На главную

 

ЧТО ДОЛЖНА ЗНАТЬ РУССКАЯ ЖЕНЩИНА, СТАВШАЯ ЖЕНОЙ ЕВРЕЯ?

Эта женщина, во-первых, должна порадоваться своему поступку, потому что давно известно, что евреи - хорошие мужья и вообще семейные люди. Кроме того, евреи почти не бывают алкоголиками. За первые полгода пребывания в Израиле мне, например, ни разу не довелось увидеть на улице пьяного еврея. Одному моему знакомому повезло больше: однажды он увидел подвыпившего мужчину на автобусной остановке. Тот был навеселе и очень словоохотлив: тут же на чисто русском языке рассказал, что приехал в Израиль из СНГ.

Жена еврея-нееврейка может, если у нее есть такое желание, принять гиюр. Люди, не являющиеся евреями по рождению, но принявшие еврейство, называются герами.

Гер - человек, совершивший гиюр: будучи от рождения неевреем, он принял еврейство. (Необходимо отметить, что "принятие еврейства" - вещь не произвольная. Условия, на которых этот процесс осуществим, и регламент его проведения детально определяются еврейским Законом). Если определять еврея как человека, обладающего определенным духовным устройством, то гер после гиюра - становится евреем. Принятие им иудейской веры при этом - лишь часть процесса гиюра. Интересно, что про человека, сделавшего гиюр, в Торе говорится: "Гер шэнисгайер" - "Гер, который сделал гиюр", а не "Нееврей, который сделал гиюр". Объясняется во внутренней Торе, что причиной этого является то, что гер изначально обладает б-жественной душой, которая лишь не находится, скажем, в "достаточном контакте" с ним до момента прохождения гиюра.

Что такое гиюр и зачем он нужен?

В течение всей еврейской истории национальное самосознание было неотделимо от религиозного Человек, проходивший гиюр считался не просто частью еврейской общины, но и столь же евреем, как и евреем по рождению Многие выдающиеся деятели еврейского народа, как в древности, так и в более позднее время были герами или потомками геров. Гиюр исходно включает в себя как национальный, так и религиозный аспекты: обращаясь к "Бейт-Дину" (религиозному суду, являющемуся в данном случае представителем всего еврейского народа в целом) кандидат в "геры" декларировал как свое желание принять на себя веру иудаизма и соблюдать его законы, так и желание присоединиться к народу Израиля и быть его интегральной частью. Если один из этих двух пунктов отсутствовал (то есть человек был готов соблюдать законы иудаизма, но не хотел жить жизнью еврейского народа; или же он хотел стать частью народа, но не хотел принимать на себя его религию) то гиюр не мог быть проведен.

Сегодня еврейский народ во многом не похож на то, каким он был несколько сот и тысяч лет назад. Совсем не все евреи соблюдают установления иудаизма. Однако их преемственность по отношению к предыдущим поколениям остается, и они продолжают рассматривать иудаизм как свою религию. На этой преемственности основывается, на самом деле, все наше право на возвращение в Эрец Исраэль и построение здесь еврейского государства. Абсолютное большинство еврейского населения в Израиле, даже те, кто не соблюдают многие из установлений традиции, согласны рассматривать, как еврея того, кто прошел гиюр - но не согласны считать евреем того, кто не еврей по галахе, даже если он является частично евреем генетически.

Еврейский народ существует уже несколько тысяч лет, и все эти века человек, родившийся неевреем, мог присоединиться к нашему народу, пройдя "гиюр" (переход в иудаизм). Государственный закон Израиля в этом вопросе всего лишь отражает существующие в широких массах народа представления (а вовсе не является, вопреки ошибочным представлениям некоторых новых репатриантов, следствием давления "религиозного меньшинства"). Таким образом, настоящая интеграция с народом Израиля - для тех, кто не является евреем по галахе, но хочет быть частью еврейского народа - невозможна без гиюра. (При этом с точки зрения иудаизма они остаются евреями)

Положение с гиюрами в Израиле.

Абсолютное большинство населения Израиля согласно признавать только гиюр, проведенный по ортодоксальным еврейским законам. Поэтому израильское законодательство признает законным только гиюр, проведенный с санкции ортодоксального Главного Раввината. Следует при этом иметь в виду, что в Израиле есть несколько разных течений и групп внутри ортодоксального иудаизма, очень отличающихся одна от другой по характеру связи с современной культурой, отношением к Государству Израиль, пониманием проблем репатриантов, и т.д. Соответственно, различные ульпаны для подготовки к гиюру и "Бейт-Дин'ы" могут весьма значительно отличаться один от другого.

