На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь








Радикальная левая, антисемитизм и тоталитаризм (часть 3)


Раиса Эпштейн

Часть третья

Еще немного о еврейской самоненависти....

Более десяти лет до провозглашения государства Израиль, в мае 1936-го года, Берл Кацнельсон, лидер МАПАЯ, впоследствии переименованного в партию Труда, задавался болезненными вопросами, которые - наверняка вопреки тому, о чем он мог предполагать - остаются более чем актуальными и сегодня:
"Есть ли еще народ среди народов, дети которого достигли такой степени интеллектуального и душевного извращения, что все, что делает их народ, все его творчество и все его страдания, ненавидимо ими и выглядит в их глазах презренным - и в то же время все ,что делает враг их народа, любой варварский акт, любое убийство и любое насилие, наполняет их сердце чувством преклонения и тотальной солидарности... Вирус самоненависти в душе этих евреев доводит некоторых из них до того, что они способны обрести надежду на Избавление в палестинских нацистах , сумевших соединить здесь, в Стране, зоологический антисемитизм Европы (выделено мною - Р.Э) с кинжальными страстями Востока. Все то время, пока еврейскому ребенку..., прибывшему в Страну, грозит опасность заражения этим чудовищным вирусом еврейской самоненависти, наша совесть не может быть спокойна.

Берл Кацнельсон. Тель-Авив, Рабочая партия Израиля, 1961, стр. 18, т.8 (иврит).
Трудно представить, что кто-либо из лидеров партии Труда в 2002-м году может произнести подобные слова. Трудно представить даже, что подобные слова может произнести сегодня кто-либо из лидеров бывшей ревизионистской партии, называющейся ныне ЛИКУД. И это вовсе не потому, что тема потеряла свою актуальность, что бывшие палестинские нацисты превратились - в ходе интифады Эль-Акса - в обожающих еврейский народ гуманистов, что зоологический антисемитизм Европы окончательно испарился, а еврейский вирус самоненависти (или, говоря проще, грубее и откровеннее -антисемитизма ) не угрожает более заразить еврейских детей, как и прочих молодых и пожилых евреев и не-евреев, прибывающих в Израиль на основании Закона о возвращении. Как раз наоборот. То, что в мае 1936-го года еще казалось вождю социалистических сионистов временным отклонением от нормы, с годами и десятилетиями превратилось в норму по крайней мере среди очень большой части израильской интеллигенции. Зеэв Галили, известный израильский журналист, работавший в прошлом в центральных газетах Израиля, а после выхода на пенсию ведущий свою авторскую рубрику в национально-ориентированной газете Макор ришон, тоже обращается к прошлому, анализируя истоки обретшей в наши дни скандальную известность организации Гуш Шалом :
"На первый взгляд, это относительно новое движение, борющееся против "оккупации". Но тот, кто всерьез займется историей еврейского ишува в Эрец-Исраэль, неожиданно для себя обнаружит идеологические и политические корни этого движения у коммунистов 20-х годов, которые были посланы сюда Коминтерном, чтобы разрушить сионистское поселенчество с помощью арабских банд.
Эта давняя коммунистическая организация давно не существует, но все годы у нее были преемники в виде сменявших друг друга групп радикальных левых. Одной из таких групп был Революционный коммунистический союз, из рядов которого вышел известный предатель, член киббуца Ган-Шмуэль, Уди Адив. Он был членом шпионской группы и, кроме прочего, ездил в Сирию, чтобы передать информацию в целях подготовки терористической деятельности против Израиля. Другими лево-радикальными группами были, кроме прочих, знаменитый Мацпен и Новая израильская левая.
Общим для всех было отрицание легитимации существования сначала еврейского ишува в Палестине, а затем и самого государства Израиль. Излишне напоминать, что это было еще до Шестидневной войны, то есть до "оккупации". Они устраивали демонстрации протеста, когда еще не было не только "поселений за зеленой чертой", но и самой "зеленой черты". Они протестовали не против заселения "территорий" (которые тогда еще не были ни "оккупированы" и ни освобождены - Р.Э), а против строительства Кармиэля в Галилее. Они требовали возвращения палестинских беженцев в пределы тогда еще "нашего маленького Израиля," - и выражали готовность уступать палестинцам во всем, вплоть до отмены сионистского государства. Пока речь шла о небольших маргинальных группах, их влияние казалось незначительным и наносимый ими ущерб - небольшим. Но когда в Израиле распался политический центр и МАПАЙ превратился из сионистской партии в исполнителя идеологии партии МЕРЕЦ, бывшие маргинальные группы левых экстремистов стали обретать все большую доминантность и у них появились возможности реального влияния. Если во время, когда Арафат сидел в бункере в Бейруте, его посещал там один Ури Авинери, то в Рамалловской Мукате к нему на поклон являются уже многие. Даже Авраам Бург, спикер израильского кнессета, считающийся одним из выдающихся деятелей партии Труда, хотел нанести визит Арафату там" ( Макор ришон,16.08.02) И все-таки неверно проводить прямую линию между почти откровенным антисемитизмом, который был распространен среди определенных групп ишува в Эрец-Исраэль, и нынешней ситуацией; неверно трактовать связь между прошлым и настоящим в контексте этой проблемы детерминистским образом. Факт, что с установлением государства и в ходе первых десятилетий его борьбы за существование это явление казалось постепенно сходящим на нет. Важным поворотным пунктом в этой связи стал 1967-й год, когда уже не обладающие ничтожным влиянием маргиналы, а почти вся израильская интеллигенция (разумеется, левая - но отнюдь не считавшая себя и не считавшаяся в глазах израильского общества в целом ни антисионистской ни, тем более, подпадающей под описанную Берлом Кацнельсоном категорию евреев, зараженных вирусом еврейской самоненависти) тесно, - а с точки зрения удивительного в этих якобы либеральных кругах коллективизма, единомыслия и почти животной ненависти к мыслящим иначе, вполне тоталитарно - сомкнула свои ряды в бескомпромиссной и в прямом смысле слова фанатичной борьбе за реализацию идеологии, которая уже с самого начала, а с годами с все более возрастающей силой своего международного влияния и с не стесняющейся себя откровенностью стала превращаться в мощный фактор легитимации арабского и западного антиизраилизма, антисионизма и антисемитизма.
Как пишет в этой связи профессор английской литературы Эдуард Александер, преподаватель университетов в Вашингтоне и Сиэтле и член редколлегии израильского журнала Натив , "многочисленное братство израильских "врачевателей душ" коллективно постановило, что своей победой в носившей однозначно оборонительный характер войне, предотвратившей свое уничтожение, Израиль "продал душу за кусок земли) "Эдуард Александер. "Израиль - предательство интеллектуалов", Натив, 4-5 / 2002). Арабские нации, - пишет он, - которые, благодаря этому приятно удивившему их явлению, поняли, что израильские евреи не способны вести идейную войну столь же талантливо, как они ведут войну с помощью танков и самолетов, мгновенно сменили риторику своей перманентной борьбы за уничтожение государства Израиль абсолютно полярным образом. От декларативного намерения "окрасить Средиземное море в красный цвет еврейской крови" (этот боевой клич мир хорошо слышал в месяцы, предшествовавшие Шестидневной войне) они перешли теперь к изощренной пропагандистской формуле поиска государственного убежища для бездомного палестинского народа. Как убедительно доказано в книге Рут Вайс (Ruth R. Wisse. If I Am Not for Myself…The Liberal Betrayal of the Jews, New York: Free Press, 1992), это очень хорошо рассчитанное обращение к западным либералам превратило легионы причисляющих себя к ним в критиков еврейского государства. К сказанному будет справедливо добавить, что автоматическое присоединение к этой изощренной арабской пропаганде израильской левой интеллигенции - также считающей себя, и считающейся в израильском обществе и во всем мире либеральной и демократической - способствовало (разумеется, наряду с рядом других факторов) превращению западных критиков государства Израиль в его фанатичных врагов и, со временем, легитимации ими вновь вернувшегося в Европу антисемитизма.

Интеллигенты, либералы и "совесть нации"
"Основная критика, - пишет в уже упомянутой статье Эдуард Александер, - пришла из рядов верующих в религию Прогресса. Израильские интеллектуалы, которые были готовы подвергнуть публичной критике " израильский империализм" и якобы процветающий в их стране расизм и религиозный фанатизм, тотчас же становились любимцами американской и европейской прессы. Они заслуживают похвалы из уст ненавистников Израиля - таких, например, как Энтони Луис, видящих в них "мужественные голоса протеста "- тогда как в действительности они просто присоединяются к могучей ассоциации чернителей их родины. И все-таки - несмотря на то, что эта тенденция зародилась в связи с победой в Шестидневной войне - только через десять лет после нее практически вся израильская интеллигенция, кто в большей, а кто в меньшей степени открыто и осознанно, встала против собственного государства ,против сионизма и против еврейства как такового. Это произошло потому, что в 1977-м году партия Труда проиграла 29 лет своего бессменного господства в сфере политического руководства государством в пользу тех, кто воспринимался ею как толпа неполноценных и примитивных существ, не достойных права находиться у власти".
В качестве подтверждения сказанного Александером об отношении левых к тем, кто проголосовал на выборах 1977-го года за партию, во главе которой стоял Менахем Бегин, можно привести слова Мерона Бенвеништи, социолога из Ивритского университета в Иерусалиме, бывшего в свое время заместителем мэра израильской столицы:
"Помню, как я ехал автобусом в Хайфе и смотрел вокруг себя, на ехавших вместе со мною пассажиров, с презрением и равнодушием - как если бы это были низшие формы человеческой жизни" (Meron Benvenisti, Conflicts and Contradictions, New York: Villard, 1986, p.70). Явные признаки дегуманизации части собственного народа - точнее, его абсолютного большинства, не входящего в касту избранных демократов, борцов против расизма, за равенство, братство и гуманизм - легко обнаружить и в знаменитой речи Амоса Оза , направленной против поселенцев, с которой он выступил на демонстрации Шалом ахшав в 1989 году:
"...Маленькая мессианская секта, замкнутая и беспощадная, выползла несколько лет назад из затхлых темных углов иудаизма и угрожает...навязать нам свой дикий и безумный культ крови. Они виновны в преступлениях против человечества !" (Едиот ахронот, 6 авг. 1989)
Я выделила последние слова в приведенной цитате не только для того, чтобы показать, что обвинение израильтян в совершении преступлений против человечества появилось задолго до интифады Эль-Акса и вызванных ею действий ЦАХАЛа против палестинских террористов - но и для того также, чтобы показать, что задолго до европейцев эти обвинения начали оглашать сами израильтяне. Трудно ожидать от западных политиков, работников СМИ и профессоров академии, что они станут воздерживаться от подобных обвинений в адрес Израиля, если израильские писатели, журналисты и профессора оглашают их в адрес собственной страны и ее граждан в западных газетах и журналах, на творческих встречах со своими западными читателями и коллегами-писателями, с кафедр западных университетов и со страниц своих опубликованных на Западе научных трудов.
Что касается гуманитарной ,социальной ,политической и исторической науки, то здесь вклад израильтян в дело обострения академического антиизраилизма на Западе не вызывает никакого сомнения. Это они, израильские ученые, разработали стройные теории об израильском колониализме и империализме, это они - иногда косвенно, а иногда прямо и недвусмысленно - годами и десятилетиями доказывали симметричность между сионизмом (реже) и/или идеологиями правых партий и движений (почти всегда) - с фашизмом и нацизмом. Те, кто ограничиваются вторым, остаются в собственных глазах, глазах израильского общества и глазах западной академической среды сионистами, выступающими против оккупации Израилем "не-своей" земли и против его "властвования над другим народом".Те, которые вторым не ограничиваются, а вполне последовательно и логично выводят из него уже и первое, называются пост-сионистами, и часто подвергаются только что упомянутыми анти-оккупационными сионистами резкой и нелицеприятной критике.
Следует заметить, однако, что различие между теми и другими не всегда предельно ясно. Так например, специалист по фашизму (особенно израильскому, правому и религиозному), профессор истории Ивритского университета в Иерусалиме Зеэв Штрейнхал подвергается другим историком из того же университета, анти-оккупационным сионистом профессором Шломо Агаронсоном, резкой теоретической критике в связи с тем, что он, первый, является с точки зрения второго пост-сионистом. Но с точки зрения самого профессора Штрейнхала и автора настоящей статьи, он как раз-таки типичный анти-оккупационный сионист. В последнее время это нашло свое отражение в его статье в "Ха-арец", которая была проинтерпретирована некоторыми правыми экстремистами как приглашение палестинцам не словом а делом прочертить красной чертой еврейской крови границу, отделяющую их будущее государство от Израиля, который благодаря этому избавится, наконец, от порожденного осуществляемой им империалистической оккупацией морального разложения. Черта определяется тем, что за нею борцам против израильской оккупационной армии и фашистов-поселенцев позволено пользоваться вооруженными методами, в то время как внутри нее разрешения на убийство израильтян профессор и специалист по распознаванию еврейского фашизма палестинским борцам за свободу не дает. На фоне этого четкого и недвусмысленного разделения между недостойными жизни еврейскими оккупантами и вполне легитимными, очерченными красно-зеленой чертой израильтянами, действительно трудно принять утверждение о том, что профессор Штрейнхал относится к лагерю ни в коей мере не признающих такого разделения пост-сионистов.
Еще раньше профессор Штрейнхал не менее ясным образом продемонстрировал свою глубочайшую приверженность декларируемым интеллектуальной элитой Израиля моральным ценностям и доказал свою верность анти-оккупационному сионизму, когда предложил разрушить еврейские поселения с помощью танков ЦАХАЛа ("пойти на Офру с танками") как средство поднять национальную мораль (Jerusalem Post, 1.12. 1990). Кстати, в том же выпуске этой газеты можно было ознакомиться с высказыванием еще одного израильского интеллигента, принадлежащего к сплоченной группе держателей монополии на единственно правильное понимание национальной морали - знаменитого скульптора Игаля Тумаркина :
"Когда я вижу харедим в этих их черных сюртуках с этими их детьми, которыми они так размножаются, я могу понять Катастрофу"
Возвращаясь от либеральных ученых и скульптуров к либеральным литераторам, скажем несколько слов о документальном романе Давида Гроссмана "Желтое время" (вышел в свет в 1988-м году. Особенно интересным в отношении этого произведения представляется нам возможность сопоставить через его призму восприятие писателем еврейских поселенцев и их палестинских соседей. Признаки дегуманизации первых и явной идеализации вторых не могут, как нам кажется , ускользнуть даже от не слишком пытливых глаз.
Гроссмана, как и профессора Штрейнхала, привлекла почему-то Офра - с моей точки зрения, одно из самых интересных по составу своего населения поселений, в котором вы найдете художников, писателей и философов, идеологов и журналистов, просто немало глубоких, думающих, незаурядных людей. Давид Гроссман нашел там людей, "не имеющих потребности в культуре", которые говорят на "дефектном иврите", наслаждаются "устаревшим галутным юмором" - и у них нет никаких книг "кроме религиозной учебной литературы" . Итогом знакомства с этой группой евреев, сформулированным в конце посвященной визиту в Офру главы, является заключение, что в ней живут "потенциальные террористы, раскачивающиеся над своими книгами" .
Другая глава тоже посвящена культуре и книгам. Только на этот раз речь идет о посещении университета в Бейт-Лехеме - одного из тех, которые описываются Гроссманом как интеллектуальные филилалы будущего государства Палестын. Хотя писатель не скрывает того факта, что этот университет является
"форпостом Демократического фронта за освобождение Палестины", он не замечает здесь "террористов, раскачивающихся над своими книгами". Наоборот, этот университет напоминает ему...знаменитые "виды Академии Платона в Афинах". Сгорающий от восторга при лицезрении этого Храма животворного интеллекта, Гроссман в данном случае не видит никакой проблемы с читающими "религиозную литературу". Также и явные проявления арабского расизма, которые, похоже, невольно для него самого нашли отражение в описании его бесед при посещении Бейт-лехемского университета, он не способен обозначить в качестве таковых. Не то что при обнаружении им еврейского расизма в Офре - там, где его, скорее всего, вовсе нет.

