На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Борис Слуцкий как зеркало советского еврейства

/вместо рецензии/

Запрещение еврейской культуры в Советском Союзе - сначала на иврите, а затем и на идише - распространялось и на русско-еврейскую литературу, т.е. на написанные по-русски произведения писателей, описывающих жизнь с позиций самоидентификации с еврейством. Пожалуй, русско-еврейская литература запрещалась даже строже, поскольку, начиная с тридцатых годов, имела несравненно более широкую читательскую аудиторию, чем литература на идише. Да что говорить о русско-еврейской литературе, когда из-за нескольких фраз об антисемитизме цензура не пропустила уже сверстанные и набранные путевые заметки по Армении Василия Гроссмана. И, казалось бы, ни о каком отражении жизни советских евреев в советской литературе нечего и говорить - не считать же таким отражением отдельных случайных "положительных" персонажей с еврейскими фамилями, мелькающих в забытых ныне произведениях (Вайнштейн в "Жди меня" Симонова или Залкинд в "Далеко от Москвы" Ажаева).

 Почти неожиданно для себя я нашел подробное отражение еврейской жизни в вышедшем недавно сборнике стихов и прозы Бориса Слуцкого "Теперь Освенцим часто снится мне..." (Журнал Нева, СПб, 1999), в котором представлена часть произведений поэта на еврейскую тему. Немногие из них были опубликованы при жизни автора, основная масса - лишь теперь.

Лишь одно из опубликованных в сборнике стихотворений написано до войны. Война, как пишет составитель сборника П. Горелик, многое изменила в отношении Слуцкого к еврейской теме. Ни у кого из советских поэтов нет стольких стихотворений о Катастрофе. На первый взгляд - это очень личные стихи, написанные от первого лица - "Как убивали мою бабку", "Отягощенный родственными чувствами, я к тете шел, чтоб дядю повидать", "Теперь Освенцим чаще снятся мне...".

Действительно, у Слуцкого в Катастрофе погибли родные, но лирическая герой стихотворений - это не Борис Абрамович Слуцкий, а советский еврей середины века, говоря обобщенно - все советское еврейство. И скорбит Слуцкий не только о погибших близких - он пишет о гибели всей бывшей черты оседлости:

Черта под чертою.
Пропала оседлость
Шальное богатство,
веселая бедность
................................................
Он вылетел в трубы освенцимских топок
Мир скатерти белой в субботу и стопок.
Он - черный. Он - жирный. Он - сладостный дым.
А я его помню еще молодым.

Слуцкий - один из немногих в советской литературе - пишет об уничтожении не только людей, но и о гибели всего идишского мира:

Я освобождал Украину,
шел через еврейские деревни.
Идиш, их язык - давно руина.
Вымер он и года три как древний.
Нет не вымер - вырезан и выжжен.

Как пишет составитель сборника, Слуцкий не помечал дат написания своих стихов. Однако их содержание столь точно отражает жизнь, что год, а то и месяц создания того или иного произведения можно установить. Стихотворение "Я освобождал Украину" написано, по-видимому, в 1944 году, спустя три года после уничтожения украинского еврейства. А вот "Как меня не приняли на работу" написано, конечно, после войны, где-то в 46 - 47 годах, когда факт отказа в приеме на работу по "пятому пункту" еще не стал привычным, особенно для бывших фронтовиков:

Не понравился, не показался -
в общем, не подошел, не дорос.

Спустя много лет Слуцкий напишет:

Вот я из части убыл,
Вот я до дому прибыл.
Опять загнали в угол:
С меня какая прибыль?
..............
Да, в угол был я загнан,
Но не погиб, не запил.
И вот за века четверть
В борьбе, в гоньбе, в аврале,
меня не взяли черти,
как бы они не брали.
Я уцелел,
Я одолел.
Я - к старости - повеселел.

Стихотворение это называется "Национальная особенность". Разумеется, это не только национальная особенность лирического героя, это национальная особенность и судьба всего советского еврейства.

Был в этой судьбе переломный момент: "дело врачей". Уверен, что все пережившие это время сразу поймут, о январе какого года идет речь в стихотворении "В январе":

Я кипел тяжело и смрадно,
Словно черный асфальт в котле.
Было стыдно.
Было срамно.
Было тошно ходить по земле.
Было тошно ездить в трамвае.
Все казалось: билет отрывая,
Или сдачу передавая, или просто проход давая
И плечами задевая,
Все глядят, с молчаливой злобой
И твоих оправданий ждут.

С невероятной наблюдательностью Слуцкий подчеркивает, что особенно "тошно" было в трамвае, не на улице, где ты мог уйти, не на работе, где существовали какие-то личные отношения, а в замкнутом пространстве трамвайного вагона, где невозможно спрятаться и откуда невозможно выйти.

Не удивительно, что Слуцкий вместе со всеми с энтузиазмом воспримет хрущевскую "оттепель", иногда принимая желаемое за действительное. Но уже очень скоро он напишет горькие строчки:

Стало быть, получается вот как:
Слишком часто мелькаете в сводках новостей...
Надоели эмоции нации вашей, как и ее махинации,
средствам массовой информации!