Сегодня в Израиль приехали - из еврейских побуждений! - многие члены смешанных семей, которые хотят стать частью народа Израиля. Согласно законам государства, они имеют все социальные и политические права. Но их полноценная интеграция в обществе невозможна без того, чтобы они стали евреями также и по религиозному закону - закону, важность которого признает абсолютное большинство евреев Израиля (даже тех, кто сам по себе не пунктуально соблюдает заповеди Торы).

Если Вы или Ваши дети хотите пройти гиюр и стать неотъемлемой частью еврейского народа, вы можете обратиться в МАХАНАИМ - центр духовной абсорбции для выходцев из России.

Программа подготовки к гиюру согласована с Главным Раввинатом Израиля. Она включает в себя, наряду с лекциями и семинарами, интересные экскурсии и поездки на Шаббат. Группы по подготовке к гиюру организованы в различных городах Израиля, в том числе в Иерусалиме и Бейт-Шемеше.

Для справок и записи обращайтесь в МАХАНАИМ, тел. 02-625-6006

В 1996 - 1997 годах в связи с желанием улучшить взаимопонимание между израильским и американским еврейством, правительством Израиля была создана комиссия под руководством (бывшего тогда министром юстиции и финансов) Якова Неэмана, задачей которой было достигнуть соглашения между ортодоксальным, консервативным и реформистским направлениями иудаизма по вопросу о гиюре. В то время никто не верил, что достижение подобного соглашения вообще возможно. Тем не менее, комиссия Неэмана выработала согласованные решения, на основе которых начал действовать "Махон ле-лимудей йеhадут", в руководстве которого представлены как ортодоксальное, так и консервативное и реформистское направления. В настоящее время махон начинает работу по созданию своей сети ульпанов изучения иудаизма.

Ульпаны занимаются преподаванием и подготовкой к гиюру, но НЕ проводят сам гиюр. Этим занимается Бейт-Дин (Государственный Религиозный суд), куда ульпаны обычно направляют своих выпусников по окончании курса учебы. Подробности следует выяснить в том ульпане, где вы будете заниматься.

Следует учесть, что данные, приведенные в нижеследущей таблице, соответствуют январю 2001 года, и могут измениться.



Южный район.

Под общим наблюдением р. Хаим Ирама - мобильный тел. 056-229126

Ульпан Адрес Язык преподавания
Эйлат Михлала ле-минhал Иврит
Ашдод Центр абсорбции "Канада" Иврит
Ашкелон Центр абсорбции "Каланит" Иврит
Ашкелон Центр абсорбции "Канада" Иврит
Беэр-Шева - Бейт Мория Иврит
Беэр-Шева - Маханаим Синагога "Исраэль hа-цаир" Русский
Явне Кибуц "Явне" Английский
Йерухам Иврит
Нативот Биньян Эмуна Иврит
Саад Кибуц "Саад" Иврит
Арад Центр абсорбции "Арад" Иврит
Кирият Гат Центр абсорбции "Шошана" Иврит
Сдерот Иврит

Район Иерусалима

Под общим наблюдением р. Давида Мамо - мобильный тел. 056-229122

Ульпан Адрес Язык преподавания
Бейт-Шемеш - Маханаим Русский
hОд hа-Шарон Бен Гамла Иврит
Иерушалаим - "Ве-камта ве-алита" Ул. Мем-Гимел () Русский
Иерушалаим R.C.A ул. Бней брит 18 Английский
Иерушалаим - Маханаим Ул. Лунц 2 Русский
Иерушалаим - Махон Меир Бульвар Меири 2 Иврит/ Английский
Иерушалаим - Меаян Бина Бульвар Герцеля Иврит/ Английский
Иерушалаим - Нахалат Цви Бульвар Герцеля Иврит/ Английский
Реховот Герцель 108, центр "Тикватейну"

Центральный район

Под общим наблюдением р. Айал Фенигштейн - мобильный тел. 056-229125

Ульпан Адрес Язык преподавания
Ариэль - Маханаим ha-Шомрон 33 Русский
Бней Брак Ул. р. Акивы 75 Русский
Бат Ям Мивца Синай 28 (алеф) Иврит
Бар-Илан - Маханаим Университет Бар-Илан Иврит
Хадера - Маhут Школа "Тахкемон" Иврит
Холон- Элка Хума у-мигдал 18 Иврит
Холон - Сара Хума у-мигдал 18 Русский
Лод - Маханаим Русский
Натания - Маханаим Русский
Натания Макдональд 7 Английский/ Иврит
Петах Тиква Иврит
Рамат Ган - Маханаим Русский
Рамат Ган Жаботинский 123 Иврит
Шавей Шомрон Иврит
Тель-Авив -Гешер Театр Гешер Русский

Северный район

Под общим наблюдением р. Шор Шамария - мобильный тел. 056-229127

Ульпан Адрес Язык преподавания
Ор Акива - Маhут Школа "Раби Акива" Иврит
Хайфа Ул. Хорев 4 Иврит
Хайфа - Маhут Школа "Явне", Раби Акива Иврит/Русский
Хайфа - Маhут Мерказ Рамбам, тихон 31 Иврит
Хайфа - Маhут Ани Маамин 19 Русский
Тверия- Маhут Цетр абсорбции, ул. hа-Шомер Русский
Кфар Ситрин- Маhут Михлелет Кфар Ситрин Иврит
Кармиэль- Маhут Матнас "Мегадим" Русский/Иврит
Маалот Матнас "Маалот" Русский/Иврит
Наhария- Маhут Синагога выходцев из России Иврит
Ноцрат Элит Иврит
Нешер- Маhут Hейхал Тарбут "Нешер" Русский
Эйн hа-Нацив Кибуц Эйн hа-Нацив Иврит
Акко- Маhут Болгарская Синагога Русский
Акко- Маhут Клуб выходце с Кавказа Русский
Афула - Маhут Школа "Оhель Меир" Русский/Иврит
Кацрин - Маhут Школа "Даркей ноам" Иврит
Кирият Шмона - Маhут Мерказ Тарбут "Эшколь" Иврит
Кирият Ата - Маhут Ульпанит "Шахам" Иврит
Кирият Ям - Маhут Школа "Шило" ул. Натив Меир Русский/Иврит
Сде Элияhу Кибуц Сде Элияhу (Долина Бейт-Шеана) Иврит

Ульпаны принадлежащие сети Маhут - в основном рассчитаны на молодежь приезжающую в Израиль по программам типа "Алият hа-Ноар".

Подробности по поводу ульпанов организации Маханаим можно выясснить по тел. (02)6256006 - Рахель

Программа обучения в ульпанах по изучению иудаизма

Эта программа не является официальной, а только приблизительно опредяляет материал, который изучают в ульпанах по подготовке к гиюру.

1.Основные положения веры иудаизма

  • Единство Бога
  • Отрицание материальных описаний Бога
  • Запрет молитвы кому-либо кроме Него
  • Истиность Торы и Пророчества
  • Божественое управление миром (Провидение) - Провидение индивидуальное и на уровне народа
  • Свобода выбора, праведность и греховность, раскаяние
  • Воздаяние
  • Служение Богу, любовь и трепет
  • Остальные из "Тринадцати принципов веры" согласно Маймониду
  • Заповедь изучения Торы
  • Современные проблеммы религиозной веры

     1. Суббота и ее законы.

  •      Связь между Субботой и Сотворением Мира, с социальной справедливостью и с выходом из Египта
  •      Законы субботнего покоя
  •      39 основных работ запрещенных в Субботу
  •      Запреты мудрецов, "Мукце"
  •      Наслаждение Субботой,
  •      Субботние песни

     2. Еврейский календарь и праздники

  •      Устройство календаря
  •      День, месяц, год, летоисчисление
  •      Песах, Шавуот, Суккот, Симхат Тора
  •      Рош hа-Шана и Йом Кипур
  •      Связь народа Израля и его истории с праздниками
  •      Ханука и Пурим
  •      Дни поста
  •      Прочие памятные даты еврейского календаря

     3. Кашерная пища

  •      Виды кашерных и некашерных животных
  •      Правила кашерного убоя
  •      Запрет употребления крови
  •      Высаливание мяса
  •      Запрет смешения мясного и молочного
  •      Разделение посуды
  •      Кашерование посуды
  •      Трума, маасер, хала
  •      Удостоверения кашерности рабанута
  •      Кашерная кухня

