На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Майя БАСС (Балтимор). Парижский скульптор из Креславки

Его головокружительная карьера началась... с обморока.

В канун нового, 1897 года парижские газеты вышли с крупными заголовками на первой полосе: «Молодой талантливый скульптор из России упал в голодный обморок на улице Парижа!»

Слова «молодой талантливый» дорого стоили - владельцы галерей заинтересовались. Им было выгодно раскрутить, как сейчас говорят, новую приманку для покупателей. Познакомившись с работами «молодого и талантливого», они быстро включились в рекламу, и результат не заставил себя ждать.

Фотография Н.Арансона, подаренная им И.П.Кавалеридзе. Уже через несколько дней Науму Львовичу Аронсону был преподнесен поистине королевский новогодний подарок: заказ на 2 тысячи франков. По тем временам - колоссальная сумма.

Как говорится, вечером он лег спать никому не известным, а утром проснулся знаменитым.

Наум Аронсон родился в 1872 году в маленьком еврейском местечке Креславка в той части Латвии, которая называлась Латгалией. Теперь бывшее местечко стало городом Креслава. Родители Наума были верующими хасидами, как и большинство живших там евреев. Держали продуктовую лавчонку. Семья была небогатой и не могла дать детям приличное образование. Наум, например, дальше хедера не пошел.

Но уже в раннем детстве мальчик почувствовал тягу к рисованию и лепке. Родители не одобряли его пристрастия, но Наум убегал в заброшенный сарай и там лепил в свое удовольствие.

Однажды его дядя увидел эти «сарайные» скульптуры, пришел в восторг и смог уговорить родителей отправить мальчика в рисовальную школу в Вильне. Правда, у доброго дяди не было достаточно денег, чтобы долго содержать племянника, а родители присылали ему жалкие гроши, но он учился и очень старался.

В конце школьного курса Наум вылепил бюст попечителя Виленского учебного округа Сергиевского, и попечителю бюст так понравился, что он стал хлопотать об определении молодого ваятеля в Петербургскую академию художеств. Однако в академию Аронсона не приняли, так как, во-первых, у него не хватало образования (хедер был не в счет), а во-вторых, он, как еврей, не имел права жить вне черты оседлости.

Итак, в России пути вперед для Наума не было, и он решает ехать в столицу искусств - в Париж. Ему исполнилось 19 лет, он выпросил еще немного денег на поездку у родителей и поехал. Согласитесь, это был отчаянный шаг - без образования, без знания языка и без средств к существованию!

Но у Наума Аронсона было огромное, всепоглощающее желание учиться искусству. И ему повезло. В Париже его приняли в бесплатную муниципальную Школу декоративного искусства. Одновременно со школой он посещал частное ателье Каларосси. На жизнь зарабатывал тяжким трудом, обтесывая каменные глыбы у мраморщика Гектора Лемера.

Прошло два года. Аронсон закончил школу. За свою дипломную работу он получил первый приз. Ну, а что дальше? Нужных знакомых у него не было. Работы тоже не было.

Все первые годы самостоятельной жизни в Париже его постоянно преследовала утомительная нужда. Он перебивался случайными заработками, но и они не всегда бывали. Порой ему на что было купить себе даже хлеб. И вот в один из таких дней случился этот обморок накануне нового года, когда голод стал особенно нестерпимым.

Собралась толпа, полицейские и вездесущие репортеры. Едва придя в сознание, он попросил есть... А уж репортеры, выяснив все о молодом скульпторе, дали сообщения об этом происшествии.

Все пошло, как в сказке. За первым двухтысячным контрактом последовали другие. У него появилась собственная мастерская. Вскоре одна из работ Аронсона была выставлена в престижном салоне художественного общества Шамп де Марс. Скульптура представляла собой головку девушки, которой Смерть дает последний поцелуй. Через год Наум Аронсон был принят в члены этого художественного общества.

Критики считали его работы глубоко психологичными и превосходными по исполнению. Его композиции «Гнездо», «Жажда» и другие широко выставляются. В 1900 году он начинает работу над бюстом Бетховена. В том же году на международной выставке в Париже Аронсон получает вторую золотую медаль. Слава его растет.

В мастерской художника появляются скульптурные портреты Моцарта, Вагнера, Берлиоза, Шопена, Данте Алигьери, Бетховена и другие. В Берлине выставляются его новые работы - «Маленький мученик», «Слепая»...

В 1901 году Аронсон едет в Россию к Льву Толстому в Ясную Поляну, он хочет лепить его портрет. Толстой долго говорит с молодым мастером, он уже знаком с его работами и соглашается позировать. В своем дневнике Софья Андреевна Толстая писала, что у них «живет сейчас скульптор Аронсон, бедный еврей, выбившийся в Париже за восемь лет в хорошего, талантливого скульптора. Лепит бюст Льва Николаевича и мой, и все очень недурно. Меня он изобразил не такой безобразной, как это делали до сих пор все художники».

Российская тема занимала значительное место в творчестве скульптора. В дальнейшем им были выполнены скульптурные портреты Тургенева, Фета, Л.Андреева, артисток Савиной, Комиссаржевской, балерины Иды Рубинштейн и многие другие.

До 1917 года Аронсон нередко бывал в России, и о его творчестве появлялись статьи в газетах и журналах. Известный русский художественный критик, редактор журнала «Аполлон» С.К.Маковский дает восторженную оценку творчества Аронсона: «Среди современных русских скульпторов я не знаю более серьезного, более даровитого мастера... Аронсон знает все тайны мастерства. Обращается так же виртуозно и с мрамором, и с бронзой, и с гипсом, и с деревом. Он работает с одинаковым успехом в самых различных стилях, оставаясь самостоятельным, никому не подражающим художником».

