреи приглашались 19 и 20 августа на регистрацию. Расклеивать воззвания должны были только евреи. 21 августа всех евреев собрали на сборном пункте (ул. Базарная, 30). Прибывших проверяли по списку. Отправляли машину за детьми. Затем всех вывезли за территорий завода ЗИП (это была северная окраина города, дальше шли сады и виноградники совхоза № 1), расстреляли и зарыли в общей яме.
Отыскивая материалы для этой работы, мы узнали, что примерно такой же сценарий уничтожения евреев разыгрывался в Ростове, Ставрополе, а, возможно, и во многих других городах.
К этому хочу добавить две грустные истории, рассказанные мне бабушкой.
Неподалеку от них жила еврейская семья. Когда началась оккупация, пострадали не только те евреи, которые явились на призыв Вилика. В городе начались еврейские погромы и облавы на них. Евреев, не прошедших регистрацию, выслеживали и уничтожали в течение всей оккупации. Так вот, эта семья, довольно многочисленная — по словам бабушки, решила так избежать фашистских зверств. Они затопили печь, задвинули заслонку в печной трубе и легли спать. Больше уже не проснулись.
А второй бабушкин рассказ, я даже читал о нем где-то раньше, о ее однокласснице — Жене Шиловцевой. Фашисты пришли забирать ее маму — еврейку. Женю фашисты не трогали. Домой к ним прибежала ее школьная учительница Аделаида Ивановна Моисеенко, хотела увести девочку к себе. Но Женя предпочла разделить участь своей мамы и уехала с ней. На мемориальном комплексе, посвященном памяти жертв фашизма, в Первомайской роще установлена скульптурная композиция. Есть там и скорбная фигурка девочки с большими трагическими глазами. Эта девочка, как считает бабушка, внешне даже похожа на Женю. У бабушки сохранилась школьная довоенная фотография их класса. На ней есть и Женя.
Краснодарцы не сразу узнали о назначении крытых, темно-серых грузовиков, которые с 22 августа сначала по пятницам, потом по несколько раз в неделю, а с января 43-го года по два-три раза в день совершали рейсы в район завода измерительных приборов (ЗИП). Страшное предназначение этих машин фашисты долго пытались удержать в строгой тайне. Крытый 6-7-тонный грузовик с дизельным двигателем был обит внутри железом и снабжен в задней части кузова двустворчатой герметически закрывающейся дверью. На полу имелась решетка, через которую по специальной трубе в кузов поступали отработанные газы, содержащие окись углерода высокой концентрации. Запертые в машине люди задыхались.
При посадке фашисты раздевали жертвы, заявляя им, что везут в баню, а вещи оставляют для дезинфекции. В машину загружали одновременно до 60-80 человек. Погрузкой обычно руководил заместитель шефа гестапо, он же начальник тюрьмы, капитан Раббе. Простояв несколько минут во дворе гестапо, машина направлялась к противотанковому рву.
…Сколько душегубок “работало” в городе? Что с ними стало после бегства немцев? Нам ответить пока не удалось. Мнения встречаются разные. Есть предположение, что немцы сожгли эти машины перед отступлением. В “Краснодарских известиях” за 12. 02 1999 г. написано, что во дворе гестапо после освобождения города обнаружили 3 машины с телами по 35-40 человек.

Последствия оккупации
27 марта 1943 г. была создана краевая комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков под председательством первого секретаря Краснодарского крайкома ВКП(б) П.И. Селезнева. Она произвела осмотр мест массовых захоронений.
Комиссия, в частности, установила, что “на территории совхоза № 1, в районе завода измерительных приборов (северо-восточная часть сада возле дороги) в яме размером: длина 9 м и глубина 2,5 м обнаружено до 500 трупов, среди которых много женщин. Большинство — евреи.
Второе место захоронения жертв фашистов обнаружено на территории того же совхоза, в районе ЗИПа, за виноградником в противотанковом рву. Исследованием этого участка рва установлено, что площадь рва длиной 116 м, шириной 7 м и глубиной 3 м заполнена беспорядочно лежащими трупами, общим числом до 7000.
Большинство погибших — жертвы душегубок, но часть — убитые выстрелом в голову. Были опознаны тела и нескольких из попавших в облаву 16 января граждан. Вещи, найденные рядом с убитыми, свидетельствуют о том, что жертвы, попавшие в яму, захвачены внезапно на улицах.
Семь ям, наполненных трупами жертв фашистских извергов, обнаружены комиссией в саду имени Калинина, на участке первой бригады по ул. К. Либкнехта, 33. Исследованием ям установлено наличие в них в беспорядочном положении до 1000 трупов”.