     4. Семейная жизнь, воспитание детей, жизненный цикл

  •      Брак и развод
  •      Законы чистоты семейной жизни
  •      Законы скромности
  •      Роль женщины и воспитание детей
  •      Заповедь обучения мальчиков и девочек
  •      Система религиозного образования в Израиле и в рассеянии
  •      Празднование брит-мила, бар-мицва и свадьбы
  •      Законы похорон и траура

     5. Служение Богу, молитвы

  •      Иерусалимский Храм и молитвы в древности
  •      Порядок и время молитв в будни и в праздники
  •      Структура молитвы в будни и в праздники
  •      Чтение "Шма"
  •      Молитва "Шмоне Эсре"
  •      Порядок общественной молитвы
  •      Обычаи принятые в синагоге
  •      Благословения на еду ("Биркат hа-мазон") и другие благословения
  •      Традиционные мелодии

     6. Еврейская мораль - отношения между людьми

  •      Десять заповедей
  •      Законы будничных и деловых взаимоотношений
  •      Переговороы и торговля, запрет мошенничества
  •      Заповедь благотворительности

     7. Танах, Устная Тора и еврейская история

  •      От Сотворения Мира до выхода из Египта
  •      История еврейского народа в пустыне
  •      Завоевания Земли Израиля Иеhошуа бин Нуном
  •      Дальнейшая история еврейской традиции (до нашего времени)

     8. Связь между Народом Израиля и Землей Израиля

  •      Законы Земли Израиля
  •      Заповедь заселения Земли Израиля
  •      Священные для еврейского народа места
  •      Реализация Торы в Земле Израиля
  •      Государство Израиля и его религиозные проблеммы

     9. Гиюр и заповеди

  •      Любовь к народу Израиля и любовь к отдельному человеку
  •      Самопожертвование и Освящение Божественного Имени
  •      Гиюр в соответствии с hалахой и единство народа

Помочь в принятии гиюра в Израиле могут разные организации, например, Шатер Авраама("Оhель Авраам") - это добровольческая, некоммерческая организация, действующая в Израиле, задача которой - оказывать помощь людям, которые хотят пройти Гиюр (переход в иудаизм).

Следует прежде всего отметить, что гиюр - вещь сложная и в израильском обществе по отношению к нему существуют различные, и даже диаметрально противоположные мнения. Свидетельством этому являются острые дискуссии которые время от времени появляются в нашей прессе. Дискуссии эти как раз и являются признаком того, что сегодня с гиюрами существует проблема.

При этом огромной проблемой является значительный процент в последней алие из России тех, кто обладает некоторым еврейским самосознанием, но не является евреем по законам иудаизма. С одной стороны еврейская традиция не позволяет автоматически считать этих людей евреями, с другой стороны, эти люди, которые живут в Израиле, говорят на иврите, служат в армии и иногда погибают, защищая Израиль. Их дети ходят в еврейский детский сад и учат в школе ТаНаХ. Когда у них рождается мальчик, они хотят сделать ему обрезание, как другим детям, они хотят праздновать Бар-мицву и свадьбу так, как это делают все в нашей стране. Они хотят быть частью еврейского народа.

Это проблема. Мы не утверждаем, что знаем, как ее решать, но мы ищем решение. В частности, одним из путей решения этой проблемы является прохождение гиюра.

Гиюр детей

В еврейском религиозном законодательстве существует понятие "Гиюр ктиним". Это означает, что гиюр проходит ребенок без родителей. Сегодня с Израиле для детей существует возможность пройти такой гиюр. Эта возможность существует для мальчиков младше возраста "Бар-Мицва" (13 лет), а для девочек до возраста Бат-Мицва (12 лет).

Необходимыми условиями для прохождения такого гиюра являются:
Желание ОБОИХ родителей
Готовность родителей вырастить ребенка евреем
Желание самого ребенка (для детей старше 10 лет)

Гиюр детей осуществляет специальный Бейт-Дин, это ортодоксальный гиюр, признаваемый Главным Раввинатом.


Желающие узнать подробнее, могут обратится за информацией в организацию
по тел. 02-9973776 - Нехама.

Шатер Авраама

УСЫНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И ГИЮР

УСЫНОВЛЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО РЕБЕНКА

Поскольку еврейский Закон не рассматривает детей как собственность родителей, не существует понятия о передаче права на ребенка какому-либо другому лицу. Отношения между родителями и детьми считаются нерушимыми. Вместе с тем признается идея духовного отцовства: "Воспитывающий чужого ребенка - все равно, что родитель его" (Мегила, 13а; Сангедрин, 196). Усыновить сироту или ребенка, настоящие родители которого либо не хотят, либо неспособны выполнять свои обязанности, - благородный акт милосердия.