Работам скульптора посвящаются также статьи многих искусствоведов Европы. А в 1902 году сорок его скульптур выставляются в столице России Петербурге, том самом, куда ему, как еврею, прежде въезд был категорически запрещен. Еще через три года в Бонне было торжественное открытие памятника Бетховену, над которым Аронсон работал пять лет.

В 1922 году по заказу французского правительства к столетнему юбилею Пастера Аронсон выполнил его большой бюст для зала заседаний в Институте Пастера. Кроме того, бюсты Пастера работы Аронсона были установлены в Брюсселе, Токио, Ханое.

Много работ Наума Аронсона посвящено истории еврейского народа. Можно упомянуть такие прекрасные скульптуры, как «Моисей», «Саломея», «Пророк», «Вечный жид», «Бар-Мицва». «Те, кто лично знал Аронсона, - вспоминает Р.Вишницер-Бернштейн, - помнят его необыкновенную отзывчивость. Художники - индивидуалисты, они равнодушны к судьбам окружающих их людей. Аронсон был в этом отношении исключением. Ходатайствовать за кого-нибудь, ходить по учреждениям, просиживать часами на заседаниях общественных (благотворительных) организаций не было для него тягостно. Когда у него бывали деньги, - он не жалел их. Он пожертвовал значительные суммы для детских колоний в Двинске и Креславке, откуда был родом. Аронсон не забывал своей родины.

Как-то в Париже он познакомился с русским эмигрантом Луначарским. Через некоторое время Луначарский привел к нему господина невысокого роста с бородкой и большой лысиной, отрекомендовав его своим другом Владимиром Ульяновым. В своих воспоминаниях Луначарский рассказывал об этом посещении:
«Мы зашли в мастерскую скульптора Аронсона, в которой я с тех пор так часто бывал и в которой постоянно появлялись шедевры, копии которых уплывали во все страны света... Аронсон отвел меня в сторону: «...Кто это?» - зашептал мне на ухо. «Это один друг - очень крупный революционный мыслитель». Аронсон закивал своей пушистой головой. «...Не могли бы вы уговорить его, чтобы он мне попозировал? Я сделаю хоть маленькую медаль. Он мне очень может пригодиться, для Сократа, над которым я работаю».

Не мог представить себе парижский мастер, что человеку, который позировал ему для портрета Сократа, предстоит сыграть столь зловещую роль в истории России.

Позднее работа над скульптурным портретом В.И.Ленина стала этапом в творческой биографии Аронсона. Сам скульптор об этом вспоминал: «В начале 1925 года, освободившись немного от заказов, по собственной инициативе, я принялся за лепку бюста Владимира Ильича и работал над моим Лениным два года. За это время я сломал до двадцати бюстов и лишь в последнем бюсте, который был привезен в СССР в 1927 году, я сумел, по моему мнению, выявить Ленина». Этот вариант был высоко оценен Луначарским, сказавшим, что эта работа Аронсона является «самым высоким художественным отражением вождя революции».

Аронсон с радостью принял революцию в России. Он так верил в Октябрьскую революцию и так же заблуждался, как многие люди и в России, и за рубежом...

После революции Аронсон дважды был на родине, и об этом написал: «Я нашел в СССР то, что искал, - идею работы, творчества... Это сознание дает мне вдохновение, делает меня юным и сильным».

Он хотел сделать скульптуры для московского метро. Но в конце 30-х годов обстановка в СССР резко меняется, и работы скульптора-эмигранта еврея Аронсона, несмотря на сделанные ему раньше лестные предложения, стали абсолютно нежелательными. Его протянутая рука оказалась отвергнутой советским правительством.

Кстати, бюст Ленина работы Аронсона советское правительство так и не нашло для себя возможным купить. Уже после смерти мастера его племянница подарила этот бюст музею Ленина в Москве, где он стоял между этажами только с фамилией автора. Без всяких указаний, кто этот автор.

Между тем известность Аронсона как крупнейшего мастера скульптуры росла. Он находился в зените славы. Он был членом жюри по скульпторе Французского национального общества изящных искусств. По представлению французского правительства стал кавалером ордена Почетного легиона.

Но вот начинается Вторая мировая война. В Париже немцы. Жизнь Аронсона в опасности. Он уезжает в Соединенные Штаты. А с его скульптурами и с картинами других художников происходит удивительная история. Участниками группы Сопротивления эти работы были тщательно упакованы и погружены в железнодорожные вагоны. Вместе с другими произведениями искусства специальный поезд пошел из Парижа по круговому маршруту. Предупрежденные о секретном поезде французские железнодорожники пропускали его без остановки, пока не загнали в какой-то глухой тупик, где состав простоял до конца войны.

А сам мастер прожил в США до 1943 года. Чужбина была ему не в радость. Он знал о судьбе евреев в Европе и остро переживал все события войны. К сожалению, скульптор не дожил до победы. Он умер 30 декабря 1943 года.

Имя Наума Аронсона сегодня почти неизвестно на его родине, в России. О нем нет ни одной печатной работы, его скульптуры не выставляются и не репродуцируются в альбомах и книгах. Лишь небольшой очерк о выдающемся скульпторе промелькнул в «Неделе», приложении к «Известиям», и в газете «Советише Геймланд», которая одно время издавалась на идиш, а впоследствии была и вовсе закрыта.

Но многие музеи мира почитают за честь иметь в своей экспозиции работы Наума Львовича Аронсона, которые представляют для искусства непреходящую ценность.

Майя БАСС(Балтимор)




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100