Судьба захоронений
Война закончилась, акты о зверствах фашистов в Краснодаре составлены, началась мирная жизнь. Что же оставила война? Разруху и, конечно, могилы. Места, где захоронены тысячи краснодарцев и защитников города, сотни наших военнопленных, тысячи умерших в госпиталях раненых воинов; места, куда родственники погибших и благодарные потомки могут принести цветы, постоять в минуте молчания, воскрешая в памяти трагические события и судьбы, поразмышлять о своей жизни, о будущем, о “вечном” — их много, очень много в нашем городе.
Но их почти и нет!
В центре города на площади горит вечный огонь. Рядом, на Всесвятском кладбище есть мемориальный комплекс. Стоит обелиск и скульптурное изображение скорбящего воина с приспущенным знаменем. Перед ним рядами и колоннами, как солдаты в строю, выложены белые мраморные плиты. На них золотыми буквами написаны фамилии и звания погибших воинов, по 4-7 человек. Под этими плитами покоится около 12-ти тысяч защитников отечества, павших в боях и умерших в госпиталях во время войны и в течение нескольких послевоенных лет, привезенные сюда со всего Краснодарского края и южных районов. На всех этих плитах — золотые звезды. Здесь скорбная тишина, торжественность, чистота и порядок. На некоторых плитах можно увидеть возложенные цветы. Город и горожане чтят память похороненных здесь героев.
В другом районе города, за мясокомбинатом, на холме возвышается памятник военнопленным. Около 500 человек расстреляли здесь фашисты. Имена только 9-ти из них известны и указаны на плите памятника. Сюда тоже приходят горожане, возлагают цветы.
Но примеров иного отношения к массовым захоронениям военной поры, к сожалению, гораздо больше.
Нет в городе места, куда мог бы прийти мой современник, помянуть близкого или совершенно незнакомого человека, возложить цветы на могилу семи тысяч краснодарцев, истребленных и зарытых немцами в противотанковом рву, столь печально известном уже нам. Посетить настоящее место самого крупного массового захоронения мирных жителей города, павших от фашистского террора, а не абстрактный, хоть и торжественно красивый, мемориальный комплекс в Первомайской роще.
Один из трех памятников, запомнившихся в детстве отцу, стоял здесь. Это была невысокая металлическая стела, метра 2 в высоту.
Завод “Каскад” начали строить на этом месте в 1970 г. В начале строительных работ жители совхоза еще приходили и возлагали цветы к памятнику, который оказался теперь уже на заводской территории. Знакомый моего отца работал на заводе с осени 1971 г. Мемориальную стелу он уже не видел. В 1982 г. работники завода вновь поставили памятник за очистными сооружениями. На том ли месте он установлен, где покоятся останки горожан? Или на их костях стоит фундамент заводской постройки? Мы ответа пока не знаем.
Посещение этой огромной могилы людьми, которые хотели бы почтить память близких на месте их действительного захоронения, не предусмотрено.