Усыновление еврейского ребенка не меняет его статуса как когена, леви или первенца. Если известно, что настоящий отец ребенка - коген или леви, ребенок сохраняет этот статус даже в том случае, когда приемный отец не является ни когеном, ни леви. И наоборот, если приемный отец - коген или леви, этот статус усыновленному ребенку не передается. Если усыновленный ребенок - первенец у родной матери и ему надлежит пройти обряд выкупа, приемные родители обязаны подготовить для этого все необходимое.

В силу тесной духовной связи, которая возникает между приемными родителями и усыновленным ребенком, он может получить новое имя.

Независимо от времени усыновления ребенка, о котором известно, что он рожден еврейкой, важно выяснить следующие обстоятельства: если это мальчик, то был ли он первенцем, была ли его мать дочерью когена или леви; еврей ли его родной отец, и если да, не принадлежит ли он к коганим или левиим; не были ли усыновлены (удочерены) его братья или сестры, и если да, то где они находятся.

Усыновленные дети обязаны воздавать положенные почести умершим приемным родителям. Траурный обряд должен выполняться так же строго, как если бы последние были их настоящими родителями.

УСЫНОВЛЕНИЕ НЕЕВРЕЙСКОГО РЕБЕНКА

Согласно еврейскому Закону, ребенок, рожденный не еврейкой (независимо от национальности отца), не является евреем. Юридическая процедура усыновления такого ребенка не делает его автоматически евреем.

Для того, чтобы ребенок нееврейского происхождения стал евреем, он должен пройти установленный ритуал перехода в еврейство - гиюр. Даже если нееврей в детстве воспитывался как еврей и неукоснительно соблюдает все предписания еврейской религии, он не считается евреем до тех пор, пока не пройдет гиюр.

Гиюр должен производиться религиозным судом (бейт-дином), состоящим из трех компетентных раввинов. Бейт-дин собирается с этой целью только после соответствующей просьбы со стороны приемных родителей, при этом у бейт-дина должна быть уверенность в том, что ребенок будет воспитываться в духе Торы.

Ритуал перехода в еврейство, когда речь идет о мальчике, заключается в следующем:

• ребенок должен пройти обряд обрезания;

• как только ребенку исполняется год, его окунают в микву.

Ритуал гиюра девочки сводится только к окунанию в микву.

В обоих случаях после окунания в микву ребенку дают еврейское имя.

После формального акта гиюра родители должны серьезно заняться воспитанием и еврейским образованием ребенка, чтобы вырастить из него Б-гобоязненного и преданного Всевышнему еврея.

Если гиюр проведен правильно, приемный ребенок должен выполнять все обязанности и пользоваться всеми правами, предусмотренными еврейским законодательством. Однако, до достижения ребенком совершеннолетия, т.е. до 13 лет, гиюр является "условным". В тринадцать лет ребенок имеет право заявить, что он не хочет быть евреем, и тогда гиюр считается недействительным. Если же ребенок этого не делает, он считается таким же сыном Израиля, как любой еврей по рождению.

ГИЮР ВЗРОСЛЫХ

Переход в еврейство взрослых основывается на тех же принципах, что и гиюр детей, за исключением того, что еще до гиюра взрослый должен изучить основы еврейского Закона, утвердить себя в вере и проявить искреннее, идущее от ума и сердца стремление соблюдать заповеди. Без этих требований ритуал гиюра оборачивается фарсом, бессмысленной процедурой.

Истинный прозелит (гер цедек) - тот, кто безоговорочно принимает на себя бремя заповедей. Время, необходимое взрослому для подготовки к переходу в иудаизм, зависит от общеобразовательного уровня человека, его желания и настойчивости. Обычно на это уходит не менее шести месяцев, чаще всего год или больше. Приняв иудаизм, новообращенный становится полноправным сыном еврейского народа, его принимают как равного. Гер цедек, получивший еврейское имя, зовет себя сыном праотца нашего Аврагама.

МАТЕРИАЛ СОСТАВЛЕН благодаря информации, размещенной на сайтах “Маханаим”, “Источник”,“Шатер Авраама” и др.

 

 



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки