СИНАГОГА

“И они выстроят Мне святилище, чтобы Я мог обитать среди них” [Шмот, 25 8]
Синагогой может стать любое помещение, в котором евреи собираются для молитвы . Именно это и является главным назначением синагоги. Однако во всем Талмуде только один раз (Гитан, 396) синагога названа бейт тфила - "домом молитвы"

Святость синагоги.

Святость синагоги весьма велика. Не случайно Всевышний называет ее "малым святилищем" (Иехезкель, 11:16), заменяющим нам в странах рассеяния "большое святилище", т. е. Иерусалимский Храм. Поэтому к синагоге в полной мере относится заповедь: "...и святилище Мое чтите" (Ваикра, 19:30). А Талмуд объясняет, что не само здание святилища надлежит чтить, а Того, Чья Шхина в нем обитает.

Поэтому в синагоге строжайше запрещается разговаривать на будничные темы даже не во время молитвы и производить расчеты (если они не связаны с исполнением какой-нибудь заповеди). Синагогу надо содержать в чистоте, соблюдать в ней порядок и зажигать светильники ради большей торжественности обстановки.

Человек, находящийся в синагоге, обязан всем своим поведением демонстрировать свою любовь ко Всевышнему, трепет и благоговение пред Ним. По этой причине не следует целовать в синагоге даже маленьких детей - чтобы не проявлять какую-то иную любовь, кроме любви ко Всевышнему.

2. Прежде, чем войти в синагогу, следует проверить, нет ли на обуви или на одежде грязи.

3. В синагогу не заходят, чтобы укрыться от зноя или дождя. Не проходят через синагогу, желая сократить себе путь. Если человек пришел в синагогу, чтобы вызвать кого-нибудь, то, войдя, в первую очередь он должен процитировать что-нибудь из Танаха или из Мишны, произнести какую-нибудь краткую молитву или просто посидеть немного (так как само пребывание в синагоге - исполнение заповеди). Лишь после этого он может позвать того, за кем пришел.

4. Запрещено есть, пить и спать в синагоге. Однако ради исполнения заповеди это дозволено - при условии, что будет исключена всякая возможность опьянения сотрапезников и легкомысленного поведения, а спящий (например, в ночь Йом-Кипура) ляжет как можно дальше от арон кодеша (см. «Коллекция иудаики»)-шкафа, в котором хранятся свитки Торы).

Однако тот, кто весь день проводит в синагоге или бейт гамидраше, изучая Тору, имеет право есть, пить и спать там, чтобы не тратить драгоценное время на дорогу домой.

5. Прежде, чем приступить к строительству синагоги, следует проконсультироваться у авторитетного знатока Торы: где и как ее строить.


Синагога в черте оседлости

С глубокой древности и по сей день она, как правило, называется бейт-кнесет, то есть “дом собрания”. “Синагога” просто греческий перевод этого словосочетания.
Само название подчеркивает, что функции синагоги гораздо шире функции помещения для общественной молитвы.

В синагогу люди приходят, чтобы учиться. Недаром название бейт-мидраш (“дом учения”) стало почти синонимом названия бейт-кнесет. Синагога и бейт-мидраш могут находиться в одном помещении или в разных, соединенных коридором.

Нам заповедано учить Тору всю жизнь, эта заповедь важней нашей обязанности молиться.


Синагога в Остроже, Украина
Copyright Virtual Shtetl

Поэтому многие отрывки из Танаха, Мишны, Талмуда входят в состав молитв. Кроме того, существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по тем или иным галахическим проблемам. Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам, после утренней или дневной молитвы, в синагогах собираются обычно группы для изучения Торы.


Синагога в Румынии, штетл

Часто, как и в далеком прошлом, при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог и при каждой две школы - начальная (бейт-сефер) и средняя (бейт-талмуд). В бейт-сефер преподавали Писание, а в бейт-талмуд - Мишну.

Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов: в синагоге нередко проводят бар-мицву, брит-милу, выкуп первенца. Когда-то в синагоге заседал бейт-дин - местный раввинский суд. Правление синагоги располагало фондами для помощи нуждающимся, предоставляло ссуды, устраивало на ночлег приезжих.


Синагога в Трансильвании

Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет ее микдаш меат - “малое святилище” (Мегила, 29а). Это заключение основано на сказанном у пророка Йехезкеля (11:16): “...Я рассеял их по странам, и стал Я с ними в малом святилище”. В книге Псалмов мы читаем: “Всевышний находится в общине Б-га...” (Тегилим, 82:1), что трактуется как присутствие Шхины, Б-жественной эманации, в синагогах.
Святость синагоги определяется ее назначением: это помещение, где евреи собираются для молитв, изучения Торы и решения вопросов управления общиной.

Синагога служит общине, она всего лишь “инструмент” еврейской веры.


Брестская синагога
Брестская синагога (слева) Синагога в Трансильвании
Синагоги абсолютно автономны. Любая группа евреев, желающих иметь свой дом молитвы, может организовать синагогу. Каждая синагога независима и управляется избираемыми руководителями (правлением). В свободных странах существуют, как правило, национальные ассоциации, объединяющие большинство синагог, но и они организованы на добровольных началах и не могут влиять на те или иные решения местных общин.


Первая синагога на Американском континенте 1634-36гг

Постановления раввинов общин по всем галахическим проблемам считаются обязательными для членов этих общий. Стиль же некоторых обрядов диктуется исключительно желанием большинства членов общины. Таким образом, в синагогах, формально принадлежащих к одному объединению, порядок молитв может в определенных деталях отличаться.

С глубокой древности и по сей день она, как правило, называется бейт-кнесет, то есть “дом собрания”. “Синагога” просто греческий перевод этого словосочетания.
Само название подчеркивает, что функции синагоги гораздо шире функции помещения для общественной молитвы.

Синагога Малбима в Бухаресте, 1970

Современная синагога в Гиват-Раме, Израиль


Александр Вайсман. Эрэц Исраэль

Часто, как и в далеком прошлом, при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог и при каждой две школы - начальная (бейт-сефер) и средняя (бейт-талмуд). В бейт-сефер преподавали Писание, а в бейт-талмуд - Мишну.



Современная синагога в Маалоте, Израиль


© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки