На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Курт Левин

НЕНАВИСТЬ К САМИМ СЕБЕ В ЕВРЕЙСКОЙ СРЕДЕ

Курт Левин - известный психолог, основатель динамической социальной психологии. Левин - польский еврей, живший и учившийся в Германии, в 1934 году переезжает в Америку, где основывает научно-исследовательский центр по проблемам групповой динамики. Он ввел в психологию понятие "группы" - динамической общности различных людей, зависящих друг от друга, людей, обьединенных общей судьбой. Групповая психология - это нечто большее, чем индивидуальная психология всех членов группы. Группой можно считать семью, трудовой коллектив, национальное меньшинство. Но самой первой и хорошо знакомой группой для Левина был еврейский народ. Левин анализирует положение евреев как членов группы с низким социальным статусом и дает профессиональные советы психолога на тему воспитания.

Представляется, что данная статья, не смотря на ее научный характер и удаленность во времени, представляет и сегодня интерес для еврейского читателя. Ниже приводится выдержки из статьи Курта Левина, напечатанной в книге "Разрешение социальных конфликтов", "Речь", Санкт-Петербург, 2000. (Материал подготовлен Асей Энтовой)

(Написано в 1941 г.)

Людям, не принадлежащим к еврейской нации, сложно поверить в то, что в еврейской среде распространена ненависть к самим себе, однако сами евреи хорошо это знают.

Существует бесчисленное количество форм, которые может принимать ненависть евреев к самим себе. Наиболее часто встречающаяся и самая опасная форма - это скрытая, завуалированная ненависть. Эта ненависть так переплетена с другими мотивами, что в каждом конкретном случае довольно сложно определить, имеет ли место такого рода ненависть.

Возьмем, к примеру, хорошо образованного еврея - атеиста, который в конце концов согласился произнести речь в церкви. Во время службы, предваряющей его выступление, он рассказал мне, как ему больно видеть талиты - платки, которыми накрывали себя молящиеся, как это отвращение возникло в нем первый раз и что оно было вызвано негативной установкой его отца по отношению к синагоге. Имеем ли мы в данном случае дело с формой антиеврейского чувства или же просто с отвращением атеиста к церкви?

Если бы отвращение этого атеиста к атрибутам еврейской религии было его единственным мотивом, он должен был бы чувствовать столь же сильное отвращение и к символам любой другой религии. И если это не так, то мы можем сделать вывод о том, что его поведением управляет не только неприязнь к религии, но и неприязнь ко всему еврейскому. Еврейский ребенок из неортодоксальной семьи может сказать своей матери: "Когда я вижу старого молящегося еврея в талите, у меня поднимается настроение, как если бы я сам помолился". Этот случай доказывает, что безразличие к религии далеко не всегда приводит к возникновению отвращения к ней.

Ненависть людей к самим себе как социальный феномен

Была предпринята попытка объяснить ненависть евреев к самим себе проявлением глубинных человеческих инстинктов, т. е. проявлением того, что Фрейд называл стремлением к саморазрушению или инстинктом смерти. Однако подобное объяснение не вполне адекватно. Почему англичанин или немец не испытывает столь же сильную ненависть к своим соотечественникам, с какой еврей ненавидит других евреев? Если ненависть к самим себе - результат некоего присущего всем инстинкта, то следует ожидать, что сила этой ненависти будет зависеть исключительно от личностных особенностей конкретного человека. Однако сила ненависти конкретного еврея зависит, по всей вероятности, не столько от характерных особенностей его личности, сколько от его установки по отношению к иудаизму.

Еврейская ненависть к самим себе - это феномен, который можно наблюдать и у представителей многих других групп с низким социальным статусом. Один из наиболее известных и самых ярких примеров ненависти к самим себе - это американские негры. Негры внутри своей группы делятся еще на четыре или пять страт в зависимости от оттенка кожи - чем светлее кожа, тем выше страта. Эта дискриминация в своей собственной среде заходит так далеко, что девушка со светлой кожей может отказаться выйти замуж за мужчину с более темным оттенком кожи.

Принадлежность к группе с низким статусом воспринимается как помеха на пути к достижению поставленных целей. А это приводит к тому, что человек пытается отстраниться от собственной группы. Это противоречит естественному стремлению человека гордиться своей группой и порождает устойчивый внутренний конфликт. Этот конфликт может вызвать чувство ненависти против своей собственной группы как источника внутреннего дискомфорта.

Повышенная чувствительность к поведению других членов группы - это всего лишь проявление фундаментальной особенности групповой жизни, а именно взаимозависимости судьбы. Как выяснилось, даже те евреи, которые стараются избавиться от всех национальных связей, все же зачастую крайне чувствительны к этому аспекту. Это доказывает, что, несмотря на их слова, эти люди все-таки имеют представление о социальной реальности.

Силы, привлекающие человека в группу, и силы, отдаляющие его от группы

Рассматривая проблему аналитически, мы можем выделить два типа сил, действующих на представителя любой группы: силы одного типа привлекают его в группу и не дают уйти, силы другого типа направлены так, чтобы отдалить его от группы. Источников сил, привлекающих человека в группу, может быть множество: возможно, человеку нравятся другие члены этой группы; возможно, члены группы привлекают его к интересной деятельности; может быть, ему интересна цель группы, возможно, он видит совпадение собственного мнения с идеологией группы; наконец, он может стремиться быть в группе просто для того, чтобы не быть одному. Подобным образом, и те силы, которые уводят человека из группы, могут возникать вследствие каких-то неприятных особенностей этой группы или большей привлекательности другой группы.

Если баланс сил, притягивающих человека к группе и отдаляющих от нее, отрицателен, человек покинет группу (если не вступят в действие какие-то новые факторы). Таким образом, при "вольных" условиях группа будет состоять только из тех членов, на которых позитивные силы оказывают большее воздействие, чем негативные. Если группа не является достаточно привлекательной, чтобы удержать необходимое для ее существования количество членов, она распадается.

Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что силы, привлекающие человека в группу, и силы, отдаляющие его от нее, не всегда являются выражением личных потребностей самого человека. Они могут быть навязаны человеку из какого-то внешнего источника. Иными словами, человек может быть вынужден остаться в группе, которую он сам предпочел бы покинуть, или же остаться за пределами той группы, в которую он мечтает попасть. Так, к примеру, диктатор закрывает границы страны, чтобы никто не мог покинуть ее пределы. Или же модные светские круги ограничивают число тех, кто вхож в их компанию, и многие из тех, кто хотел бы к ним присоединиться, не могут этого сделать.

Сплачивающие и разъединяющие силы в группе с низким статусом

Получение более высокого статуса - это один из наиболее важных факторов, обусловливающих поведение человека в нашем обществе. Кроме того, привилегированная группа открывает перед человеком больше возможностей и меньше ограничивает его свободу, чем группа с низким статусом. По этой причине представители элиты общества в любой стране обладают ярко выраженным положительным балансом сил, предполагающим сохранение членства в элитной группе. Кроме того, если человек по какой-то причине намерен покинуть элиту, то, как правило, он может сделать это практически беспрепятственно (хотя, конечно, бывают и исключения).

Представитель группы с низким статусом нередко испытывает определенные затруднения, обусловленные его принадлежностью к этой группе. Кроме того, намерение добиться высокого статуса равносильно намерению уйти из этой группы. В то же время, можно отметить, что для члена любой группы с низким социальным статусом свободное движение через групповые границы сильно ограничено или полностью закрыто, что может быть связано как с недостатком способностей у данного человека, так и с действием внешних сил. Привилегированное большинство или влиятельная часть этого большинства препятствует свободному перемещению. Таким образом, в любой группе с низким социальным статусом существует некоторое количество членов, для которых баланс сил, привлекающих их и отдаляющих от нее, таков, что они предпочли бы покинуть группу. Они остаются в группе не потому, что хотят этого, а потому, что их вынуждают к этому определенные силы. Этот факт сильно влияет на атмосферу, структуру и организацию любой непривилегированной группы и на психологию людей, к ней принадлежащих.

Групповая лояльность и негативный шовинизм

Те люди, которые верны своей группе, склонны высоко ценить привычки, идеи и традиции, которые считаются наиболее существенными и репрезентативными для данной группы. Иными словами, средний англичанин "горд" тем, что он англичанин, и ему не понравится, если кто-то сочтет его представителем другой нации. Это логический результат групповой лояльности. Она является крайне важным фактором поддержания единства и целостности группы. При отсутствии такой лояльности ни одна группа не может прогрессировать и процветать.

