На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Михаил МИШУРИС (Молдова)

ОСВЕНЦИМ МОЖЕТ ПОВТОРИТЬСЯ!

Логика есть искусство греческое, и евреи терпеть его не могут. Еврей судит не по разуму - он судит по катастрофам. Он не купит зонтика "только" потому, что в небе появились облака: он раньше должен промокнуть и схватить воспаление легких - тогда другое дело.
Макс Нордау

За две недели до Дня Катастрофы мне довелось побывать в Польше, на семинаре "Марш живых", организованном МЕА "Сохнут". Я бы мог рассказать вам о лагерях смерти - об Освенциме, Биркенау, Майданеке, о газовых камерах и крематориях, по которым я бродил, как сомнамбула, не в силах поверить, что это действительно происходило, о том, как богато и изобретательно больное воображение эсэсовцев, о камерах пыток, о "врачах-экспериментаторах", об условиях "труда", жизни и смерти тех, кто здесь "работал" и умирал... Я бы мог рассказать вам о таких вещах, о которых вы никогда не слышали и нигде не читали, потому что о них "неприлично" писать: настолько это омерзительно и гадко. От таких вещей человека мутит.

Но я не буду говорить вам об этих ужасах. Достаточно того, что вы знаете: ежедневно, изо дня в день, десятки тысяч единиц товара, наименование которому "евреи", перерабатывались в мыло, превращались в горы пепла, в тонны волос и контейнеры золотых коронок. Я не буду вам рассказывать о том, КАК это происходило, потому что вам не нужны страхи, заикание и ночные кошмары. Вам не нужны комплексы неполноценности жертв, привыкших к тысячелетним катастрофам, погромам и преследованиям. Нет, вам сейчас нужна решимость, гордость и жгучая любовь к своему народу, чтобы бороться за свое существование, за свою веру и свободу! И за то, чтобы Освенцим никогда не повторился!

Увидев лагеря смерти, я задал себе вопрос: "Есть ли в сегодняшнем мире начала ШШЙ века что-то, что могло бы нас застраховать от нового Освенцима?" И я пришел к выводу, что положение евреев сегодня немногим отличается от их положения в начале 30-х, когда власть получил Гитлер, в начале ХХ века - времени кишиневских погромов, или в начале нашей эры, когда был разрушен Второй Храм. Может, сегодня нет личностей, жаждущих повторить подвиги Гитлера? Думаю, теперь их в несколько раз больше, чем накануне второй мировой. И многих из них мы хорошо знаем, потому что у них есть власть. Чуть ли не в каждой стране мира действуют неонацистские группировки. История нас научила: чтобы оказаться во главе государства, им нужно немногое - горстка преданных и дисциплинированных людей, апатия масс и желательно экономический кризис.

И все же есть сегодня нечто, что существенно отличает наше время от мрака и ужаса Катастрофы. Это Израиль. Мы веками молились о возвращении в Эрец-Исраэль, из года в год мы повторяли на Песах: "В будущем году в Иерусалиме... Сегодня мы рабы, в будущем году - свободные люди. Сегодня мы здесь, в будущем году - в Стране Израиля". И в ХХ веке, после страшного пожара, Израиль возродился!

Израиль может и должен стать гарантом неповторения Катастрофы. Но пока до этого далеко. В Израиле сейчас идет война, которую некоторые называют "мирным процессом". О каких гарантиях сегодня может идти речь, если филиал третьего рейха находится в самом сердце Израиля - в Иерусалиме на Храмовой Горе? "О, хвала Аллаху, вот идет еврей, возьми же - и убей его!" - призывают друг друга мусульмане. В интернете я нашел проповеди Амалека - то, что каждую пятницу выслушивают тысячи арабов Иудеи и Самарии в мечети Аль-Акса. У меня волосы встали дыбом! Это не имеет ничего общего с религией: это инструктаж по прикладной юдофобии.

Итак, мне стало ясно, как день, что Освенцим действительно может повториться. И тогда я задал себе следующий вопрос: "Что мы можем сделать для того, чтобы это не случилось?" Ответить на такой вопрос нельзя сразу и одним предложением. Для начала необходимо понять причины Катастрофы и катастроф, ПОЧЕМУ самое ужасное становится возможным.

ПОИСК ПРИЧИН

Проблема эта глобальная и тяжелая. В иудаизме уже появилось несколько религиозных объяснений Катастрофы, но все они имеют определенные изъяны и уязвимы для критики. Поэтому Пинхас Полонский на вопрос, почему Б-г допустил ТАКОЕ, чистосердечно признается: "Не знаю". Он говорит, что иудаизм пока не "переварил" Катастрофу, не отреагировал на нее должным образом.

Помимо религиозных, есть и атеистические объяснения (такого рода, как "Бог погиб в Освенциме") - объяснения потерявших веру после Катастрофы. Однако тот, кто читал Тору - и читал ее с открытыми глазами, знает, что даже то, что творилось в Освенциме, не может отрицать Б-га. "...то обрушит Г-сподь удары ужасные на тебя и на семя твое, удары мощные и верные и болезни злые и постоянные... Также всякую болезнь и всякий удар, о которых не написано в книге закона этого, наведет их Г-сподь на тебя, пока ты не будешь почти истреблен" (Второзаконие, 28:59, 61). Тора не только не дает гарантий от катастроф, но и предупреждает, что они возможны.

