|
|
Почти неожиданно для себя я нашел подробное отражение еврейской жизни в вышедшем недавно сборнике стихов и прозы Бориса Слуцкого "Теперь Освенцим часто снится мне..." (Журнал Нева, СПб, 1999), в котором представлена часть произведений поэта на еврейскую тему. Немногие из них были опубликованы при жизни автора, основная масса - лишь теперь. Лишь одно из опубликованных в сборнике стихотворений написано до войны. Война, как пишет составитель сборника П. Горелик, многое изменила в отношении Слуцкого к еврейской теме. Ни у кого из советских поэтов нет стольких стихотворений о Катастрофе. На первый взгляд - это очень личные стихи, написанные от первого лица - "Как убивали мою бабку", "Отягощенный родственными чувствами, я к тете шел, чтоб дядю повидать", "Теперь Освенцим чаще снятся мне...". Действительно, у Слуцкого в Катастрофе погибли родные, но лирическая герой стихотворений - это не Борис Абрамович Слуцкий, а советский еврей середины века, говоря обобщенно - все советское еврейство. И скорбит Слуцкий не только о погибших близких - он пишет о гибели всей бывшей черты оседлости: Черта под чертою. Слуцкий - один из немногих в советской литературе - пишет об уничтожении не только людей, но и о гибели всего идишского мира: Я освобождал Украину, Как пишет составитель сборника, Слуцкий не помечал дат написания своих стихов. Однако их содержание столь точно отражает жизнь, что год, а то и месяц создания того или иного произведения можно установить. Стихотворение "Я освобождал Украину" написано, по-видимому, в 1944 году, спустя три года после уничтожения украинского еврейства. А вот "Как меня не приняли на работу" написано, конечно, после войны, где-то в 46 - 47 годах, когда факт отказа в приеме на работу по "пятому пункту" еще не стал привычным, особенно для бывших фронтовиков: Не понравился, не показался - Спустя много лет Слуцкий напишет: Вот я из части убыл, Стихотворение это называется "Национальная особенность". Разумеется, это не только национальная особенность лирического героя, это национальная особенность и судьба всего советского еврейства. Был в этой судьбе переломный момент: "дело врачей". Уверен, что все пережившие это время сразу поймут, о январе какого года идет речь в стихотворении "В январе": Я кипел тяжело и смрадно, С невероятной наблюдательностью Слуцкий подчеркивает, что особенно "тошно" было в трамвае, не на улице, где ты мог уйти, не на работе, где существовали какие-то личные отношения, а в замкнутом пространстве трамвайного вагона, где невозможно спрятаться и откуда невозможно выйти. Не удивительно, что Слуцкий вместе со всеми с энтузиазмом воспримет хрущевскую "оттепель", иногда принимая желаемое за действительное. Но уже очень скоро он напишет горькие строчки: Стало быть, получается вот как: Эти строчки если и не вызваны известными словами Хрущева "Если бы теперь евреи захотели бы занимать первые места в наших республиках, это, конечно, вызвало бы недовольство среди местных жителей", то, безусловно, перекликаются с нею. В шестидесятые годы начинается медленное возрождение официальной еврейской культуры в СССР, а после Шестидневной войны - резкое пробуждение национального самосознания советских евреев. Творчество Слуцкого очень чувствительно ко всем общественным явлениям. Раньше поэт "говорил от имени России", утверждал, что: Стихи, что с детства я на память знаю, В стихотворении со знаковым названием "Происхождение" (вспомним одноименное стихотворение Эдуарда Багрицкого, в котором тот решительно порвал с еврейством) Слуцкий писал: От Толстого происхожу, ото Льва. Еврейская тема звучала у Слуцкого как реквием погибшим или как отпор антисемитам (процитированная выше "Ваша нация" или знаменитое "Про евреев"). И вдруг Слуцкий напишет: Созреваю или старею - Точка зрения этого нового, "прозревшего" Слуцкого уже иная - он видит советское еврейство не со стороны, а изнутри. Оказалось, что советское еврейство - это не однородная масса, не просто "ваша нация", а переплетение совершенно разных биографий, мировоззрений и судеб: Пятиконечная звезда с шестиконечной поспорили Слуцкий еще не знает какие перемены готовит и ему, и всему народу могендовид, но перестает отделять себя, переходит от местоимения "я" к "мы": А нам, евреям, повезло А между тем могендовид готовил поэту новые неожиданности. В его творчество вошли возникшие в эти годы сугубо еврейские проблемы: самосознание и судьба полукровок ("Полукровки"), иврит ("Гебраизмы"), поветрие перехода в христианство ("Православие не в процветанье"). Последнее стихотворение - резкое даже для Слуцкого, полное презрения, почти оскорбительное: Жид крещеный, что вор прощенный - И наконец Слуцкий пишет: Еврейским хилым детям, Думаю, что под этим стихотворением-напутствием, написанным советским поэтом, членом КПСС Борисом Слуцким, с удовольствием подписались бы Владимир (Зеэв) Жаботинский и Иосиф Трумпельдор. Я не процитировал и даже не назвал другие поэтические произведения еврейского цикла Слуцкого, не упомянул о прозе, опубликованной в том же сборнике (Евреи на фронте, Евреи оккупированной восточной Европы, Рассказ Гершельмана). Конечно, творчество Слуцкого не ограничено еврейской темой. Исследователь творчества Слуцкого Ю. Болдырев пишет: "Тот дневник в стихах, что он вел, незаметно для него самого, нечаянно, исподволь становился хроникой, лирика оборачивалась эпосом, в эпизодах которого действовали, бушевали, сталкивались, возникали и исчезали люди, идеи, настроения, факты и фантомы 20-70-х годов нашего века". Действительно, картину жизни советского общества можно восстановить по творчеству Слуцкого. Но не только его одного - произведения других авторов тоже отразили эту жизнь. А вот жизнь советского еврейства не нашла отражения в советской литературе. Творчество Бориса Слуцкого - почти единственное исключение. Давид ИОФФЕ, Хайфа |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
![]() |