Те, кто хотел бы покинуть группу, не отличаются должной лояльностью. В группе с низким социальным статусом многие из тех, кто хотел бы уйти из группы, вынуждены оставаться в ней. В результате в каждой такой низкостатусной группе можно обнаружить какое-то количество людей, стыдящихся своей принадлежности к этой группе. Если мы в качестве примера рассмотрим еврейскую группу, такие евреи будут стараться максимально быстро и самым кардинальным образом отмежеваться от всего еврейского. На их шкале ценностей те привычки, проявления или установки, которые, по их мнению, являются специфически еврейскими, 6удут располагаться не слишком высоко; и они будут иметь об этих особенностях весьма невысокое мнение. Иными словами, они будут демонстрировать "негативный шовинизм".

Подобная ситуация усугубляется еще одним фактом: человек, чей баланс сил негативен, будет стараться удалиться от центра еврейской жизни настолько далеко, насколько это будет позволено внешним большинством. Он остановится у определенного барьера и будет постоянно пребывать в состоянии фрустрации. Причем он будет более фрустрирован, чем те представители меньшинства, которые чувствуют психологический комфорт, находясь внутри этой группы. Данные экспериментальной психологии и психопатологии позволяют сделать вывод о том, что подобная фрустрация приводит к состоянию тотального высокого напряжения, обусловливающего высокую агрессивность личности. С точки зрения логики, эта агрессия должна быть направлена против большинства, которое препятствует представителям меньшинства покинуть свою группу. Однако в глазах этих людей большинство обладает более высоким статусом. Кроме того, большинство слишком всемогуще, чтобы на него можно было безбоязненно нападать. Эксперименты показали, что при подобных обстоятельствах агрессия, скорее всего, обернется против той группы, к которой человек принадлежит, либо против него самого.

Сила установок привилегированной группы

Существует и еще один дополнительный фактор, усиливающий тенденцию к проявлению агрессии против собственной группы. Марк Твен рассказал историю негра, которого воспитывали, как белого ребенка. И когда он самым скверным и малодушным образом поступил со своей матерью, она сказала ему: "Это в тебе говорит ниггер". Иными словами, она переняла мнение белого человека о том, что самые дурные черты являются типичными для негров.

Социологам хорошо известно, что представители низших социальных слоев обычно перенимают веяния моды, ценности и идеалы более высоких слоев. Когда речь идет о группе с низким социальным статусом, на их мнение о себе самих оказывает большое влияние та низкая оценка, которую дает им большинство. А это неизбежно усиливает тенденцию евреев с негативным балансом освободиться от всего еврейского. Чем более типичным является представитель еврейского народа или чем более типичными для евреев представляются какие-то культурные символы или модели поведения, тем более непривлекательными кажутся они этим людям. А поскольку человек не может полностью освободиться от своих еврейских связей и своего еврейского прошлого, он оборачивает свою ненависть против самого себя.

Организация групп с низким социальным статусом

Представители большинства привыкли думать о меньшинстве как о гомогенной группе, любого представителя которой они могут охарактеризовать при помощи стереотипа "еврей" или "негр". Было установлено, что содержание этого стереотипа в сознании ребенка зависит от специфики социальной атмосферы, в которой происходит его взросление, и что степень выраженности предубеждения практически не зависит от величины и особенностей непосредственного опыта общения с представителями меньшинства.

В действительности каждая группа, даже та, которая обладает низким экономическим или социальным статусом, состоит из нескольких социальных слоев. Однако существует различие между типичными структурами высокостатусной и низкостатусной групп. Баланс различных сил, действующих на отдельного члена привилегированной группы, притягивает его в центральные области этой группы. Баланс сил, действующих на члена непривилегированной группы, выталкивает его к периферии группы, и если возможно, то и в сторону более высокого статуса, присущего большинству. Если человеку не будет мешать барьер, возведенный большинством, он покинет группу. Подобная картина отражает психологическую ситуацию тех представителей группы с низким статусом, чей баланс сил принципиально негативен; и в результате мы можем наблюдать структуру такой группы, члены которой самым фундаментальным образом настроены против самих себя.