В иудаизме есть термин "эстер паним" - "сокрытие лица Б-га". Б-г действительно может молчать, бездействовать, скрывать свое лицо - это один из его атрибутов. Он дает людям свободу. Если человек может стать праведником, то он может стать и злодеем. У нас есть выбор, и мы можем зайти очень далеко не только в своей праведности, но и в своем злодействе. Б-г могуществен, но Его могущество проявляется и в том, что Он не вмешивается в историю. В случаях же Его вмешательства мы говорим о чуде. В годы Катастрофы чудо не произошло, и, тем не менее, Б-г сдерживает обещание, данное евреям на Синае. Разве не чудо, что мы до сих пор существуем, хотя все наши ровесники уже давно канули в небытие? Где они - Египет, Вавилон, Греция, Рим, а в ХХ веке - фашистская Германия и Советский Союз, - эти великие империи и сверхдержавы, которые пытались нас уничтожить? Их больше нет, а мы все еще живы! Так что рано евреям терять веру в Б-га!

Но вернемся к поиску причин Катастрофы. Есть точка зрения, согласно которой Катастрофа стала операцией "отсечения" евреев от галута. Еще в 1920-е годы рав Кук говорил о трех Шофарах, в которые трубит В-вышний, призывая евреев к Исходу из галута. Большой шпфбр - это любовь к Эрец-Исраэль. Если евреи его не слышат, то Б-г трубит в Средний шпфбр, и это - желание восстановления еврейской национальной жизни. Если же евреи не слышат и этот шпфбр, то Б-гу ничего не остается, кроме как трубить в Малый шпфбр, и это - погромы и преследования, которые, согласно метафоре, данной у пророков, "за волосы вытаскивают евреев из гблщтб". Действительно, до второй мировой войны ни религиозные, ни, тем более, ассимилированные евреи в разных странах не горели желанием возрождать Израиль: сионистов было катастрофически мало. Евреи любили галут - так же, как многие их предки любили египетское рабство и не желали выходить из Египта.

Тогда что же, получается, что шесть миллионов - это цена, которую евреи заплатили за Израиль?? А не слишком ли страшная цена? И притом, что миллионы евреев по-прежнему остаются в галуте... Если мы говорим о таком уникальном историческом феномене, как Катастрофа, то не может быть и речи о категориях "преступления-наказания", "цены", "платы-расплаты". На мой взгляд, речь должна идти не об операции "отсечения" или "вытаскивании за волосы", а о более реальных, объяснимых логически вещах: еще задолго до 1933 года сформировался тип галутного еврея, у которого выработалась рабская, нееврейская по своему духу психология; такой еврей если и не провоцировал катастрофы, то не делал ничего, чтобы им противостоять.

Вот теперь мы подошли к самому главному. Выяснив, что же это за рабская психология, мы поймем некоторые важнейшие причины Катастрофы и ответим себе на вопрос: "Что делать, чтобы Освенцим не повторился?"

КАТАСТРОФА КАК СЛЕДСТВИЕ ГАЛУТНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Галутное мышление в разной степени может быть свойственно как религиозным, так и ассимилированным евреям, как проживающим за пределами Израиля, так и уже эмигрировавшим в Израиль. Человек с таким мышлением не ощущает себя частью единого организма (еврейского народа), не чувствует в полной мере свою ответственность перед Б-гом за каждую клетку этого организма, подчас даже не интересуется жизнью этого организма в целом. Еврей с галутным сознанием сильно зависит от мнения о нем окружающих (неевреев), он изо всех сил старается добиться их любви и уважения, что и приводит часто к катастрофам, потому что такой еврей никогда не отвечает должным образом на антисемитские акции, никогда не дает сдачи. Он боится себя противопоставить неевреям, ему кажется, что сопротивление еще больше усугубит его нелегкое положение, хотя опыт истории доказывает, что именно молчание и непротиводействие всегда провоцируют новые и более сильные вспышки антисемитизма. Самые страшные, крайние формы галутного мировоззрения - у евреев ассимилированных, потерявших Б-га и порвавших с еврейской традицией. Добиваясь успехов в нееврейском мире и стараясь походить во всем на неевреев, они теряют свое лицо и, растворяясь среди других народов, больше не чувствуют опасности, которая может им угрожать. Именно это и произошло с евреями Германии. Давайте вспомним, как это было.

