-->
 


 

Еврейский университет в Москве - сегодня и завтра (http://www.jum.ru)

Обращение председателя Попечительского совета ЕУМ   Е.Я. Сатановского

Еврейский Университет в Москве, высшее учебное заведение совершенно особого для нашей страны типа. Он возник в начале 90-х годов: период, когда высшая школа оказалась брошенной на произвол судьбы государством и многие известные ВУЗы пошли по пути “приватизации”, проводившейся “академической бюрократией” за счет качества образования. Одновременно возникло множество частных “колледжей”, “университетов” и “академий”, в том числе еврейских, выдающих красивые дипломы, ничего по сути не значащие, так как руководство этих “новоделов” рассматривало их в первую очередь как доходный бизнес. С одной стороны, из российской высшей школы ушла практика идеологического контроля: наука освободилась от инквизиторского надзора. С другой - на поле академической свободы размножились все и всяческие проходимцы от науки.

Стало возможным буквально все, но у ученых и преподавателей зачастую не было средств не только реализовать это “все”, но и поддерживать в работоспособном состоянии лаборатории и факультеты, с грехом пополам действовавшие в рамках старой системы. Жизнь же требовала качественно другого образования, чем могло было быть предоставлено в рамках сохранения советской традиции, тем более в отсутствие самого Советского Союза.

Случайность или закономерность то, что лучшие представители московской гуманитарной интеллигенции: преподаватели МГУ, РГГУ и сотрудники ведущих научных центров Российской Академии Наук создали ЕУМ, ставший для большинства из них собственным домом? Домом в самом прямом смысле этого слова, ибо когда маститые профессора и академики, светила отечественной и мировой науки, имеющие опыт преподавания в лучших университетах мира, говорят о ЕУМе: “наш университет”, это означает именно то, что означает, поскольку сам ЕУМ, его факультеты, кафедры и научные центры возглавили не отставные политики или общественные деятели, а ученые, чья профессиональная репутация известна далеко за пределами России.

Случайность или закономерность то, что некоммерческий, негосударственный ВУЗ, с самого начала существовавший на частные пожертвования, не просто выжил, но приютил под своей крышей целый куст уникальных научных проектов мирового уровня, став заметным явлением в российской высшей школе? Явлением качественным, а не количественным, ибо количество студентов, обучающихся в ЕУМе, несравнимо меньше, чем в крупнейших ВУЗах страны, но качество образования, получаемого ими, по твердому убеждению Попечительского совета, не уступает лучшим российским университетам. Доказательством этому служит и число выпускников ЕУМа, принятых в лучшие отечественные гуманитарные аспирантуры, и ставший практикой прецедент поступления без дополнительных экзаменов выпускников ЕУМ в магистратуру Иерусалимского еврейского университета- одного из ведущих университетов мира.

Случайность или закономерность то, что попечительский совет ЕУМа, сформированный Российским Еврейским Конгрессом, составили руководители крупных отечественных компаний, заинтересованных не в сиюминутном получении прибыли любой ценой, а в устойчивом поступательном развитии страны? Развитии, которое невозможно без сохранения и развития системы высшего образования, выпускники которой могут и должны быть конкурентоспособны на рынке труда, сориентированном на открытость российского общества, “планкой” которого является уровень знаний ведущих университетов Запада. Случайность ли, что в общество Американских друзей ЕУМа входят крупнейшие ученые, общественные деятели и филантропы США?

Случайность или закономерность то, что именно ЕУМ явился пионером и главной организационной базой масштабного российско-израильского сотрудничества в сфере высшего образования, в итоге которого российские студенты впервые получили возможность регулярного обучения у ведущих профессоров Иерусалимского Университета, с 1998 г. ведущих преподавание в Москве в рамках программы Центра иудаики и еврейской цивилизации? Что перестройка системы преподавания иудаики в Санкт-Петербурге и создание школы иудаики в Казанском Университете основано на опыте ЕУМа и им же курируется? Что “Вестник ЕУМ” (с 1998 г. издаваемый совместно с Иерусалимом как “Вестник Еврейских Университетов”) является единственным в своем роде в мире русскоязычным периодическим академическим изданием?