Мы благодарны главному инженеру, работающему на заводе с 1972 г., который с пониманием отнесся к нашим вопросам, провел нас к памятнику и рассказал, что знал. Но даже он не мог сказать, где же находиться захоронение, потому что памятник прежний он уже не застал, а фундаменты под здания были вырыты строителями раньше.
Прежде мы упоминали о захоронении в селе Калинине по улице Карла Либкнехта (сейчас это часть Краснодара). Мы предприняли несколько попыток узнать что-нибудь о нем. Расспрашивали живущих там людей. Никто его вспомнить не смог. Нам не удалось даже приблизительно найти место, где оно когда-то было.
Печальна судьба захоронения военнопленных того лагеря, который фашисты устроили на территории нынешнего стадиона “Труд”. Как считает И. Г. Федоренко, своих узников немцы хоронили недалеко от места их заключения, и именно там теперь расположился Музей боевой техники под открытым небом. А территория, на которой находится и эта могила, и музей на костях военнопленных, — Парк 30-летия Победы!
Нам кажется, что для городских властей не представляло бы большого труда определить и как-либо обозначить места захоронений земляков, погибших от рук фашистов, ведь эти события происходили не так уж и давно. Скорее всего, в архитектурных, исторических и прочих архивах можно поднять старые планы послевоенной застройки города, схемы рвов и дотов военной поры. Пока еще остались живые свидетели тех исторических событий. Наверняка, данные криминалистических экспертиз найденных в разных частях города костей можно найти в архивах ФСБ (КГБ, НКВД).
…Но есть еще очень больной вопрос исторической памяти. Касается он еврейских захоронений в Краснодаре. Вернемся ко второму из трех памятников, который вспоминает отец. Это стела высотой 5-6 метров. Стояла она на месте того самого дота, в котором погребены 500 евреев города, ставших первыми, кого коснулся беспощадный фашистский террор. Там умнейшие люди довоенного Краснодара, их семьи, детишки. Памятник стоял на пересечении улиц — Солнечной и Московской. Машины были вынуждены объезжать его стороной. В начале 70-х годов, как рассказывали местные жители, стелу переставили на несколько метров в сторону. А когда в 1975 г. в Первомайской роще устанавливали мемориал жертвам фашистского террора, памятник на месте еврейского захоронения убрали вовсе. Причем, говорят, что произошло это ночью, возвращавшиеся вечером с работы видели возле памятника два подъемных крана. А на следующее утро на том месте была лишь ровная площадка. Катаются теперь колеса автомобилей прямо по этому месту или чуть в стороне от него, мы точно сказать пока не можем, так как на этом месте следов никаких не осталось.
У моего отца есть знакомая девушка — еврейка. Она активно участвует в мероприятиях, организованных еврейской общиной города, общается с ее руководством. Когда папа затронул тему захоронений, она рассказала о еврейском кладбище. Оно, оказывается, находится в нескольких кварталах от главной городской улицы — Красной, в центре Краснодара. Отец живет в городе с 1957 г., мама здесь родилась и выросла. Но оба они даже не подозревали о существовании там кладбища, хотя десятки раз проезжали мимо него.
Это и не удивительно. Когда я с родителями приехал специально на то место, мы увидели, что от углового дома — пивной, до другого жилого дома на этом же квартале метров 20 тянется решетчатый забор. За ним — кусты и деревья. Земля за забором завалена всяческим мусором. Со стороны это место напоминало свалку. Пробравшись в подобие калитки через этот мусор, мы действительно оказались на крохотном кладбище. Но оно больше напоминало место буйных попоек и чудовищного вандализма. То, что раньше было памятниками, — повалено, разбито, осквернено. Сохранившиеся фамилии и имена на уцелевших могильных плитах не оставляли сомнений относительно национальности погребенных. Даты смерти, указанные на них, охватывали 40-е, 50-е, начало 60-х годов. С трех сторон на территорию кладбища наезжал город, под огород распахана земля за пивнушкой, стены хозяйственной постройки соседнего жилого дома выросли буквально из могил, с третьей стороны наступало здание Горэнерго.
Как могло такое случиться? Почему столь культурные евреи, так бережно охраняющие свои устои и святыни в течение всей истории существования этой национальности в условиях постоянных гонений и притеснений, могли допустить такое и с массовым захоронением евреев в доте, и с кладбищем?

апина знакомая сказала, что еврейская община боится поднимать эти вопросы из-за настроений агрессивной части населения и руководства края в лице “батьки” Кондратенко, печально известного своими антисемитскими выпадами. Безобразные надписи антисемитского толка не случайно “украшают” некоторые стены подземных переходов, домов “моего маленького Парижа”.
Когда в 70-е годы копали фундамент под здание Горэнерго, на территории еврейского кладбища строители наткнулись на массовое захоронение людей. Многие жители близ лежащих домов помнят, что семь дней грузовые машины вывозили человеческие останки на городскую свалку. Как утверждает И.Г. Федоренко, это было крупное захоронение расстрелянных органами НКВД.
…В нашем городе, как и по всей стране, последние годы проводится очень нужная акция по поиску и увековечению имен солдат, погибших в годы войны, — создается Книга Памяти. Проводится работа по восстановлению честных имен незаконно репрессированных граждан. Но почему же этого не делается в отношении гражданских лиц? Ведь каждый из этих 13 тысяч жителей Краснодара верил, что Красная армия всех сильней, что война если и будет, то малой кровью, да и то на чужой территории. Копая рвы против танков и сооружая доты, они не думали, что роют себе братские могилы, которые уже через небольшой промежуток времени городские власти отдадут под промышленные и жилые застройки, дороги.
Безусловно, сейчас уже невозможно в полном объеме восстановить имена и судьбы всех краснодарцев, погибших в период оккупации от рук фашистов. Но многое в этом направлении сделать еще можно. Часть актов сохранилась в Государственном архиве Краснодарского края, но это копии. Видимо, полный перечень актов находится в Москве, на Охотном ряду, дом 3. Туда направлялись подлинники актов о злодеяниях фашистов для их обобщения. Могут быть такие материалы в архивах ФСБ, современной истории (бывший партархив), в частных архивах, в том числе зарубежных, в газетных публикациях, включая немецкие газеты, в музеях, в письменных воспоминаниях участников событий. Но нужно торопиться, пока что-то еще можно восстановить по памяти быстро уходящих от нас ветеранов, живых свидетелей нашей истории.

http://jig.nm.ru/hist.htm




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100