Век демократии, центр Европы, образованная, культурная и просвещенная страна - Германия. Кто бы мог подумать! До Гитлера евреям здесь жилось не хуже, чем сегодня в Америке. Их ассимиляция шла полным ходом. Они были министрами, адвокатами, профессорами, и они были счастливы. "Когда это начинало происходить, - пишет в своей книге "Никогда больше!" раввин Меир Каханэ, - когда влияние нацистов стало расти не по дням, а по часам, руководители еврейских организаций только спрашивали, посмеиваясь: "Ну, сколько там последователей у этого сумасшедшего? Сколько членов в партии этого Гитлера?" А когда последователей стало уже предостаточно, еврейские лидеры с уверенностью утверждали: "Ему никогда не удастся завоевать доверие большинства немецкого народа. Солидный бюргер не пойдет за ним". Когда же произошло и это, те же лидеры нашли новое объяснение: "Он не имеет в виду немецких евреев. Он имеет в виду "ост-юден", восточноевропейских евреев, которые действительно отличаются от нас, респектабельных граждан, и отличаются не в лучшую сторону..."

Но в конце концов Гитлер пришел к власти, и случилось то, что случилось. Евреи не чувствовали себя евреями и потому не сделали ровным счетом ничего, чтобы задушить движение Гитлера в зародыше. Они не верили в опасность и потому не пытались уехать из страны. Массовое желание уехать немецкие евреи обнаружили слишком поздно, когда их уже не только с трудом выпускали, но и нигде не принимали.

Америка не принимала еврейских беженцев, хотя в Америке тоже жили евреи. Их ассимиляция проходила так же счастливо, как у их немецких собратьев до 1933 года. Американские евреи знали, что происходит в Германии, но они не устроили ни одной демонстрации, ни одной акции протеста, чтобы убедить Рузвельта впустить немецких евреев. А потом фашисты построили в Польше Освенцим, фабрику смерти, из которой до американских евреев изредка доходили послания - душераздирающие вопли о спасении, заклинания разбомбить крематории, газовые камеры и рельсы, ведущие к лагерю. Рельсы, по которым ежедневно доставлялись к печам десятки тысяч жертв. Такие письма приходили и из других лагерей, из многочисленных гетто, со всей Европы. У американцев были координаты Освенцима, их бомбардировщики долетали до Румынии, но разбомбить крематории все как-то не получалось. А американские евреи наслаждались жизнью и молчали. Завет Торы "Не стой безучастно пред кровью брата твоего" (Вайикра, 19:16) был не для них. А ведь это те же евреи, которые с неслыханным энтузиазмом боролись за права негров, индейцев, мексиканцев, пуэрториканцев, участвовали в демонстрациях и стычках с полицией, рисковали собственной жизнью, не могли спать ночами из-за того, что чернокожее население их страны не имеет права пользоваться теми же бассейнами, что и белое!

Евреи всего мира были в плену галутной психологии, и - Катастрофа стала возможной. Они могли быть просто людьми или Людьми "с большой буквы", эгоистами или гуманистами, демократами, либералами, коммунистами, космополитами, просто человеколюбцами, кем угодно, - но они не были настоящими евреями! Нюрнбергские законы разрушили надежды немецких евреев на ассимиляцию, на слияние с немецким народом. Точно так же пятая графа в советском паспорте уничтожила наивную веру русских евреев в то, что коммунистическая утопия принесет им равноправие. История учит, что у нас нет выбора: еврей должен быть евреем.

РАБСТВО СЕГОДНЯ

Рабское мировоззрение может принимать самые разнообразные формы, но в любом случае это - смещение жизненных ценностей, служение каким-то ложным идеям, подмена еврейских идеалов любыми другими. Ложные идеалы не всегда уродливы, как поклонение золотому тельцу. Они могут быть светлыми и прекрасными, как, например, идеи пацифизма, христианского непротивления злу насилием, всеобщего братства и равенства, отказа от всего узконационального. Все это, к сожалению, утопии, которые станут реальностью только после прихода Машиаха, и следование таким идеям сегодня приводит к самым страшным последствиям. Лучший пример такой подмены еврейских ценностей - унизительный "мирный процесс" в Израиле.

Чтобы избавиться от рабского мировоззрения, недостаточно просто переехать в Израиль. Сколько самих израильтян все еще не вышли из галута (не правда ли, звучит абсурдно?), нам иллюстрируют левые израильские партии. Именно они всегда выступали и выступают за поиск компромиссов в палестино-израильском конфликте. Избрание на пост премьер-министра Ариэля Шарона стало возможным именно потому, что политика компромиссов и уступок завела Израиль в тупик. Только после множества разочарований и терактов израильтяне, наконец, поняли, что вести переговоры с преступниками и отдавать им израильские земли бессмысленно. Ни один компромисс, ни один шаг навстречу палестинцам не достигал своей цели, потому что террористы все равно продолжали делать свое дело, а администрация Палестинской автономии вскоре выдвигала новые требования. Как можно договориться о мире с теми, чья цель - уничтожение государства Израиль? В Талмуде сказано просто и ясно: "Тот, кто пришел убить тебя, - убей его" (трактат Брахот, 58). Израилю было мало пяти арабских войн (все пять раз Израиль защищался и побеждал): он отдал палестинцам большую часть Западного Берега, создал Палестинскую автономию и снабдил ее оружием.

Давайте посмотрим, имеют ли?

«МАОФ»

http://rjews.net/maof/world/mishuris.htm




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100