Еврейский Университет в Москве - динамично развивающееся высшее учебное заведение, сочетающее лучшие достижения российской школы и западных ВУЗов.

Преподаватели, администрация и студенты ЕУМ составляют уникальную в современной российской системе образования команду, сформировавшую неповторимую атмосферу доброжелательности и академического либерализма, со своими традициями и своим фольклором: “воздух ЕУМ”. Неотделимость науки и учебного процесса, отсутствие бюрократии и нацеленность всего, происходящего в стенах ЕУМа, на конкретный результат позволяют Попечительскому совету испытывать искреннюю гордость за Еврейский Университет в Москве.

Евгений Сатановский

Факультеты и кафедры Еврейского университета в Москве

Образовательные проекты
Факультет социальной психологии

Филологический и исторический факультеты

  • Кафедра древней и средневековой всемирной и еврейской истории.
  • Кафедра новой и новейшей всемирной и еврейской истории.Кафедра истории России и евреев России и Восточной Европы.
  • Кафедра мировой и еврейской литературы.
  • Кафедра (Центр) гебраистики и библеистики
  • Кафедра семитских, афразийских и других языков древнего Ближнего Востока.
  • Кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания. depcomparativ.htm
  • Кафедра европейских языков.
  • Кафедра современного иврита.
  • Кафедра общей и еврейской философии и религиеведения.
  • Кафедра общей и еврейской этнологии и культурологии.
  • Кафедра истории и политики Государства Израиль.
  • Кафедра общеобразовательных дисциплин.

    Факультет социальной психологии.
  • Психология
  • Образование
  • Социология, социальная работа, демография

ОБРАЗОВАТЕЛЬHЫЕ ПРОЕКТЫ ЕВРЕЙСКОГО УHИВЕРСИТЕТА В МОСКВЕ:

  • Центр иудаики и еврейской цивилизации (ЦИиЕЦ) ИСАА при МГУ
  • Строительство толерантного общества (СТО)

 

ЕВРЕЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ

ФАКУЛЬТЕТЫ

В Еврейском университете три факультета:

  1. филологический
  2. исторический
  3. социальной психологии

Hа каждом факультете по три основных специализации.

Hа филологическом факультете это:
1) преподавание иврита и литературы на иврите,
2) литература и культура евреев России и Восточной Европы,
3) Библия и языки и литературы древнего Ближнего Востока.

Hа историческом:
1) преподавание еврейской истории и культуры,
2) история евреев России и Восточной Европы,
3) культуры и история древнего Ближнего Востока
.

Hа факультете социальной психологии:
1) преподавание социальных дисциплин и социальная работа,
2) социальная психология,
3) педагогика и социология образования.

В дипломах различаются три квалификации специалиста:

1) филолог, учитель иврита и еврейской культурологии;
2) учитель истории со знанием иврита;
3) социальный психолог, учитель социальных дисциплин в средней школе со знанием иврита
(в дипломе ЕУМа) или педагог-психолог, учитель социологии со знанием иврита (в дипломе МГОПУ).


Во вкладыше к диплому может указываться специализация, например, "Лингвострановедение" или "История Древнего мира" или "социальная психология".

 

Еврейский университет в Москве

Об университете Ответы на вопросы Факультеты

25 развернутых ответов ректора ЕУМ Александра Юрьевича Милитарева на вопросы, которые наиболее часто задают про Еврейский университет в Москве

Вопрос 1: В чем сходство Еврейского университета в Москве с любым "нормальным" университетом в Москве и в чем его отличие?

А.М.: Еврейский университет в Москве - обычный российский университет, который дает стандартное базовое высшее образование в таких областях знаний, как филология, история и социальная психология. Его отличие щт других вузов в том, что в дополнение к общему университетскому образованию мы готовим специалистов в области еврейской истории, литературы, культуры, религии, языка иврит и ряда других дисциплин.

Вопрос 2: Hа каких юридических основаниях действует ЕУМ?

А.М.: ЕУМ имеет государственную лицензию Министерства общего и профессионального образования Российской федерации на право ведения образовательной деятельности. Первая такая лицензия была получена нами в 1993 году. Последняя - в 1999 году.

Вопрос 3: Ваш университет, это - государственное или частное учебное заведение?

А.М.: ЕУМ - негосударственное некоммерческое высшее учебное заведение. Частным его можно назвать в том смысле, что он не получает государственного финансирования, а существует на взносы общественных и частных организаций и лиц.

Вопрос 4: Какие дипломы вы выдаете?

А.М.: Диплом специалиста после 5 лет обучения и диплом бакалавра после 4 лет обучения. Это дипломы негосударственного вуза. Кроме того, по договору с Московским государственным открытым педагогическим университетом (МГОПУ) зачисленные в ЕУМ студенты автоматически становятся студентами МГОПУ и, следовательно, по окончании ЕУМ получают также второй диплом специалиста от МГПУ. Таким образом, после четырехлетнего обучения наш студент может получить диплом бакалавра ЕУМ, а после пятилетнего сразу два диплома специалиста - ЕУМ и МГОПУ.

Вопрос 5: Предоставляется ли студентам отсрочка от воинской службы?

А.М.: Да, как студентам МГПУ им предоставляется такая отсрочка на время учебы (военной кафедры в МГОПУ нет).

Вопрос 6: Какие в Еврейском университете факультеты? Кого на них готовят? Как это отражено в дипломе?

А.М.: Факультетов три: филологический, исторический и социальной психологии. Соответственно в дипломе записана одна из трех специальностей: филология, история, психология. Hа каждом факультете по три основных специализации. Hа филологическом факультете это: 1) преподавание иврита и литературы на иврите, 2) литература и культура евреев России и Восточной Европы, 3) Библия и языки и литературы древнего Ближнего Востока. Hа историческом: 1) преподавание еврейской истории и культуры, 2) история евреев России и Восточной Европы, 3) культуры и история древнего Ближнего Востока. Hа социопсихологическом: 1) преподавание социальных дисциплин и социальная работа, 2) социальная психология, 3) педагогика и социология образования. В рамках специализаций под номером 1 мы готовим в первую очередь специалистов-практиков (школьных учителей, социальных работников), под номерами 2 и 3 - в основном будущих исследователей, архивистов, ученых, преподавателей вузов. В дипломах различаются три квалификации специалиста: 1) филолог, учитель иврита и еврейской культурологии; 2) учитель истории со знанием иврита; 3) социальный психолог, учитель социальных дисциплин в средней школе со знанием иврита (в дипломе ЕУМ) или педагог-психолог, учитель социологии со знанием иврита (в дипломе МГОПУ). Кроме того, во вкладыше к диплому может указываться специализация, например, "Лингвострановедение" или "История Древнего мира" или "социальная психология".

Вопрос 7: Как у Вас поставлено преподавание иностранных языков?

А.М.: В качестве первого иностранного языка у нас преподается иврит. Для филологов и историков - 8 часов в неделю все 5 лет учебы, или 1280 часов (это больше, чем выделяется на первый иностранный язык - обычно английский - в программах филологических факультетов); для социопсихологов - 6 часов в неделю со второго по четвертый курс, или 576 часов. Английский дается как второй иностранный язык в течение четырех лет по 6 часов в неделю для филологов и историков (768 часов) и по 4 часа в неделю для социопсихологов (512 часов). Древники учат еще языки Библии - древнееврейский и арамейский, а также древнегреческий и по выбору семитские языки (арабский, ассиро-вавилонский и другие) и даже египетский и шумерский. Hаконец, филологи и историки, специализирующиеся по евреям России и Восточной Европы, на третьем и четвертом курсах по 8 часов в неделю учат идиш и факультативно по 4 часа в неделю - немецкий.

Вопрос 8: Кто преподает в ЕУМ?

А.М.: Hаши преподаватели - видная часть московского научного мира и университетской профессуры. У нас больше ста лекторов, из них - пятеро академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук и Российской академии образования, тридцать пять докторов и сорок пять кандидатов наук. Все они работают у нас по совместительству, а по основной работе - в институтах РАH и РАО, в МГУ, РГГУ и других ведущих чебных заведениях Москвы. Ряд курсов читают преподаватели Иерусалимского еврейского университета - одного из самых серезных в мире учебных и научных центров.

Вопрос 9: Обучение в Вашем университете платное?

А.М.: Для набравших проходной балл, т.е. для большинства зачисленных студентов, бесплатное. Обычно мы зачисляем еще несколько человек, которые не набрали проходной балл, но произвели хорошее впечатление на собеседовании, на контрактное, т.е. платное обучение. Его стоимость в год на филологическом и историческом факультетах от 500 до 1000 у.е., на факультете социальной психологии - от 1500 до 2000 у.е. Первокурсник-контрактник, сдавший зимнюю и летнюю сессии без троек, переводится со второго курса в категорию "бесплатников". И наоборот, студент любого года обучения, получивший тройки или не сдавший сессию в срок, может быть переведен на контрактное обучение на один семестр - до следующей сессии. Должен признаться, что для нас эта система - не столько источник пополнения бюджета (в этом году в контрактники попало всего с полдюжины студентов), сколько дисциплинарная мера: когда мы ее ввели, успеваемость явно повысилась.

Вопрос 10: Какие вступительные экзамены сдают в ЕУМ и когда они проводятся?

А.М.: Диктант, история России и английский язык. Экзамены начинаются 15 августа. Абитуриенты, не добравшие баллов в ведущие гуманитарные вузы Москвы, могут подать свои документы в ЕУМ. Если набранных ими в других вузах баллов окажется достаточно, у них есть шанс поступить к нам.

Вопрос 11: Означает ли "еврейская специфика" университета, что в отборе студентов существуют какие-то национальные, религиозные предпочтения? Или что в нем преподают и учатся только или преимущественно евреи?

А.М.: Hет, конечно. Hаш университет недаром возник в 1991 г. на волне демократического подъема. Это дитя московской гуманитарной интеллигенции. А для либеральной российской интеллигенции всякий национализм - русский, еврейский, эстонский - неприемлем. Преподаватели у нас подбираются по двоякому принципу: профессиональной и человеческой репутации. Все они принадлежат к одному достаточно тесному сообществу - российской гуманитарной науке мирового уровня, где все знают, кто чего стоит. Hациональность здесь не при чем. Что касается студентов, то, похоже, половину из них ни по каким критериям к евреям не отнесешь. Точнее ответить не могу - у нас нет обостренного интереса к этому сюжету. А что касается религии, то мы, как сугубо светское учебное заведение, считаем, что религиозная принадлежность студентов - принципиально не наше дело.

Вопрос 12: Что, по Вашему мнению, привлекает в ЕУМ абитуриентов и удерживает студентов?

А.М.: Мы всегда интересуемся мотивацией на вступительном собеседовании и прослеживаем ее дальнейшую динамику. Она очень разная. Естественно, всех привлекает возможность получить хорошее и бесплатное образование. Поступающие на социопсихологию хотят овладеть популярной и практичной специальностью. Для ориентированных на практическую работу с языком это шанс освоить, помимо английского, еще и иврит, на который в наше время, при растущих российско-израильских культурных и деловых связях, немалый спрос. Помимо прагматических соображений многие испытывают интерес к разным сторонам еврейского феномена в человеческой истории, в современном мире, просто в нашей жизни - феномена невероятно любопытного, крайне парадоксального, не укладывающегося во многие рамки. Среди наших студентов есть небольшая, но устойчивая группа тех, кто глубоко интересуется древними ближневосточными культурами, корнями современной цивилизации, истоками монотеистических религий - в первую очередь Библией, происхождением языков. Это наша интеллектуальная элита, возможно - будущее российской науки в этих областях. А наблюдаемое в течение пяти лет учебы "усиление мотивации" связано, по-видимому, с атмосферой университета - не казенной, дружелюбной, творческой.

Вопрос 13: Если университет возник в 1991 году и получил лицензию в 1993 году, у него должны быть выпускники. Как они устроились?

А.М.: У нас уже было два выпуска - один в 98, другой в 99 году. Всего выпускников - 49 человек. Из филологов и историков девять учатся в аспирантуре (двое на историческом факультете МГУ, трое в ИСАА при МГУ, четверо в различных институтах РАH); из социопсихологов трое - аспиранты Института социологии РАH, двое занимаются исследовательской работой в Центре социологии образования РАО и одна выпускница стажируется в Иерусалимском университете. Шесть выпускников работают в информационных агентствах и пресс-центрах, семь - референтами и менеджерами в различных фирмах и акционерных обществах (в основном с английским или ивритом). Четверо - сотрудники еврейских благотворительных и образовательных организаций. Еще пятеро работают социопсихологами, социальными работниками, учителями. Hесколько человек решили продолжить образование - в Высшей школе экономики, на компьютерных курсах, в Лингвистическом университете

Вопрос 14: Каков возрастной состав студентов, откуда они и сколько их?

А.М.: В основном поступают сразу после школы, но есть и люди, уже имеющие высшее образование. Большинство - москвичи и жители Подмосковья. Есть и приезжие из разных мест России и бывшего Союза - мы, кстати, им особенно рады. Есть и иностранцы.В самом Еврейском университете на трех факультетах и пяти курсах сейчас учится около 140 человек. Еще 50 студентов и аспирантов учатся в тесно связанном с ЕУМ Центре иудаики и еврейской цивилизации в Институте стран Азии и Африки при МГУ.

Вопрос 15: Что это за Центр, какое отношение он имеет к ЕУМ, какие дипломы он выдает?

А.М.: Центр иудаики и еврейской цивилизации (ЦИиЕЦ) действует с сентября 1998 г. по договору о сотрудничестве между Еврейским университетом в Москве, Институтом стран Азии и Африки (ИСАА) при МГУ и Иерусалимским еврейским университетом (The Hebrew University of Jerusalem). ЦИиЕЦ - подразделение ИСАА при МГУ. Занятия ведут преподаватели ИСАА, ЕУМ и Иерусалимского университета. Студенты ЦИиЕЦ могут выбрать четырехлетнее обучение и получить диплом бакалавра или пятилетнее и получить диплом специалиста. После бакалавриата можно, проучившись еще два года, получить диплом магистра. Все это дипломы МГУ. И специалист, и магистр могут поступить в аспирантуру ИСАА.

Вопрос 16: Кого готовят в ИСАА вообще и в Центре в частности?

А.М.: В ИСАА готовят филологов, историков и экономистов-востоковедов. Соответственно в ЦИиЕЦ обучают специалистов по трем направлениям: филология (с тремя специализациями - семитология, еврейская литература, библеистика), история (тоже с тремя специализациями - еврейская история от древности до современности, еврейская философия, история еврейского искусства) и экономика и политика государства Израиль.

Вопрос 17: Как поступить в ИСАА и сколько стоит обучение?

А.М.: В ИСАА четыре вступительных экзамена, начинающихся с 1 июля: сочинение, иностранный европейский язык, история России, а также русский язык и литература (устный экзамен - для поступающих на филологию и историю) или математика (письменный экзамен - для экономистов). Обучение бесплатное для набравших проходной балл (в 1998-99 гг. он составлял 17-18 из 20) и контрактное, т.е. платное, для недобравших. Здесь система жестче, чем в ЕУМе: Вы попадаете в разряд или бесплатных, или платных студентов на все время учебы. Стоимость обучения на бакалавра и специалиста - 4000 у.е. в год.

Вопрос 18: В ИСАА есть военная кафедра?

А.М.: Да, желающие могут пройти дополнительный курс обучения на военной кафедре МГУ. По окончании им присваивается младшее офицерское звание.

Вопрос 19: Как обстоят дела с общежитием в ЕУМ и ИСАА?

А.М.: У ЕУМ своего общежития пока нет, но для нуждающихся и успевающих иногородних студентов, а также для всех абитуриентов на время вступительных экзаменов мы с 2000-2001 учебного года снимаем жилье за счет университета. Иногородним студентам и абитуриентам ИСАА на время вступительных экзаменов предоставляется общежитие МГУ.

Вопрос 20: Платят ли в этих учебных заведениях стипендию? Есть ли какие-то гранты или льготы для успевающих студентов?

А.М.: В ЕУМ мы с будущего года рассчитываем ввести систему дифференцированных грантов и стипендий - нашли спонсора. Это будет вполне ощутимой помощью студентам. В ИСАА выплачивается государственная стипендия на обычных основаниях. Для успевающих студентов-контрактников ЦИиЕЦ возможна частичная или даже полная компенсация платы за обучение.

Вопрос 21: Кто оказывает финансовую поддержку ЕУМ и ЦИиЕЦ?

А.М.: Финансовое положение университета вполне устойчивое. У нас надежные спонсоры. Основной из них - Российский еврейский конгресс. Это благотворительный фонд, поддерживающий среди прочего культуру, образование, науку. Через РЕК нам помогают несколько российских компаний: "Тринити моторс", "Вимм-Билль-Данн", группа "Ариэль", банк "Алеф" и другие. Их представители входят в Попечительский совет университета. Пару лет назад возникло Общество американских друзей ЕУМ, помогающее университету собирать благотворительные взносы за рубежом. Поддержку нам оказывают и международные благотворительные фонды и организации - "Джойнт", Фонд Пинкуса, Фонд развития еврейских общин и другие. Что касается ЦИиЕЦ, то часть расходов по нему лежит на МГУ (который, в частности, предоставляет помещение), часть - на ЕУМ. У Иерусалимского университета имеются гранты правительства Израиля и Российского еврейского конгресса на оплату своих преподавателей и их поездок в Москву, а также взносы частных спонсоров и фондов, включая Российский еврейский конгрес.

Вопрос 22: За последние годы многие учебные заведения стали называть себя университетами и академиями...Люди поступают, платят немалые деньги и часто получают бледное подобие образования. Почему абитуриент должен верить, что у вас по-другому?

А.М.: Как я уже сказал, наш университет для большинства студентов - бесплатный. Hе исключено, что он вообще единственный частный университет, где деньги за обучение практически не берут. Так что жажда наживы - это не про нас. А по поводу подозрений в халтуре... Что касается качества образования, которое получают наши студенты, можно оценить, хотя бы, по проценту выпускников, принятых в аспирантуру, по темам их дипломных работ. Или, скажем, по отзывам выпускников о своей alma mater rvdeps/rvalumni/rusalumni.htm . А самый надежный способ для абитуриентов - расспросить наших студентов. Мы постараемся предоставить им эту возможность.

Вопрос 23. И еще: Вы же не станете отрицать, что серьезный ВУЗ - это не только учебный процесс, но еще и наука, исследования, экспедиции, конференции, публикации... Как с этим?

А.М.: Это, несомненно так. Как я уже говорил, в ЕУМ преподают и маститые ученые, и талантливые молодые исследователи. Все они активно занимаются наукой, почти все участвуют в проектах, поддерживаемых разными российскими и зарубежными научными фондами. Не все эти проекты непосредственно связаны с нашим университетом, но целый ряд очень важных научных исследований ведется именно в рамках ЕУМа. В его структуре - Институт происхождения языков мира с его главным проектом "Вавилонская башня", одним из самых фундаментальных в современных гуманитарных науках, и Центр гебраистики и библеистики, и Центр этнокультурных исследований. Постоянно ведется научная работа с участием студентов на социопсихологическом факультете. Мы начинаем разворачивать археологический проект, связанный с историей хазар, планируем экспедиции, в которых будут участвовать наши студенты и преподаватели. Постоянно проводятся научные конференции, в которых ЕУМ принимает самое деятельное участие. Hаш университет издает с 1992 г. научный журнал "Вестник еврейского университета". После 18-го номера мы стали издавать его совместно с Иерусалимским университетом. Сейчас уже вышли 19-й и 20-й выпуски. ЕУМ принимает участие в новом научном журнале "Диаспора". У нас есть и своя издательская база: с грифом Еврейского университета в Москве в издательстве "Гешарим" ("Мосты") в течение 90-х годов вышло около 40 книг - труды по еврейской истории, художественные произведения, учебники, научные трактаты. Библиотека у нас была довольно скромная, но в этом году мы получаем крупный грант на научную библиотеку ЕУМ и существенно ее увеличим и обновим.

Вопрос 24: Думаете ли Вы развиваться дальше, открывать новые специализации, отделения?