Очевидно, что чем больше членов группы характеризуется отрицательным балансом и чем больше этот баланс, тем меньше вероятность эффективной организации группы. Хорошо известно, что в группе с низким экономическим или социальным статусом сложно наладить четкий организационный порядок, поскольку решению этой задачи будут мешать те члены группы, чья реальная цель заключается не в том, чтобы способствовать развитию группы, а в том, чтобы покинуть ее. Этот глубинный конфликт целей членов низкостатусной группы не всегда очевиден для них самих. Но именно по этой причине даже относительно большая низкостатусная группа, которая в принципе способна добиться равных прав (если объединится и будет действовать сплоченно), может достаточно легко удерживаться большинством в низшей позиции.

Лидеры с периферии

Для организации и функционирования меньшинства особенно опасно то, что в нем не могут появиться некоторые типы лидеров. В любой группе с любым статусом существуют подгруппы, способные завоевать лидерство и быть достаточно успешными. Если речь идет о социальном меньшинстве, то отдельные члены этой группы: те, кто экономически успешен или добился успеха в профессиональной деятельности, - обычно охотнее, чем все остальные, принимаются большинством. Тем самым они попадают на периферию низкостатусной группы, и существует большая вероятность того, что они станут маргинальными личностями. Присущий им баланс сил зачастую негативен, и они особенно заинтересованы в том, чтобы их "хорошие связи" не подвергались опасности вследствие чересчур тесных контактов с теми частями низкостатусной группы, которые не принимаются большинством. Однако поскольку они добились успеха и обладают властью, остальная часть низкостатусной группы стремится видеть этих людей своими лидерами. Сами эти люди, как правило, охотно соглашаются на лидирующую роль, отчасти из-за того, что рассматривают такую позицию как приемлемую замену получения высокого статуса в большинстве, отчасти из-за того, что такое лидерство позволяет им устанавливать и поддерживать дополнительные контакты с большинством.

В результате мы имеем дело с парадоксальным феноменом, который можно было бы назвать "лидерством с периферии". И вместо того, чтобы иметь дело с группой, ведомой людьми, которые гордятся своей группой, которые хотят остаться в ней и способствовать ее развитию, мы вынуждены обращаться к лидерам меньшинства, которые достаточно прохладно относятся к своей группе, которые, несмотря на легкий налет лояльности, стремятся покинуть группу и открыто используют свою власть для того, чтобы выражать свой негативный шовинизм. Достигнув относительно удовлетворительного положения среди представителей прочих групп, они озабочены главным образом тем, чтобы сохранить статус-кво, и поэтому стараются спустить на тормозах все действия, которые могут привлечь внимание представителей внешних групп. Эти евреи никогда не будут обвинять Кнудсена в двойной лояльности за то, что он был президентом Американо-датской ассоциации, но они настолько привыкли воспринимать все еврейские мероприятия глазами антисемита, что боятся обвинений в той самой двойной лояльности за какие-то действия, указывающие на их национальную принадлежность. Если будет существовать "опасность" того, что какому-то еврею предложат должность в Верховном Суде, они не постесняются предостеречь президента страны от такого шага.

Как я уже упоминал, в каждом конкретном случае зачастую бывает довольно сложно определить границы между еврейским шовинизмом, естественной групповой лояльностью и негативным шовинизмом. Однако, проведя анализ, мы выяснили, что трусливая и неблагоразумная (вследствие своей нереалистичности) примиренческая позиция имеет своим источником тот же самый негативный шовинизм, что и ненависть евреев к самим себе. Фактически, мы можем расценивать ее как одну из наиболее вредоносных разновидностей еврейской ненависти к самим себе.

Мы располагаем данными, свидетельствующими о том, что процент таких людей среди лидеров американских еврейских общин возрос со времен первой мировой войны.

История революций учит нас, что наиболее активными и эффективными лидерами меньшинств становились те люди, которые оставили привилегированные группы и добровольно связали свою судьбу с судьбой этого меньшинства. Эти люди, по той или иной причине, отличались особенно высоким позитивным балансом сил, притягивающих к группе и отдаляющих от нее. И если бы нашлись эффективные лидеры среди тех, кто сознательно и добровольно вернулся к еврейству, это вполне согласовывалось бы с историческим опытом.

Что мы можем сделать с ненавистью евреев к самим себе

Может создаться впечатление, что ненависть к самому себе является феноменом психопатологического характера и что его предотвращение - задача, которую должен решать психиатр. Однако современная психология свидетельствует о том, что многие психологические феномены - это всего лишь производные от социальной ситуации, в которой находится человек. В некоторых случаях еврейская ненависть к самим себе может характеризовать невротика или человека с каким-либо другим личностным отклонением, но в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с людьми с нормальной психикой. Иными словами, это - социально-психологический феномен, даже с учетом того, что он обычно оказывает сильное влияние на личность в целом. Фактически, невротические расстройства у евреев нередко бывают результатом их недостаточной адаптации к существованию подобных групповых проблем.