Эти строчки если и не вызваны известными словами Хрущева "Если бы теперь евреи захотели бы занимать первые места в наших республиках, это, конечно, вызвало бы недовольство среди местных жителей", то, безусловно, перекликаются с нею.

В шестидесятые годы начинается медленное возрождение официальной еврейской культуры в СССР, а после Шестидневной войны - резкое пробуждение национального самосознания советских евреев. Творчество Слуцкого очень чувствительно ко всем общественным явлениям. Раньше поэт "говорил от имени России", утверждал, что:

Стихи, что с детства я на память знаю,
важней крови, той, что во мне течет.

В стихотворении со знаковым названием "Происхождение" (вспомним одноименное стихотворение Эдуарда Багрицкого, в котором тот решительно порвал с еврейством) Слуцкий писал:

От Толстого происхожу, ото Льва.

Еврейская тема звучала у Слуцкого как реквием погибшим или как отпор антисемитам (процитированная выше "Ваша нация" или знаменитое "Про евреев"). И вдруг Слуцкий напишет:

Созреваю или старею -
Прозреваю в себе еврея.
Я-то думал, что я пробился.
Я-то думал, что я прорвался.
Не пробился я, а разбился,
Не прорвался я, а сорвался.
Я, шагнувший одной ногою
То ли в подданство,
То ли в гражданство,
Возвращаюсь в безродье родное,
Возвращаюсь из точки в пространство.

Точка зрения этого нового, "прозревшего" Слуцкого уже иная - он видит советское еврейство не со стороны, а изнутри. Оказалось, что советское еврейство - это не однородная масса, не просто "ваша нация", а переплетение совершенно разных биографий, мировоззрений и судеб:

Пятиконечная звезда с шестиконечной поспорили
на кладбище еврейском,
кто просияет среди ночи вечной
покойным острякам и юморескам.
Пятиконечная звезда:
майоры госбезопасности,
а также просто врачи, поэты, забияки, ёры
и конармейцы башенного роста.
Шестиконечная звезда
раввины, а также их безграмотная паства,
та, что по части прописей - невинна,
но уважает вещное богатство.
Сначала наступала пентаграмма,
а могендовид защищался вяло,
и все редели в метриках Абрамы,
и фининспектор побивал менялу.
Но видно, что-то знает
и готовит не менее исконный и извечный,
похожий на отмычку могевдовид -
все шесть концов звезды шестиконечной.

Слуцкий еще не знает какие перемены готовит и ему, и всему народу могендовид, но перестает отделять себя, переходит от местоимения "я" к "мы":

А нам, евреям, повезло
Не прячась под фальшивым флагом,
На нас без маски лезло зло.
Оно не притворялось благом.

А между тем могендовид готовил поэту новые неожиданности. В его творчество вошли возникшие в эти годы сугубо еврейские проблемы: самосознание и судьба полукровок ("Полукровки"), иврит ("Гебраизмы"), поветрие перехода в христианство ("Православие не в процветанье"). Последнее стихотворение - резкое даже для Слуцкого, полное презрения, почти оскорбительное:

Жид крещеный, что вор прощенный -
все равно он - рецидивист,
и Христос его - извращенный,
наглый, злой, как разбойничий свист.
Но сумевший успешно выкрасть
облачения и кресты,
не умеет похитить
хоть немножечко доброты.
Жид крещеный - что конь леченый -
сколько бы ни точил он ляс,
как ни шествовал бы облаченный
в многошумный синтетик ряс,
проще с нами, просто жидами,
что давно, еще при Адаме,
не добром торговали и злом,
только фактом, только числом.

И наконец Слуцкий пишет:

Еврейским хилым детям,
Ученым и очкастым,
Отличным шахматистам,
Посредственным гимнастам,
Советую заняться
Коньками, греблей, боксом,
На ледники подняться,
По травам бегать босым.
Почаще лезьте в драки,
Читайте книг немного,
Зимуйте, словно раки,
Идите с веком в ногу,
Не лезьте из шеренги
И не сбивайте вех.
Ведь он еще не кончился,
Двадцатый страшный век.

Думаю, что под этим стихотворением-напутствием, написанным советским поэтом, членом КПСС Борисом Слуцким, с удовольствием подписались бы Владимир (Зеэв) Жаботинский и Иосиф Трумпельдор.

Я не процитировал и даже не назвал другие поэтические произведения еврейского цикла Слуцкого, не упомянул о прозе, опубликованной в том же сборнике (Евреи на фронте, Евреи оккупированной восточной Европы, Рассказ Гершельмана). Конечно, творчество Слуцкого не ограничено еврейской темой. Исследователь творчества Слуцкого Ю. Болдырев пишет: "Тот дневник в стихах, что он вел, незаметно для него самого, нечаянно, исподволь становился хроникой, лирика оборачивалась эпосом, в эпизодах которого действовали, бушевали, сталкивались, возникали и исчезали люди, идеи, настроения, факты и фантомы 20-70-х годов нашего века". Действительно, картину жизни советского общества можно восстановить по творчеству Слуцкого. Но не только его одного - произведения других авторов тоже отразили эту жизнь. А вот жизнь советского еврейства не нашла отражения в советской литературе. Творчество Бориса Слуцкого - почти единственное исключение.

Давид ИОФФЕ, Хайфа
"Ами"



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100