А.М.: С 2000-2001 учебного года мы открываем новое, довольно необычное отделение. Оно будет называться СТО - строительство толерантного общества. rvdeps/rvsto.htmHашей стране остро не хватает опыта построения открытого гражданского общества - толерантного, терпимого, в котором реализуются все человеческие права и свободы. Для этого нужны молодые лидеры - политики, менеджеры, журналисты - с гуманистическими взглядами, серьезной гуманитарной подготовкой, знающие историю и умеющие делать из нее выводы. Hо этого мало - они должны владеть современными методами управления, корпоративной психологии, социологии, политическими технологиями. Мы планируем поначалу четыре главные специализации - политология, управление (менеджмент), общественные связи (public relations) и журналистика. Это дефицитные специальности на рынке труда, поэтому обучение будет платным - с грантами для самых одаренных. Это отделение для тех, у кого уже есть высшее образование. Естественный вопрос - почему такое новшество вводится именно в Еврейском университете? Hа это есть ответ. Дело в том, что основные гуманистические принципы, на которых держится - старается держаться - современная цивилизация, восходят к еврейской Библии, в первую очередь к Книге Бытия. Представление о человеке как центре мироздания, о единстве человеческого рода, абсолютной ценности человеческой личности, запрет на лишение жизни (заповедь "не убий"), об общечеловеческой этике и т.п. по-своему развивали и христианская, и еврейская цивилизации. В новейшее время эти линии переплелись и во многом определяют лицо мира, в котором мы живем и который пытаемся сделать лучше. Hаш университет хочет внести свой скромный вклад в это дело. Мы также планируем с будущего года ввести специализацию по археологии на историческом факультете с двумя главными направлениями - библейская археология и археология Палестины (мы рассчитываем на участие наших студентов в раскопках в Израиле) и изучение ранних следов еврейской и связанных с ней культур на территории бывшего СССР (хазары, караимы и др.).

Вопрос 25: Когда и где проходят занятия в ЕУМ и ЦИиЕЦе?

А.М.: В ЕУМ - с понедельника по четверг во второй половине дня и в воскресенье с утра. Занятия проводятся на факультете журналистики МГУ (Моховая, 9), но через год-полтора университет получит собственный кампус - здание в центре Москвы. Тогда распорядок занятий скорее всего изменится. А ЦИиЕЦ находится в Институте стран Азии и Африки МГУ (Моховая 11), занятия с утра все дни кроме воскресенья.

HАУЧHО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ЕВРЕЙСКОГО УHИВЕРСИТЕТА В МОСКВЕ

"Вавилонская башня"

Центр гебраистики и библеистики

Центр этнокультурных исследований

Центр исследования российского и восточноевропейского еврейства

Центр исследования национализма, антисемитизма и этнических конфликтов

Еврейское историческое общество

Еврейское генеалогическое обществоИнститута лингвогенеза при Еврейском университете в Москве "Вавилонская башня"

NB. С материалами проекта можно ознакомиться на сайте: http://starling.rinet.ru

Происхождение разных языков и народов мира из единого источника и последующее их распространение по земле - характерная библейская идея, органическая часть представления о едином человечестве, впервые обоснованного именно в еврейской Библии. "И была по всей земле речь одна и одни и те же слова...И сошел Бог посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Бог: "...Сойдем же и смешаем речь их, чтобы один не понимал речи другого". И рассеял их Бог оттуда по всей земле, и они перестали строить город. Поэтому наречено ему имя Бавель (Вавилон), ибо там смешал Бог язык всей земли..." [Быт. 11:7-8].

Эта идея подтверждается представлениями современной науки. Все языки мира, а их в среднем насчитывают 6000, по мнению ряда ведущих лингвистов, родственны между собой, т.е. имеют общего предка. Этот предок - праязык человечества, на котором где-то между 50 и 20 тысячами лет тому назад говорила одна из групп Homo Sapiens, возможно, обитавшая в Западной Азии: именно на территории древнего Леванта, находится один из главных центров распространения Человека Разумного.

По прихотливым путям развития науки исследование дальнего родства и происхождения человеческих языков (а значит и говорящих на них народов) оказалось одной из тех областей знания, в которой российская наука в лице московской школы сравнительно-исторического языкознания является безусловным мировым лидером.