Единственный способ избежать ненависти евреев к самим себе в ее различных проявлениях, - это изменить негативный баланс сил притяжения и отдаления в отношении еврейской группы на баланс позитивный, сформировать лояльность к еврейской группе взамен негативного шовинизма. Сегодня мы не можем уберечь наших соплеменников или наших подрастающих детей от тех проблем, которые возникают из-за того, что человек принадлежит к еврейской нации. Однако мы можем попытаться улучшить еврейское образование как детей, так и взрослых, чтобы воспрепятствовать возникновению чувства неполноценности и чувства страха, которые представляют собой самые важные причины возникновения негативного баланса.

Чувство неполноценности, присущее еврею, - это не что иное, как свидетельство того, что он смотрит на все еврейское глазами недружественного большинства. Если мы хотим противостоять страху и быть сильными перед лицом будущего, каким бы мы его себе ни представляли, то самое главное - это ясное и полное принятие принадлежности к группе, судьба которой нам не безразлична. Долговременная перспектива, охватывающая прошлое и будущее еврейского народа, и связь решения проблем меньшинства с проблемой благополучия всего рода человеческого могут стать возможными источниками силы. Сильное чувство того, что ты - часть и представитель группы, положительная установка по отношению к ней как у детей, так и у взрослых - это достаточные условия для устранения установок, основанных на ненависти к самим себе.

Формирование чувства групповой принадлежности на основе активной ответственности за каждого еврея должно стать одной из первоочередных задач еврейского образования. Это не означает, что мы должны развивать в своих детях чувство принадлежности, заставляя их ходить в воскресную школу или в хедер. Тем самым мы еще в раннем детстве сформируем ту модель навязанной групповой принадлежности, которая характерна для психологической ситуации негативных шовинистов, и в конечном счете породим именно такую установку. Слишком много молодых евреев было отвращено от иудаизма как раз тем, что в их жизни было слишком много хедера. Наши дети должны воспитываться в контакте с еврейской жизнью таким образом, чтобы фразы типа "этот человек, похоже, еврей" или "поступает совсем по-еврейски" носили скорее позитивный, чем негативный оттенок. А это предполагает, что еврейские религиозные школы должны, по меньшей мере, соответствовать педагогическим стандартам всех других наших школ.

С организационной точки зрения, группа как целое, по всей вероятности, была бы гораздо сильнее, если бы мы смогли избавиться от наших негативных шовинистов. Но такое изгнание части группы невозможно. Однако мы могли бы значительно приблизиться к такому положению вещей, когда принадлежность к еврейской группе будет основываться - по крайней мере, пока речь идет о нас самих, - на желании человека принять активную ответственность за группу и готовности пойти на жертвы ради нее. По моему мнению, евреи совершили большую ошибку, посчитав, что членство в большой группе будет привлекательнее для человека в том случае, если от него самого будет требоваться как можно меньше. Сильные группы не формируются подобным образом, принцип их построения совершенно иной. И в этом отношении мы можем многому научиться на примере католической группы. Действительно, поддержание в человеке духа самопожертвования с большей вероятностью приводит к снижению ненависти к самому себе. И еще одно финальное замечание заслуживает вашего внимания. Многие евреи, по-видимому, все-таки уверены в том, что предубеждения против евреев исчезнут, как только все люди станут вести себя должным образом, - и это несмотря на все доказательства того, что между этими двумя явлениями нет значимой связи. Еврейские родители гораздо больше, чем любые другие, привыкли уделять огромное внимание благопристойному поведению детей в общественных местах. Подобное внимание - это один из источников чрезмерной чувствительности к поведению соплеменников, о котором мы уже говорили выше, и источник бесконечного чувства неловкости и напряжения. И чем больше человек будет склонен рассматривать еврейский вопрос как социальную проблему, а не как проблему хорошего поведения отдельного человека, тем самым взваливая на свои плечи двойную ношу, тем более он будет способен к адекватному, свободному поведению. Подобная нормализация уровня напряжения, по всей вероятности, является самым важным условием избавления евреев от ненависти к самим себе.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100