***

Развивая свой тезис об использовании ненавистниками Израиля из западных СМИ представителей израильской интеллигенции, Эдуард Александер отмечает, что Амос Оз, например, не сходил со страниц Нью-Йорк Таймс Мэгэзин в течение всей ливанской войны, чтобы оплакивать на них снова и снова регулярно возвращающуюся в писаниях и выступлениях израильских интеллектуалов тему "смерти израильской души":
"Израиль должен был стать образцовым государством, миниатюрной лабораторией для строительства демократического социализма" (выделено мною - Р.Э), - писал в этом откровенно анти-израильском издании творческий деятель и либерал израильского культурного закваса, высказывающий свое отношение к идеологическим противникам в выражениях, от которых бы не отказались закоулочные хулиганы и мафиозные бандиты (смягченный перевод характеристики речи Оза на упомянутой выше демонстрации в статье Эдуарда Александера - Р.Э). - Но эта великая надежда взорвалась с приходом беженцев Катастрофы, всевозможных "анти-социалистических" сионистов и северо-африканских евреев - "шовинистов, милитаристов и ксенофобов" (New York Times Magazine, 11 июля 1982). Вплоть до 1995-го года ,- отмечает Александер, -Амос Оз повествовал своим американским читателям, что сторонники Ликуда являются соучастниками преступлений Хамаса. И уже после того как душевные братья Хамаса уничтожили 11 сентября 2001-го года 6000 американцев, Оз не постеснялся объявить ,что враг- это ни в коем случае не радикальный ислам или арабская ментальность, но просто "фанатизм", и что самая срочная сейчас задача - это "дать палестинцам естественное право на самоопределение". Для того, чтобы его американские читатели с большей легкостью поверили в неотложность и правомерность этой задачи, он со спокойной душой добавил очередную ложь, сообщив им, что "почти все (мусульмане) потрясены и сожалеют (о грандиозном теракте в США) - как и весь человеческий род".
Такие любимцы анти-израильских американских и европейских СМИ как Оз и Бенвеништи, - пишет Александер, - представляют собою беспрекословный интеллектуальный авторитет и моральный образец в глазах правительств партии Труда последних лет, ставших по своему мышлению пост-сионистскими и пост-еврейскими. Для более ясного понимания отменных моральных качеств, высокого интеллекта и несравненной духовной глубины подобного рода людей, стоит привести еще одно замечательное высказывание Мерона Бенвеништи, который писал в 1987 году, что он вспоминает с гордостью, как "мы праздновали Судный День тем, что погрузили на плот огромное количество продуктов, направили его к маленькому островку недалеко от побережья Средиземного моря, и там провели весь день, пожирая эту пищу. То была намеренно скандальная демонстрация нашего отвержения религии и связанных с нею галутных ценностей" (Meron Benvenisti, Conflicts and Contradictions, New York: Villard, 1986, p.34).
***

"Совестью нации", как всем хорошо известно, у нас являются прежде всего ее великие писатели - Амос Оз , Алеф Бет Йегошуа, Давид Гроссман и некоторые другие. И поэтому я совсем не удивлена ,что вот именно сейчас, когда я печатаю эти строки, по радио передают, что первый и последний из этого списка представлены Нобелевским комитетом в числе группы кандидатов на присвоение Нобелевской премии. Интервьюируемый по этому поводу в Решет-Бейт Нисим Кальдерон (один из ведущих литературных критиков Израиля, который не так давно рассказывал во взятом у него интервью, что в условиях, когда Советский Союз и социалистический лагерь сошли с исторической сцены, он - как и многие его единомышленники - нашел в лагере мира вполне адекватную замену коммунистической партии, очень активным членом которой он в свое время был) дрожащим от волнения голосом объясняет ведущему программы и всему израильскому народу, что это большая "национальная радость". Хотя эти замечательные писатели и раньше удостаивались множества международных премий, представление к получению нобелевской - это, разумеется, несравнимый ни с чем прежним огромный успех. Это знак того, - говорит Кальдерон все больше волнуясь, - что израильская литература проникает в сознание всего мира и ее посылы глубоко воспринимаются им.
После этих слов до меня доходит наконец, что речь идет все-таки о действительно литературной премии - поскольку в начале сообщения, будучи одновременно со слушанием новостей сосредоточенной на печатании этой статьи, я подумала было, что Оз и Гроссман представлены к нобелевской премии по той же рубрике, в рамках которой еще до гибели 1000 жертв Осло ее получили Рабин, Перес и Арафат. Эта возникшая у меня в голове путаница в принципе не так уж глупа и бессмысленна, как может показаться на первый взгляд. Вот ведь и многократно процитированный мною здесь автор статьи "Израиль - предательство интеллектуалов" задается очень близким по смыслу вопросом в связи с изложением откровений Оза в американской прессе:
"Интересно, - спрашивает он, - пришел ли Амос Оз к написанию статей на политические темы потому что он писатель - или же он приобрел славу большого писателя в Израиле и в мире именно благодаря своим политическим взглядам?
Мне почему-то кажется, что профессор Эдуард Александер, - американский еврей, специалист с мировым именем, который, уже репатриировавшись в Израиль, вынужден был снова вернуться в Америку, поскольку из-за своих неправильных политических взглядов не удостоился продвижения и получения постоянства в Тель-Авивском университете, в котором преподавал в течение восьми лет - отлично знает ответ на этот вопрос.


Продолжение следует

http://rjews.net/gazeta/epshtein16.shtml








Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100