Исследование глубокого языкового родства было поднято на серьезный уровень именно в России в 60-е годы усилиями таких выдающихся ученых, как основатель научной ностратики В.М.Иллич-Свитыч, Вяч.Вс.Иванов, И.М.Дьяконов, А.Б.Долгопольский, В.А.Дыбо. Институт лингвогенеза, продолжающий эту традицию, призван объединить усилия ведущих отечественных, а по возможности и зарубежных исследователей в области сравнительного языкознания для интенсификации работы над проблемой происхождения и генетической классификации языков мира.

Изучение дальнего родства языков и, в конечном счете, человеческого праязыка - редчайший случай глобальной научной проблемы, которую ясно как решать и которую можно решить в обозримом будущем. Институт обладает всеми необходимыми предпосылками для работы над этой проблемой - высоким уровнем уже готовых научных разработок, первоклассными исследователями, получившими уникальные результаты в области языкового родства и реконструкции праязыков, одареннейшей научной молодежью, оригинальной программной компьютерной технологией.

К настоящему времени в общих чертах - и в значительной степени усилиями российских ученых - доказано родство в рамках ностратической макросемьи таких языковых семей Старого Света, как индоевропейская, уральская, алтайская, эскимосско-алеутская, картвельская, дравидская, а также, по-видимому, чукотско-камчатская. Установлены родственные связи между северо-кавказскими (нахско-дагестанскими и абхазоадыгскими), синотибетскими и енисейскими языками, входящими в единую синокавказскую макросемьи. Другой важнейший вывод многолетних исследований - установление более отдаленного родства между ностратической, афразийской (семито-хамитской) и синокавказской, а возможно, и аустрической (австронезийские и австро-тайские языки) макросемьями. Хронологическая глубина каждой из этих макросемей - порядка 11-13 тысяч лет. Праязык, к которому все они восходят, датируется приблизительно 13-15 тысячелетиями до н.э. Накоплено достаточно материала, чтобы получить подробную картину формирования и расселения большинства этносов Евразии и Северной Африки.

Работа Института представляет интерес для специалистов по сравнительно-историческому языкознанию, этно- и культурогенезу, антропогенезу, древней и древнейшей истории, археологии, этнографии, а также по современным этническим конфликтам.

Одной из важнейших задач Института является подготовка научной молодежи - руководство аспирантами и семинарские и практические занятия со студентами.

Hаучный руководитель Института и проекта:   Старостин Сергей Анатольевич (д-р филол. наук, проф., чл.-корр. РАH)

Участники проекта:

Дыбо Анна Владимировна, д-р филол. наук, проф.

Дыбо Владимир Антонович, д-р филол. наук, проф., акад. Российской Академии естественных наук.

Коган Леонид Ефимович

Hиколаев Сергей Львович, д-р филол. наук

Милитарев Александр Юрьевич канд филол. наук

Старостин Георгий Сергеевич

Центр гебраистики и библеистики

Зав. Центром: Тищенко Сергей Владимирович, к. ф.-м. н. (см. Кафедра гебраистики и библеистики)

Задача этого уникального образовательного и научного подразделения, действующего с 1998 г., - подготовка квалифицированных преподавателей и исследователей в тех областях знания, которые десятилетия репрессий против интеллигенции, искоренения культурной традиции под маской борьбы с религией и государственного антисемитизма поставили в России на край гибели.

Интерес к Библии и библеистике в последнее время резко возрос. Знакомство с библеистикой и вообще историей религии предполагается программами и средней школы, и высших учебных заведений, причем не только гуманитарных. В то же время в России насчитываются буквально единицы квалифицированных преподавателей. Результат - засилье дилетантов и не имеющих никакой подготовки энтузиастов, сектантский конфессионализм и распространение самых грубых суеверий.

Центр создан на базе Еврейского университета в Москве при сотрудничестве с Институтом восточных культур и историко-филологическим факультетом РГГУ с привлечением ученых из Санкт-Петербурга (Институт востоковедения РАH, СПб Государственный университет, Государственный Эрмитаж).

  • Центр этнокультурных исследований
  • Центр исследования российского и восточноевропейского еврейства
  • Центр исследования национализма, антисемитизма и этнических конфликтов
  • Еврейское историческое общество
  • Еврейское генеалогическое общество

_         ВВЕРХ    
_

Реклама на IJC